Как сделать звук бас гитары как у криста новоселича

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 28.09.2024

Хотите заработать 25 тысяч фунтов? Следуйте нехитрой инструкции:

1. Купите дешевую гитару.
2. Станьте культовым музыкантом.
3. Разбейте гитару.
4. Ждите сигнала.

29 ноября на аукционе Christie's в Лондоне состоятся торги, на которых наряду со школьным ежегодником Боба Дилана (Bob Dylan) и хлыстом Индианы Джонса из фильма "Последний крестовый поход" будет выставлена бас-гитара Криста Новоселича (Krist Novoselic). Вернее то, что осталось от инструмента, разбитого Куртом Кобейном (Kurt Cobain) в ходе съемок клипа на "Smells Like Teen Spirit". В целом виде гитара марки Zen-On не представляла особой ценности: басист Nirvana купил ее в ломбарде, уже зная, что она подлежит образцово-показательному уничтожению - страсть сиэттлских гранжеров к крушению собственной аппаратуры стала частью их легенды, и в клипе ее нужно было заснять.

Стартовая цена обломков инструмента составит 25 тысяч фунтов.

NIRVANA - свежие публикации:

NIRVANA


Маленький городок Абердин с населением в 16 тысяч жителей подарил миру новый музыкальный жанр. Жанр звали гранж" (grunge), а его иконой стал родившийся 20 февраля 1967 года в семье домохозяйки и механика Курт Кобейн.

Подробности из жизни:

Состав:
Курт Кобейн (Kurt Cobain) - вокал, гитара
Крис Новоселич (Chris Novoselic) - бас-гитара
Дэйв Грол (Dave Grohl) - барабаны

Маленький городок Абердин с населением в 16 тысяч жителей подарил миру новый музыкальный жанр. Жанр звали "гранж" (grunge), а его иконой стал родившийся 20 февраля 1967 года в семье домохозяйки и механика Курт Кобейн. Его предки по материнской линии происходили из Германии, а по отцовской - из Ирландии, причем фамилия Cobain являлась искажением ирландского имени Coburn.

Курт с детства был окружен музыкантами: его дядя Чак играл в рок-группе, его тетя Мэри играла на гитаре, в семье было принято устраивать домашние концерты и спектакли. Мальчик с детства слушал Beatles и Monkees, однако, начав играть собственную музыку, взял курс на дргие образцы: Aerosmith, Led Zeppelin, Black Sabbath и KISS. После развода родителей Кобейн нашел утешение в творчестве - но уже тогда и его рисунки, и музыка носили экстремальный характер. Грязный, жесткий, протестный…

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Частотный диапазон инструмента по группам

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

    На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

    Эквализация бас гитары графическим EQ

    Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

    Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

    Практические рекомендации

    Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

    А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

    Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

    Басистам не везёт. Вот барабанщику, например, никто и слова не скажет, если он полдня будет возиться со своей колымагой, накручивая там каждый винтик. А попробуй попроси звукорежиссёра поставить к басовому кабинету второй микрофон – такое сразу начнётся…

    Бас-гитара – один из самых важных инструментов рок-музыки вообще и самый важный в ритм-секции. Но звукорежиссёры редко относятся к ней с подобающим почтением. Берут с полки первый попавшийся директ-бокс, брезгливо вытягивают за провод из-под старого барабана микрофон, даже плесень с него не стряхивая – бери, мол, включайся. Так что думать о звуке своей любимой басухи нужно нам самим. Слава богам, это не так уж и сложно, и неважно, в каком стиле вы играете. Внимайте.

    Берите хороший директ-бокс. Не все DI-коробки одинаково хороши. Самые дешёвые и звучат так же. В более дорогих и компоненты получше, и сделаны они на совесть, причем разницу между дешёвым и подороже несложно услышать невооружённым ухом. Считается, что лучшие боксы – те, в которых стоят трансформаторы Jensen, специально обученные для передачи самых низких частот и не пропускающие наводки и фон.

    Если у вас пассивные датчики на гитаре, включайтесь в активный DI, и наоборот – для активного баса берите пассивную коробку. Иначе в звук полезут шумы. Так что выбирайте самый лучший директ-бокс, какой можете себе позволить – и приятно удивитесь, насколько чище, яснее и басовее станет звучать ваша бас-гитара.

    Включайтесь в небольшой кабинет. Тот редкий случай, когда размер имеет значение, но наоборот. Конечно, чем больше кабинет и чем больше в нем динамики, тем басистее будет звук. На живых выступлениях это как раз в кассу, но в студии супер-глубокий бас может потеряться в миксе. Чтобы бас-гитару было слышно не только в дорогих мониторах, но и в маленьких колонках, наушниках и даже динамиках смартфонов, стоит записать ее через маленький кабинет с выраженными средними частотами, это ещё и добавит энергии басу независимо от того, на чём его будут слушать. Помните, что люди слышат самые низкие частоты, только если в их системе есть отдельный сабвуфер.

    Комбики и кабинеты с 8″, 10″ и 12″ динамиками вполне подойдут для записей, которые будут слышны на любой аппаратуре. Множество рок-песен писались через кабинет 4х10″, но не бойтесь взять и меньший. Даже недорогой школьный комбик вполне может своим звуком прорезать микс.

    (Это можно проверить и в программном симуляторе кабинета – поставьте в Guitar Rig’e, например, самый большой басовый кабинет, и звук уйдет, станет невнятный и мыльный. – Прим. редактора.)

    Подбирайте и комбинируйте микрофоны. В студиях часто используют микрофоны с большой мембраной, типа Electro-Voice RE20 или AKG D112, которые хорошо берут нижние частоты. С ними звук глубокий, мощный в низах, но недостаточно ясный и чёткий.

    Разделяйте сигнал. Есть три способа это сделать:

    1. Пустить один сигнал в два кабинета – один с большим басовым динамиком, другой с небольшим среднечастотным – через Y-образный кабель.
    2. Взять разветвитель сигнала и пустить через него бас в два разных усилителя со своими кабинетами.
    3. Записать бас через DI-коробку и реампить его через два усилителя. Даже если у вас только один усилок, можно во второй заход поменять настройки эквалайзера.

    Выравнивайте фазы. Смешивая несколько басовых дорожек, всегда можно попасть на проблемы с фазами сигналов, особенно если это дорожки с DI или после реампинга. Не ленитесь и поправьте фазы в компьютерной студии, либо руками, либо каким-нибудь плагином типа Precision Time Align.

    Увеличьте картинку с записями и смотрите, какая из них запаздывает или начинается раньше. Даже небольшой сдвиг в несколько миллисекунд испортит низкие частоты. Поставьте эти дорожки на место, и бас сразу заиграет всеми красками.

    А теперь хотите самый грязный главный секрет записи бас-гитары? А вот он: записывайтесь без усилителя! Некоторые активные DI-коробки по гибкости настройки частот не хуже самых крутых усилителей. Например, легендарная педаль SansAmp частенько грязно использовалась басистами для записи, когда под рукой не было усилителя – а все благодаря его тёплому, почти ламповому звуку.

    Есть и цифровые симуляторы басовых усилителей, например, Kuassa Cerberus или Softube Bass Amp Room. Да и вообще, на компьютере можно соорудить грандиозную виртуальную студию с разными кабинетами, микрофонами и прочим, и при этом очень точно их настраивать. Попробуйте записать бас в студии, как мы рассказали, а потом запустить чистую дорожку с DI в виртуальный кабсим, и сравните – будет ли разница и в чью пользу.

    Вот такие дела, ребятки и девчатки. Прочитали? Ну а теперь берём свои четыре и более струн и задаем такой грув, чтобы никому мало не показалось.


    В данной заметке речь пойдёт не о изменении самой гитары, а о преобразовании тембра полученной записи. Конечно же результат не идентичен со звучанием басс гитары на все 100%, но это лучшее из всего того что лично мне доводилось слышать. Звучание достаточно реалистично, а главное это экономия денег и места в вашей домашней студии. Так что если Вы умеете играть на гитаре и хотите получить реалистичный бас — то это заметка для Вас.

    Для начала давайте послушаем запись, что можно получить:

    001

    Далее я решил добавить фильтр низких частот (или эквалайзер), с вырезанием всех частот ниже 60 Гц. Иначе звучание бас гитары будет мутным. Также я добавил компрессор для сужения динамического диапазона, установки стандартные для обработки басс гитары.

    Основная часть выполнена, остались отделочные работы — вы можете добавить эквалайзер и скорректировать звучание гитары в нужную сторону. Конечно же реальной бас гитары таким способом мы не получим, но если и стремиться получить звучание бас гитары из записи электрогитары — то именно таким не хитрым способом.

    Читайте также: