Как сделать звук 360

Обновлено: 08.07.2024

Разработка должна популяризовать новую технологию объёмного звука японской компании.

Sony 360 Reality Audio Creative Suite

Sony анонсировала выход ряда дополнений к собственной платформе пространственного звука Sony 360 Reality Audio. На выставке CES 2021 японская компания анонсировала выход программного обеспечения 360 Reality Audio Creative Suite, а также двух моделей совместимых акустических систем.

По словам Sony, на сегодняшний день в мире существуют 15 студий, присоединившихся к платформе 360 Reality Audio и активно работающих в ней. Платформа звука была запущена японским производителем в 2019 году — система позволяет производить объёмное аудио с продвинутыми возможностями панорамирования сигналов.

В начале 2021 года Sony решила привлечь к работе с объёмным звуком как можно больше энтузиастов: японский производитель анонсировал выход плагина Sony 360 Reality Audio Creative Suite. Плагин позволит продюсерам панорамировать сигналы в любой точке пространства микса: разработка предлагает использовать не плоское, а сферическое пространство для расположения звуков. По мнению компании, возможности платформы дают пользователям более глубокое погружение в аудиоконтент.

С помощью плагина продюсеры получат более гибкие настройки панорамирования сигнала. Речь не идёт о создании бинаурального аудиоконтента, вместо этого пользователям предлагается полностью объёмная панорама: звуки можно размещать спереди и позади, сверху и снизу, а также в любой другой точке пространства.

Sony 360 Reality Audio Creative Suite

360 Reality Audio и плагина 360 Reality Audio Creative Suite позволяют размещать элементы микса в сферическом пространстве, имитируя ощущения от прослушивания музыки живьём. Плагин позволяет разместить в пространстве до 128 отдельных моносигналов, а также настроить параметры автоматизации для их перемещения по объёмному полю. По словам Sony, для прослушивания подобных композиций слушателям не нужны специальные устройства — эффект от объёмного панорамирования можно ощутить в любых наушниках.

Sony SRS-RA5000

Sony SRS-RA5000

Среди партнёров Sony по продвижению платформы объёмного звука — стриминговые сервисы TIDAL и Deezer. По информации японской компании, в каталогах обеих площадок представлено около 4000 композиций, созданных с помощью 360 Reality Audio. Среди исполнителей, уже протестировавших технологию в студии и опубликовавших композиции, — Алиша Кис, Lil Nas X, Ноа Сайрус, Зара Ларссон.

Компания Sony на выставке IFA 2019 демонстрировала достаточно занятную технологию, которая в будущем появится в потребительских устройствах компании.

Технология называется 360 Reality Audio. Её суть достаточно проста. ПО на смартфоне анализирует форму ушей конкретного пользователя и оптимизирует звук специально под этого человека. Но для этого нужно сфотографировать свои уши.

Сначала нужно сфотографировать свои уши. Sony показала новую технологию адаптивного звука 360 Reality Audio

Правда, он отметил, что пробовал послушать музыку с оптимизацией под другого человека и разницы не заметил.

Что интересно, тестовый музыкальный трек был только один, что вызывает вопросы. А вот к технике вопросов не было: использовались наушники Sony WH-1000XM3.

Как настроить Dolby Atmos в наушниках: 3D-звук на любом устройстве

Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается и в играх. Объемный звуковой ландшафт позволяет игроку по-иному окунуться в атмосферные игры с красивым саунд-дизайном и обрести реальные преимущества в соревновательных тайтлах. Появляется возможность услышать направление шагов подкрадывающегося врага, почувствовать, откуда идут выстрелы, а при должном скилле даже попасть в противника через стену. Как получить эти преимущества — расскажем в статье.

Девайсы с функцией 3D-звука


Существует несколько способов добиться объемного звучания в наушниках. Самое сложное, зато и самое качественное решение — многоканальные наушники. В отличие от обычных с двумя динамиками, в них встроено по 4-5 небольших громкоговорителей с каждой стороны. Но и стоят они гораздо дороже. Помимо этого из-за громоздкой конструкции увеличивается вес, так что их сложно долго носить. Зато и объемный звук получается самым настоящим, как в домашнем кинотеатре. А вот музыка в них звучит специфически, они больше подходят именно для просмотра кино и игр. Музыкальные альбомы с многоканальным звуком — большая редкость, хоть на Amazon Music и можно найти несколько релизов, смикшированных специально для технологии Atmos, а Sony развивает формат 360 Reality Audio.

Большую популярность в последние годы получили наушники со встроенной эмуляцией 3D-звучания. Конструктивно они представляют собой привычные всем наушники с двумя динамиками по бокам. В них либо встроен аппаратный модуль, который превращает звук в объемный одним нажатием кнопки, либо соответствующую функцию можно настроить в драйверах к устройству. Вдобавок, такие наушники весят меньше моделей с реальным 7.1 — в них комфортнее убивать монстров часами напролет.

Некоторые звуковые карты поставляются с утилитами для моделирования объемного звучания. К примеру, карты Creative сопровождаются приложением Sound BlasterAxx с функцией SBX Pro Studio Surround, которая и творит все волшебство, дополнительное ПО не требуется. Некоторые карты Asus поставляются с утилитой Sonic Studio, где также есть подобная функция.

Компания Sony также разработала свою технологию виртуального 3D-звука для нового поколения консолей и назвала ее Tempest Engine. Сделала она это на базе разработок формата 360 Reality Audio для музыки с объемным звуком. Разработчики уверяют, что эффект настолько сильный, что можно отдельно расслышать стук каждой капли дождя в игровом окружении.

Однако все эти решения требуют покупки реальных устройств или смены любимых наушников на игровую гарнитуру. В то же время существуют и способы воспроизвести такой эффект программно несколькими кликами мыши.

Windows Sonic for Headphones


Преимущества этой функции:

  • Работает с любыми играми и наушниками. Даже если сама игра отдает системе не многоканальный, а стереозвук, Windows Sonic превратит его в объемный.
  • Если же в игре есть функция многоканального звука, то Windows Sonic будет работать натуральнее и незаметнее для слуха.
  • Бесплатная и не требует установки, работает также с Xbox One X.

Но есть и недостатки:

  • В хороших наушниках эффект становится слишком заметным и сильно окрашивает оригинальный звук, хоть это и вопрос вкуса.
  • Сам эффект объема выражен не так сильно, как у более продвинутых решений — сложнее определить направление источника звука, особенно, если он должен
    быть снизу или сверху.

Dolby Atmos for Headphones

Второй самой популярной программой для таких фокусов является Dolby Atmos for Headphones. Она предустановлена на многих смартфонах и планшетах, а также поставляется в виде отдельного приложения Dolby Access, которое можно скачать через магазин Microsoft Store. Разработчик дает бесплатную неделю на тест, сама программа стоит 15 долларов.



По звуку Dolby Atmos for Headphones заметно отличается от дефолтного приложения Windows. Сама обработка меньше режет ухо, при этом эффект объема более выражен. Звуковой ландшафт кардинально отличается от обычного стерео, особенно это заметно при прямом сравнении:

  • Появляются звуки сверху, снизу и по диагонали.
  • Звуки более органично вписаны в окружение, благодаря чему игровой мир становится более достоверным.
  • В гонках можно услышать соперника за спиной или сбоку при обгоне, в шутерах — направление стрельбы соперника.
  • Меняются не только звуки стрельбы, шагов и фонового окружения — по-другому начинают звучать диалоги героев, а главный герой звучит так, будто говорит сам игрок.

Музыка в стерео звучит привычно. И это станет плюсом для тех, кто не любит слушать альбомы с призвуком обработки от подобных эффектов — не придется каждый раз выключать ее в параметрах звука после выхода из игры.

Atmos также позволяет смотреть в наушниках фильмы и слушать музыку с многоканальным звуком. В интерфейсе есть соответствующие пресеты и настройки, а также несколько пользовательских пресетов.


Присутствует десятиполосный эквалайзер и нормализатор громкости для выравнивания перепадов звука в фильмах. Также разработчик уверяет, что приложение усиливает эффект объема в традиционных аудиосистемах формата 5.1 и 7.1.

Какие игры поддерживают Dolby Atmos

Главный недостаток Dolby Atmos в том, что технология работает только с теми играми, которые ее поддерживают. Если игра умеет делиться с системой только стереозвуком, то волшебства не получится. Ознакомиться с полным списком можно на сайте разработчика.


Стоит отметить, что в некоторые игры уже встроена возможность пространственной обработки звука. К примеру, в Overwatch функцию Dolby Atmos for Headphones можно включить в настройках звука — не нужно ничего качать и устанавливать. А в Counter-Strike: Global Offensive есть свой собственный движок для 3D-аудио, причем его можно отключить, чтобы воспользоваться внешним софтом. Так что всегда стоит для начала проверить настройки своей игры — иногда их может быть достаточно для нужного результата.

Некоторые студии также сотрудничают с теми или иными производителями наушников или звуковых карт. К примеру, Battlefield 1 имеет звуковые профили для гарнитур Logitech с поддержкой объемного звучания.

Какие наушники подходят для Dolby Atmos лучше всего

Технически Dolby Atmos и подобные системы работают с любыми наушниками. Но лучше всего подходят охватывающие наушники с большими динамиками. Они позволяют создать более широкую звуковую сцену и усиливают эффект объема, позволяя технологии раскрыть свой потенциал. В сети можно найти различные подборки лучших наушников для наиболее выраженного эффекта, но все они сводятся к одному: чем наушники качественнее — ровнее АЧХ, выше детализация и динамика — тем лучше.

Пользователи реальных 7.1 наушников с несколькими динамиками в каждом ухе получат еще более выраженный эффект объема и смогут точнее определять направление звуков.

DTS Headphone: X

Еще одна технология виртуального 3D-звука от компании DTS, которая, как и Dolby Digital, специализируется на многоканальном звуке для кино. В эпоху DVD фильмы нередко сопровождались звуковыми дорожками от обеих компаний.

DTS Headphone:X — функция программы DTS Sound Unbound, которую можно загрузить в Windows App Store и бесплатно тестировать 20 дней, само приложение стоит 20 долларов.


Технически оно также поддерживает любые наушники, плюс содержит базу из 500 моделей с заранее оптимизированными настройками. Доступно также для Xbox One X и S. Список поддерживаемых игр есть на сайте разработчика.

Как это вообще работает

Звук приходит в левое и правое ухо с небольшой разницей во времени. Человеческий мозг с самого детства учится определять разницу между тем, как слышат один и тот же звук разные уши. Кроме того, звуковые волны отражаются от тела, головы и преломляются особым образом из-за формы ушных раковин.

Последнее особенно важно — витиеватая форма ушных раковин заставляет звук многократно отражаться и поглощаться, прежде чем дойти до барабанной перепонки. Сложная форма раковины по-разному искажает сигналы, пришедшие с разных направлений. Неслучайно у многих млекопитающих с хорошим слухом уши такой странной формы — это помогает точнее определить направление источника звука.


Бурый ушан прячет уши под крылья, когда спит

Достаточно поставить манекен с микрофонами в ушах (такие используются при создании бинаурального аудио) и обычный микрофон рядом, чтобы сравнить, как тело, голова и форма ушей человека искажают звук. Набор этих искажений называют Head-related transfer function (HRTF), их можно представить в виде формул и уравнений. Эти данные и позволяют довольно точно смоделировать изменения звуковой волны на пути к барабанной перепонке.

Объемный звук в наушниках позволяет смотреть фильмы и играть в игры с многоканальной дорожкой в любое время суток, не мешая соседям грохотом сабвуфера. Появляется возможность общаться с другими игроками по сети с помощью привычной гарнитуры. А уж VR-игры и 3D-звук и вовсе созданы друг для друга — работая вместе, они обеспечивают беспрецедентное погружение в игровой мир. Киберспортсмены получают реальное преимущество за счет возможности точно определить направление стрельбы соперника, а для рядовых игроков это простой и недорогой способ получить целый домашний кинотеатр в своих любимых наушниках, позволяющий по-новому ощутить игровой мир.


Плагин Sony 360 Reality Audio позволит панорамировать сигналы в сферическом пространстве для более глубокого погружения слушателя в аудиоконтент.

По словам Sony, на сегодняшний день в мире существуют 15 студий, присоединившихся к платформе 360 Reality Audio и активно работающих в ней. Платформа звука была запущена японским производителем в 2019 году — система позволяет производить объёмное аудио с продвинутыми возможностями панорамирования сигналов.

Sony 360 Reality Audio позволит продюсерам панорамировать сигналы в любой точке пространства микса: разработка предлагает использовать не плоское, а сферическое пространство для расположения звуков. По мнению компании, возможности платформы дают пользователям более глубокое погружение в аудиоконтент.

360 Reality Audio и плагина 360 Reality Audio Creative Suite позволяют размещать элементы микса в сферическом пространстве, имитируя ощущения от прослушивания музыки живьём. Плагин позволяет разместить в пространстве до 128 отдельных моносигналов, а также настроить параметры автоматизации для их перемещения по объёмному полю. По словам Sony, для прослушивания подобных композиций слушателям не нужны специальные устройства — эффект от объёмного панорамирования можно ощутить в любых наушниках.

Sony SRS-RA5000

Среди партнёров Sony по продвижению платформы объёмного звука — стриминговые сервисы TIDAL и Deezer. По информации японской компании, в каталогах обеих площадок представлено около 4000 композиций, созданных с помощью 360 Reality Audio. Среди исполнителей, уже протестировавших технологию в студии и опубликовавших композиции, — Алиша Кис, Lil Nas X, Ноа Сайрус, Зара Ларссон.

Читайте также: