Как сделать золочение на стекле

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Пота́ль это имитация сусального золота. Не имеет в составе благородных металлов.

Технология нанесения потали отличается от технологии нанесения сусального золота тем, что виды потали, в составе которых присутствует медь, требуют покрытия лаком для защиты от окисления. Традиционным покрытием потали является шеллак, который может быть использован и как самостоятельное покрытие, и как первый (адгезионный) слой с последующим покрытием более прочными лаками.

Техника нанесения потали отличается от техники нанесения сусального золота в силу того, что листы потали значительно толще и состоят из менее пластичного металла, нежели сусальное золото. Этим объясняются сложности во фликовке (устранение дефектов золочения) при позолоте поталью. Однако более высокая толщина позволяет легче начать работу c cусальным листом позолотчикам с ограниченным опытом.

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.

Содержание

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Поталь и материалы для картины поталью

Виды потали

Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Поталь и материалы для картины поталью

Поталь и материалы для картины поталью

  • Листовая продается в небольшой книжечке и применяется для сплошного покрытия больших участков. Она может быть трансферной, то есть каждый листок прикреплен к подложке, либо свободной – листы перекладываются тонкой бумагой. При работе от трасферной потали отрезают кусочек желаемого размера, переносят на изделие и только потом осторожно отделяют бумажную основу. Свободную режут ножом позолотчика, подложив специальную замшевую подушечку, переносят особой кисточкой.
  • Поталь в хлопьях незаменима для имитации потрескавшейся поверхности (кракелюра) и создания красивых переходов света и тени. На поверхность предварительно наносят клей и потом посыпают поталью.
  • Жидкая – это идеальный вариант для начинающего художника, поскольку не требует особых навыков и наносится обычной синтетической кистью, как краска.
  • Поталь в форме пасты наиболее удобна для золочения кожи, металла, дерева, текстиля, украшений. Когда изделие высохнет полностью, золоченый слой можно шлифовать до получения яркого блеска.
  • Воск для золочения придает изделию элегантный вид. Применяется для состаривания, придания объема, а также для тонировки и косметической коррекции мелких трещин и сколов. Учитывайте, что воск имеет свойство сходить с поверхности, если она подвергается трению, поэтому он подходит не для всех изделий.

Какие материалы вам потребуются?

Поталь относится к так называемым "капризным" материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Материалы для работы поталью

Материалы для работы поталью

Для золочения вам потребуется следующее:

  • Плоская широкая кисть с ворсом из белки (лампензель), ею переносят свободную поталь на поверхность изделия. Можно также использовать веерную кисть.
  • Для нанесения клея и грунта используются плоские кисти с искусственным или щетинным ворсом. Размер зависит от площади покрываемой поверхности.
  • Колонковая кисть очень мягкая и применяется для бережного разглаживания потали на поверхности.
  • Нож позолотчика имеет закругленные края, он даже не режет, а как бы продавливает поталь.
  • Золотарная подушка предназначена для нарезки потали или сусального золота, ее делают из тонкой мягкой замши.
  • Перчатки для защиты изделия от попадания частичек кожного жира.
  • Перед началом работы поверхность обязательно обрабатывают обезжиривателем, чтобы очистить от жира, ворсинок, пыли и других загрязнений и обеспечить, таким образом, ее наилучшее соединение с грунтом и самой поталью.
  • Грунт под золочение. Для дерева и оштукатуренной основы используют специальный грунт под поталь – левкас, в его состав входит льняное масло. Клеевой грунт считается самым удобным в работе, поскольку содержитеще и специальный клей и подходит для любых поверхностей, его применяют при свободном и трафаретном покрытиях, кроме того, он подходит новичкам. Грунт болюс выпускается в нескольких цветах, что позволяет создавать интересные художественные эффекты.

Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Клей для потали

  • Клей кроликовый, рыбий выпускается в виде гранул и хлопьев, разводить его нужно по инструкции паром. Он предназначен для реставрационных работ.
  • Самый популярный – это мордан, клей на основе масла. Им пользуются и профессиональные художники, и новички. Он дает очень прочное, качественное покрытие. Время сушки зависит от марки и может продолжаться от нескольких часов до суток и более.
  • Клей на водно-акриловой и водной основе, а также клеевое молочко используются только для внутренних работ. Для покрытия стекла, металла, камня они не подходят. Существенный плюс данной группы клеев – быстрое высыхание (от 15 до 60 минут).
  • Клей на спиртовой основе обеспечивает прочное сцепление с гладкими водоотталкивающими поверхностями – камнем, стеклом, металлом. Высыхает в течение нескольких часов.
  • Клей в виде карандаша предназначен для нанесения тонкого сложного узора или мелких деталей.

От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.

Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.

Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.

Что позолотить?

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Пример работы

С помощью потали можно декорировать разные поверхности:

  • дерево,
  • стекло,
  • металл,
  • зеркала,
  • керамику,
  • гипсовую лепнину,
  • декоративный камень,
  • текстиль, а также красочный слой на картинах.

Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Серьги с поталью

Серьги с поталью

С чего начать? Этапы золочения изделия

Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Процесс золочения

Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:



Как создать картину с поталью (мастер-класс)

Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Пример работы

На фото изображено - Золочение и картины с поталью, рис. Пример работы

Для интерьерной картины вам потребуется:

  • грунтованный холст на подрамнике,
  • акриловые краски,
  • текстурная паста (по желанию),
  • кисти и мастихин,
  • лак,
  • клей,
  • листы потали,
  • перчатки, тряпка.

При подборе палитры ориентируйтесь на базовые цвета помещения, где будет находиться готовая работа.

  1. Напишите на подготовленном холсте желаемое изображение. Это может быть абстракция, натюрморт, пейзаж – все зависит от вашей фантазии. Для придания объема можно использовать текстурную пасту, предварительно смешав ее с краской нужного цвета. Дайте красочному слою как следует просохнуть.
  2. Нанесите на отдельные участки, которые вы желаете позолотить, клей. Выдержите время, указанное в инструкции.
  3. Осторожными движениями перенесите поталь на холст, разгладьте кисточкой, уберите излишки.
  4. Теперь можно нанести последние штрихи красками, если это необходимо. Дайте картине высохнуть.
  5. В завершение покройте работу бесцветным защитным лаком и просушите.

Как все сделать правильно, показано на этом видео:

Все материалы и инструменты для создания картины поталью мы собрали в одном разделе:


Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом


Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется. Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается). Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения


Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.


Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Смотрите также:

Содержание статьи: Виды золочения дома Гальванический способ Раствор для электролита Готовые решения для гальваники Технология золочения придает свежий и праздничный…

Золотой цвет – символ богатства и роскоши. Этот благородный металл имеет высокие декоративные свойства и химическую стойкость. Это обеспечивает золоту…

С ценами на услуги золочения можно ознакомиться в конце этой статьи. Позолота – процедура, которая заключается в нанесении гальваническим или…

Посмотреть все фотографии серии Мой декупаж. Тарелки с иконами.

Мой декупаж. Тарелки с иконами. 16:37 28.03.2011 Фотографий: 19

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Декоратор Моника Матушевич.

gilding-decoupage-tutorial (466x700, 286Kb)
reverie-art-tutorial-result-from-top (409x700, 221Kb)

Материалы: Стеклянные банки

monika-reverie-art-work-in-progress (700x466, 194Kb)

Помойте стеклянные банки, удалите этикетки. Протрите уайт спиритом (или средством для мытья окон) чтобы обезжирить поверхность.

Пальцами нанесите структурную пасту в некоторые части банки (например вокруг крышки и ближе к донышку).

Нанесите пасту на крышку банки. Я немного разбавила пасту водой. Паста белого цвета, если вы не хотите чтобы изнутри банки были видны белые пятнышки, добавьте в структурную пасту немного чёрной краски. Дайте пасте высохнуть.

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage (466x700, 206Kb)

Покрасьте всю банку чёрной или тёмно-коричневой матовой краской. Используйте поролоновую кисть. Тёмный фон идеален для золочения.

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage-painting (466x700, 188Kb)

reverie-art-gilding-and-decoupage-tutorial-painted-surface (700x466, 230Kb)

Добавьте несколько разноцветных пятен. Например хорошо подойдёт тёмно зелёная краска или коричневая.

После золочения фон в некоторых местах будет виден, особенно там, где будет использоваться поталевая крошка.

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage-painted-background (533x616, 160Kb)

После того как краска высохла, можно золотить поверхность.

Нанесите клей для потали и дайте высохнуть около 30 минут. Не нужно стараться очень аккуратно покрывать поверхность клеем, мы не собираемся наносить поталь ровным слоем на всю поверхность. Главное хорошо покройте те места, где будете наклеивать салфетку.

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage-gilding-in-process (466x700, 180Kb)

Как только клей стал прозрачным, наложите поталь и поталевую крошку.

Листы потали очень удобны для того, чтобы ровно покрыть большие фрагменты поверхности, на которых после будут приклеиваться салфетки.

reverie-art-gilding-tutorial-work-in-progress (466x700, 221Kb)

reverie-art-tutorial-gilding (466x700, 241Kb)

Кистью удалите излишки потали с поверхности (можете добавить несколько царапин при помощи наждачной бумаги).

Покройте всю поверхность лаком для потали, чтобы поталь не окислилась и не потускнела. Поталь не любит водные материалы, такие как клей для декупажа

Теперь пора добавить патины. Сначала нанесите немного битума на несколько частей поверхности, на своё усмотрению. Сразу стирайте лишний битум. Мне удобно наносить битум кистью для трафаретов.

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage-painting-on-gilded-surface (466x700, 243Kb)

Смешайте бирюзовую краску и тёмно-зелёную чтобы выглядело как настоящая патина и нанесите на некоторые части поверхности, на свой вкус. Если нанесли лишнее сразу стирайте пока краска не высохла (удобно для этого использовать поролоновую губку).

img_5795 (466x700, 217Kb)

reverie-art-tutorial-gilded-jars-with-patina (466x700, 272Kb)

reverie-art-tutorial-gilding-with-patina (466x700, 241Kb)

Выбирите салфетку. Примерьте чтобы мотив подошёл по размеру. Помните на тёмных местах салфетку видно не будет

reverie-art-tutorial-gilding-decoupage-prints (700x466, 271Kb)

Вырвите рисунок из салфетки. Постарайтесь чтобы размер вырванного мотива как можно точнее соответствовал поверхности, на которую будете приклеивать салфетку.

Отделите верхний слой салфетки. Приклейте мотив. После того, как клей высох, можете ещё добавить битума или краски вокруг приклеенной аппликации.

reverie-art-tutorial-decoupage-placing-napkin (700x466, 226Kb)

reverie-art-tutorial-glueing-napkin (700x466, 233Kb)

img_5807 (700x466, 226Kb)

Заключительный шаг. Мне кажется что для такой работы лучше всего подходит Яхтный лак (так как он очень желтит и поверхность кажется старой).

Вот только Яхтный лак долго сохнет и воняет. Поэтому модно вместо него использовать водный лак патину

reverie-art-tutorial-gilding-and-decoupage-result (700x466, 292Kb)

reverie-art-tutorial-result-from-top (409x700, 221Kb)

И последний совет: Можно на ещё не высохший лак немножко посыпать сухой пигмент , очень реалистичная имитация ржавчины получается.

Читайте также: