Как сделать зин

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

В России зин-культура неразрывно связана с самиздатом. В Советском Союзе так назывались все незаконные способы создания литературных произведений, научных трудов и публицистических изданий. Подобные самиздаты обеспечивали творческую реализацию и были способом игнорирования власти.

Сегодня молодые авторы зинов объединяются для совместных творческих проектов и организуют ярмарки и фестивали. На таких мероприятиях любой желающий может прикоснуться к искусству в прямом смысле этого слова. ART FLASH поговорил с молодыми художниками о взглядах на творчество, современном искусстве и процессе создания зинов.

Формат зина очень развязывает руки – делай что хочешь и получай удовольствие.

Моя аудитория – это любопытные кинестетики. Вообще, для меня зин – пример прекрасного договора между зрителем и художником. Никакой дистанции, полная демократия. С одной стороны, это малотиражное издание часто с ручными техниками печати, вполне себе предмет искусства, но при этом очень доступное, да ещё и супер тактильное. Картина в раме обычно не вызывает желания её погладить, а вот зин – другое дело. Можно легко унести домой уникальный экземпляр – шурши и щупай сколько хочешь, только будь открыт к внезапности повествования и уважай священное право художника на эксперименты. Круто же.

Я считаю зины искусством. Но не потому, что это какой-то особый продукт творческого человека. Я считаю все предметы нашего окружения искусством, вне зависимости от того, кем они сделаны – человеком с раскрученным инстаграмом, слепым нищим на заводе или машиной на этом самом заводе. Как по мне, мы окружены постоянным реди-мейдом [техника, при которой бытовые предметы становятся произведением искусства – прим. ред.], который можно научиться воспринимать и реагировать на него. Поэтому и зины для меня точно такое же искусство, как и фабричный пластмассовый калькулятор. В хорошем и плохом смысле одновременно.

Я совсем не представляю, кто моя аудитория. В этом смысле я плохой маркетолог. Наверное, целевой аудиторией являются все живые люди с любым количеством глаз, за исключением искусствоведов и тех, кто к искусствоведению тяготеет. Теоретизировать искусство вредно обеим сторонам.

Мне трудно судить о развитии зин-культуры в России, так как я не очень погружён в тему. На мой обывательский взгляд, зины сейчас можно встретить на каждом маркете или фестивале более или менее адекватного тусовочного толка. Я их вижу на концертах, маркетах-барахолках и книжных магазинах, причём не только в Москве. Если уж зин-культура не развита, то развивается она в полный рост.

Зины для меня точно такое же искусство, как и фабричный пластмассовый калькулятор. В хорошем и плохом смысле одновременно.

3. Катя Зенина: The book of spells и The Second of February

Думаю, что зины – это искусство, если автор считает свои зины таковыми. Если ставит творчество, самовыражение и эксперимент в качестве главной цели при их создании. А вообще, это не моя работа – наклеивать ярлыки, определяющие, что искусство, а что нет. Моя работа и мой интерес – рисование, создание историй. А моя аудитория – это люди, интересующиеся комиксами, иллюстрацией, различными визуальными экспериментами, с которыми у нас схожие эстетические вкусы. Я сама очень люблю авторские комиксы, личные истории и иллюстраторов, у которых есть какая-то личная сквозная тема, фишечка.

Я вижу, что зин и комикс-культура в России стремительно развивается. Появляются возможности для печати и распространения. У нас была большая традиция самиздата, но она больше литературная, не визуальная. Сейчас есть магазины, продающие комиксы и зины. У людей есть больше примеров перед глазами, что можно сделать и с чем поэкспериментировать. Конечно, это сейчас довольно нишевый интерес, но я верю в рост этой сферы и распространение зин-культуры во многих городах России.

4. Дмитрий Изотов: Risunki 2, 2019

Я думаю, целевая аудитория таких зинов – это творческие люди. Творческие не в прямом смысле, то есть не обязательно художники, режиссёры или поэты, а творческие по своей натуре и в душе. Потому что для полного эффекта иллюстрация требует эмоционального погружения, фантазии, интеллекта и, конечно, творчества. Мои работы в брошюре Risunki 2 – это подборка рефлексии, некий иллюстраторский психоанализ прожитого, от детских случайных эмоций, до взрослых осознанных чувств.

Зины мне очень нравятся своей компактностью. Они мне напоминают сборники хоку или танки, когда с использованием минимума средств рассказывается многое. У искусства есть определение, и все эти составляющие искусства – искусственность, искусность и искус присутствует в зинах.

На момент создания своего зина я искала идеи для применения скетча, так как это связано с темой моей дипломной работы. От неё же я пыталась отвлечься и найти небанальный способ творчески провести время. Идею зина как подшивки и мини-журнала я взяла у какой-то иностранной блогерши из YouTube. Она показывала процесс их создания, который больше похож на скрапбукинг, а зин – на коллаж интересов, вдохновляющих фраз из различных материалов, часто подручных. Выглядело супер интересно из-за того, что процесс творческого мышления и составления композиции шёл в режиме реального времени. Мне понравилось, что это быстро заставляет соображать, имеет игровую форму и позволяет творчески передавать мысль или эмоцию. Формат так же подглядела у неё, в поясняющем видео был А6.

В результате своих экспериментов с подручными материалами и запечатлением моей окружающей действительности мне удалось, по крайней мере для себя, выразить своё состояние. Мне бы хотелось научиться более открыто выражать свои мысли и не бояться показать себя окружающим. Я думаю, моя книжечка именно об этом. Ведь часто то, что трудно выразить словами, легче перевести на бумагу.

Фактически моя аудитория – это, в основном, мои инстаграм-подписчики, люди моего возраста, студенты и некоторые увлечённые самовыражением и изобразительными искусствами люди, поэты, сообщники, которым не чужды проблемы повседневности. Имеются в виду вопросы налаживания общения и быта обычных людей.

Зин способен передать идею, а значит и повлиять на мировоззрение некоторых людей. Ещё это наиболее популярный и свободный вид самовыражения, доступный большинству начинающих художников и дизайнеров. Но зин-культура не очень развита в России. Возможно, от того, что ориентируется не на большинство, а скорее на людей со схожим пониманием тем. А их очень много, хотя часто бывают и абстрактные работы, направленные на самовыражение и творческие поиски. На данный момент, мне кажется, сообщество растет, и несмотря на то, что в нём никто не зависит друг от друга, эта идея объединяет. Возможно, для развития культуры не хватает сплочённости и спонсирования выставок, а может дело именно в независимости проектов.

Молодые художники о том, как делаются независимые комиксы

Нарисовать, сверстать и выпустить


Пока весь мир практикует самиздат всего что душе угодно, попутно продавая свое творчество на Etsy, в России выпуск комиксов и сборников арта только начинает набирать популярность. ВОС попросил молодых художников, дизайнеров и иллюстраторов рассказать, как самостоятельно нарисовать, издать и распространить свой комикс или зин и не умереть в процессе. Также мы выяснили, почему некоторые не хотят печатать свои комиксы и оставляют их в интернете и как в России обстоят дела с независимой от издательств культурой.


Полноценно я открыл для себя комиксы, только когда переехал в Москву и понял, что комиксы везде. Я стал читать и тратить на них кучу времени и денег. Для меня комикс, который делаю я, — в первую очередь язык передачи информации, как, например, книга или кино.

Первый зин было очень весело делать. В прошлом я работал дизайнером и выполнял кучу заказов с версткой, например, обложки журнала. Мне очень не нравилось этим заниматься, потому что все вечно просили сделать им отвратительное уродство. Звучит не так круто, как на самом деле, но в своем зине ты можешь сделать все что угодно. Наверное, фишка в том, что если ты сделаешь что-то ужасное, то этого не увидят даже ребята с типографии, потому что ты печатал это дома. Этот факт добавляет уверенности.

Тру-зины печатают дома на домашнем принтере. Нужны два картриджа (цветной и черный), каждый стоит примерно 900 руб. На Canon Pixma можно напечатать примерно 50 листов А4 с плотным закрасом, то есть, если делать зин формата А5, будет примерно десять десятистраничных зинов. Когда печатаешь дома, стараешься тратить меньше краски — больше тонких контуров и всякое такое.

На самом деле ребят, которые этим увлекаются, гораздо больше, чем кажется. Я не чувствую, что людей, которым это нравится, мало, не чувствую недостатка общения с единомышленниками и не чувствую сильной конкуренции.

Вчера досмотрела класс про зины. Потом увидела информацию, что на Бигфест можно прислыать зины до 15-го марта включительно. И глаза мои загорелись.
Не хотелось упустить возможности оставить маленький след на Бигфесте, да и сделать зин. А то у меня с созданием комиксов какие-то блоки. Не хватает внутренних сил.
Кароч, снова двух зайцев одним классом убила.


Меня так эта идея увлекла, что я вчера за 4 часа все сделала. И мучительно ждала утра, чтобы заснять макеты при дневном свете.


Фишка такого зина, что его не надо сшивать. Все можно сделать из одного листа бумаги.


Обложки я делать мастак xD

А еще у меня в планах сделать два зина: про Уну и Владимира. Макеты сделала, начала в них рисовать. Но дальше второго разворота мысля не идет х)) Если успею - отправлю на Бигфест три зинчика.

Ссылка на класс
Я могу вам подарить месяц бесплатного премиума на скиллшэр! Напишите мне свой e-mail куда вам удобно и я вам вышлю приглашение или кликайте по ссылке.


Mastering Inking: Basic and Pro Techniques

Вот наконец дошли глаза и руки до этого класса от Юко. Я недавно открыла для себя прелести приложения для ios от Скиллшэр. Оно позволяет закачать…


Illustration in Photoshop: Professional Work From Your Sketches

Наконец-то сделала картинку к этому классу. Это тоже один из первых просмотренных. Меня завлекло то, что там надо рисовать свою собачу х) Это пока…


SkillShare Time: беспроектные классы

Пока нет выполненых проектов, продолжаю рассказывать про интересные классы. Картинки кликабельны. ••• Класс о том как создавать…


Полная свобода самовыражения

Сейчас на смену жёсткой политической цензуре, которая существовала в Союзе, пришли не менее суровые законы рынка, а значит, явление самиздата вновь становится актуальным.

Валерия говорит, что причины делать малотиражные издания у каждой социальной группы свои. Для панков — пожалуй, самых активных зиноделов — это способ коммуникации; для людей творческих — возможность представить плоды бессонных ночей, проведённых наедине с музой.

самиздам

самиздам

самиздам

самиздам

самиздам

самиздам

самиздам

— В традиционном понимании самиздат остался в прошлом, — говорит Пустарнаков. — Если первые зины были рождены панк-культурой как средство общения, то с появлением интернета эта их функция утратила актуальность. А вот если говорить о культуре… Кризис бумаги привёл к тому, что издатели неохотно выпускают книги с фотографиями и репродукциями картин, потому что спрос на них невысок. Поэтому зин становится едва ли не единственной возможностью показать своё творчество другим.

Сделать своими руками

Чтобы посетители смогли на практике проверить слова Пустарнакова, организаторы фестиваля устраивают двухдневный воркшоп. В ближайшие выходные преподаватели факультета журналистики ТГУ Анна Цырфа и Илья Мясников будут учить делать зины всех желающих. Опытные издатели, знающие об этом хитром деле практически всё, они подготовили специальный курс ускоренной подготовки зиноделов.

— На воркшопе мы не будем углубляться в историю самиздата. Наша область — всё, что касается технологии производства зинов, — говорит Илья Мясников. — При этом мы постараемся уравнять в возможностях тех, кто уже имеет издательский опыт, и тех, у кого такого опыта нет. Задача довольно амбициозная, но мы надеемся, что каждый уйдёт от нас со своим журналом.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

самиздам

В хранилище редких книг всё можно трогать и листать, а понравившиеся зины — приобрести на память. Количество самиздата на полках из гофрированного картона к концу выставки вырастет — любой слушатель воркшопа и мастер-классов может выставить на всеобщее обозрение своё творение.

Итоги фестиваля подведут 30 июня. Пять лучших журналов, которые придумают слушатели сам-издам-мастерской, выйдут в свет тиражом в десять экземпляров. Остальные самоделки можно будет забрать с собой на флешке и распечатать в ближайшем копишопе или, как это делают самые продвинутые представители зин-движения, на домашнем принтере. А организаторы начнут работать над подготовкой нового фестиваля малотиражек, чтобы усилить первое впечатление.

Читать также:

Читайте также: