Как сделать зил 131 из картона

Обновлено: 07.07.2024

Задержка производства имела весомые причины. Технически машина гораздо сложнее, чем обычный грузовик, а поскольку ЗИЛ-131 еще и техника двойного, так сказать, назначения, предназначавшаяся для военных нужд, то на всевозможные испытания во всех климатических зонах СССР понадобилось больше времени, на устранение недоработок и на новые, соответственно, испытания.

Любопытно, что мосты, во всяком случае передний, еще от ЗИЛ-157

Стилистически кабина тяготеет к "американской школе", вот, к примеру, Mercury

Военные оценили внешность машины, но попросили придумать вариант попроще. Особенно это касалось самых уязвимых элементов – крыльев и облицовки радиатора. Специфика применения грузовика ведь была такая, что ему и сквозь лесную чашу пролезть надо было, и пустыню пересекать, покорять горы и пробираться по болотам.

Надо, что бы можно было кувалдой на пеньке отрихтовать. Примерно так, наверное, звучало главное требование к кузовным элементам.

Сказано – сделано, часть оперения упростили. Кабина осталась прежней, она полностью унифицирована с кабиной сто тридцатого, за исключением ветрового стекла. Оно состоит из двух половин. Опять-таки пожелание военных.

Опытный ЗИЛ-131 с окончательным вариантом оперения, но кабина еще с цельным ветровым стеклом. Если присмотреться, то на крыше можно увидеть широкий круглый люк, как на современных российских военных грузовиках.

Под капотом установлен восьмицилиндровый карбюраторный V – образный двигатель мощностью 150 л.с. Его объем 6 литров.

В целом, это такой же мотор, как и на ЗИЛ-130, но имеются специфические отличия. Система зажигания электронная, бесконтактная. На военных версиях система зажигания была полностью экранированной. Вот как она выглядит.

Катушка, коммутатор, трамблер, высоковольтные провода – всё экранированное, и даже свечи зажигания СН-307 там оригинальные, их ни с чем не спутать. Вот они, еще в заводском консерванте.

Экранированное электрооборудование не только устраняло помехи, но и позволяло преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1.5 метра, так как оно было герметичным.

Предпусковой подогреватель так же входил в стандартную военную комплектацию, за исключением модификаций, предназначенных для работы в жарком климате. Топливный бачок подогревателя установлен над компрессором.

Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая. Передний мост подключается тумблером на панели приборов. Тумблер активирует клапан, который в свою очередь подает воздух на сервопривод, так что подключение переднего моста можно назвать электропневматическим.

Вот этот тумблер отвечает за включение переднего моста.

Кстати, в раздаточной коробке тоже есть концевик, при переходе на пониженную передачу, он принудительно подключает передний мост.

Задняя тележка ЗИЛ-131. Подвеска всех мостов рессорная, задняя - балансирного типа

Упростили и систему подкачки колёс. Вместо отдельных кранов на каждое колесо, как было на ЗИЛ-157, здесь один кран на всю систему. Тоже, с одной стороны проще, но с другой, нельзя увеличить подачу воздуха на одно конкретное колесо, или вообще перекрыть на него подачу, если оно сильно повреждено, что бы понапрасну не расходовался воздух.

В кабине множество различных информационных табличек. Как пользоваться лебедкой, как пользоваться раздаткой, как пользоваться предпусковым подогревателем и поддерживать давление в шинах. Инструкции лаконичны, но понятны. Сделано для того, что бы любой водитель мог быстро разобраться, что здесь к чему, мало ли, машина ведь военная.

Кстати, установив на передний бампер специальную опору, которая шла в комплекте, при помощи лебедки можно было соорудить подобие подъемного крана. Грузоподъемность его невелика, но достаточна для того что бы демонтировать двигатель другого грузовика, в полевых условиях.

В управлении ЗИЛ-131 легче своего предшественника, гидроусилитель руля здесь имеет огромное значение.

Первые несколько лет сто тридцать первый шел в основном в войска, его упрощенная версия, с обычным электрооборудованием, без поисковой фары, предпускового подогревателя, часто и без лебедки появилась в 1971 году. Машина сохранила основные качества, и была востребована в сельском хозяйстве, строительстве, как шасси для спасательной техники.

Главными недостатками ЗИЛ-131 были небольшая грузоподъемность – 3.5 тонны, и огромный расход бензина, в среднем достигавший 45 литров на 100 км. Впрочем, экономичность машины для армии не была важным показателем.

Трудятся эти машины в глубинке до сих пор, в качестве буровых, манипуляторов, лесовозов, бензовозов, разной спецтехники, до сих пор они есть в штате МЧС.

Самой популярной переделкой для этой машины является установка дизельных двигателей, так как с нынешними ценами на бензин, карбюраторный грузовик может разорить любого, и даже установка ГБО тут не сильно улучшает ситуацию.

А в остальном – прекрасная простая и надёжная машина, которую и сегодня можно приобрести практически в новом виде, благодаря огромным армейским запасам. Oldtimer

Умельцы полностью восстановили армейский грузовик ЗИЛ-131 и привели его в идеальное состояние.


Автомобиль 1985 года выпуска, был куплен с хранения воинской части. Состояние грузовика было удовлетворительным, но было решено сделать полное восстановление автомобиля. Ниже на фото показан подробный фото отчёт по ремонту и восстановительным работам армейского ЗИЛ-131. Первоначальное состояние автомобиля.



Далее начался процесс разборки, детали кузова и облицовки отправлялись на пескоструйную обработку.






В уже далеком 2014 году, на день рождения, мне был подарен ЗИЛ-131 (бортовой) от ICM. Собирать его сразу не стал. Потом случился большой перерыв в занятиях моделизмом. Сейчас, пытаясь вернуться к своему хобби, стал разбирать кладовочку и обнаружил этот набор. Собирать из коробки, вроде, не по "Фэн-Шую", а куда-то "замутить" нельзя - подарок. Решил прикупить дополнений и собрать приличный образец ЗИЛа, на радость дарителю (кстати, это моя дочь).

Изучив наличие на рынке афтермаркета на данную модель, решил, в плане фототравления, остановить свой выбор на наборе Севастопольской фирмы "Микродизайн". В итоге заказал.

Заказ пришел и, что мы видим

Набор упакован в тонкий полиэтиленовый пакет. Внутри цветная, подробная инструкция на двух листах формата А4, сложенных "гармошкой". На подложке из картона находятся две платы фототравления и лист прозрачной пленки с деталями остекления и шкалами приборов. При внешнем осмотре какого-либо брака не выявлено.

С помощью данного набора можно детализировать интерьер и экстерьер кабины автомобиля (приборную панель, педали, напольный коврик, замки дверей, противосолнечные козырьки, крепление фары-искателя, дворники, крепление огнетушителя, зеркала, крышку аккумуляторного отсека, решетки фар, подножки), раму (брызговики, бензобаки, бампер, буферы). Имеются детали для детализации радиатора. Отдельно хочу отметить наличие эмблемы ЗИЛ в трех и знака качества в четырех экземплярах. Также есть кондуктор для сгибания обрешетки фар, думаю очень удобное приспособление.


История известного военного полноприводного грузовика ЗИЛ-131 повышенной проходимости, созданного целиком и полностью силами советских инженеров с некой оглядкой на американские стандартизованные машины М34, тесно переплеталась с развитием практически всех других автомобилей Московского автозавода третьего поколения.

Трёхосный капотный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колёсами являлся первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 тонны при эксплуатации на местности, который во время работы на дорогах с твёрдым покрытием доставлял армейские грузы массой до пяти тонн. Выпускавшийся в течение 34 лет ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и главной базой обширного семейства специальной военной автотехники.

Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)

Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения был перспективный силовой агрегат V8, и потому трёхтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный мотор V6 и агрегаты от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.


Первый прототип ЗИЛ-131А с опытным двигателем V6 и люком в крыше кабины. 1956 год

Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с наименованием ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем в 125 сил. В 1959-м на испытания поступил третий ЗИЛ-131 с пробным мотором V8 мощностью 148 л.с., ставший реальной базой будущей серийной машины.


Промежуточный вариант ЗИЛ-165 с кабиной и оперением от пробного двухосного автомобиля ЗИЛ-130А. 1957 год


Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.)​

Долгий процесс созидания ЗИЛа-131 завершился в декабре 1966-го, серийный выпуск удалось развернуть только через год. Автомобиль оснащался совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, приводом передних колёс с шариковыми шарнирами, рулевым механизмом с гидроусилителем, регулировкой давления воздуха в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. На части машин спереди монтировали пятитонную лебёдку.


Предсерийный ЗИЛ-131 с окошками на крыше во время приёмочных испытаний. 1966 год (архив 21 НИИЦ)

Основной грузовик Советской армии ЗИЛ-131, внешне не отличавшийся от своих прототипов. 1977 год (фото автора)

В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние черты практически не менялись. В апреле 1974-го всему семейству был присвоен почётный государственный Знак качества.

Развитием базовой модели был седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки на шоссе полуприцепов полной массой до 12 тонн и на местности – 7,5 тонн.

Армейский седельный тягач ЗИЛ-131В первого выпуска без лебёдки. 1968 год

В конце 70-х единственной и неудачной попыткой перейти на новый военный автомобиль стали экспериментальные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 в 170 сил, удлинённым капотом и разными исполнениями облицовки передка.


Второй вариант ЗИЛ-131М с верхнеклапанным многотопливным силовым агрегатом. 1980 год (архив 21 НИИЦ)

В 1986-м с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным мотором. Внешне он отличался едиными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства имели достаточно высокий спрос в СССР и поступали в армии социалистических и соседних стран.


Наиболее совершенный грузовик ЗИЛ-131Н, выпускавшийся на ЗИЛе с 1986 года. Фото автора, 2011 год

Частично доработанные многоцелевые автомобили ЗИЛ-131Н в вооруженных силах Финляндии. 1988 год

Выпуск на Московском автозаводе всех версий 131-го ЗИЛа завершился в 1990 году.

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131


Колонна тентованных военных грузовиков ЗИЛ-131Н для транспортировки личного состава


ЗИЛ-131Н с прицепной гаубицей Д-30 и боевым расчётом на военном параде в Хабаровске (фото А.Гуляева)


Приспособленный к северному климату ЗИЛ-131Н с 122-мм орудием Д-30 в финской армии

В войсках грузовики дооборудовали светомаскировочными фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировали ферменные рамы для демонстрационного показа ракетного вооружения.

В 1980-е военный завод № 38 собрал опытный вариант серийного автомобиля ЗИЛ-131Н для перевозки военнослужащих в холодное время года. Его оборудовали автономной отопительно-вентиляционной установкой с дымовой трубой, смонтированной между кабиной и утеплённым кузовом.


Серийный ЗИЛ-131Н для доставки личного состава в кузове с отопительной системой. 1987 год (архив 21 НИИЦ)

Военизированные седельные тягачи серии 131В обычно работали в сцепе со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Министерства обороны, и перевозили крупногабаритные грузы, секции мостовых переправ и мостостроительное оборудование.


Тягач ЗИЛ-131В с шеститонным полуприцепом ОдАЗ-9325 со всеми односкатными колёсами (архив 21 НИИЦ)

Типовые кузова-фургоны​

Первоначально на ЗИЛе-131 монтировали типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких исполнениях. В конце 60-х, когда началась унификация войсковых фургонов, специально для него был налажен выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования в них длительное время могли находиться члены экипажа, выполнявшие свои обязанности при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного заражения.


Наиболее прочный каркасно-металлический кузов КМ-131 на шасси ЗИЛ-131 для оснащения ремонтных мастерских

Радиотехнические средства связи и управления​

Основная масса новых лёгких, прочных и безопасных кузовов, базировавшихся на экранированных шасси ЗИЛ-131, применялась для размещения в них многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и управления войсками, общее количество которых достигало нескольких сотен исполнений.


Радиорелейная станция Р-409М в кузове К-131, служившая в Чехословакии под индексом RDM-6. 1975 год

Приоритет в этой области постепенно перешёл к автономным радиорелейным станциям, создававшим последовательные участки линий армейской связи протяженностью до 300 километров. Они снабжались разными видами антенн высотой до 20 метров, наборами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими агрегатами.

Оперативно-тактическая радиорелейная станция Р-419А с телескопическими антеннами на крыше (фото А.Мельникова)

Период 60–70-х годов считался расцветом советских мобильных радиолокационных систем разной мощности и назначения. Их основой считался аэродромный радиолокатор РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданный для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленный на ЗИЛ-131. Он также применялся для контроля перемещений самолётов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеорологических условиях.


Диспетчерский радиолокатор РСП-7Т для контроля за полётами самолетов

На обзорной станции дальнего обнаружения 1Л117 на расстояние до 350 км использовались два грузовика ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых было смонтировано оборудование приёмопередающей станции и кабина первичной и вторичной обработки полученной информации.

Машина 1Л117 с кузовом КУНГ-1МД для обработки радиолокационной информации



Аппаратная телеграфной связи П-241ТМ в армии ГДР (фото автора)

Менее обширным, чем для ГАЗа-66, являлся набор войсковых аппаратных на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В него входили телеграфные аппаратные и машины уплотнения связи ракетных комплексов в семи вариантах исполнения.

Подвижный пункт ПУ-1 на двух автомобилях с типовыми фургонами применялся для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72. В них размещались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчёта полётного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.

Подвижный пункт ПУ-1 с кузовом КУНГ-1М для управления ракетными комплексами 9К72


Штабной автопоезд высшего звена МШ-1 с головной машиной ЗИЛ-131 и прицепом ПШ-1. 1969 год (архив 21 НИИЦ)

К мобильным командно-штабным машинам высокого уровня относился комплекс МШ-1 на базе ЗИЛ-131 с цельнометаллическим кузовом КМ-131, в котором размещались рабочие столы для командиров и операторов, полки и шкафы для документации, системы жизнеобеспечения, электроснабжения, вентиляции и отопления. В буксируемом прицепе ПШ-1 находились места для отдыха боевых расчётов, санитарный блок и ёмкости для вспомогательного имущества.




Односекционные мачтовые опоры тропосферной станции Р-410-7,5 на базе ЗИЛ-131


Такие устройства базировались на грузовиках ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями длиной до шести метров с приводом от гидронасоса, работавшего от коробки отбора мощности автомобиля. Для повышения устойчивости применялись тросовые растяжки, обеспечивавшие стрелам вертикальное положение при скорости ветра до 30 метров в секунду.

На заглавной фотографии – главный грузовик Советской армии ЗИЛ-131Н средней грузоподъемности, хранившийся в коллекции Московского автозавода.

Читайте также: