Как сделать узи ребенку аутисту

Обновлено: 06.07.2024

Родители, как правило, первыми замечают ранние признаки аутизма.
Возможно, вы замечали, что ваш ребенок развивается не так, как его ровесники.
Различия могут существовать с рождения или стать более заметными позже. Иногда различия серьезные, очевидные всем окружающим.
В других случаях они более тонкие, и их замечает сначала только няня или воспитательница. Эти различия, симптомы аутизма, заставили тысячи родителей искать ответы, что привело их к диагностике аутизма.

Вам, должно быть, хочется спросить: зачем моему ребенку диагностика аутизма? Это резонный вопрос, ведь сейчас никто не может предложить вам излечение. Но на сегодняшний день одни из лучших умов нашего времени задумались над этим расстройством. В изучении его причин, профилактики, лекарств и возможного лечения были сделаны огромные шаги вперед. Нынешнее состояние разительно отличается от тех времен, когда у родителей не было никакой надежды на излечение для своих детей.

Очень важно помнить, что ваш ребенок не стал менее уникальным, любимым, чудесным человеком от того, что ему поставили диагноз.

Есть несколько причин, почему диагностика важна для ребенка. Тщательная и детализованная диагностика предоставляет важную информацию о поведении и развитии вашего ребенка. Она может помочь продумать алгоритм лечения, найдя сильные стороны ребенка и предоставив полезную информацию о том, на какие навыки и потребности нужно обратить внимания для эффективного вмешательства.Диагноз часто требуется для того, чтобы получить доступ к специальным услугам для аутистов через программы вмешательства в раннем возрасте.

Как диагностируют аутизм?

Диагноз вашему ребенку может поставить педиатр, невролог, психиатр.
В некоторых случаях вашего ребенка обследует команда специалистов и сообща даст рекомендации по терапии. В эту команду могут входить логопед (чтобы определить языковые навыки), дефектолог и эрготерапевт (чтобы обследовать физические и моторные навыки).

Обследование со всех сторон важно для того, чтобы диагностировать аутизм, РАС и другие проблемы, часто сопровождающие аутизм, такие как задержки в развитии моторных навыков. Если вашего ребенка не осматривали несколько специалистов, вы захотите провести дальнейшее обследование, чтобы вы могли узнать как можно больше о сильных и слабых сторонах вашего ребенка.

Как только вы получите официальный диагноз, важно попросить об исчерпывающем заключении, в котором будет четко прописан диагноз и рекомендации по лечению. Возможно, врач не сможет предоставить его немедленно, может потребоваться некоторое время, чтобы собрать все данные, однако обязательно доведите дело до конца и заберите этот полезный документ, как только он будет готов.

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС) и аутизм – собирательные термины для группы комплексных расстройств развития мозга. Эти расстройства в разной степени характеризуются сложностями в социальном взаимодействии, вербальной и невербальной коммуникации, а также патологическими цикличными действиями.

Выделяют две области, в которых у людей с РАС обнаруживается дефицит:

1) устойчивая социальная коммуникация и взаимодействие с другими людьми
2) определенные и повторяющиеся модели поведения

Точнее, для того, чтобы было диагностировано РАС, человек должен показывать (в прошлом или в настоящем) недостаток социальных взаимодействий, нарушенную взаимную коммуникацию и нарушения в развитии, поддержании и понимании отношений. Кроме того, требуется наличие хотя бы двух видов повторяющегося поведения: стереотипичные, повторяющиеся движения; настойчивое стремление к сохранению определенных ритуалов; ограниченные, фиксированные интересы; недостаточная или избыточная реактивность на сенсорные стимулы.
Симптомы могут как присутствовать в настоящий момент, так и наблюдаться в прошлом.
В дополнение к диагнозу у каждого пациента фиксируют возможные генетические причины (например, синдром Мартина-Белл, синдром Ретта), уровень языковых и интеллектуальных нарушений, а также наличие судорог, тревожности, депрессии, проблем с желудочно-кишечным трактом и других патологических состояний.

Что вызывает аутизм?

Хотя причины аутизма неоднозначны, совершенно очевидно, что плохие родители – не одна из них.

Психиатр Лео Каннер, в 1943 году впервые описавший аутизм как отдельное состояние, был убежден в том, что он встречается только у детей холодных, нелюбящих матерей. Бруно Беттельгейм, профессор, получивший известность за исследования по развитию детей, закрепил это ошибочное объяснение аутизма. Продвижение идеи о том, что не любовь матерей вызывает аутизм, создало поколение родителей, мучающихся чувством вины за ограниченные возможности их детей.
Но в 1960-х Бернард Римланд, отец мальчика с аутизмом и основатель Американского общества аутизма и Института изучения аутизма, помог медицинскому сообществу понять, что аутизм – это биологическое расстройство, не связанное с холодностью родителей.

Подготовка к УЗИ брюшной полости у детей

УЗИ брюшной полости – это безболезненное, безопасное и информативное обследование, которое позволяет выявить изменения и отклонения в строении и работе органов у детей любого возраста, а также взрослых. Благодаря отсутствию противопоказаний, диагностика активно используется врачами различных специальностей. Чтобы результаты УЗИ органов брюшной полости, равно как и почек, у ребенка были наиболее достоверными, необходима правильная подготовка к исследованию.

Нужна ли подготовка грудничка перед УЗИ брюшной полости

В первые месяцы жизни новорожденному ребенку назначается скрининговое УЗИ органов брюшной полости. Оно направлено на выявление врожденных аномалий и отклонений и, в среднем, проводится в возрасте 6-8 недель. Для максимальной визуализации внутренних органов необходимо, чтобы исследование проводилось натощак. Поскольку грудничок не может голодать долго, желательно спланировать время визита в клинику так, чтобы сделать диагностику перед очередным кормлением.

Рекомендуется, чтобы перед исследованием прошло не меньше:

  • 3 часов, если мама кормит малыша грудным молоком;
  • 3,5-4 часов, если ребенок получает смесь.

Кормящей маме, соответственно, необходимо минимизировать употребление продуктов, которые могут вызвать избыточное образование газов в кишечнике у малыша: бобовых, черного хлеба, капусты и т.п.

Если соблюдать эти правила, УЗИ пройдет спокойно, а врач получит максимальную полную и достоверную информацию.

УЗИ брюшной полости ребенку от 1-го года до 3 лет: какая нужна подготовка

По мере взросления ребенка его рацион расширяется. В его меню входит все больше продуктов, в том числе и тех, которые могут вызывать запоры или избыточное образование газов. Чтобы адекватно подготовить к УЗИ брюшной полости ребенка возраста 1-3 лет, необходимо как контролировать рацион, так и выдержать необходимый период голода. Рекомендуется воздержаться от приема пищи в течение минимум 3-х часов перед процедурой, а за час до исследования не пить жидкости. Если малышу сложно потерпеть, допускается небольшое количество жидкости.

Как готовиться к УЗИ брюшной полости ребенку старше 3 лет и подростку

В возрасте старше 3 лет необходимо еще больше увеличить голодный период. Для детей 3-7 лет он составляет не менее 6 часов. Если речь идет о подростке, то последний прием пищи должен быть не ранее, чем за 8 часов до исследования. В день диагностики запрещается пить какие-либо напитки, включая воду, а также жевать жевательную резинку, поскольку подсластители в ее составе могут спровоцировать метеоризм.

Диета перед УЗИ брюшной полости ребенку

Ограничения в питании – это важный этап подготовки ребенка к УЗИ. Часть продуктов и напитков могут ухудшить визуализацию за счет образования большого количества кишечных газов. Соответственно, за 2-3 дня до УЗ-диагностики необходимо полностью исключить:

  • черный хлеб, сдобную выпечку;
  • цельное молоко;
  • бобовые;
  • жирные и жареные блюда;
  • сладости;
  • газированные напитки, квас;
  • жевательную резинку;
  • ряд овощей и фруктов: лук, грибы, все виды капусты, виноград.

Приоритет необходимо отдавать легкой пище, паровым или запеченным блюдам. В рацион могут входить:

  • каши из различных круп, приготовленные на воде;
  • отварная или тушеная курица, телятина, рыба;
  • яйца (в ограниченном количестве);
  • кисломолочные продукты без ароматизаторов и подсластителей.

Накануне исследования ужин должен быть максимально легким.

Важно также обеспечить своевременное опорожнение кишечника. В рационе должна присутствовать клетчатка, чтобы дефекация была регулярной. В идеале, ребенок должен сходить в туалет накануне или в день исследования. Если малыш имеет склонность к запорам, необходимо заранее обсудить с педиатром возможность приема слабительных перед УЗИ.

Как делают УЗИ брюшной полости детям

Процедура проводится в специальном кабинете, где установлена соответствующая аппаратура. Маленький пациент укладывается на кушетку, кожа живота смазывается гелем. Врач передвигает датчик по телу, меняя угол обзора и выводя на монитор поочередно:

  • печень, желчный пузырь, желчевыводящие пути;
  • поджелудочную железу с ее протоками;
  • селезенку;
  • крупные сосуды и нервные сплетения брюшной полости;
  • подкожную клетчатку и лимфатические узлы.

В некоторых случаях исследование также дополняется изучением почек.

Норма и расшифровка УЗИ брюшной полости у детей

Правильная подготовка к УЗИ способствует четкой визуализации всех исследуемых структур. Врач оценивает:

  • размеры органов и отдельных их частей;
  • особенности расположения;
  • качество кровоснабжения;
  • толщину стенки (для полых органов);
  • качество краев (ровные, бугристые);
  • однородность внутренней структуры;
  • наличие или отсутствие врожденных аномалий;
  • наличие или отсутствие патологических изменений: воспаление, инородные тела, камни, паразиты, опухоли, закупорка протока, нарушение кровоснабжения, механическое повреждение и т.п.

Нормальные и измененные параметры, а также выявленные патологии фиксируются в заключении, которое при необходимости дополняется распечаткой проблемных областей или видеозаписью исследования. Интерпретацией результатов занимается лечащий врач.

Если родители ребенка заранее изучили вопрос, как правильно подготовиться к УЗИ брюшной полости, во время исследования врач получит четкую и полную картину всех внутренних структур. Это позволит вовремя выявить патологические изменения или их отсутствие, чтобы в случае необходимости принять меры.

МРТ головного мозга при аутизме

Показывает ли МРТ аутизм - это частый вопрос, который задают обеспокоенные родители врачам-диагностам в медицинских центрах. Краткий ответ на этот вопрос: частично - да. А почему частично, мы поговорим в этой статье.

Что такое аутизм

Понятие аутизма было введено E.Bleuler (1911) для обозначения одного из важнейших симптомов шизофрении — отрыва от реальности и сосредоточенности на внутренних, по большей части аффективных, переживаниях и представлениях. В 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 г. уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

ЗАПИСЬ В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ

Синдром Аспергера - это облегченная форма проявления аутизма. Речь у ребенка с такой формой заболевания достаточно ясная и четкая, но спонтанная. Иногда ребенок говорит нелогичные вещи, бывает, что какие-то слова он произносит громче или тише. При синдроме Аспергера интеллект ребенка в общем-то соответствует возрасту или может даже быть высоким и превышать способности сверстников. Обычно моторика и движения нарушены больше при синдроме Аспергера. Однако, если говорить о способности к самообслуживанию, более яркие и тяжелые нарушения проявляются при синдроме Каннера. Аутизм бывает первичным и вторичным. К первичной форме относят врожденный аутизм. Вторичный аутизм развивается как следствие расстройств, заболеваний, повреждений центральной нервной системы. Тогда аутичный синдром становится симптомом дегенеративных неврологических изменений. Вторичный аутизм может, например, возникнуть при энцефалопатии эпилептической или травматической, болезни Альцгеймера, болезни с тельцами Леви, болезни Крейтцфельдта — Якоба.

Некоторые врачи в рамках вторичного аутизма выделают подгруппу соматогенных видов аутизма, которые вызываются инфекцией или вирусными заболеваниями, например менингитом. В особую группу врачи выносят также форму атипичного аутизма. Под этим понятием медики подразумевают отличие этого заболевания от классической формы по времени развития и выраженности симптомов.


Симптомы

  • нарушения коммуникативных способностей;
  • нарушения речи;
  • нарушения слуха;
  • нарушения двигательных способностей;
  • эмоциональное обеднение.

Способы диагностики аутизма

  • преобладание замкнутой внутренней жизни, когда ребенок погружается внутрь, и все окружающее его не интересует;
  • отстранённость от внешнего мира - визуальный, аудиальный, кинестетический контакт с внешним миром практически отсутствует;
  • бедность в выражении эмоций.

МРТ мозга при первичном аутизме применяют для того, чтобы дифференцировать эту когнитивную патологию от неврологических и нейродегенеративных заболеваний. При вторичном аутизме МРТ головного мозга позволяет выяснить первопричину недуга. Во время беременности можно выявить у плода риск развития аутизма, если были инфекционные заболевания. Для этого делают процедуру МРТ плода. Но 100% предвидеть, что у ребенка будет развитие аутизма, к сожалению, медицинские методы диагностики, включая магнитно-резонансную томографию, не могут.

УЗДГ – сокращение названия ультразвукового исследования сосудов методом допплерографии (допплер, дуплекс). УЗДГ – информативная и безвредная диагностика, разрешенная к применению детям любого возраста без ограничений по весу и росту.

Врачи-специалисты


В настоящее время на сайте ведутся работы по изменению прайс-листа, актуальную информацию уточняйте по тел: 640-55-25 или оставьте заявку, с Вами свяжется оператор.

Цены на услуги

  • Дуплексное сканирование сосудов печени 1430 a
  • Дуплексное сканирование брюшной аорты и ее висцеральных ветвей 1540 a
  • Дуплексное сканирование сосудов поджелудочной железы 1540 a
  • Дуплексное сканирование сосудов малого таза 1720 a
  • Дуплексное сканирование сосудов селезенки 1145 a
  • Ультразвуковое исследование (УЗИ) молочных желез с допплеровским исследованием 1540 a
  • Дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных артерий шеи 1610 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) артерий верхних конечностей 1870 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) артерий нижних конечностей 1870 a
  • Дуплексное сканирование артерий нижних конечностей 1980 a
  • Дуплексное сканирование артерий верхних конечностей 1980 a
  • Дуплексное сканирование вен верхних конечностей 1980 a
  • Дуплексное сканирование вен нижних конечностей 1980 a
  • Дуплексное сканирование коронарных сосудов 2200 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) вен верхних конечностей 2310 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) вен нижних конечностей 2420 a
  • Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий головы и шеи 2710 a
  • Дуплексное сканирование сосудов (артерий и вен) верхних конечностей 2750 a
  • Дуплексное сканирование сосудов (артерий и вен) нижних конечностей 2750 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов (артерий и вен) верхних конечностей 3300 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов (артерий и вен) нижних конечностей 3300 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) почек 1320 a
  • Дуплексное сканирование артерий почек 1390 a
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов семенного канатика 2160 a
  • Дуплексное сканирование сосудов щитовидной железы 1145 a

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Клиника на Пионерской

Клиника на Маршала Жукова

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Клиника в Девяткино

  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая

УЗДГ применяется при исследовании

  • сосудов головы и шеи;
  • сосудов конечностей;
  • артерий и вен внутренних органов;
  • аорты и её ветвей;
  • сосудов малого таза и половой системы;

Как правило, не все эти исследования обязательны для ребенка. Например, варикозная болезнь, для диагностики которой используется УЗДГ сосудов конечностей, возникает у детей только в случае травмы или другого острого состояния. УЗИ сосудов внутренних органов и половой системы детям также делают при показаниях.

Исключение составляет осмотр сосудов аорты и ее ветвей (например, обнаружение коарктации – сужение просвета аорты). В основном это нарушение обнаруживаются у ребенка еще до года в стационаре (родильный дом, перинатальный центр и т.д.).

УЗДГ сосудов головы и шеи для детей

Нередко встречаются у детей патологии сосудов головы и шеи (сужение просвета сосудов, увеличение или, наоборот, уменьшение их размеров, отсутствие того или иного сосуда). Для обнаружения этих нарушений УЗДГ головы и шеи у детей является важным дополнительным исследованием при показаниях к нейросонографии (для детей до года).

Направление на диагностику выдает врач-невролог, он же формулирует окончательный диагноз, поэтому проявление инициативы самостоятельного проведения УЗДГ головы и шеи без дальнейшей консультации с неврологом нецелесообразно.

Показания к допплерографии сосудов головы и шеи детям

Консультация врача-невролога с проведением УЗДГ головы и шеи будет полезна, если у ребенка обнаружены следующие симптомы:

  • Частые головные боли;
  • Он стал капризным, снизилась успеваемость;
  • Неусидчивость;
  • Ребенок быстро утомляется, выявлены нарушения памяти и внимания;
  • Плохо спит;
  • У него головокружения;
  • У ребенка врожденная патология сосудов головного мозга (энцефалопатия и др.);
  • Задержки в развитии речи;
  • Имеются заболевания, провоцирующие нарушение мозгового кровообращения (сахарный диабет, артериальная гипертензия, васкулиты и др.).

Особенное внимание на эти симптомы стоит обратить родителям ребенка школьного возраста. У этих детей часто наблюдаются ангиодистонические нарушения. Своевременные исследования мозгового кровотока позволяют выявить ранние симптомы мигрени (в том числе неясного происхождения), вегетососудистой дистонии, логоневроза, эпилепсии, нарушения высших корковых функций, а также некоторые формы близорукости, тугоухости и т.п.

Исследование УЗДГ сосудов – информативный, безболезненный метод диагностики, не имеющий противопоказаний и не несущий в себе лучевой нагрузки (возможно многократное повторение для наблюдения за состоянием больного).

Важно, что методика неинвазивна, т.е. исследование ведется по поверхности кожи без проникновения - оно безболезненно, непродолжительно по времени и хорошо переносится ребенком.

Кроме того, допплерографические показатели снимаются в реальном времени и масштабе, это позволяет доктору получить объективные данные о сосудах головы и шеи, что имеет решающее значение в выборе адекватного терапевтического вмешательства, наблюдения его эффективности.

Где сделать УЗДГ детям

Как проходит исследование

Метод требует только психологической подготовки малыша. Ему следует объяснить, что делать УЗДГ не больно и не страшно. Если есть возможность показать, как проходит исследование на примере другого малыша (например, в интернете), сделайте это.

Также следует объяснить ребенку необходимость слушаться команд врача. Если требуется интенсивно дышать или, наоборот, задерживать дыхание, опустить или повернуть голову, малыш должен быть подготовлен к тому, что врач его попросит это сделать.

Если ребенку в связи с болезнью требуются сосудистые препараты, нужно воздержаться от их приема до процедуры.

Во время процедуры ребенок лежит на спине, врач касается ультразвуковым датчиком определенных точек на шее и голове, лоцируя кровоток. Ребенок должен лежать спокойно, не разговаривать и, по возможности, не двигаться.

При выполнении этих условий – неприятных ощущений и неудобств не возникает. Единственное неприятное ощущение – кратковременное нажатие на область шеи, которое врач выполняет несколько раз за процедуру для оценки проходимости сосудов.

Расшифровка результатов исследования расскажет о параметрах, направлении и характере кровотока, тонусе вен, суженных и расширенных участков сосудов, атеросклероза. Допплерография позволит увидеть анатомические изменения сосудов или проявившиеся патологии (стенозы, атеросклеротические бляшки и др.). Причем, именно с помощью УЗДГ доктор сможет получить не только диагностику нарушения, но и провести анализ его причин.


Обзор

Автор
Редакторы


Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий) [2], и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей [3]. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей [1]. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [4]. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами [5], [6] (рис. 1).

Причины РАС

Рисунок 1. Причины РАС

Симптомы

Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности (рис. 2) [7].

Симптоматика РАС

Рисунок 2. Симптоматика РАС

Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

История заболевания

В 1967 году психиатр Бруно Беттельгейм писал, что аутизм не имеет органической основы, но является результатом воспитания матерей, которые сознательно или бессознательно не хотели своих детей, что в свою очередь приводило к сдержанности в отношениях с ними. Он утверждал, что основной причиной заболевания было отрицательное родительское отношение к младенцам на критических ранних стадиях их психологического развития [10].

Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Рисунок 3. Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Связь РАС и вакцин

Рисунок 4. Фрагмент рисунка о связи РАС и вакцин

Причины РАС

Точная причина расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время неизвестна. Оно может возникать в результате генетической предрасположенности, экологических или неизвестных факторов, то есть РАС не является этиологически однородным. Вероятно, существует множество подтипов РАС, каждый из которых имеет различное происхождение.

Генетика

Предполагается, развитие РАС во многом связано с влиянием генетических факторов. В поддержку генетики как причины можно добавить результаты исследований, показывающие, что РАС чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, что, скорее всего, вызвано генетическими различиями, связанных с Y-хромосомой [14]. В пользу теории говорят также исследования близнецов с РАС, которые определили показатели конкордантности (конкордантность — наличие определённого признака у обоих близнецов) для монозиготных (60–90%) и дизиготных (0–10%) близнецов [15]. Высокая конкордантность в парах монозиготных близнецов и существенно более низкая конкордантность в парах дизиготных близнецов свидетельствуют о значительной роли генетических факторов. В исследовании, проведенном в 2011 году, почти 20% младенцев со старшим биологическим братом с РАС также имели РАС, а если таких старших братьев было несколько, то вероятность иметь диагноз РАС была еще выше [16].

Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Рисунок 5. Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Нейробиологические факторы

Генетические аномалии могут приводить к аномальным механизмам развития мозга, что в свою очередь приводит к его структурным и функциональным, а также когнитивным и нейробиологическим нарушениям. Нейробиологические различия, связанные с диагнозом РАС, включают структурные и функциональные патологии головного мозга, в том числе:

  • увеличенное серое вещество в лобной и височной долях [25];
  • уменьшенное белое вещество по сравнению с серым веществом в подростковом возрасте [26];
  • анатомические и функциональные различия в мозжечке и лимбической системе [26].

Исследователи в 2018 году обнаружили, что мальчики с РАС имеют меньшую фрактальную размерность (мера структурной сложности объекта) в правой части мозжечка, чем здоровые дети [27].

Некоторые исследования сосредоточены на гипотезе о том, что нарушенные взаимодействия между областями мозга являются главной причиной развития РАС [28], в то время как другие исследователи изучают молекулярные причины, такие как нарушения работы определенных типов нейронов (например, зеркальных нейронов) или нарушения нейротрансмиссии (передачи сигнала между нейронами) [29].

Другие причины

Все больше и больше исследователей пишут об экологических причинах, которые могут вносить свой вклад в аутизм. В исследованиях был выявлен ряд потенциально опасных веществ, которые могут быть связаны с развитием РАС: свинец, полихлорированные дифенилы (ПХД), инсектициды, автомобильные выхлопы, углеводороды и антипирены [25], однако пока ни для одного из этих веществ не было доказано наличие триггерного влияния на возникновение РАС.

Также возрастает интерес к роли иммунной системы в этиологии болезни. В июне 2018 сообщили, что 11,25% детей с РАС имеют пищевые аллергии, что значительно выше, чем 4,25% детей, страдающих аллергией без данного диагноза, что можно добавить к растущему набору доказательств, указывающих на иммунологическую дисфункцию, как возможный фактор риска для РАС [30].

Также недавно выходили исследования, которые связывали недостатки в диете беременных матерей и наличие повышенного уровня пестицидов в крови, с наличием диагноза РАС у их детей [31–33].

Диагностика

Осматривать ребенка с задержками развития должен врач с целью найти причину задержки развития. Если ребенок проявляет какие-либо симптомы расстройства аутистического спектра, то его, скорее всего, направят к специалистам для консультации, к примеру, к детскому психиатру, детскому психологу, педиатрическому неврологу.

Для правильного диагностирования надо учитывать полную историю пациента, физический осмотр, неврологическое обследование и прямую оценку социального, языкового и когнитивного развития ребенка. Необходимо предоставить достаточное время для стандартизированных интервью родителей относительно текущих проблем и истории поведения, а также структурированного наблюдения за социальным и коммуникативным поведением, игрой.

В августе 2018 года исследователи сообщили о различиях в экспрессии генов бактерий в ротовой области, которые могут отличать детей с РАС от их здоровых сверстников. Исследование предполагает, что нарушения микробиома ЖКТ, ранее выявленные у детей с РАС, могут распространяться на рот и горло [35].

Исследователи из Медицинской школы Университета Миссури и Центра аутизма и неврологических расстройств им. М. У. Томпсона в июне 2018 года выявили связь между дисбалансом нейромедиаторов и характеристикой соединений между регионами мозга, которые играют роль в социальной коммуникации и языке. В исследовании было описано два теста, которые могли бы привести к более точному лечению [36].

Лечение

Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].

Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].

Среди немедикаментозного лечения в настоящее время используют прикладной анализ поведения, когнитивно-поведенческую терапию, обучение социальным навыкам, сенсорную интеграционную терапию, трудотерапию, логопедию [35].

Читайте также: