Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

1

5. ЭТО – древнейший прибор.

4. ЭТО достоинство карты.

3. ЭТО – заменители балла.

2. С ЭТИМ не справилась мартышка.

1. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.

2

2. ТАК называют самую лёгкую байдарку.

1. ЭТО листы огородного растения.

2. ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

1. Раньше без НЕГО не писали ручки.

1. У птиц ОНИ заменяют шерсть.

Мокнуть от ненависти

Сохнуть от любви

Этак вон там кошка вырыта

Так вот где собака зарыта

Распорото чёрными ножницами

Шито белыми нитками

Взять красный переулочек

Дать зелёную улицу

Три ботинка – не комплект

Два сапога – пара

Двумя войнами отмытые

Одним миром мазаны

По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.

1

5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

4. Этот предмет находился рядом с рекой.

3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

2

5. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.

4. В названии басни используется итальянское числительное.

3. герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.

2. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.

1. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.

Детство

(Творческая мастерская письма)

2. Индуктор. Глаз закрыты. Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех). Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.

4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

5. Социализация. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их пореже.

6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

7. Социализация. Прочитайте слов, которые описывают вас. Дополните описание.

8. Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?

- О чём вы переживали в детстве?

- Какие шалости и проделки совершали?

- Ваши детские радости.

- Ваши детские успехи.

- Любимая в детстве игрушка.

- Самый любимый в детстве человек.

Колокольчик детства

Колокольчик детства моего

Я опять услышала его.

Он забытым голосом

Мне опять напомнил всё,

Колокольчик детства моего.

Там остался мой далёкий дом,

Нежный дым сирени за окном.

Где с утра до вечера

Пели птицы певчие,

Там остался мой далёкий дом.

От взрослой поры

Детства милые дворы.

Словно детская рука.

Колокольчик, тайну знаешь ты,

Знаешь, где сбываются мечты.

Где прощают шалости,

Колокольчик, тайну знаешь ты.

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

14. Социализация. Чтение слов и дополнение списка.

15. Выберите единственное слово или словосочетание – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).

16. Напишите сочинение или стихотворение (четверостишье).

17. Чтение сочинений, стихотворений.

18. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

Автор: Герасимова Нина Александровна

Организация: МБОУ СШ № 28 города Смоленска

Населенный пункт: город Смоленск

Данный сборник предназначен для обучающихся 5 - 9 классов. Уроки с этими упражнениями проходят очень интересно, данные задания можно использовать за 10 – 15 минут до конца урока.

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- подбор заголовка к тексту;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться положительных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысился уровень коммуникативной компетенции.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Использование вышеперечисленных форм, методов и приёмов работы с тестом позволит учителю выполнить задачу, обозначенную в стандартах второго поколения. А именно:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
  • публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Посредством реализации системного подхода к работе с текстом мы формируем у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

Вышеизложенный опыт по работе с текстом уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках русского языка в современной школе

За последние десятилетия в обществе произошли глубокие перемены, которые не могли не затронуть такую сферу деятельности человека как образование.

В свете новых требований изменились не только отношения между школой и семьей, школой – обществом, государством, учителем и учеником (правильно сказать, обучающимся, т.к. ребенок в образовательном процессе в первую очередь является субъектом), но государственная школа должна была пойти на серьезное обновление, чтобы предоставить заказчикам новые качественные образовательные услуги.

Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Главная цель образования: развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. Именно с этих позиций я выстраиваю систему уроков, что обучение русскому языку – это не просто процесс овладения определённой системой знаний, умений и навыков, а процесс речевого, духовного и творческого развития школьников.

Обучающиеся чётко должны знать: то, что приобретено на уроке, можно будет использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

1. снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету;

2. отсутствие нравственного ориентира.

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Чтобы заинтересовать ребят, стараюсь привлечь яркий, необычный дидактический материал, нестандартные задания, так как их отличительный признак - связь с творческой деятельностью. Задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, игр, конкурсов и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки).

Одним из важных условий развития творческих способностей обучающихся является самостоятельная работа. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом.

Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, учит их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Найдите объяснение фразеологическим оборотам. Попробуйте их зарисовать. А теперь покажите, что обозначает каждый фразеологический оборот. (6 класс)

Клевать носом; идти в ногу со временем; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Если работа покажется трудной, можно использовать слова для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом.

Ребята самостоятельно могут проверить свою работу.

Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”. Объясните, что обозначают остальные фразеологизмы. Попробуйте их зарисовать. (6 класс)

Сломя голову; сидеть, сложа руки; втирать очки; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

Показать мимикой, жестами фразеологизм, чтобы класс угадал. Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).

Рассказы странствующих рыцарей. (8 класс)

Учитель подбирает изображения двух замков. Можно данную работу провести в группах. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.

Игра во фразеологическое лото.

Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот. Ответы запишите в тетрадь.

Статья

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Статья " Как сделать урок русского языка интересным , занимательным и любимым предметом ребенка в начальной школе" раскрывает наиболее действенные способы и средства, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Пробудить интерес к познанию, науке, книге, чтению в младшем школьном возрасте.


Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.

Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

урок

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

урок

5) Общение

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

10 способов сделать любой урок интересным

8) Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

10 способов сделать любой урок интересным

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.

Читайте также: