Как сделать урок немецкого интересным

Обновлено: 02.07.2024

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Иностранный язык относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети младшего школьного возраста очень быстро устают, особенно от однообразия учебной деятельности. Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в процессе запоминания.

Одна из главных задач учителя иностранного языка состоит в том, чтобы сделать урок увлекательным и интересным, поддерживать у школьников положительную мотивацию, внимание, познавательный интерес и желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед в изучении иностранного языка.

Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей. Учителю иностранного языка удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности школьников. Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При личностно-ориентированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает неподдельный интерес к учебе.


  • потребность в движении;

  • потребность в общении;

  • потребность ощущать безопасность;

  • потребность в похвале;

  • потребность в творчестве (рисовании, конструировании);

  • потребность чувствовать себя личностью.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе способствуют различные приемы (частные и общие).

К общим относятся: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.


  • При обучении произношению:

  1. считалки,

  2. рифмовки,

  3. песни,

  4. фонетические зарядки.

  • При формировании лексических и грамматических навыков:

  1. звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание),

  2. зрительная наглядность (рисунки, карточки, фотографии),

  3. предметная наглядность (игрушки, афиши, билеты, постеры),

  4. лексические и грамматические игры,

  5. кроссворды, загадки, викторины.

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности: лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий.

Применение наглядного материала мобилизует активность психики ученика, вызывает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемого информационного потока, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает чаще всего в форме ситуативной наглядности.

Наглядность в методике обучения иностранным языкам создает условия для чувственного восприятия, помогает сделать учебно-воспитательный процесс более приближенным к действительности. Наглядность – это основа, на которой формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

В последнее время в обучении иностранному языку широко используются нетрадиционные или нестандартные формы урока , сюжетные уроки. Это уроки- конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, уроки-презентации, тематические игровые уроки , благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Данные формы урока позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся и побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок - это игра, только игра "большая, на весь урок", со своими правилами и атрибутами. Правильно подготовленная игра позволит многому научить детей.

Дети с удовольствием выполняли задания капитана при подготовке к путешествию на паруснике и преодолевали препятствия на различных островах (считали членов команды, инсценировали диалог капитана с островитянами, драили палубу, читали таинственные записки, подставляя в них пропущенные слова, искали по описанию место, где спрятаны сокровища). В конце загадочного путешествия на берегу всех ждал сюрприз и грамоты за отвагу и смекалку.

Главное, что третьеклассникам понравилось работать на уроке, они хорошо усвоили изученный материал, им было легко выполнять различные языковые и речевые задания, и они с нетерпением ждут следующего урока немецкого языка. Нашу работу в школе высоко оценили не только методист по практике и учитель немецкого языка школы, но и классный руководитель третьего класса, а также заместитель директора по воспитательной работе, которые присутствовали на наших уроках и внеклассном мероприятии.

Язык — важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается мысль, познаётся удивительный словесный мир. На уроке немецкого языка необходимо научить школьников вести беседу, умело использовать формулы речевого этикета, развить умения иноязычного общения, логического мышления. Важно побудить ребёнка к общению, вызвать живой интерес к проблеме, желание обменяться информацией, представить своё видение вопроса, стать равноправным участником процесса обучения, включить каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать творческую инициативу. Однако существующие требования к результатам изменяют содержание обучения, неотъемлемым условием достижения высокого качества образования становится его метапредметность. Современный учитель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, задания, нацеленные на применение обобщенных способов деятельности и создание школьниками собственных продуктов в освоении знаний. Именно поэтому я стараюсь организовать образовательное пространство своих уроков так, чтобы способы деятельности, применялись как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, на других учебных предметах.

· Раньше я не знал, что….

· Для меня важно, что….

· По моему мнению, это интересно, так как …

Для решения коммуникативных задач расширяю страноведческие знания учащихся, основанные на сравнении родной культуры и культуры стран изучаемого языка, увеличиваю их объем за счет новой тематики и проблематики речевого общения. С этой целью практикую такой вид работы, как самостоятельный поиск информации учащимися. Я считаю, что именно школа призвана формировать компетенции, проявляющиеся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это те компетенции, которые будут им нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; инициатива, любознательность, творчество.

• планировать свою работу, заранее прогнозируя результат;

• привлекать к работе различные источники информации: разного рода словари, журналы, справочную литературу, буклеты, интернет;

• самостоятельно отбирать и накапливать материал;

• распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом;

• представлять результат своей работы, оценивать себя и других.

Данный вид работы опирается на опыт ребёнка, преодоление затруднений.

На своих уроках создаю условия для формирования следующих умений:

• сопоставлять явления и факты;

• составлять из отдельных элементов целую картину;

• формулировать общую проблему;

Подбор заданий и упражнений зависит от уровня подготовки учащихся и степени сформированности их умений. На основе текста предлагаю ребятам ситуацию, ролевую игру, построение диалога, обмен мнениями, дискуссию, проект. Важным считаю научить школьников организовывать свою деятельность:

• определять ее цели и задачи,

• выбирать средства реализации цели,

• применять их на практике,

• взаимодействовать в группе в достижении общих целей,

• оценивать достигнутые результаты.

Большое внимание уделяю формированию ключевых компетентностей , имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:

  • обобщенные способы решения учебных задач,
  • исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
  • умение работать с разными источниками информации.

Важной задачей учителя немецкого языка является создание благоприятных условий для имитации иноязычной языковой среды, для создания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали бы к решению конкретных коммуникативных задач. Для этого успешно применяю групповую форму работы. Кроме того, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, когда школьники могут принимать решения не только в рамках урока немецкого языка, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Нестандартные уроки вносят разнообразие в учебный процесс, повышают интерес к изучаемому языку.

Когда и по какой теме провести данный урок учитель определяет сам в зависимости от изучаемой темы, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Проведение нетрадиционных уроков позволяет развивать познавательный интерес учащихся, учить их самостоятельной работе.

Есть следующие типы нетрадиционных уроков немецкого языка: урок-викторина, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-конкурс, устный журнал, урок-проект и так далее.

Хочу поделиться своим опытом, как мне удалось повысить интерес учащихся к изучению немецкого языка. В этом году я перешла на работу в новую школу, где немецкий преподают с 5 класса, как второй иностранный язык. Мне "достались" шестые классы. Мотивация к обучению у большинства детей отсутствовала. На мой вопрос: " Почему выбрали именно немецкий?" самый распространенный ответ был: " Родители заставили, другого выбора все равно нет, и вообще это нам не нужно, оценку хоть какую получить и ладно".

Моей первостепенной задачей стало пробуждение хоть минимальной мотивации к изучению, иначе весь процесс обучения становился пустой тратой времени.

Решение пришло неожиданно. Во внеурочном общении выяснилось, что ученики очень любят мультфильм про Свинку Пэппу. Я решила попробовать разработать урок на его основе.

Результат превзошел мои ожидания, ученикам такой формат обучения очень понравился, и результативность занятий значительно возросла.

Рассмотрим фрагмент урока на основе одной из серий мультфильма.

Цель занятия: "Улучшение восприятия немецкой разговорной речи на слух, повторение пройденного материала, развитие коммуникативных навыков".

Данный урок был проведен мною в начале второй четверти, как повторение пройденного ранее материала.

В начале урока на экран я вывела картинку с изображением персонажей мультфильма, а на доске написала их имена по-немецки.

image-20210813151722-1.jpg

Далее я спросила класс (по-немецки), показывая на картинку: "Кто это?". Ученики по очереди отвечали.

Тем самым мы отработали пройденную ранее конструкцию " Это есть . (das ist\sind. )" и повторили спряжение немецкого глагола sein (быть).

Задание перед просмотром: чтение и перевод слов, которые могут затруднить понимание мультфильма.

Задание во время просмотра : Кто это говорит?

Ученикам были выданы листочки со списком фраз. Смотря мультфильм, надо было услышать, кто произносит фразу.

После просмотра мультфильма : читаем фразы и говорим, кто это произносит (по-немецки: Это говорит. ( Das sagt ..)), тем самым повторяя спряжение глаголов в настоящем времени в единственном числе и тренируя коммуникативные навыки).

В зависимости от уровня знаний учеников и целей урока задания можно разнообразить:

Например , Sie spielen:

2. Сказать, верное ли утвердение.

Sie besuchen Chloje - richtig / falsch

( Они навещают Хлою - верно/неверно).

На школьном празднике, посвященному неделе иностранного языка, мы разыграли сценку из мультфильма по ролям.

Это всего лишь короткий фрагмент, как можно разнообразить уроки немецкого и мотивировать учеников к дальнейшему обучению. На основе одной этой серии можно:

  • составить кроссворды, тем самым пополнить лексический запас.
  • ответить на вопросы, тем самым отработать грамматические конструкции
  • потренироваться в говорении
  • поиграть в memory (опять-таки, отработать лексику)
  • озвучить мультфильм по ролям.

Как результат проведенного в таком формате урока:

значительно возрос интерес учащихся к изучению немецкого языка.

Понятно, что проводить каждый урок в таком формате не предоставляется возможным. В дальнейшем я использовала уроки на основе мультфильма, как поощрение при успешном освоении материала, на вводных занятиях или в конце четверти. Тем самым создавался дополнительный стимул к обучению, и учащиеся с нетерпением ждали новой серии и новых заданий.

P . S . Ниже прилагаю ссылку на серию мультфильма на немецком языке, которую я использовала в рассмотренном выше уроке, и задания, которые я использовала перед и после просмотра мультфильма. Задания выдавались без перевода на русский.

Wer sagt das ? Кто это говорит?

Далее идут фразы из мультфильма на немецком. Учащимся даю задания без перевода.

Ich spiele gerne mit meiner Cousine. Я люблю играть со своей кузиной.

Wir nennen dich Pep . Мы будем называть тебя Пеп.

Das sind meine Freunde. Это мои друзья .

Das ist Djordj. Это Джорджи .

Ich bin doch kein Baby! Я же не малыш!

Djordj i ist klein . Джорджи маленький .

Möchten wir was spielen? Поиграем во что - нибудь ?

Was für ein Spiel spielen wir? Во что поиграем ?

Wie kannst du immer gewinnen? Как ты можешь все время выигрывать?

Was ist das? Что это ?

Wie Sardienen in der Dose. Как сардины в банке.

Wo sind alle ? Где все ?

Ich liebe reden. Я люблю поговорить .

Es ist Zeit nach Hause zu fahren. Время ехать домой.

Neue W örter ( новые слова)

besuchen ( навещать ) nennen (называть)

antworten ( отвечать ) erwachsen( взрослый )

das Verstecken ( прятки )

m ö gen ( любить \ нравиться ) Spass haben ( получать удовольствие )

Читайте также: