Как сделать упражнение языком

Обновлено: 06.07.2024

Что такое дикция

Дикция - это произношение гласных и согласных звуков.
Какие органы участвуют в этом процессе?

Язык. Нёбо. Губы.

Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.

Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.

Первое упражнение для дикции

Чревовещатель

Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. 😊

Второе упражнение для дикции

Демосфен

Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. 😊 А вот пробка из-под вина – позитивно.

Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. 😊

Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. 😊 Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. 😊

Третье упражнение для дикции

Кривляние

Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!

Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.

Четвертое упражнение для дикции

Гласные

Пятое упражнение для дикции

Согласные

Хорошие упражнения? Нравятся вам? 😊 Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.

Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! 😊

Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.

Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. 😊 Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.

Шестое упражнение для дикции

Скороговорка о любви

Ну а теперь о любви! 😊 Скороговорка о любви. 😊 Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.

На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.

По каждой скороговорки общие рекомендации такие.

  1. Поймите смысл. О чем там идет речь. Это очень важно. 😊
  2. Произнесите медленно, спокойно.
  3. Плавно увеличивайте темп и доводите до максимально быстрого.

Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. 😊 Отлично! Вы молодец!

Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! 😊

И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. 😊

- Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. 😊

Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. 😊 Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.

Упражнения на артикуляцию

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Мы продолжаем цикл статей про формирование красивой речи. В прошлый раз я рассказала, как улучшить дикцию. Сегодня же мы займемся развитием речевых органов. Я собрала для вас простые и эффективные упражнения на артикуляцию, которые рекомендуют логопеды. Они помогут поставить правильное звукопроизношение и укрепить участвующие в речи мышцы детям и взрослым.

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Артикуляция – это совокупность движений, которые совершают речевые органы в процессе говорения. От правильности, четкости и слаженности этих движений зависит красота нашей речи.

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту. Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее.

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Подготовка к упражнениям

У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.

Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:

  1. Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
  4. Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.

Артикуляционная гимнастика для губ

Итак, начинаем. Давайте попробуем выполнить следующие несложные действия:

  1. Трубочка. Вытяните губы как можно сильнее вперед. Задержитесь на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение. Это упражнение полезно выполнять каждый раз перед долгой речью в качестве разминки.
  2. Улыбка. Улыбнитесь как можно шире, не обнажая зубной ряд. Задержитесь на 7-8 сек.
  3. Заборчик. А теперь улыбнитесь так, чтобы было видно ваши зубы. Задержитесь на 7-8 сек.
  4. Хомяк. Сомкните зубы и приподнимите верхнюю губу, обнажив верхние резцы. Удерживайте положение 7-8 сек.
  5. Старушка. Откройте рот и натяните зубы на губы. В таком положении открывайте и закрывайте рот, а затем постарайтесь улыбнуться.
  6. Улыбка – трубочка. Попеременно чередуйте эти два движения в среднем темпе.
  7. Щетка. Кусайте сначала верхнюю губу нижними зубами, затем нижнюю губу прикусите верхними зубами.
  8. Хлопок. Глубоко вдохните и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот, чтобы получился характерный звук.
  9. Недовольная лошадь. Вдохните воздух через нос с сомкнутыми губами, а затем резко выдохните через рот. Губы должны завибрировать и издать фыркающий звук.

Артикуляционная гимнастика для языка

Переходим к тренировке языка:

  1. Лопата. Широко откройте рот и высуньте широкий язык наружу. Задержитесь в этом положении на 8 сек.
  2. Змейка. Исходное положение то же. Высуньте язык и постарайтесь максимально сузить его, чтобы он стал тонким, как змея. Если не получается, сложите пальцы колечком, поднесите ко рту и попытайтесь вложить в него язык. Задержитесь на 8 сек.
  3. Чашечка. Широко откройте рот, высуньте широкий язык и приподнимите его края, чтобы получилась форма чаши.
  4. Наказание. Приоткройте рот, высуньте расслабленный язык и положите его на нижнюю губу. Верхней губой слегка похлопайте по нему, произнося “пя-пя-пя”.
  5. Трубочка. Откройте рот, высуньте язык, сложив его трубочкой.
  6. Вращение. Вращайте языком в пространстве между зубами и губами. Сначала в одну сторону, потом в другую.
  7. Грибок. Рот закрыт, язык прилеплен к верхнему небу. Медленно открывайте рот, не отрывая языка от неба.
  8. Часики. Приоткройте рот, губы растяните в улыбку. Попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка.
  9. Уборка. Приоткройте рот и водите языком по верхнему небу вперед-назад, как будто хотите почистить его.
  10. Тянучка. Рот приоткрыт. Языком тянитесь сначала вперед, затем вправо, влево, вверх, вниз.
  11. Подлиза. Языком оближите сначала верхнюю губу и пространство над ней, затем нижнюю.
  12. Молоточек. Представьте, что ваш язык – это молоток. Напрягите его как можно сильнее и стучите по кончикам зубов, произнося звук “д”.
  13. Индюк. Слегка приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте языком вперед-назад. Сначала медленно и беззвучно, а затем динамично и с голосом.
  14. Лошадка. Приоткройте рот и поцокайте языком, имитируя звуки лошадиных копыт.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Упражнения для щек, глотки и мягкого неба

Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
  2. Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
  3. Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
  4. Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
  5. Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
  6. Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
  7. Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
  8. Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.

Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.

Заключение

Мы с вами рассмотрели комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Выполняя их каждый день, вы сможете сделать свою речь красивее и четче. В результате это положительным образом скажется на качестве общения и откроет вам новые возможности. Не пренебрегайте этими бонусами. Занятия не отнимут у вас много времени и сил.

Пробовали уже какие-то упражнения? Как впечатления? Делитесь в комментариях. Будем работать над качеством речи вместе.


Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

наблюдается обильное слюнотечение,

ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица

Положение языка в полости рта

Положение языка в полости рта

Доктор М. Мью опубликовал большое количество видеороликов на YouTube, в которых речь идет о важности правильного положения языка. Это известный британский ученый, основатель направления orthotropics, изучающего горизонтальное развитие лица. Он утверждает, что кончик языка среднестатистического человека упирается в область зубов. Более правильным является положение, когда эта часть касается углубления на небе. Именно здесь находится кончик языка испанца, когда он произносит мягкий звук ñ. У большинства людей, попытавшихся расположить язык так, как описано выше, его задняя часть окажется немного ниже, чем требуется.

 в подъязычной кости

Правильным считается положение, когда неба касается не только кончик языка, а и вся задняя часть этого органа. В этом случае возникает усилие, направленное вертикально вверх. Если расположить язык правильно и попытаться глотнуть, среднестатистический человек испытает абсолютно иные, непривычные ощущения. В этом случае на максиллу действуют две силы: направленная горизонтально и вертикально. Они исходят из задней части языка и мышц этого органа, которые берут свое начало в подъязычной кости. Под действием этих сил максилла развивается вперед и вверх, формируя привлекательное лицо.

на максиллу воздействует только одна сила

Для большей наглядности приведем пример с передвижением тяжелого предмета мебели. Если язык расположен неправильно, на максиллу воздействует только одна сила, то есть, мебель двигает только один человек, с чем у него возникают серьезные трудности. Касание неба не только кончиком, а и задней части языка можно сравнить с появлением нескольких накачанных мужчин, которые пришли на помощь для передвижения массивной мебели.

Зависимость между положением языка и шириной максиллы

Зависимость между положением языка и шириной максиллы

Если у человека с детства сформировалось правильное положение языка, это обусловит развитие ровной линии зубов. Ему не понадобятся специальные процедуры или приспособления для устранения неправильного прикуса, к числу которых относятся брекеты. На снимке выше показан дефект прикуса, сформировавшийся у мальчика к восьмилетнему возрасту. Это открытый двусторонний прикус перекрестного типа. Верхний клык – скученный и сместился относительно нормального положения. Все это отразилось на внешнем виде лица мальчика.

Ранее мы уже говорили о том, какое влияние на развитие ротового аппарата и мышц лица оказывает грудное вскармливание. Даже взрослому человеку следует регулярно употреблять в пищу твердые продукты, например, морковь, яблоки. Соблюдение этих правил - основа формирования горизонтально развитого привлекательного лица.

Два снимка, представленных выше, наглядно демонстрируют различия в развитии лица сестры и брата. Последнего вскармливали грудью на протяжении 30 месяцев. В возрасте одного года ему впервые дали попробовать твердую пищу. Лицевые мышцы находятся в хорошем тонусе, а лицо является горизонтально развитым, то есть его максилла выдвинута вверх и вперед. Специалисты в области ортодонтии обследовали мальчика и заключили, что обе челюсти правильно расположены относительно друг друга, прикус - правильный.

У сестры этого мальчика язык не прижат к небу, а его кончик упирается в зубы. Мать вскармливала ее грудью на протяжении 13 месяцев. В последствии она была переведена на искусственное питание. При сосании пустышки язык малыша не прижимается к небу, а опускается в нижнюю часть рта. В результате формируется неправильный тип глотания. Подобное наблюдается и у тех детей, которые имеют привычку сосать палец или соску. К сожалению, все это негативно повлияло на привлекательность лица девочки: оно вытянуто вниз, а нижняя челюсть слегка задвинута назад.

Многие из читателей предположат, что всему виной гены. Но на снимках запечатлены родные брат и сестра. Именно использование разных подходов к вскармливанию детей приводит к таким существенным различиям в лицевом развитии, которые настолько заметны даже в девятилетнем возрасте. У каждого может возникнуть вопрос: а как могло бы выглядеть мое лицо, если бы его развитие происходило в максимально благоприятных условиях?

Влияние используемого типа глотания на привлекательность лица

Влияние используемого типа глотания

Как заставить себя держать язык в правильном положении

заставить себя держать язык в правильном положении

Методы миофункциональных тренировок

Методы миофункциональных тренировок

Такие упражнения приносят эффект в случае, если человек регулярно напоминает самому себе о необходимости помещения кончика языка в зону, расположенную за резцами на небе. Как уже было сказано выше, в такой позиции находится язык, когда испанцы произносят звук ñ. При этом основание языка также должно быть приподнятым и прижатым к небу, чтобы возникла сила, выталкивающая максиллу в вертикальном направлении. Лучший вариант для новичков – расположить язык так, как описано выше, и при этом широко улыбаться, будто произнося слово cheese (с английского – сыр). Зубы необходимо сомкнуть, но не слишком сильно прижимать друг к другу.

Спустя некоторое время, когда такое положение языка станет казаться привычным, нужно попробовать сделать глотательное движение. Вначале возникнет необычное ощущение в задней части горла. Это произойдет потому, что задняя часть языка коснется неба. При повторном глотании необходимо в точности повторить движения, чтобы это ощущение сохранилось. В глотании не должны быть задействованы щеки или губы! Рекомендуем выполнять упражнение перед зеркалом, чтобы убедиться, что подвижен только кадык. Новички испытывают неприятные ощущения, словно они пытаются удушить себя собственным языком. Такие упражнения можно сравнить с тренировкой в спортивном зале, только при этом задействованы не бицепсы или трицепсы, а самая сильная мышца человеческого тела – язык. Отвлекаясь на что-либо, можно забыть об ощущениях, возникающих при правильном положении языка в полости рта. В таких случаях следует вновь выполнить описанные выше упражнения. Поскольку язык находится во рту, никто не заметит производимые вами манипуляции.

Если эти упражнения даются намного легче, чем поначалу, пора приступать к более сложной части – питью воды мелкими глотками при правильном положении языка. Самый последний этап – глотание пищи. Рекомендуем начать с проглатывания жидкой пищи и небольших кусочков твердой.

Такие упражнения для детей можно представить в виде веселой игры. Главное – заинтересовать их выполнять эти нехитрые манипуляции с языком. Практика показывает, что дети начинают держать язык правильно спустя всего несколько недель после начала тренировок. Взрослым требуется немного больше времени. Ощутимого результата удается добиться спустя 7-8 месяцев.

Нужно помнить – от положения языка зависит направление лицевого развития, значит, и внешняя привлекательность. Чем большие усилия оказывает самая сильная мышца человеческого тела на верхнее небо, тем сильнее расширяется верхняя челюсть, обуславливая объемный вид максилл, обаятельную улыбку, внешнюю красоту лица в целом. Настоящий успех достижим только при регулярной практике!

Читайте также: