Как сделать уо

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.

Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь

Проверял Еремин Алексей Валентинович

Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей олигофрении является дефект эмоционально-волевого спектра. Это приводит к трудностям в процессе социальной адаптации.

Врачи имеют большой опыт работы с пациентами такого плана. Чтобы результат коррекционных мероприятий носил выраженный эффект, лечебная программа составляется индивидуально для каждого обратившегося к нам человека. В ней учитываются возраст больного, причины и симптомы болезни, история ее проявления, а также другие факторы.

Умственная отсталость - лечение в Москве

Общие сведения о болезни

По статистике, количество лиц, больных олигофренией, в развитых странах составляет примерно 1% от общего количества населения. Это заболевание не нужно путать с приобретенной деменцией. Данная форма слабоумия характеризуется утратой умственных способностей вследствие травмы или наступления преклонного возраста. У таких пациентов изначально был нормальный коэффициент интеллекта, уровень которого начал снижаться по мере развития патологии.

Степени тяжести олигофрении

Всего различают четыре степени умственной отсталости. Каждый этап этого состояния характеризуется своими симптомами.

Предполагает развитие интеллекта на уровне 50-59 баллов. Особенности психики соответствуют возрасту 9-12 лет. Больные способны обслуживать себя в быту самостоятельно, они обучаемы и контактны.

Хорошие условия воспитания, созданные родителями, позволяют таким людям достигать хороших успехов в разных видах деятельности. Из характерных для этой стадии особенностей выделяют отсутствие инициативности, медлительность в действиях и принятии решений. Такой пациент постоянно подражает взрослым, даже если не имеет с ними родственных связей. Опасность состоит в неспособности подавлять половые влечения. Поступки бывают непредсказуемыми, наносящими вред окружающим.

Такая степень характерна для людей, показатель интеллекта которых находятся в пределах 35-59 баллов. Психологический возраст пациента остается на уровне 6-9 лет. Пациенты испытывают трудности при освоении нового материала, речь у них односложная, иногда совершенно неразборчивая. Базовые навыки самообслуживания присутствуют, однако умственно отсталые требуют ухода со стороны близких. Они могут общаться посредством слов и коротких предложений, способны выражать основные свои мысли.

Показатели умственной деятельности находятся в пределах 20-34 пунктов. Интеллектуальный потенциал соответствует возрасту 3-6 лет. Пациенты понимают некоторые слова, обращенные к ним. Возможно воспроизведение несложных предложений, часто это просьба об удовлетворении базовых потребностей. Эмоции проявляются на уровне радости и грусти, удовольствия и раздражительности. Другие ощущения и чувства им недоступны.

По уровню развития больной не преодолевает планку, присущую ребенку 3 лет. Максимально возможный уровень интеллекта – 20 баллов. Пациент не владеет речью, не может выполнять элементарных бытовых действий, обслуживать себя. Мышление, память, восприятие и другие процессы практически не развиты. Сильная ограниченность в эмоциях делает любое общение с окружающими невозможным. Пациент не способен к продуктивной деятельности.

Среди характерных особенностей этой стадии умственной отсталости выделяют следующие признаки:

  • общение производится посредством гримас и простейших жестов;
  • пациенты не способны чувствовать душевную боль, они не плачут и не смеются;
  • игровая деятельность отсутствует в принципе, если в руки такому ребенку попадает машинка или кукла, они мгновенно ломаются или засовываются в рот;
  • плохая координация движений, часто наблюдается хаотичное раскачивание туловища в разные стороны;
  • прием пищи осложняется нарушением глотательного рефлекса, пациент не может или не умеет самостоятельно жевать, присутствует нарушение обоняния и вкуса.

Такие больные нуждаются в круглосуточном уходе, поэтому лечение умственной отсталости рекомендуется проводить в условиях стационара.

Степени тяжести олигофрении

Симптомы олигофрении

У больных наблюдается не только отставание в развитии интеллекта, но и ухудшение функций высшей психической деятельности. Умеренная, тяжелая и глубокая степени олигофрении видны невооруженным взглядом. Такой ребенок выглядит уставшим и ослабленным. Концентрация внимания снижена, во время учебной деятельности он вялый и пассивный. Если учитель в этот момент обращается к нему, никакой реакции чаще всего не следует.

Некоторые пациенты проявляют безосновательное и длительное беспокойство. Они постоянно пребывают в движении, но его характер хаотичный и множественный. Импульсивность действий часто приводит к плохим поступкам, попыткам нанести вред окружающим. Способность к самоконтролю снижена или отсутствует вовсе.

При легкой степени умственной отсталости больной может овладевать различными профессиональными навыками, если они достаточно простые. Через некоторое время наблюдается снижение работоспособности, человек отвлекается, не может сконцентрировать внимание на одном предмете или процессе.

Это заболевание сопровождается нарушением памяти. Пациент запоминает привлекательные для него яркие детали, со временем может вспомнить и рассказать о них. У большинства больных диагностируется недоразвитие речи. Если эта патология развивается в младенческом возрасте, до пяти лет такие дети не говорят, только издают ряд бессвязных звуков. Слух развивается с большим опозданием.

Отставание в развитии заметно на физическом уровне. У таких больных часто наблюдаются дефекты лица, ушей, необычная форма головы, неполноценное развитие гениталий. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости рот постоянно приоткрыт, обычно присутствует слюнотечение.

Обучение элементарным навыкам при этих формах олигофрении затруднено. Ухаживать за такими пациентами очень сложно. Они вовремя не сигнализируют о своих физиологических потребностях, удовлетворяя их в любом месте. Обучение умственно отсталого человека действиям, помогающим в быту, невозможно. Обращение в психиатрическое отделение позволяет временно переложить круглосуточный уход за пациентом на плечи медперсонала.

Причины заболевания

Существует много факторов, которые могут стать провокаторами в развитии умственной отсталости. Среди наиболее распространенных первоисточников патологии выделяют:

  1. Воздействие на организм беременной женщины ядов и химикатов. Опасные вещества вызывают интоксикацию организма, встраиваются в обменные процессы и приводят к их нарушениям. Такое состояние может развиваться под действием некоторых лекарственных препаратов. Если беременная принимает их в дозах, нарушающих допустимые пределы, организм плода страдает в первую очередь.
  2. Инфекционные болезни у будущей матери. К таковым относят грипп, скарлатину, краснуху и другие.
  3. Нарушение обмена веществ, которое повлекло за собой развитие тяжелой формы дистрофии женщины. Вес стремительно снижается, масса плода также становится меньше. Органы и ткани уже не могут на прежнем уровне выполнять свои функции.
  4. Травма плода, возникающая вследствие ушиба, падения или удара в живот будущей роженицы. Часто умственная отсталость становится следствием повреждения новорожденного в процессе родовой деятельности, наложения щипцов.
  5. Отсталость развивается, если организм матери, а также плода был заражен паразитами. Наиболее опасным заболеванием является токсоплазмоз, передающийся от домашних животных (коров, голубей, кошек, собак), а также от мышей и других мелких диких представителей фауны.
  6. Наследственная предрасположенность. Умственная отсталость передается на генетическом уровне. Это заболевание развивается, если имеет место хромосомное заболевание или несовместимость резус фактора крови матери и ребенка.
  7. Воспаление оболочек мозга, возникающее у новорожденного, часто провоцирует легкую или среднюю степень отсталости.
  8. Нарушение обменных процессов белка, фенилкетонурия.
  9. Плохая экология или воздействие радиации.
  10. Вредные привычки одного из родителей – алкоголизм и наркомания. Особенно опасно, если зависимость диагностируется у матери. Обычно такие пациенты не прекращают принимать алкоголь или наркотики, даже узнав о беременности.
  11. Неполноценное питание, которое приводит к отставанию в умственном и физическом развитии.

Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.

Диагностика умственной отсталости

Большинство случаев можно распознать в раннем детском возрасте посредством обычного наблюдения за ребенком. Если его поведение выходит за рамки нормы, необходимо срочно обратиться к неврологу или психиатру.

В этот момент можно обнаружить нарушение речи, слуха больного, определить, насколько развит словарный запас, способность мыслить абстрактно. Прохождение психологических тестов позволяет установить степень заболевания. Самым распространенным является тест Векслера. Он состоит из определенного количества субтестов, каждый из которых направлен на изучение отдельных сторон психической сферы пациента.

В процессе изучения уровня развития памяти больному предлагают запомнить слова, а затем их воспроизвести. Исследование мышления предусматривает понимание смысла пословиц, метафор и других высказываний. Причины возникновения патологии можно выявить, используя лабораторные методы.

Лечение умственной отсталости в Москве

Терапия этого заболевания преимущественно симптоматическая. Специалист после диагностики подберет подходящий препарат, который может нормализовать состояние больного. Лечение умственной отсталости в Москве проводится психиатрами и психотерапевтами.

Если умственная отсталость развивается на фоне нарушения функционирования щитовидной железы, дополнительными медикаментами являются йодсодержащие препараты и гормоны. При фенилкетонурии важно соблюдать режим питания, избегать опасных для здоровья продуктов.

Назначение ноотропных препаратов, витаминов группы B и аминокислот позволяет улучшить процессы мозговой деятельности. Нарушения в поведении корректируются с помощью нейролептиков и транквилизаторов.

Если у больного наблюдается повышенная активность, нервозность и множественные хаотичные движения, ему показаны седативные препараты. Они помогут успокоиться, нормализуют режим сна и бодрствования. Часто врачи прописывают лекарства на растительной основе, которые не могут нанести вред здоровью или вызвать привыкание.

Лечение умственной отсталости в Москве

Важно понимать, что умственная отсталость – это не приговор для родителей. Они со временем научатся понимать потребности своего ребенка, реагировать на них правильно.

Своевременное обращение к психологу поможет ребенку приспособиться к условиям жизни в коллективе. Здоровые дети не понимают и не принимают тех, у кого уровень интеллекта ниже. На этом фоне возникают конфликты, от которых страдают сами дети и их родители.

Психолог работает не только с пациентом, но с близкими ему людьми. Он объясняет, почему нарушения проявляются именно так и что нужно делать в конкретном случае. Коррекционные сеансы позволяют выработать новые и улучшить существующие навыки самообслуживания. При сопутствующих расстройствах речи показаны занятия с логопедом.

Отзывы о клинике

У нас можно пройти курс лечения умственной отсталости, чтобы улучшить адаптационные возможности больного. Часто родственникам пациента недостаточно информации о методах лечения, сроках терапии и стадиях заболевания. На этой странице вы можете ознакомиться с отзывами реальных людей, в которых присутствует интересующая информация.

Мы никак не влияем на их содержание, постоянно улучшаем качество обслуживания и повышаем свою квалификацию. Оставить отзыв может любой наш пациент, желающий выразить свое мнение на страницах нашего ресурса. Не найдя интересующих сведений, позвоните нам на телефон call-центра. Дежурный специалист предоставит достоверную информацию в течение нескольких минут.

УО — официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития.

Причины

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и, к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента.

  • наследственная предрасположенность;
  • вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например некоторые антибиотики и противозачаточные препараты, алкоголь и наркотики;
  • инфекции, особенно вирусные: краснуха, грипп;
  • заболевания, которые были у женщины до беременности: токсоплазмоз, сифилис, гепатит, сахарный диабет, сердечные заболевания;
  • тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью;
  • от мужчин длительное употребление алкоголя или наркотических средств, профессиональные вредности на производстве, радиация, химические реагенты.

Симптомы

  • Лёгкая — IQ 50…60, психический возраст 9…12 лет.
  • Умеренная – IQ 35…49, 6…9 лет.
  • Тяжёлая — IQ 20…34, 3…6 лет.
  • Глубокая — IQ до 20, до 3 лет.

Легкая степень умственной отсталости, которая так же называется дебильностью, характеризуется IQ пациентов в диапазоне 50…60. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая.

Пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми, так как плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении. А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными.

Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.

Средняя степень умственной отсталости или имбецильность характеризуется IQ в диапазоне 35…49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая и глубокая формы умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей снизким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Диагностика

Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно, если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

Лечение

Чем раньше диагностируют заболевание и начнут лечение, тем лучше будет результат. Терапевтические меры направлены на сохранение и развитие интеллекта. В особо тяжелых случаях лечение направлено на установление коммуникации с пациентом и его минимальную социализацию.

Курс и длительность терапии назначается исключительно врачом после диагностики. Существует множество средств и методов, которые используют для лечения умственной отсталости, а так же препаратов для лечения умственной отсталости. Подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны, если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы. В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга, такие как глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин. Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном и правильном лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью

При отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости, то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога.

После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение.

Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины умственной отсталости, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Сегодня мы поговорим о таком понятии как "умственная отсталость". В настоящее время этот термин рекомендован Международной классификацией болезни. Наиболее полное определение термина "умственная отсталость" – это совокупность различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний (в первые три года жизни ребенка), которые проявляются в интеллектуальной недостаточности и могут приводить к нарушению социальной адаптации.


Для умственной отсталости характерны: преобладание в клинической картине интеллектуальной недостаточности и отсутствие ее нарастания с возрастом ребенка.

Болезненный процесс, поразивший нервную систему ребенка, может привести к деструкции (разрушению) не только уже сформированных участков мозга, но и вызвать недоразвитие тех участков, которые еще не закончили свое формирование.

Умственная отсталость: причины

Причины умственной отсталости многочисленны:

  • генные и хромосомные мутации,
  • хронические заболевания родителей,
  • внутриутробные инфекции,
  • вирусные заболевания (наиболее опасным заболеванием является краснуха),
  • различные химические вредности (свинец, алкоголь, наркотики, ряд лекарственных препаратов),
  • стрессы матери во время беременности,
  • радиация и многие другие.

Важно знать, что при умственной отсталости страдает не только интеллектуальная деятельность, но и все психические процессы в целом. Признаки недоразвития можно заметить в особенностях речи, моторики, мимики. У детей с умственной отсталостью болезнь наиболее ярко проявляется в особенностях мышления. Как правило, болезнь затрагивает наиболее высшую форму мышления – абстракцию. Это непосредственно устанавливается в процессе педагогической работы с детьми. Дети с умственной отсталостью с трудом усваивают счет и решают задачи, зачастую не понимают их смысл, решают чисто механически, "по штампу", с трудом воспринимают помощь взрослого.

Также затруднен перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в аналогичные условия другого задания. Все мыслительные процессы характеризуются выраженной замедленностью. У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. При запоминании материала не способны в нем выделить существенное, не могут воспроизвести основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно. Речь у детей с умственной отсталостью маловыразительна, фразы упрощенные, имеет место низкий словарный запас.

Умственная отсталость у детей и подростков. Прогноз

Дети и подростки, страдающие умственной отсталости неодинаковы по особенностям своего характера, как в прочем и все мы. Среди них можно встретить ласковых и послушных, конфликтных и агрессивных, ленивых и трудолюбивых. Поэтому только одной интеллектуальной недостаточностью нельзя объяснить особенности поведения детей, страдающих умственной отсталостью. Однако стоит отметить, что большинству из них присущи следующие черты:

  • отсутствие инициативы и самостоятельности,
  • трудность с переключением на новую деятельность,
  • подражание другим детям,
  • легкая внушаемость.

Согласно современным представлениям выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Нарушение любого вида деятельности у пациентов с умственной отсталостью находится в тесной связи с уровнем интеллектуальной недостаточности.

Ребята с легкой умственной отсталостью обнаруживают достаточную работоспособность и старательность. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключения, проявляют достаточную продуктивность и целенаправленность. Они довольно неплохо разбираются в практических ситуациях, заинтересованы в своем жизнеустройстве, хорошо учитывают особенности данной конкретной обстановки и неплохо приспосабливаются к ней.

Сохранность практической направленности объясняет тот факт, что при наличии благоприятных условий среды и правильной организации коррекционно-воспитательной работы дети с умственной отсталостью могут приобрести трудовые и социальные навыки (в соответствии с уровнем их развития). Повышенная подражательность и внушаемость могут быть с успехом использованы родителями и педагогами в целях воспитания у них правильных форм поведения. И, наоборот, при отсутствии правильного воспитания и контроля ребята, будучи несамостоятельными и внушаемыми, легко могут попасть под отрицательное влияние со стороны.

При условии верно подобранных форм лечебной педагогики происходит коррекция поведения, нивелирование, связанной с отставанием в психическом развитии педагогической и социальной запущенности, а также стимуляция интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, приобретать профессиональные навыки. Очень важно начать как можно раньше коррекционную деятельность и обучение умственно отсталого ребенка, для его дальнейшего выхода в самостоятельную жизнь.

Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Дети и подростки с легкой умственной отсталостью имеют возможности к интеграции в общественную и социальную жизнь, овладению профессиональными навыками (преимущественно прикладного характера) для работы в различных сферах. Приоритетной задачей системы среднего профессионального образования является создание доступной среды и условии для профессиональной деятельности.

Возможно и успешное трудоустройство, ведь успешность профессиональной деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями мотивации, эмоциональных реакций, возможностями волевого контроля поведения, личностными проявлениями и т.д. Трудовые навыки у данной категории детей формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они успешно адаптируются к условиям обычного производства, в особенности при выполнении однообразных (ставших привычными) трудовых операций, не требующих быстрого и частого переключения внимания, самостоятельного планирования (примеры видов труда: ручные, швейные, сапожные, слесарные, столярные, озеленительные, плотничные, подсобные и т.д.).

Семья ребенка с отставанием в интеллектуальном развитии должна сознательно участвовать в его лечении и реабилитации. Невозможно достичь значительного успеха в лечебном и коррекционном процессах, помочь ребенку найти, раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, достичь максимума возможного развития без верного и понимающего отношения семьи.

При более тяжелой степени умственной отсталости – пациенты обычно мало работоспособны, не могут длительно чем-либо заниматься, с трудом сосредотачиваются. Часто поступки мало мотивированны и определяются сиюминутными влечениями и желаниями. Пациенты нуждаются в постоянном контроле и уходе со стороны родителей, так как пациенты не способны в дальнейшем к самостоятельной жизни. Как правило, имеются все показания для оформления пособия по инвалидности.

Диагноз умственная отсталость

Диагноз "умственная отсталость" устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик. По результатам обследования ребенку может быть предложено прохождение центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦМППК) (при согласии родителей) с целью получения медицинского заключения для определения специальных условий обучения и воспитания.

Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ располагает всеми необходимыми условиями для диагностики и оказания помощи детям с умственной отсталостью.

Индивидуальный подход, учитывающий психические и физические возможности каждого ребенка, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы являются залогом больших возможностей для дальнейшего лечения и реабилитации.

Что такое болезнь, диагноз олигофрения, понятие олигофрении у детей, определение умственной отсталости

Степени умственной отсталости, классификация олигофрении, виды умственной отсталости у детей

Какие существуют виды умственной отсталости? В зависимости от выраженности психического дефекта неврологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, психиатры выделяют различные виды олигофрении, степени умственной отсталости (3 степени).

  1. Легкая умственная отсталость, умственная отсталость легкой степени, 1 степень олигофрении, дети с легкой умственной отсталостью (дебилы), дебильность.
  2. Средняя умственная отсталость, умственная отсталость средней степени, 2 степень олигофрении, дети со средней умственной отсталостью (имбецилы), имбецильность.
  3. Тяжелая умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, умственная отсталость тяжелой глубокой степени, 3 степень олигофрении, дети с грубой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (идиоты), идиотия.

Какая характеристика умственной отсталости, умственная отсталость признаки, синдромы, критерии, систематика, особенности детей с умственной отсталостью?

Остановимся на трех видах, формах умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Какая клиника умственной отсталости , клинические варианты, характеристика степеней, структура дефекта? Принципы классификации основаны на IQ. Какие признаки слабоумия у новорожденных (стигмы дисэмбриогенеза)?

Пограничная умственная отсталость

Пограничная умственная отсталость характеризуется интеллектульаным коэффициентом от 70 до 80. IQ равен 70 – 80.

Дебильность, лечение дебильности у детей, лечение легкой умственной отсталости

Что такое дебильность , олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Дебильность – это легкая степень врожденной (врожденная умственная отсталость) или приобретенной (приобретенная умственная отсталость) в раннем детстве умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ дебильных детей равен 50 – 70. У детей с дебильностью наблюдаются задержка речевого развития, задержка моторного развития, задержка психоречевого развития, задержка и отставание психомоторного развития, нарушения речи. Речевой словарь детей достаточно беден. Речь детей с умственной отсталостью скудна. Игры носят манипуляционный характер. Отмечаются слабость абстрактного мышления, логической памяти. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. В школе - сильное отставание от сверстников, невозможность адекватного обучения, снижение памяти, ассоциативного мышления. В подростковом возрасте добавляются незрелость эмоций, воли, сниженная социальная адаптация. Дети с дебильностью определяются в специальные детские сады, в школьном возрасте – во вспомогательные школы. Лечение дебильности в Саратове обязательно включает в себя методы рефлексотерапии. Сарклиник проводит лечение дебильности у детей , лечение детей с дебильностью .

Имбецильность, лечение имбецильности у детей, лечение средней умственной отсталости

Что такое имбецильность , олигофрения в стадии имбецильности? Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Интеллектуальный коэффициент IQ имбецильных детей от 20 до 49. Мышление имбецильных детей крайне конкретное. Для таких детей недоступны отвлеченные понятия. Словарный запас очень ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Им доступны навыки самообслуживания. Дети могут элементарные трудовые действия. К самостоятельному труду и обучению во вспомогательной школе имбецилы не способны. Наличие имбецильности является показанием для признания таких детей инвалидами детства. К сожалению, имбецильных детей часто отправляют в дома-интернаты.

Идиотия, лечение идиотии, лечение тяжелой умственной отсталости

Что такое идиотия , олигофрения в стадии идиотии? Идиотия – это глубокая тяжелая степень врожденной или рано приобретенной умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ детей с идиотией менее 20. Мышление, речи, память почти не развиты. Эмоции очень примитивные. Часто выявляются аутоагрессия (агрессия против самого себя) и немотивированная агрессия. К труду, обучению, играм дети идиоты не способны. Навыками самообслуживания не владеют (себя не обслуживают). Идиотия обычно сочетается с нарушением развития органов чувств, внутренних органов, физическими уродствами, пороками развития. Идиотия является показанием для признания больных детей инвалидами с детства и определения их в дома-интернаты.

История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

Причины олигофрении, этиология умственной отсталости

Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы. Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.

Механизм развития олигофрении (патогенез олигофрении), почему возникает умственная отсталость у ребенка

Механизм развития олигофрении зависит от клинической формы заболевания, периода онтогенеза, причины, вызвавшей олигофрению. Общим для всех олигофрений является нарушение или недоразвитие морфофункциональных структур коры головного мозга, особенно молодых в эволюционном отношении ее отделов.

Морфологические изменения в головном мозге при олигофрении

Морфологические изменения зависят от формы и степени тяжести олигофрении, умственной отсталости. Могут отмечаться анэнцефалия (отсутствие головного мозга), агирия (отсутствие мозговых извилин коры головного мозга), пахигирия (разрежение извилин головного мозга), микрогирия (утолщение мелких, сильно изогнутых извилин коры головного мозга). Встречаются грубые изменения структуры нейронов, малое количество отростков, разрастание глии, нарушения миелиновых структур, кистозные образования. Олигофрения вследствие постнатальных отрицательных воздействий имеет в морфологическом плане сходство с резидуальной энцефалопатией.

Как часто встречается олигофрения?

Олигофрения встречается у 0,3 – 1% населения. Среди больных преобладают дети и подростки в возрасте от 5 до 20 лет. Мальчики болеют олигофренией чаще, чем девочки.

Формы умственной отсталости, виды олигофрении

Какие существуют основные формы умственной отсталости, виды олигофрении? Олигофрении эндогенной природы, связанные с поражением половых клеток родителей. Эмбриопатии и фетопатии. Олигофрении, возникшие в связи с различными патогенными факторами, действующими во время родов и в раннем детстве. Атипичные олигофрении. Причины подразделяют на эндогенные и экзогенные. На степень умственной отсталости влияют разнообразные факторы.

Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости

Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.

Олигофрения, связанная с фетопатиями и эмбриопатиями

Эмбриопатии и фетопатии часто вызывают олигофрению. Рубеолярная олигофрения связана с коревой краснухой. Также олигофрению вызывают вирусы гриппа, паротита, цитомегалии, гепатита (А, B, C, D), токсоплазмоз, листериоз, врожденный сифилис. Гормональные нарушения у матери и токсические факторы, ГБН (гемолитическая болезнь новорожденного) также могут вызывать олигофрению.

Олигофрении, связанные с воздействием отрицательных факторов во время родов и в раннем детстве

В раннем детстве во время родов часто наблюдаются родовые травмы, гипоксия, асфиксия, недостаток кислорода, черепно-мозговая травма, энцефалит, менингоэнцефалиты, менингиты, которые могут приводить к олигофрении.

Атипичная олигофрения

Атипичные формы олигофрении связаны с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями. Внутри каждой формы проводится дифференциация по особенностям дополнительных этиологических факторов, клинической картины и степени интеллектуального недоразвития.

Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости

Какие существуют симптомы олигофрении, признаки олигофрении? Общий симптом олигофрении – это тотальное недоразвитие психики и отсутствие прогредиентности. Динамика клинических проявлений может отмечаться при энзимопатиях. Однако впоследствии уровень интеллектуального недоразвития стабилизируется. Наиболее выраженный признак олигофрении – это недоразвития сложных функций мышления: образования понятий, обобщения, установления причинно-следственных отношений. Снижены функции памяти (плохая память). Речь бедная, с грамматическими и фонетическими погрешностями, отличается редким использованием предлогов, союзов, прилагательных. Эмоционально-волевая сфера больных характеризуется недоразвитостью высших эмоций, преобладанием примитивных эмоций, инстинктов, а также повышенной внушаемостью и слабостью побудительных мотивов.

В зависимости от темперамента неврологи, невропатологи, рефлексологи, рефлексотерапевты Саратова различают заторможенных и возбудимых больных. Заторможенные больные – это торпидные больных. Возбудимые больные – это эретические больные. Недоразвитие психической сферы у пациентов часто сочетается с недоразвитием или нарушением их физических качеств. Такие дети неловкие в движениях, диспластичные. У детей могут наблюдаться аномалии строения черепа, малые стигмы дисэмбриогенеза, физические пороки развития, нарушения органов слуха и зрения.

У детей на первом году жизни отсутствуют или ослабляются реакции на звук, цвет, игрушки, отсутствует реакция оживления (комплекс оживления) при виде мамы, не выражены гуление и лепет, задерживается становление моторных функций. У детей наблюдается задержка психомоторного развития (ЗПР, ЗПМР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), нарушения речи, дислалия, общее недоразвитие речи (ОНР). Дети поздно и с трудом начинают говорить и ходить. Особенно задерживается формирование фразовой речи. Отсутствует этап любознательных вопросов. Игры подражательные, манипулятивные, с бедным содержанием. Контакт с детьми непродуктивный. Больные плохо овладевают навыками самообслуживания.

Наиболее полно проявляется интеллектуальная недостаточность у детей при попытке овладеть школьными навыками. При декомпенсации олигофрении могут проявляться церебростенические (церебрастенический синдром), неврозоподобные (детский невроз), гипердинамические (синдром дефицита внимания и гиперактивности), психопатоподобные расстройства, а также психозы.

Ранняя диагностика умственной отсталости, олигофрении

Ранняя диагностика умственной отсталости включается в себя неврологические осмотр, ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ, нейросонографию и другие виды исследований и обследований, консультацию невролога, невропатолога, генетика.

Лечение умственной отсталости в России, в Саратове, как лечить умственную отсталость у детей, лечение олигофрении в Саратове

Специфическое лечение умственной отсталости у детей возможно лишь при некоторых формах олигофрении с установленной этиологией. Основными методом лечения некоторых энзимопатий являются диетотерапия и рефлексотерапия. При ФКУ, фенилкетонурии назначается пища, лишенная фенилаланина, с препаратами гидролизата казеина и достаточным количеством жиров, витаминов, углеводов, минеральных веществ. У пациентов с галактоземией нужно исключить из пищи молоко, а галактозу заменить на другие сахара. При сукрозурии из пищи исключается сахароза, при фруктозурии – фруктоза. Больные гомоцисцинурией нуждаются в ограничении в пище продуктов, богатых метионином (рыба, мясо и другие).

При врожденном сифилисе в зависимости от активности процесса применяют антибиотики. При умственной отсталости, обусловленной токсоплазмозом проводится специфическое лечение токсоплазмоза. При резус-конфликте эффективно обменное переливание крови новорожденному. Для лечения больных осложненной эндокринопатией, применяются гормональные препараты. При олигофрении церебрально-органического происхождения в случае наличия ликвородинамических и сосудистых нарушений показана дегидратирующая терапия. Сарклиник знает, как лечить олигофрению в Саратове, как вылечить умственную отсталость у детей в России.

Рефлексотерапия и умственная отсталость, олигофрения

При всех формах умственной отсталости используется рефлекторная терапия, рефлексотерапия. Аппаратные и неаппаратные методы рефлексотерапии дают отличные результаты при задержке речевого развития, задержке психоречевого развития, задержке моторного развития, задержке психомоторного развития, при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗМР. В Сарклиник проводится лечение и коррекция умственной отсталости.

Профилактика умственной отсталости, олигофрении

Профилактика умственной отсталости у детей заключается в предупреждении патологии беременности, родов, профилактике и своевременном лечении нейроинфекций, черепно-мозговых травм. Появление наследственно обусловленных форм олигофрении может быть предотвращено путем медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики.

Дети с умственной осталостью должны проходить комплексную реабилитацию

На консультации можно узнать, что такое олигофрения, типичный и атипичный аутизм (ранний детский аутизм), деменция и шизофрения (шизофреническое слабоумие), врожденное и приобретенное старческое слабоумие и отвага, как проводится дифференциальная диагностика по Сухаревой (Сухарева Груня Ефимовна, советский психиатр), кто такие Певзнер М (Певзнер Мария Семеновна, врач-психиатр, профессор, доктор педагогических наук, дефектолог, психолог, педагог, автор книги "Дети-олигофрены"), Выготский (Выготский Лев Семенович, Выгодский Лев Симхович, советский психолог, автор научных работ по педологии, когнитивному развитию детей)? А также как проводится психолого педагогическая характеристика, лечение, воспитание, обучение детей с умственной отсталостью, как происходит развитие, образование, социализация детей, если у них нарушение умственной отсталости? Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству. Проблема умственная отсталости чрезвычайно актуальна в современном обществе. Психиатрия и специальная психология лиц с умственной отсталостью требует детального рассмотрения в следующих статьях.

Как снять диагноз умственная отсталость?

Содержание:

Причины умственной отсталости

Причины умственной отсталости - Кордия

Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.

Основные причины возникновения малоумия:

  • Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
  • Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
  • Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
  • Недоношенность.
  • Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
  • Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.

СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Размещение в трехместной палате 10 000 руб./сутки
Двухместная палата 13 800 руб./сутки
Одноместная палата повышенного комфорта 16 000 руб./сутки
Лечение в одноместной VIP палате 25 000 руб./сутки
Задать вопрос психиатру БЕСПЛАТНО
Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации 3 000 руб.
Полная психодиагностика
(все анализы и процедуры)
от 5 000 руб.
Прием главного врача клиники 4 500 руб.
Консультация психиатра на дому от 4 000 руб.

Стадии умственной отсталости

Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.

Имбецильность - Кордия

Ранее выделялись:

  • Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
  • Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
  • Идиотия – запущенная стадия.

Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.

Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.

На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:

  1. Лёгкий, соответствующей дебильности.
  2. Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
  3. Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
  4. Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.

Признаки и симптомы умственной отсталости

При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.

Страдают все интеллектуальные возможности - Кордия

У больных страдают все интеллектуальные возможности:

  • внимание;
  • память;
  • эмоциональная сфера;
  • речевое воспроизведение
  • способность восприятия и анализа информации.

У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.

Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.

Лёгкая степень малоумия

У болящих отмечается IQ 50-70.

Основные признаки:

  • Низкая способность к абстрактному мышлению.
  • Неумение обобщать.
  • Недостаточность критических способностей.
  • Преимущественное образно-конкретное мышление.
  • Обеднённый словарный запас.
  • Эмоциональная скудость.
  • Повышенная внушаемость на фоне упрямства.

Приспосабливаемость к жизни - Кордия

При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:

  • Хорошая механическая память.
  • Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
  • Приспосабливаемость к жизни.

Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:

Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.

Умеренная и тяжёлая степень малоумия

У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.

Умеренная и тяжёлая степень малоумия - Кордия

Для них характерны:

  • Плоское (рудиментарное) мышление.
  • Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
  • Небольшой словарный запас.
  • Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
  • Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
  • Склонность к механическому подражанию.

Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.

Глубокая степень малоумия

IQ в этом случае не превышает 20.

При осмотре больных выявляется:

  • Отсутствие признаков мышления.
  • Нечленораздельное произношение звуков.
  • Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
  • Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
  • Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
  • Снижение реакции на раздражители.

Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.

Диагностика умственной отсталости

Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.

Диагностика умственной отсталости - Кордия

Врач в процессе обследования учитывает данные:

  • Задержки развития.
  • Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
  • Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.

Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.

Лечение при умственной отсталости, работа психолога, методы отзывы

Коррекция патологии в нашем медицинском центре предусматривает симптоматическую лекарственную терапию.

В нее входит назначение:

  • Ноотропов.
  • Витаминов.
  • Антигипоксантов и антиоксидантов.
  • Седативных средств или мягких стимуляторов (в зависимости от доминирующих симптомов).

Признаки умственной отсталости требуют усилий психолога и специальных методов адаптации, обучения самообслуживанию. Особая роль в поддержании качества жизни болящих принадлежит родственникам. С близкими проводятся занятия, на которых им разъясняют все нюансы болезни и правила поведения с лицами, имеющими интеллектуальную инвалидность. У нас вы можете ознакомиться с отзывами родственников пролеченных клиентов.

Врач приедет в течение 1 часа. Сами заберем в стационар. Экстренная госпитализация – круглосуточно!

Читайте также: