Как сделать уф лак

Обновлено: 07.07.2024

Технологические параметры и особенности УФ-лакирования

Наносить УФ-лаки на поверхность оттисков можно как в лакировальной машине, так и непосредственно в печатной машине, используя для этой цели либо красочный, либо увлажняющий аппарат, либо специальную лакировальную секцию (или несколько секций), работающую в линии с печатной машиной и входящей в нее вместе с сушильным устройством как отдельная секция.

Выпускаются лаки для нанесения покрытий в офсетных, трафаретных и флексо-графских печатных машинах. Особое распространение УФ-лаки получили во флексографских рулонных машинах.

Как правило, все лакировальные секции в печатных машинах и ла- киро-вальные аппараты в лакировальных машинах — это печатные аппараты флексографского способа печати с гладкими или анилок- совыми валиками подачи лака на форму.

Следует учитывать, что УФ-лак наносится не на запечатываемый материал, а поверх офсетных красок (традиционных или УФ- красок). Такая технология предполагает применение праймеров (от англ, primer — грунтовка, грунтовочное средство) — материалов, применяемых для предварительной подготовки поверхности перед нанесением какого-либо покрытия. Праймеры используют с целью усилить адгезию УФ-лака и красочного слоя, а также сгладить неровность поверхности бумаги и обеспечить безупречную гладкость и абсолютный блеск лаковой пленки.

Рассмотрим некоторые требования к материалам и оборудованию, участвующим в процессе УФ-лакирования [26—28].

Подложка (запечатываемый материал). Картон и бумага, способствующие быстрому закреплению масляных красок, не всегда являются лучшим выбором для УФ-лакирования. Бумага, на которую будет наноситься УФ-лак, должна быть мелованная и каландрированная. Немелованная бумага ведет себя как губка и впитывает лак. Бумага с глянцевым покрытием также не подходит для УФ-лакирования, так как толщина мелованного покрытия в 2 или в 3 раза больше, чем толщина слоя лака на валиках. Такое покрытие ведет себя как поглощающий фильтр и дает тот же самый результат, что и немелованная бумага.

Бумага, предназначенная для УФ-лакирования, не должна быть бигована: толщина слоя лака, наносимого по месту биговки, может оказаться в 3 раза больше толщины слоя на всем листе, и при фальцевании он растрескается.

Лак должен хорошо закрепляться, быть эластичным и текучим для достижения максимального глянца и адгезии.

Краски Pantone. Не все краски Pantone подходят для печати продукции, которая в дальнейшем будет подвергнута УФ-лакированию. Так, краски Rhodamine Red, Purple, Reflex Blue и Blue 072 могут изменяться или обесцвечиваться после лакирования, особенно при использовании малых концентраций. Например, может измениться интенсивность цвета.

Краски специального назначения — металлизированные и флюоресцентные краски не рекомендуется подвергать УФ-лакированию, поскольку существует опасность окисления металлического порошка и обесцвечивания пигмента флюоресцентной краски, что неизбежно приведет к изменению цвета исходного красочного слоя. В сложных случаях рекомендуется провести предварительное тестирование.

Краски для четырехкрасочной печати. Многие типографии продолжают использовать обычные краски для четырехкрасочной печати, когда далее тираж нужно лакировать УФ-лаком. При этом иногда могут возникать проблемы. Хорошее качество при УФ-лакировании может быть гарантировано только тогда, когда правильно выполняются все технологические операции.

В состав стандартных красок для четырехкрасочной печати обычно входят добавки, которые могут привести к плохому смачиванию и ретикуляции (лат. reticulum — сеточка) — сморщиванию, растрескиванию слоя УФ-лака. Эта проблема случается нечасто, но при определенных обстоятельствах может иметь место.

Существует набор красок для четырехкрасочной печати, пригодных для УФ-лакирования. Краски должны полностью высохнуть перед процессом УФ-лакирования, иначе могут возникнуть проблемы с адгезией. Сразу же это может быть незаметно, но через два или три дня слой лака может потускнеть или отслоиться.

Многие факторы влияют на возникновение данной проблемы, но обычно это случается с бумагой с гладкой поверхностью, на которую нанесено большое количество краски, с тяжелыми бумагами и бумагами с невпитывающей поверхностью после непродолжительного времени между печатью и последующими технологическими операциями. Любая ситуация, которая задерживает высыхание краски и дисперсию растворителя, может повысить вероятность возникновения такой проблемы.

Управление процессом печати. Технологические режимы в печатном цехе и требования к освещению при УФ-лакировании должны быть такими же, как и при печати УФ-красками. Тщательно подобрав основные материалы и установив их на печатную машину, печатник должен продолжить контроль для получения наилучших результатов. При печати тиража красочная пленка должна быть минимальной, чтобы достичь хорошего наложения красок и улучшить высыхание. Подача увлажняющего раствора должна быть минимальной, а использование спирта должно снизить общее содержание воды в краске. Если необходимо достичь максимального глянца на оттисках, следует выбрать печать УФ-красками с промежуточной сушкой перед секцией УФ-лакирования.

Праймер. Основное назначение праймера — обеспечить хорошее закрепление УФ-лака на оттиске и сгладить неровность поверхности бумаги. Эти задачи решаются легко, если праймер выбран правильно и соблюдены все режимы работы с ним. В качестве праймера рекомендуется использовать водно-дисперсионный лак.

Условная вязкость праймера должна составлять 40 с при 20 °С. Праймер поставляется также с другими показателями условной вязкости. Содержание твердых веществ в праймере составляет 40— 44 %, плотность праймера — 1,02—1,05 г/см 3 , значение кислотности pH — 7,7—8,1.

Существует обратная зависимость между температурой и условной вязкостью праймера. С понижением температуры условной вязкость праймера повышается: при 24 °С — 36 с; при 22 °С — 38 с; при 20 °С — 40 с; при 18 °С — 42 с; при 16 °С — 44 с.

УФ-лак. В зависимости от лакируемого материала, конструкции лакировальной секции и требований к готовой продукции, к лакам предъявляются следующие требования:

  • • высокая адгезия;
  • • прозрачность лаковой пленки;
  • • химическая стойкость;
  • • эластичность;
  • • способность к последующему тиснению фольгой;
  • • способность к восприятию клея;
  • • гладкость;
  • • отсутствие пожелтения лаковой пленки;
  • • хорошая способность рециклирования;
  • • нейтральный запах;
  • • возможность подавать лак насосом;
  • • небольшое пенообразование;
  • • отсутствие разбрызгивания;
  • • беспроблемная очистка;
  • • оптимальная скорость реакции полимеризации;
  • • стабильная вязкость, соответствующая лакируемому материалу;
  • • поверхностное натяжение лака меньше поверхностного натяжения лакируемого материала;
  • • стабильность при длительном хранении;
  • • вязкость, необходимая для данного типа запечатываемого материала и оборудования.

Смывочная жидкость. Очистка лакировальной секции от УФ- лака проводится с использованием специальной смывочной жидкости, хранить которую рекомендуется при температуре не выше 30 °С и не ниже 2°С в плотно закрытой оригинальной упаковке. Место хранения должно исключать попадание прямых солнечных лучей на смывочную жидкость. Срок ее хранения — 6 месяцев.

УФ-отверждающее устройство. Для лучшего растекания УФ- лака по поверх-ности запечатываемого материала рекомендуется ставить УФ-сушильное устройство в конце приемно-выводного устройства печатной машины. Желательно при этом разогреть лак до 30—40 °С.

Лакировальные формы. В качестве лакировальных печатных форм для выборочного УФ-лакирования широкое применение получили флексографские водовымывные фотополимерные пластины. Твердость пластин составляет 55—60 ед. по Шору. Они подходят как для водных, спиртовых (с максимальным содержанием этилацетата до 10 %), так и для УФ-отверждаемых красок и лаков.

Тиражестойкость фотополимерных форм достигает 1 млн оттисков и выше. Разрешение — 2—95 % при 150—175 лин/дюйм, ширина отдельно стоящей линии — 0,05 мм, диаметр точки — 0,01 мм.

Выпускаются пластины толщиной 1,14; 1,7; 2,54; 2,84 и 3,18 мм. Равномерность толщины формы после обработки — в пределах 0,02 мм.

Фотополимерные пластины оптимальны для выпуска высококачественной этикеточной и бумажной упаковки, а также для лакирования при использовании всех распространенных видов лака при наиболее оптимальном переносе лака.

Доступность различных инструментов и материалов позволяет многим красавицам наносить маникюр гель-лаком самой себе дома без посещения дорогостоящих салонов. Тем девушкам и женщинам, которые часто пользуются гель-лаком выгодно один раз потратить деньги на все приспособления. Таким образом, ухоженные руки, френч или иное покрытие не будут зависеть от наличия мест в салоне красоты. Самой сделать гель-лаком ногти станет возможным в любое время для повседневной жизни, а также для выхода в свет.

Что необходимо купить?

Гелевый лак не засыхает при обычных условиях. Для сушки понадобится УФ-лампа. Сушат в ней любое покрытие, будь это френч или кошачий глаз. Под воздействием ультрафиолетовых лучей гелевая основа засыхает за полминуты.

Гель лак

Что необходимо купить?

Самой сделать маникюр гель-лаком дома не сложно. Для работы понадобится:

  • шабер;
  • лампа с ультрафиолетовым светом;
  • пилки;
  • баф;
  • праймер;
  • лаки: топ, база.

Примеры инструментов представлены на фото. Для увлажнения кожи рук пригодится любой увлажняющий крем или масло. Для снятия лака понадобятся: ватные диски, ацетон, пушер, баф и фольга.

Гель лаки и УФ лампа

Гель лаки и УФ лампа

Внимание! Если мастерица хочет сделать френч, ей дополнительно понадобятся полоски для окаймления коготка.

Пошаговая инструкция

Шеллак не засыхает при обычных условиях дома или на улице. Для сушки понадобится УФ-лампа. Под воздействием ультрафиолетовых лучей гелевая основа засыхает за полминуты. Также важно, чтобы коготки были качественно подготовлены к процедуре.

Для идеального нанесения необходимо соблюдать все пункты по порядку, использовать качественные материалы и специальное оборудование.

Размягчение кутикулы

Маникюр включает в себя уход не только за ноготками, но и за кожей вокруг него. Заусенцы, кутикула, сухость не позволят выглядеть рукам красиво, поэтому для размягчения используют обычную ванну со слегка горячей водой или нанесение ремувера (лосьоны или кремы).

Внимание! Нельзя для ванночки использовать кипяток. Кожа переувлажнится и покрытие не получится.

Обработка

Размягченная кутикула легко подвигается к основанию коготка, если она хорошо увлажнена. Для этой процедуры используется шабер.

Шлифовка

Шлифовка ногтя

Обезжиривание

Чтобы гель-лак хорошо лег на ноготь, его необходимо обезжирить. Для этого применяется праймер. Пример на фото.

Нанесение лака

Первый слой – это база. Его необходимо нанести перец цветным покрытием. Он обеспечивает ровную пластину и долговечность маникюра.

Нанесение лака

После базового слоя следует нанести гель-лак. Широкий ассортимент цветов от различных производителей позволяют выбрать и накрасить дешевый и качественный вариант с идеальным бликом.

Правила нанесения лака

Правила нанесения лака

Сушка

После того, как лак нанесен, его необходимо высушить. Для этого понадобится специальная лампа. Желательно, чтобы она была с зеркалами со всех сторон. Так ультрафиолет попадает равномерно на всю область пальцев.

Сушка ногтей в Уф лампе

Сушка ногтей в Уф лампе

Еще есть лампы для сушки на одной или сразу на обеих руках. Выбор зависит от покупателя. Также есть модели с таймером и вентилятором. Изучая отзывы, можно сказать, что на таких дополнениях можно сэкономить и в процессе проделывания процедуры засекать время на отдельных часах.

Нанесение защитного слоя

Защитный слой (топ) надо нанести поверх гель-лака. Он позволяет добиться идеального блика и закрепления оттенка. После покрытия необходимо вновь использовать лампу для просушки.

Наносим базу на ногти

Наносим базу на ногти

Для справки! В продаже найдутся такие лаки, которые могут быть базой и топом одновременно. Судя по отзывам, их можно накрасить один раз.

Снятие липкого слоя и увлажнение

Проводится на последнем этапе. В лампе страдает кожа рук, потому что сохнет вместе с лаком. Ее следует увлажнить маслами или кремом.

Важно! Мастер-класс представлен наглядно на видео.

Ошибки в работе

У новичков случаются неприятности, и вместо красивого покрытия на выходе получаются пузыри и сколы. Такие проблемы возникают из-за неправильно подготовленной ногтевой пластины. Перед покрытием она должна быть немного шероховатой, тогда лак хорошо сцепится с натуральной поверхностью.

Сколы возникают из-за неправильно обработанных краев ногтей. Любые неровности вызывают неравномерное наслоение лака, а затем его последующее отслоение.

Пузыри могут появиться, если лака пришлось накрасить слишком много. Также такая ситуация возникает при взбалтывании флакона с лаком. Так делать нельзя. Чтобы перемешать содержимое, допускает медленно вращать пузырек перед процедурой нанесения.

Для справки! Если процедура выполняется самостоятельно или в салоне, качество работы можно проверить самой. Необходимо потрогать покрытие подушечками пальцев. Если он шатается или проваливается, значит, лак досушен не до конца. Без лампы он не просохнет и станет постепенно отслаиваться или марать одежду. Такой лак лучше всего снять.

Как самой снять гель-лак?

Как бы того не хотелось, но покрытие нельзя сдирать с ногтя. Оно может оторваться вместе с ногтевой пластиной, изуродовав палец на долгое время.

Старый лак необходимо снять следующим образом:

При необходимости процедуру можно повторить. При этом стараться, чтобы ацетон не попал на кожу. После снятия следует увлажнить руки.

Рекламный рынок (как и любой другой) нестабилен и подвержен взлетам и падениям разного свойства. В результате, чаще всего, получаем неизбежную спешку, ошибки, потраченное время и финансы. Чтобы избежать неудачного заказа, начнем с самого начала - техническое задание (ТЗ) на уф-лакировку.

ТЗ на уф-лакировку

Хорошо, если вы подготовили заранее всю необходимую информацию и при расчете/подготовке к печати не возникает никаких наводящих вопросов. И, я уверен, 90% обращающихся так и поступают. Однако в спешке возможно подзабыть какие-либо параметры. Их не так много: тираж, материал, размер листа, выборочный лак/полная заливка, матовый/глянцевый лак, сроки.

Дополнительным плюсом становится "превьюшка" к тех-заданию (форматы JPEG, PNG, GIF или PDF), на которой указана область,которая покрывается уф-лаком. Причем места заливки можно указать каким-либо "кислотным", не характерным для дизайна цветом. Например так:

Форматы файла

Шелкотрафаретный (да и офсетный тоже) лак любит векторные форматы файлов. Главные законодатели моды в этой области - Adobe и Corel. Макеты, выполненые в растровых форматах (TIF или PSD), при печати образуют неровный край - "лесенкой". Конечно, вы можете избежать этого, если готовите растровый файл с высоким разрешением (600 dpi), однако зачем такие сложности? Векторные файлы "весят" меньше, легче редактируются и с восторгом принимаются в любых препресс-студиях.[image]

pre-press-uv

При подготовке файла на лакировку постарайтесь сохранить метки совмещения или резки от основного макета. В идеале стоит оставить в макете и сам файл, который лакируется, однако чаще всего присылается только контуры заливки лаком. Безусловно, такой файл весит легче и проще передается через интернет, но в случае, когда необходима правка контуров лака или его положения на листе, без исходного макета дизайнер буквально "слепнет".

Векторные редакторы поддерживают работу со слоями - это огромный плюс, который позволяет упорядочить информацию в макете и ускорить работу. Почему-бы не воспользоваться этим преимуществом и не разместить уф-лак в макете отдельным слоем? Это создаст комфорт при подготовке макета вам и тому, кто будет обрабатывать этот файл дальше.

pre-press-uv

Позиционирование лака на листе

Особенности офсетной и цифровой печати, перепады влажности и температуры, а также неправильные условия хранения материалов приводят к тому, что подготовленный макет не сходится с напечатанным изображением. И как результат - выведенная пленка для лака не "садится" на напечатанный лист. Это в большей степени относится к цифровой технике - система подачи бумаги в некоторых цифровых машинах приводит к изменению геометрии изображения. В отдельных случаях можно уменьшить последствия такого искажения, если принять во внимание несколько правил.

Располагайте изображение на печатном листе так, чтобы элементы, на которые наносится уф-лак, находились максимально близко к верному углу. Чем ближе к верному углу - тем меньше искажения при деформации и усадке печатного листа.

pre-press-uv

При подготовке контура уф-лака не стоит делать его 1:1 к элементу изображения, которое он покрывает. Добавьте к контуру 0,1 - 0,3 мм - величина небольшая и незаметная глазу, однако в некоторых случаях может перекрыть незначительное смещение элементов макета.


Технология изготовления печатной продукции с каждым годом становится всё более сложной. Это усложнение не случайно, высочайшая конкуренция в отрасли стимулирует игроков предлагать всё более и более привлекательный продукт. По этой причине производственники, как бы тяжело им не было, продолжают инвестировать в новейшее оборудование, а производители, заинтересованные в этих инвестициях, разрабатывают и предлагают публике технологические новинки.

Ультрафиолетовый лак или уф-отверждаемый лак назван так, потому что лаковая плёнка отверждается в результате реакции полимеризации под действием ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн от 250 до 400 нм. В зависимости от химического состава полимеризация УФ лаков может протекать по радикальному или катионному механизму.

УФ-лаки на основе акриловых мономеров полимеризуются по радикальному механизму, а на основе эпоксидных соединений по катионному механизму. В состав обоих видов уф-лаков входят фотоинициаторы и различные добавки. Полиграфические УФ лаки не содержат растворителей и после полимеризации все 100% нанесенного на оттиск лака образуют твёрдую прозрачную глянцевую/матовую плёнку. Иными словами полиграфические уф-лаки имеют 100% сухой остаток.

Процесс полимеризации по радикальному механизму заканчивается в доли секунды после ультрафиолетового облучения. Полимеризация по катионному механизму протекает значительно медленней, плёнка твердеет через 1–2 сек. после облучения, но затвердевший слой продолжает полимеризоваться в темноте в течение 1–2 суток. Вследствие этого более широкое применение нашли УФ лаки, полимеризующиеся по радикальному механизму . Среди лаков, закрепляющихся под действием УФ-излучения, катионные образуют особое семейство.

УФ-ЛАКИ НА КАТИОННОЙ ОСНОВЕ

Речь идёт о уф-лаках на основе кислотоотверждаемых эпоксидных систем. Фотоинициаторы для них – специальные соединения (четвертичные ониевые соли кислот Льюиса, например, триарилсульфониевые соли), которые под воздействием УФ облучения распадаются с образованием активного катиона, инициирующего полимеризацию. В качестве связующего-плёнкообразователя выступают эпоксидные смолы – обычно низковязкие алифатические эпоксиды, полимеризующиеся по катионному механизму с раскрытием эпоксидного цикла.

Главные особенности катионных УФ лаков – низкая чувствительность к кислороду и дальнейшая полимеризация даже в темноте. Начальный мощный импульс УФ-облучения необходим для высокого выхода инициирующих катионов. Скорость катионных композиций закрепления ниже, чем у радикальных, зато внутренние напряжения в отверждённом полимере успевают релаксировать за счёт конформационных перегруппировок макромолекулярных цепей. Поэтому катионные УФ-материалы имеют очень высокую адгезию, в т. ч. к проблемным субстратам.

Применение катионных композиций целесообразно, только когда требуется очень высокая адгезия к пластикам, металлам или при жёстких требованиях к термостойкости и химической устойчивости отлакированного оттиска. Ещё одно достоинство катионных систем – отсутствие проблем с раздражающим действием и запахом, которые присущи радикальным лакам.

РАДИКАЛЬНЫЕ УФ ЛАКИ

Состав УФ лаков, полимеризующихся по радикальному механизму , представляет собой смесь жидких и акриловых мономеров и смол, фотоинициаторов, кремнийорганических соединений, поверхностноактивных веществ, пеногасителей.
УФ-лаки не затвердевают на воздухе и под воздействием тепла, не высыхают в лакировальной секции, однако, следует исключить прямое попадание солнечных лучей на жидкий уф-лак. Снижения вязкости ультрафиолетового лака добиваются путем его подогрева при интенсивном перемешивании.

Жидкий полиграфический УФ лак на основе акриловых мономеров является бесцветной густой жидкостью с характерным запахом, который исчезает после полимеризации. Однако если УФ лак частично впитался в бумагу, ультрафиолетовые лучи могут не достичь этих молекул и оттиск сохранит характерный запах. Слишком интенсивное облучение может привести к пожелтению и отслаиванию лака.
Среда жидкого уф-лака высокореактивна (агрессивна) для кожи человека, однако, полимеризованная лаковая плёнка имеет нейтральную реакцию.

СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ УФ ЛАКА

Основным условием получения высококачественной лаковой плёнки является достаточное время растекания. Оно напрямую зависит от длины транспортёра и скорости работы машины. Поэтому при покупке оборудования нужно обратить внимание на расстояние между модулем нанесения Уф-лака и УФ сушкой. Также необходимо устройство для подогрева лака (обычно до 30–40 °С). Нагрев лака снижает его вязкость, следовательно, он лучше растекается. Но бумага в момент нанесения уф-лака остаётся холодной, что неизбежно снижает температуру уф-лака и соответственно качество оттиска. Подогрев оттиска после нанесения УФ лака до секции УФ сушки позволяет заметно улучшить глянец (это возможно при наличии промежуточной ИК-сушки). Также важна опция удаления противоотмарывающего порошка, избыток которого на оттиске может привести к повышенной шероховатости поверхности лаковой плёнки. При лакировании тонкой бумаги нужно предварительно убедиться в возможностях машины (современное оборудование позволяет работать с материалами плотностью от 60 г/м²).

Так как краски и лаки для флексографской печати имеют приблизительно одинаковую консистенцию и могут наноситься из последней секции, можно назвать её печатной. Широкое распространение УФ-лакирования во флексографской печати вызвано полным отсутствием проблем в использовании этой технологии – УФ лаки прекрасно ложатся " в линию " на водные, органические и УФ отверждаемые краски. Основным видом работ, выполняемых с помощью данного вида печати, является изготовление этикеток и упаковки на различных материалах (бумага, металлизированная бумага, различные плёнки), что делает применение УФ лака незаменимым.

ТИПЫ УФ ЛАКОВ


Кроме глянцевых УФ лаков существуют также матовые и шелковистые (полуматовые) лаки.

Особое место в лакировании занимают декоративные уф-лаки, создающие особые визуальные эффекты. Сюда следует отнести:

  • выборочное лакирование;
  • придание глянца и/или матового эффекта;
  • придание текстуры, рельефа, узора;
  • эффекты флуоресценции, люминесценции, перламутра;
  • глиттеры, пигменты;
  • термохромный УФ лак;
  • также можно выделить "золотые" уф-лаки.


Лакирование УФ лаками нашло широкий спрос в рекламной и глянцевой индустрии. Высокая степень глянца/матовости которую способны воспроизвести уф-лаки, особенно при трафаретном способе нанесения, придаёт изданиям т.н. " гламурности ". Особый шик изданиям придаёт выборочное уф-лакирование. Полёт фантазии дизайнера по созданию визуальных эффектов при помощи ультрафиолетовых лаков может ограничить только бюджет издателя.
Технологии выборочного УФ лакирования различны. Одна из технологий основана на изготовлении лакировальных полотен из термостабилизированного полиэстера. За счёт специально обработанного верхнего слоя обеспечивается нанесение тонкой равномерной лаковой плёнки, уменьшается время, необходимое для растекания лака и, как результат, обеспечивается высокий глянец оттиска. Полотна для лакирования выпускаются толщиной 1,15 и 1,35 мм для плоттерной и ручной резки. Поставляются в листах максимальной шириной 1270 мм. Полотна для ручной резки имеют специальный светочувствительный слой, за счёт которого на поверхности полотна образуется чёткое изображение, которое можно вырезать. Данная технология воспроизводится, например, компанией folex. Лакировальные полотна производства компании folex могут использоваться во всех современных печатных машинах для косвенного и прямого лакирования как в двухвалковых, так и в камер-ракельных лакировальных секциях.
Недостатком этой технологии для конечных потребителей можно считать низкий уровень детализации выборочного уф-лака. Иными словами, даже при плоттерной резке, минимальный размер элемента (печатного или пробельного) ограничен 3–4 мм. Но часто хочется покрыть лаком заголовок, выполненный шрифтом с засечками.

Для этого лучшим образом подходит флексографский или трафаретный способ нанесения уф-лака. Однако при этом не следует забывать, что допуски на совмещение лакового покрытия с лакируемым изображением существенно выше, чем при совмещении красок. Обычно это 1–2 мм, для трафаретного полуавтомата, т.е. с ручной подачей листов – 2–3 мм.


Перед подготовкой файла для выборочного УФ лакирования необходимо ознакомиться с техническими требованиями типографии по подготовке материалов, т.к. требования к подготавливаемым файлам могут различаться. Однако общим условием является векторный характер лакируемых изображений, а также идентичная геометрия файла для лака и файла для печати. Подробно о способах подготовки файла выборочного уф-лакирования читайте в разделе "Практика" статью: "Выборочное лакирование. Типы и Способы".

Текстуры, рельефы и узоры при лакировании полиграфическими УФ лаками достигается за счёт использования специальных текстурных лаков. Количество узоров обширное, например:

Выборочное лакирование – самый распространенный вид декоративной отделки полиграфической продукции. Наиболее часто, его применяют для придания более привлекательного внешнего вида таким изделиям как каталоги и брошюры, различная деловая или подарочная полиграфия, коробки и этикетки. Наибольшее распространение такой вид отделки получил по оптимальному соотношению цена/оказываемый визуальный эффект.

Для того чтобы создать макет выборочного лакирования необходимо сделать следующее:

1. Открыть файл с макетом полиграфического изделия.

Как сделать макет под выборочное лакирование

2. Создать новый слой, расположенный выше слоя, на котором находится вся графическая информация макета (фоны, тексты и пр.).

3. На новом, созданном слое необходимо продублировать все элементы макета, которые нужно покрыть выборочным лаком. Если эти элементы векторные, то удобно их просто скопировать на новый слой, при этом скопировать таким образом, чтобы они располагались точно поверх тех элементов, с которых они были скопированы.

4. Все элементы слоя с макетом для выборочного лака нужно закрасить в один цвет состоящий только из одной краски. Например, в черный (C=0 M=0 Y=0 K=100) или голубой (C=100 M=0 Y=0 K=0). Так же можно использовать пантонный цвет. Главное, чтобы выбранный цвет состоял только из одной сепарации и не был составным.

Как сделать макет под выборочное лакирование

5. Макет выборочного лакирования готов, именно в таком виде его можно передать в типографию. То есть в одном общем файле, на одном слое размещается макет для печати, а на втором слое, расположенном выше – макет для выборочного лакирования.

Иногда, бывают ситуации, в которых нужно выделить выборочным лаком какой-либо растровый элемент макета, например, некий объект на фотографии. Для этого нужно действовать так же как описано выше, но разница в том, что скопировать этот элемент не получится, его придется обрисовать и так же сохранить этот обрисованный объект на слое с выборочным лаком.

Если же нужно покрыть лаком растровое изображение, вставленное в макет, но уже вырезанное в Фотошопе и имеющее прозрачный фон, то можно существенно упростить работу над макетом лака.

1. Необходимо открыть это изображение в Фотошопе.

2. Закрасить представленный на нем объект в цвет состоящий из одной краски, например, в черный (C=0 M=0 Y=0 K=100).

3. Сохранить это изображение в отдельный файл.

4. Вставить этот файл в макет, расположив его точно поверх своей исходной цветной версии, на слое с макетом для лакирования. Иногда, для удобства работы, имеет смысл — это изображение трассировать, переведя его в векторный вид.

Читайте также: