Как сделать учкудук

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Содержание

Географическое положение

История

До 1979 года имел статус закрытого секретного стратегического объекта. В конце 1960-х, благодаря стремительному росту объёмов добычи руды урана как открытым так и подземным способом, а в дальнейшем и методом подземного выщелачивания, город начал активно развиваться, начались массовые приезды на постоянную работу лучших горняков и инженерно-технических специалистов со всего СССР.

Население

По данным на 1991 год, общая численность населения города составляла около 24 тыс. человек. По непроверенным данным на 2012 год [1] , в Учкудуке проживают 36 тысяч человек.

В связи с распадом СССР начался массовый отток русскоязычного населения, в результате которого качественный состав населения города изменился с примерного соотношения: 95 % русскоязычного населения к 5 % коренного на практически противоположные цифры.

Навоийский горно-металлургический комбинат

В Учкудуке находится северное рудоуправление Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК), которое является градообразующим предприятием. НГМК создан в 1958 году для добычи урановой руды открытым и подземным способом на базе Учкудукского месторождения. В настоящее время основными видами деятельности рудоуправления являются:

Песня об Учкудуке

Авиакатастрофа вблизи Учкудука

В окрестностях Учкудука произошла авиакатастрофа с самым большим количеством жертв в истории СССР (200 человек). В 1985 году пассажирский самолёт Ту-154, следовавший по маршруту Ташкент — Карши — Уфа — Ленинград, вскоре после вылета из аэропорта города Карши сорвался в плоский штопор и столкнулся с поверхностью земли.

Учкудук из той красивой и наивной песни группы "Ялла", как Бричмулла или Чимган, существует на самом деле. Это небольшой городок (36 тыс. жителей) советской постройки, затерянный в самом сердце Кызылкумов - великой пустыни Узбекистана между Сырдарьёй и Амударьей. Его название действительно переводится как "три колодца", но суровый облик и история совсем не вяжутся с прославившей его песней. И если в показанной в прошлой части Бухаре мы были в конце сентября, то здесь - месяцем позже, уже по дороге домой.

Только сойдя рано утром на перрон с поезда, шедшего из Ташкента в Ургенч, мы поняли, что искать в Учкудуке спасения придётся не от солнца, а напротив - от ветра и холода: на улице было что-то около нуля градусов, может даже небольшой минус, и при том ощутимо задувало. Станция Учкудук-2 словно возникает в поросших верблюжьей колючкой песках из ниоткуда, и оглядевшись, понимаешь, что и находится она в бескрайней пустоте.

Железную дорогу сюда протянули в 1956-58 годах, и первые без малого полвека она была тупиковой: в Хорезм тогда ездили через Бухару, Чарджоу, Ургенч, Дашогуз, но с распадом СССР границы порезали этот путь буквально на куски. Обход открыли в 2001 году, проложив 300-километровую линию через безлюдные пески Кызылкумов из Учкудука в Мискин. Видимо тогда же построен и нынешний вокзал, тесноватый и холодный, но зато с комнатой отдыха, где нам предстояло провести ночь до поезда дальше на запад.

Только сойдя с поезда, мы приметили двух ярко одетых людей с большими рюкзаками, и Оля тут же подошла к ним со словами "Здравствуйте, братья по разуму!". И мы, и они были рады этой встрече, так как сходу поняли, что путь наш лежит в одно и то же место - "каменный лес" Джаракудук, затерянный где-то в сердце пустыни, и вчетвером искать туда транспорт явно было бы сподручнее, чем вдвоём. Более того, Коля и Слава (так их звали) были не праздные туристы, а геологи, ехавшие в Джаракудук на несколько дней с научной целью и ящиком оборудования. К поездке в Джаракудук я готовился по принципу "если повезёт" - и вот нам действительно повезло.

Между тем, пока обсуждали план действий с Колей и Славой (так звали геологов), пока договаривались с начальником вокзала о том, что вернёмся ночевать в комнату отдыха, пока показывали документы стражам порядка - все коллективные такси от вокзала ушли кто в Учкудук, кто в Зарафшан, кто в аулы, и на площади между парой десятков домиков повисла жутковатая тишина. Таксист, с которым было договорились Коля и Слава, ушёл домой, и на звонки отвечал "сейчас, сейчас. " - со свойственным большинству таксистов сволочизмом он понимал, что мы всё равно никуда не уедем. Но мы уехали - минут через 30-40 с остановки на трассе, куда мы ушли ждать автобуса, нас подобрал ехавший в город начальник вокзала.

Но как было хорошо попасть в тёплую машину после пронизывающего ветра! В заполярном Никеле я мучался от жары, а в "спасательном круге пустыни" Учкудуке замерзал, но в общем таков климат этой пустыни, и кабы не старая песня никогда здесь не бывавшего поэта - холодные ветра были бы не менее каноничны, чем иссушающий зной. Поначалу я даже не открывал окно, наслаждаясь теплом печки - отсюда зеленоватый оттенок многих фотографий. Между тем, мимо проплыло казахское кладбище, столь характерный для бывших кочевников "городок мавзолеев" - хозяевами этой пустыни издавна были казахи. А музыку, игравшую в машине, я начал довольно быстро узнавать - эти песни я слушал из чужих магнитол три недели подряд в Таджикистане! Дело в том, что в нынешний Учкудук народ переезжает на место уехавших русских в основном из Бухары, и по факту теперь именно советский Учкудук, а не древняя Нурата - самый дальний от Таджикистана и самый северный таджикский город.

Проехали, кажется, Учкудук-1 - некогда конечную пассажирскую станцию, ныне оказавшуюся в аппендиксе Ново-Хорземской магистрали:

Но за ней - ещё целое древо промышленных веток:

Дальше по дороге, как я понимаю, старая обогатительная фабрика - Учкудуское месторождение полностью выработано, но только в ближайших окрестностях города разрабатываются урановый Кындыктобе и золотой Кокпатас.

А когда жители Учкудука своей главной достопримечательностью называют отвалы - они в общем-то не так уж далеки от истины: хотя подземное выщелачивание известное с 1960-х годов, первыей уран Учкудука добывали в карьерах и шахтах, и насыпали в итоге самое настоящее нагорье 12-километровой ширины:

По дороге меж отвалов мы петляли минут десять, и я вновь вспоминал Никель и Заполярный - сопоставимые по масштабу я отвалы я видел разве что там.

Но тамошние отвалы были черны и мрачны, а здешние живописные, как редкое творение природы:

И действительно бескрайние:

Город за отвалами возникает внезапно - от рудников его отделяет холм, всем учкудукским старожилам известный как Солнышко - до 1986 года на нём стоял вот такой въездной знак:

Теперь на его месте - довольно невразумительный монумент "Три колодца", смотровая площадка вокруг которой в то утро была заперта на амбарный замок. Три колодца - это дословный перевод "Уч-Кудук" с узбекского, или скорее собирательно-тюркского, и тут можно вспомнить, что и нашли здешний уран, по одной из версий, когда искали воду. Говорят, "три колодца" здесь правда были - три бассейна в палаточном лагере геологов и первостроителей, один для питья, другой для мытья, а третий для технических нужд, и вроде бы даже их оплывшие ямы сохранились где-то неподалёку от Солнышка.

Дорога от Солнышка спускается в город, и новый въездной знак стоит с другой стороны. В 1958 году Учкудук официально возник как ПГТ, а в 1978 получил городской статус.

Спускаемся в город. Слева за кустами притаился Дракон - когда-то был популярный ночной клуб, но уже несколько лет заброшен:

А ниже дракона - молох: первое от въезда здание для Учкудука как бы не важнее, чем хокимият - то самое Северное рудоуправление Навоийского горно-металлургиечского комбината, подобно госучреждениям упрятанное за высокий забор:

Справа от Трёх колодцев спускается ещё толком не выросший парк, за которым видны многоэтажки 11-го и 13-го микрорайонов, построенных явно под самый конец советской эпохи:

В Навои и Зерафшане позднесоветские здания, конечно, интересные, но строился и расширялся Учкудук вплоть до распада Союза.

Мы приехали, первая остановка - базар: водитель пообещал найти кого-нибудь с УАЗом для поездки в пустыню, геологи отправились затариваться продуктами, Оля осталась сторожить рюкзаки, а я решил пробежаться вокруг.

Не знаю, где в Учкудуке хокимият и не справляется ли за него рудоуправление. Вокруг рынка - спорткомплекс "Сокол" и ДК "Современник", каким-то чудом сохранившие русско-советские названия:

Круглое сооружение невыясненной сущности:

Недостроенный дом и юрта за высоким забором:

Да в самом центре серого городка - православный храм Всех Святых, в Земле Российской просиявших (2001-07). Один из самых крупных в узбекистанской провинции, он стоит в самом центре города, при том что мечеть в Учкудуке то ли где-то на задворках, то ли её здесь просто нет.

Довольно неказистый целиком, издалека похожий на лакированный бумажный макет, храм весьма впечатляет в деталях:

Дверь, явно вырезанная узбекским или таджикским усто - редчайший случай "инородческих" мотивов в православном храме:

Мраморные святые глядят строго, и есть в их лицах что-то древнехристианское, может быть даже несторианское:

В зале я увидел единственные за пол-дня в Учкудуке русские лица - мужчина и женщина средних лет, продавщица иконной лавки и то ли трудник, то ли сторож. Как и всюду в церквях мусульманской чужбины, они были мне искренне рады и сразу поняли, что я еду в Джаракудук. Это были совсем другие русские, с пустыней знакомые лучше, чем с лесом, а с безводьем - лучше, чем с морозами, и конечно зная опасности Кызылкумов лучше, чем я, пожелали мне ангела в дорогу. По их словам, когда храм строился, русских и вообще православных здесь было много, но сейчас прихожан единицы, в основном русские старушки да крещённые узбеки.

А вокруг - обычные дворы пятиэтажек, только вместо земли и травы под ногами красноватый песок, и прямо во дворах растут кривые саксаулы:

Учкудук прошёл в общем-то типичный путь моногорода, построенного в малопригодной для жизни земле под добычу её ресурсов - как те же Заполярный и Никель, или как нефтеграды Югории. Первыми его жителями были учёные и спецпоселенцы, многие объекты строили "зыки" (так на местный манер называли зеков), а от донецких шахтёров в местный сленг вошли "тормозки" и чуть ли не дух подземелий Шубин. Но уже в 1960-х их начала вытеснять ждавшая коммунизма молодёжь, ехавшая сюда кто за идеей, кто за романтикой пустыни, кто просто за длинным рублём. Говорят, в тогдашнем, тотально русском (или вернее "всесоюзном") Учкудуке шутили, что надо бы в город завести с Большой земли хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов сравнима с человеческой жизнью, и прошла в ХХ веке те же самые этапы - неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости, мучительной старости.

Для вновь прибывших строилось жильё, в основном пятиэтажки - в Учкудуке не найти ни махаллей, ни барачника, столь харакретного для моногородов России или Казахстана. К жилью прилагались всяческие школы, детские сады, уже знакомые ДК и спорткомплекс и не попавшая мне в кадр детская музыкальная школа; внушительный больничный городок (как я понимаю, именно больница - огромное белое здание с вводного кадра). и всё равно город выглядит мрачно, построенный искусственно в страшной чуждой земле. Кызылкумы не отнести к древним цивилизациям Срденей Азии, ни к Согдиане, ни к Хорезму - пустое пространство, где никто, кроме кочевника и рудокопа, не остался бы жить. Моногорода пустыни, степи или тундры похожи на россыпь вагончиков, которые можно погрузить да увезти в другое место.

Сходства с Крайним Севером добавляют трубы, проложенные над землёй - не от вечной мерзлоты, а от соли, постепенно разъедающей металл:

Но в отличие от Севера, тут много машин и нет вездеходов - при всей тяжести природных условий, от Учкудука ночь пути до Ташкента и несколько часов - до индустриального Навои или древней Бухары.

При Советах сложилась своя неповторимая среда, понимавшая друг друга с полуслова. Например, многое я почерпнул из вот этой статьи, да только в комментариях её автору весьма хамским тоном напомнили о наскальных рисунках, о "горячке", о хижине раба, ущелье гранатовом, о "львиной пасти", летнем кинотеатре, о базаре с его чудными "печами" - по большинству этих названий, знакомых видимо каждому бывшему учкудукцу, яндекс просто ничего не знает.

Но в 2008 году всему этому "пришёл Кувандык" - Николая Кучерского сняли с должности, новым гендиректором стал прежде руководивший Алмалыкским горном-металлургическим комплексом Кувандык Санакулов. Говорят, регион полностью изменился за считанные месяцы: тот же ташкентский знакомый, вновь приехав в Навои уже при новом руководстве, не узнал города - не осталось ни социальных льгот, ни высоких зарплат, ни надбавок к пенсиям, русских лиц поубавилось в разы, а среди тех, кто оставался главной темой разговоро было "в какую область России лучше уезжать". И многие устроились на заводы "Норильского никеля" или "Русала", многие на исторической родине так и не смогли найти работу по специальности, но очень мало кто вернулся в Узбекистан. Так что большая церковь в центре города, где не видать русских лиц - не удивляет: город стал таким за считанные годы уже после её постройки. Однако сам НГМК, вопреки прогнозам, не развалился и сохранил позиции в десятке крупнейших мировых производителей урана и золота, а заселившие эти города узбеки да таджики жизнью здесь вполне довольны - здесь всё равно лучше, чем в родных областях, перенаселённых, аграрных и бедных. Парадоксально и то, что подобные вещи ровно в те же годы происходили и в России, только вместо "пришёл Кувандык" в наших моногородах это называется "купили москвичи" - на смену отцам-директорам по всему бывшему Союзу пришли концерны и кланы из столиц или просто чужих городов, для которых все эти заводы - просто актив, а все эти люди - просто рабочая сила.

А вообще Учкудук очень маленький, где-то 2,5 на 1,5 километра, и всё это в 13 компактных микрорайонах. Такая песчинка посреди пустыни, посреди страшной безводной бесплодной земли: кажется, что дунет ветер посильнее - и разметёт весь этот город по холмам да отвалам. Но сравнивая Учкудук с Воркутой или Аркалыком, с Хальмер-Ю или с военным Приозёрском, хочу сказать, что среди городов своей породы у Трёх Колодцев далеко не худшая судьба.

. На базар я вернулся вовремя - не простояли мы с Олей и пяти минут среди кучи рюкзаков, как появились менты. Поизучали наши паспорта, да отвели с холодного ветра в ближайшую кафешку, и долго с нами беседовали о том, кто мы, зачем, куда и откуда, да переписывали к себе данные наших паспортов, регистраций, билетов. То же самое вскоре коснулось вернувшихся с базара геологов, причём на этом месте их путешествие вполне могло если не закончиться, то застопориться - регистрацию они делать не собирались, но на момент этой проверки не провели ещё в стране трёх дней.
-В советское время город у нас вообще режимный был. Кого попало сюда не пускали. Да и сейчас иностранцам сюда нельзя.
-Почему?
-Ну сами понимаете, стратегический город!
-Да ладно, мы ж не Мурунтау фоткать едем!
-Ладно, сутки вам здесь находиться можно, считаем это как транзит.
В общем, тон разговора становился всё дружелюбнее, полицейские уже было начали инструктировать нас по технике безопасности в пустыне (которую, впрочем, геологи знали не хуже них), а тут и УАЗик подкатил, и стражи порядка начали что-то тереть с зашедшим водителем по-узбекски. Мы же с Олей закупились на рынке продуктами, зашли всем экипажем с водителем УАЗа в асхану, где пообедали самсой и шурпой, да начали грузиться. только тут обнаружив, что у УАЗа вместо задних сидений - узкая и даже не закреплённая доска. Попрепиравшись немного, водитель таки согласился найти другой УАЗ, за которым мы и поехали куда-то в гаражи на окраины Учкудука.

Нам предстоял путь натурально в сердце Кызылкумов. Но об этом - в следующей части.

УЗБЕКИСТАН-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Узбекистан осиротевший. Реалии после Каримова.
Областные центры Узбекистана.
Возвращение в Ташкент.
Северо-восточные районы и общий колорит.
Мавзолеи Ташкента и Чиланзар.
Городища Ташкента и Занги-Ата.
Янгиабадский базар.
Ташкентская область.
Чирчик. Индустрия в предгорьях.
Чарвак. Ходжикент.
Чарвак. Бричмулла и Чимган.
Окрестности Паркента. Невич и Солнце.
Древний Илак. Бирюзовая копь Унгурликан.
Древний Илак. Алмалык и окрестности.
Два пути в Ферганскую долину.
Возвращение в древние города.
Ташкент, Самарканд, Бухара. Обзор обновлений.
Самарканд. Мануфактуры старого города.
Самарканд. Окраины (добавлено в старый пост).
Самарканд. Афросиаб, или Тьма веков.
Бухара. Закоулки и мечети.
Путь домой через пустыню.
Учкудук. Три колодца.
Джаракудук. В сердце Кызылкумов.
Нукус - Бейнеу. Железная дорога Устюрта.

Я прожила в Уч-кудуке с 1973 по 1994 годы. судьба внесла свои коррективы. в городе оставались мои подруги -сотрудницы. Мне очень хочется узнать их дальнейшую жизнь,где они сейчас,что с ними. если кто-то сможет узнать я заранее очень благодарна. Мы работали в одиннадцатом детском садике медсёстрами, и я потеряла связь с ними- это Линник Валентина Николаевна и Докучаева Мария Абрамовна. пожалуйста ,если можно напишите мне о них.

Без заголовка

Привет мой родной край УЧКУДУК. Я скучаю. Цвети родной Узбекистан.

Почему так .

Если бы не политические решения, я никогда не оставлял бы УЧКУДУК. просто жалько не знаю на какие руки остались ВСЕ. По моему было не правильное решение политиков-президентов.

СТИХИ


В бескрайнюю степь Учкудука
Зовет нас душа каждый год.
Взглянуть, как сторонка родная
Без нас, улетевших, живет.
Прилив ностальгической боли
Порою не знает границ,
Как много осталось там в селах
По жизни знакомых нам лиц.
Ни в чем не кляня свою долю,
Мы с вами не в силах забыть,
Ту прелесть родного раздолья,
Где в детстве нам выпало жить.
И пусть нас судьба разбросала,
Но нынче мы встретились вновь,
В нас чувство единства осталось,
Что всюду роднит земляков.
Не рвите с прошедшим. О люди!
Нет доли тому кто с ним рвет.
Что было, что есть и что будет
Пусть в памяти рядом живет.
Пусть ветер не студит вас колкий
К былому- святую любовь.
И пусть никогда не умолкнет
В сердцах ваших Родины зов!

к сожалению не знаю автора.

ЧЧто говорят об Учкудуке .

Дорогие Учкудукцы! Я возмущена до предела.Сейчас смотрела передачу по РТР планета, Песня года избраное. И услышала интервью Энтина,поэта написавшего песню Три колодца.От его слов чуть не упала с дивана. Его слова :" Я стал худ.руководителем группы Ялла и мы вместе с ними делали круиз по Узбекистану.Приехали в город Учкудук,где жили бывшие уголовники.И как в Москве Красная площадь,так и там был центр города только из вышек с автоматчиками.Которые наводили оружие и нас." И как Вам дорогие Учкудукцы такой отзыв о нашем городе ? Я знаю что это враньё чистой воды.Потому что я помню когда приезжала Ялла и Энтин к нам у нас был замечательный и красивый центр города.И наши родители совсем не уголовники. Я хотела написать протест на форум РТР планета ,но к сожалению не нашла как это сделать.

Без заголовка

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу

Учкудук – типичный градообразующий город в малопригодной для жизни пустыни. В городе не встретишь привычной для Узбекистана чайханы, махаллей и мечетей. Учкудук – компактный населенный пункт, 13 микрорайонов которого расположились на площади 2,5 на 1,5 километра. Население составляет около 40 тысяч человек, состоит в основном из узбеков, казахов, татар, азербайджанцев и менее 1 процента составляют русские. В советские времена Учкудук был режимным городом стратегического назначения.

Географическое положение

В предгорьях горного массива Бакантау в центральной части пустыни Кызылкум лежит небольшой узбекский город Учкудук. Он раскинулся в пойме рек Амударьи и Сырдарьи. Климат в пустыне Кызылкум резко континентальный, летом жара до 30–40 градусов и сухой ветер. Зимой температура опускается до минус 4, иногда выпадает снег, но сразу тает.

Пустыня Кызылкум

Железнодорожная станция Учкудук-2 находится в 12 километрах от города.

Учкудук – административный город Навоийской области, ближайший населенный пункт Зарафшан находится в 96 километрах, время в пути на автомобиле составит 2 часа. Из Ташкента через Самарканд добираться на автомобиле больше 12 часов. По железной дороге на поезде Ташкент-Ургенч можно доехать за 10 часов до станции Учкудук-2, от небольшого станционного поселка до города курсируют маршрутные такси. А на проходящем рейсовом автобусе от трассы до Учкудука 20 минут в пути.

История города Учкудук

История города насчитывает всего 50 лет. В конце 60-х годов прошлого столетия, когда Узбекистан входил в состав СССР, геологическая разведка показала наличие огромного месторождения важного стратегического радиоактивного химического элемента – урана. Это редко встречающийся в природе тяжелый металл.

В 1956 году первые здесь появились строители, через 2 года уже стояли небольшие бараки. Первыми строителями шахт горно-обогатительного комбината были бывшие заключенные. Небольшой рабочий поселок стал малой родиной для тысячи специалистов: горняков и шахтеров из Советского Союза.

В 1958 году в строй вводится горно-металлургический комбинат по добыче урана. Крупнейшее месторождение урана стало основой градообразующего предприятия. Объемы добычи руды требовали новых рабочих рук, сюда приезжали горняки и специалисты из всего Союза. Помимо урана были обнаружены запасы золота. Крупнейший Навоийский горно-металлургический комбинат – многопрофильное предприятие, которое ведет разработку и добычу золота и урана, а также разрабатывает месторождения соли, фосфатов, гранита, песка. Навоийский комбинат за свою пятидесятилетнюю историю много сделал для Узбекистана.

Основными жителями поселка городского типа были работники комбината. В 1978 году населенный пункт получил статус города и стал относиться к Бухарской области. Закрытым населенным пунктом Учкудук оставался до 1979 года. С открытием границ для посещения, в город с гастролями стали приезжать артисты. Летом 1979 года с гастролями по Узбекистану в Учкудуке побывал Владимир Высоцкий, концерт проходил на открытой площадке.

В начале 21 века была построена железнодорожная ветка Бухара-Учкудук-Мисхин, она соединила несколько горнодобывающих областей.

С распадом Советского Союза русскоязычное население стало покидать Узбекистан.

Что посмотреть в городе Учкудук

Смотровая площадка

Смотровая площадка “Учкудук”

Весной в пустыне в окрестностях города местные жители собирают шампиньоны, подснежники и маки.

Одно из самых интересных мест на земле – каменный лес в урочище Джаракудук, расположенный недалеко от шахт. Окаменелые древности на площади 30 км2 представляют большую научную ценность. Уникальное природное явление.

Урочище Джаракудук

Урочище Джаракудук “Каменный лес”

В горах Букантау, в 40–50 километрах севернее Учкудука, встречаются наскальные рисунки, иероглифы, сюда ежегодно приезжают научные палеонтологические экспедиции, уфологи, туристы. В окрестностях многочисленных шахт, археологи обнаружили древние стоянки человека, много веков назад кочевые племена массагетов жили в пустыне. По найденным артефактам удалось установить, что примерно три тысячи лет назад этот народ умел добывать золото, медь, у них была своя письменность.

В Учкудуке в самом центре возвышается Храм Всех Святых. Церковь построили русские строители, в 2007 году, когда православное население уже покидало Узбекистан. Местное население составляют бывшие работники комбината и приезжие из Бухары, Кулкудука – казахского населенного пункта и других степных поселков. Сейчас здесь уже нет русских школ и очень редко можно услышать русскую речь.

Читайте также: