Как сделать учебную программу

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.

1. Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.

Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

  1. Нормативно-правовые основы создания рабочих программ учебных курсов.

Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:

Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.

При создании рабочей программы учитель должен опираться на

· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);

· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.

1. Историческая справка

Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.

В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.

Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.

2. Виды программ

Учебная программа курса

Все рассматриваемы в предыдущем разделе программы в общем случае называют учебными программами курсов. Учебная программа курса - это нормативно-правовой документ, в котором должны быть зафиксированы ожидаемые результаты обучения в рамках данного курса, краткое описание содержания курса, с перечислением изучаемых тем, рекомендации по объему времени, требуемому для изучения каждой из тем.

В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.

· Примерные программы учебных курсов,

· Авторские программы учебных курсов,

· Рабочие программы учебных курсов

Примерная программа учебного курса.

Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостности образовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.

Авторская программа учебного курса

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Рабочая программа учебного курса.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

  • особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
  • статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
  • образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • особенностей контингента обучающихся;
  • авторского замысла педагога.

3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.

Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:

а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;

е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.
  • Учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  • Системность и целостность содержания образования.
  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

4. Структура рабочей программы

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).

Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

  • требований к структуре основной образовательной программы ФГОС НОО;
  • требований результатам освоения основной образовательной программы;
  • объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач основной образовательной программы школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.

Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

· общую характеристику учебного предмета, курса;

· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.

· планируемые результаты изучения курса;

· содержание учебного предмета по годам обучения;

· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);

· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· список литературы (основной и дополнительной);

· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист (приложение 1) должен содержать:

· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;

· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

· наименование учебного предмета (курса);

· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· срок реализации данной программы;

· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;

· год составления программы.

5. Порядок утверждения рабочей программы

Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Один экземпляр утверждённых рабочих программ может храниться в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй находиться у учителя для осуществления учебного процесса .

6. Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1. Выбрать авторскую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.

Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС

Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.

• П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

• П. 14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

Структура программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

1.На титульном листе указываются:

-где, когда и кем утверждена программа;

- название программы, можно указать и направление;

-возраст детей, на которых рассчитана программа;

-срок реализации программы;

-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы;

-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

-год разработки программы.

2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков,сплошным текстом:

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.

Направленность программы

Дополнительные образовательные программымогут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. - образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе,придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

Цель программы: формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

- знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач;

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются - композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Цель программы: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества;

-теоретические сведения об изученных технологиях.

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-применять основы цветоведения на практике;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

№ Перечень разделов, тем Теория

итого итого итого

В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.

Содержание программы

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

- при включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

Методическое обеспечение программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий,в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. —М. : Просвещение, 1991.—207 с.

Приложения к образовательной программе

К программемогут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.

Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.

Образовательная программа ФГОС – это…

  • Что будет изучено? Здесь будет представлен список дисциплин, научных областей и пр.
  • Как это будет происходить? Выделение формата обучения, видов задействованных занятий, методов работы, устные и письменные работы
  • В каком порядке и объеме? Количество академических часов по каждой дисциплине;
  • Какие навыки будут освоены? Обоснование утвержденной концепции, ее роль в становлении личности или специалиста.

Образовательная программа – это единое направление подготовки, конкретизируемое двумя видами планов: примерный (основной) и рабочий.

Из чего состоит образовательная программа ФГОС?

Из чего состоит образовательная программа ФГОС?

Основной план обучения школьников и студентов представляет собой общее описание образовательного процесса с конкретизацией периода обучения. Этот документ разрабатывается с учетом материально-технической базы учебного заведения, особенностей развития учащихся (учет всевозможных факторов: состояние здоровья, группа риска, общее и физическое развитие и пр.), компетентности педагога и пр. Он разрабатывается учебным центром и преподавателем совместно. Главное – чтобы он не противоречил правовым нормам в сфере образования и соответствовал общим положениям ФГОС: содержал обязательные и основные дисциплины, прививал подопечным конкретные знания и навыки и пр.

Основной план обучения реализуется в отношении заведения в целом или конкретной группы слушателей (класс, группа студентов и пр.), обобщённых одним характером подготовки – уклон класса, специальность, факультет и пр.

Реализация основной образовательной программы происходит посредством конкретизации погружения в каждый предмет с использованием урочной и внеурочной деятельности. В данном случае каждый педагог прорабатывает детали в рамках принадлежащей к нему дисциплины: что и в каком объеме будет изучено, план занятий и пр. Все это находит отражение в рабочей программе ФГОС.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом, образовательная программа ФГОС носит методический характер, регулируя учебный процесс на каждом этапе развития и становления личности или специалиста. В рамках этой траектории будут содержаться обязательные элементы, подлежащие безоговорочному изучению, а также дополнительная часть – внеурочная и научно-исследовательская деятельность, творческая и пр., призванная развить дополнительные навыки с учетом желания и возможностей учащегося.

Структура и содержание образовательной программы по ФГОС

Разработка учебных планов и траектории становления индивидов соприкасается с правовыми аспектами (строгой регламентацией учебного процесса, рекомендациями Минобрнауки) и творческим потенциалом педагога, материально-технической базой и возможностями образовательного заведения.

Проработка деталей программ (основной и рабочей) по ФГОС занимаются педагоги (в рамках преподаваемой дисциплины), а также методическая служба школы/ссуза или вуза.

Основные разделы образовательной программы ФГОС

Основные разделы образовательной программы ФГОС

В структуре основного плана обучения по ФГОС будут присутствовать следующие разделы:

  • Титульный лист, призванный отразить существенные моменты: наименование образовательного заведения, конкретное направление подготовки или предмет, данные об авторе, дата формирования и пр.;
  • Содержание – перечень основных разделов;
  • Целевой раздел, призванный конкретизировать миссию обучения: цель (что должны постичь слушатели, какие знания и навыки обрести, для чего (сфера применения)), задачи и пр. Все это находит отражение в пояснительной записке, которая должна подчеркнуть важность и необходимость программы обучения (роль дисциплины или модуля и пр.), описать основные моменты учебной деятельности и пр.
  • Содержательный раздел: здесь приводится предметный или тематический перечень с конкретизацией основных моментов и разделов: терминология, виды учебной деятельности, планирование учебного процесса по времени (сколько часов и на что будет затрачено), последовательной учебного процесса (что и за чем будет изучено, формы проверки знаний и навыков (контрольная/самостоятельная работа, диктант, лабораторная работа, НИР, зачет/экзамен и т.д.), возможности корректировки учебной программы и пр.);
  • Организационный раздел. Его миссия уточнить: что потребуется учащимся для погружения в профиль или предмет, список основной и дополнительной литературы, материально-техническая база подготовки (оборудование, инструменты гаджеты или ПК, книги и пр.), определение учебной нагрузки (на день/неделю), особенности целевой аудитории (возраст, базовая подготовка, особенности развития и пр.), способы взаимодействия (очный, дистанционный и т.д.);
  • Список методических материалов: перечень основных актов, норм и иных документов, которые легли в основу разработанного примерного или рабочего плана.

Образовательная программа образовательного заведения, а также все виды основных и рабочих планов, детализирующих учебный процесс, должны быть оформлены в виде отдельного документа в текстово-графической или текстово-табличной форме. Все страницы подлежат нумерации (за исключением титульной, которая входит в общий состав и учитывается при нумерации).

Любая программа или план обучения должен учитывать следующие моменты:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом образовательная программа ФГОС представляет собой четкий ориентир, траекторию обучения, очерчивающую основные аспекты подготовки учащихся, но при этом она не является обязательной к исполнению в изначальном виде. Каждый педагог, прорабатывая детали погружения в предметную область, учитывает общие правила (отраженные в образовательной программе ДОУ/МОУ, ссуза или вуза) и конкретизирует их с учетом собственных и иных возможностей.

Образовательную программу ФГОС можно представить в виде целого комплекса документов, которые прямо или косвенно будут воздействовать на процесс становления личности ил специалиста, прививая ему определенный теоретический и практический багаж.

Схема разработки образовательной программы, основного и рабочего планов обучения

Обязанность по планированию учебной деятельности ложится на административный аппарат и непосредственно преподавательский состав. Администрация образовательного заведения должна проработать четкий механизм, очерчивающий существенные и обязательные моменты подготовки слушателей:

  • Направление деятельности и область подготовки: важно определить, какие направления развития учащихся будут задействованы: общая базовая, принадлежность к конкретной научной или практической области (сфере деятельности);
  • Правовые и иные требования, предъявляемые к учебному процессу (общие и узкий акцент с учетом осваиваемого профиля ил дисциплины);
  • Включение в план обучения обязательных предметов, а также возможностью дополнительного обучения (по выбору учащегося);
  • Утверждение четкой последовательности обучения: погружение в предмет или профиль, перечень дисциплин и осваиваемых тем и пр.
  • Разработка плана аудиторной и самостоятельной работы, аттестации и заданий к ним;
  • Утверждение критериев оценки учащихся и возможностей по корректировке текущей рабочей программы.

В общем виде разработка образовательной программы и конкретизирующих ее планов (основного и рабочего) можно свести к следующему алгоритму:

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Образовательная программа ФГОС и примерный план обучения задают лишь общий ориентир в рамках обучения: основные предметы, навыки, формат подготовки и проверки учащихся, а рабочий план призван детализировать учебный процесс от А до Я, но при этом допускаются отклонения от заданных траекторий в случае необходимости. В любом случае, каждый учащийся или студент в обязательном порядке изучит прямо предусмотренные рекомендациями Минобрнауки дисциплины и навыки. Образовательное заведение и педагог лишь углубляют погружение в определенную область с учетом собственного видения, возможностей.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Disshelp и разработка образовательных программ ФГОС, примерных и рабочих планов обучения

Специалисты Дисхелп готовы помочь в разработке образовательной программы ФГОС, а также ее конкретизации в виде основной (примерной) и рабочей программ с учетом всех факторов и требований заказчика.

Высокое качество услуг гарантировано. У нас трудятся только надежные, квалифицированные и опытные авторы, преподаватели сильнейших учебных центров страны, имеющие не только представления, но и личный опыт в подготовке вышеописанных документов и правил.

Мы учтем: законодательные требования, специфику и характер учебного центра, уровень подготовки и пожелания педагога, особенности целевой аудитории. Благодаря комплексному подходу разработанные нами образовательные программы и планы обучения соответствуют реалиям и учитывают инновации, все изменения в образовательной и профессиональной среде, требования работодателей и пр.

Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте и в одном из наших офисов.

В интернет-пространстве, где сегодня дистанционно учат вязать шарфы, выращивать виноград и делать массаж грудничкам, без сомнения, найдется место и для обучающих курсов по предметам образовательной программы школы, колледжа или вуза.

Если еще 3-4 года назад занятия в формате онлайн-курсов были скорее исключением, то сейчас они — показатель открытости и современности учебного заведения или практикующего специалиста.

По результатам последнего исследования EdMarket.Digital, рынок онлайн-образования ежегодно прирастает на 7–10%, и это соотношение сохранится еще в ближайшие 3–5 лет. Поэтому если и запускать свой курс, то именно сейчас: спрос на онлайн-образование есть, сервисы для самостоятельного проектирования курса тоже есть, а конкуренция еще позволяет новичку не затеряться среди сотен подобных проектов.

ЛаЛаЛань расскажет, как создать и запустить собственный онлайн-курс. Статья пригодится тем, кто хочет получить дополнительный источник прибыли, монетизировать свои знания или просто предложить студентам альтернативу в виде дистанционного обучения.


Этапы создания онлайн-курса

Создание обучающего курса в онлайн-пространстве напоминает процесс подготовки материала для традиционных занятий в классно-урочной форме. Ключевое отличие кроется во взаимодействии студента и преподавателя: оно происходит удаленно. Этот формат ожидаемо обладает преимуществами и недостатками, например:

+ в большинстве онлайн-курсов студент может возвращаться к материалу вновь и
вновь;
- он лишен возможности задавать вопросы и уточнения.

Или еще:
+ разноплановая деятельность по созданию онлайн-курса позволяет полностью
раскрыть творческий потенциал и на практике применить технические навыки;
- для создания и запуска онлайн-курса необходимо быть не только специалистом в
своей области, но и немного оратором, дизайнером, бухгалтером, видеооператором и
т. д.

Таким образом, любой плюс и для студента, и для преподавателя оборачивается минусом, а минус — плюсом. Однако если вы сейчас читаете эту статью, то решение скорее всего принято в пользу создания собственного курса.

  1. планирование курса;
  2. его проектирование;
  3. запуск.


Планирование

Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.

1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.

3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.

К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.

На что стоит обратить внимание на этом этапе?

Проектирование курса

Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.

Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.

Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.

Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:

    ;;;.

Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.

Читайте также: