Как сделать убрус

Обновлено: 08.07.2024

29 августа вспоминается удивительное событие – перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Нерукотворный образ, или Спас на убрусе, - это первая икона, первый образ, данный людям самим Спасителем.

Художник отправился в путь и вскоре достиг Иерусалима, где легко нашел Господа, но подойти к нему не смог – толпа народа не пускала его пройти. Издалека рассмотреть лицо Сына Божия и нарисовать – тоже не получалось. Но тут Спаситель Сам позвал художника и передал для Авгаря краткое письмо. По Преданию, Спаситель обещал прислать своего ученика, чтобы тот излечил от проказы.

Умыв лицо водой, Господь приложил к нему чистое полотенце (или убрус, холст), на котором и появилось изображение (нерукотворное, то есть ненаписанное, не сотворенное руками человека) Его Божественного Лика.

Прошло много лет, и о спрятанной святыне жители города забыли. Так бы все и закончилось. Но в 545 г. город осадили персы. Их многочисленное войско грозило разорением Едессе. В такой страшной обстановке перед лицом неминуемой гибели епископу Евлавию было видение. Сама Пресвятая Богородица явилась к нему, указала место, где была спрятана святыня и велела обойти крестным ходом с Образом вокруг осажденного города. За это Едессе было обещано спасение от неприятеля. Священство нашли точно указанное место. К их огромному удивлению, в нише они увидели не только Нерукотворный Образ, но и горящую лампаду и еще один образ, отпечатавшийся на глиняной доске, скрывавшей святыню от посторонних глаз. Это изображение на глине стали называть Спас на чрепии. Крестный ход со Спасом на убрусе прошел вокруг города, и персы неожиданно отступили.

Еще через 4 века, в 944 году император Константин Багрянородный, спасая святыню от неверных, решил перенести Образ в свою столицу. Выкупленный Образ и письмо Спасителя Авгарю с великими почестями были перенесены в Константинополь.

Почему же мы вспоминаем этот Образ 29 августа? Дело в том, что именно в этот день образ Спаса Нерукотворного был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько версий. Одни считают, что Образ украли крестоносцы, по другой версии – утонул вместе с кораблем.

Ну а мы продолжаем почитать иконы и молиться не доскам, как уверяют сектанты, а тем, кто на этих иконах изображен!

низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. Убрусное ср. стар. сбор, взятка с новоженов.
_________________________________________________________________________________________________


В старые времена УБРУСОМ называли платок или полотенце. Очень часто убрусы расшивали золотом или жемчугом, на убрусах вышивали узоры.
Убрусами так же считаются изображённые полотна на иконах, как например Убрус с нерукотворным Образом Иисуса Христа.
Убрусами украшались иконы (чаще убрусы на иконах называют РУШНИКИ) , а потому в сегодняшний день несли в храм новые убрусы (рушники) и их освещали. Кто-то после освещения дарил убрус в дар храму на курашения той или иной иконы как память о себе.
Древнерусской слово Убрус - это то, что сегодня мы называем полотенце. В старые времена полотенце ещё называли словом УТИРКА, от слова УТИРАТЬСЯ.
Так и слово УБРУС произошло от слово БРЫСАТИ, что значит, тереть. Брысать - это значит утираться убрусом после мытья.
Так вот и Господь Иисус Христос по преданию, утёр лик Убрусом, который и отпечатался на полотне, как бы в виде иконы.
Убрус - это чисто славянское слово и встретить его можно только у славянских народов: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, болгар, словаков и словен.

Recent Posts from This Journal


Блаженны вы, когда возненавидят вас люди

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда изгонят вас из общества своего, и отделят вас, и поругают вас, и будут хулить имя ваше, как…


ВЕРА НАС СПАСАЕТ, А ЧТО НАС ИСЦЕЛЯЕТ ?

ЧТО НАС ИСЦЕЛЯЕТ В МОЛИТВАХ К БОГУ ? Задумывались ли вы когда нибудь, а что нас исцеляет в молитвах к Богу? В Евангелии часто говорит Христос…


ВСПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ ДУХОВНЫХ.

ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ СВОИХ ДУХОВНЫХ НАСТАВНИКОВ ? Святой апостол Павел в начале 13 главы в посланиии к Евреям даёт советы верующим касательно их…

Описание иконы

Немного иконографии

Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.

Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).

Описание иконы

Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).

В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.

Авгарь повелел богато украсть священный убрус и повесить над вратами города. Так первообраз охранял всю Эдессу и ее жителей.

История обретения иконы спас нерукотворный

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

В чем помогает икона

Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:

  • происков врагов;
  • профессиональных рисков;
  • стихийных бедствий и эпидемий;
  • душевных недугов и зависимостей;
  • принятия неверных решений;
  • скорбей по ушедшим близким людям;
  • греховных помыслов.

Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.

Как правильно молиться образу

Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.

Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.

А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!

Читайте также: