Как сделать тянущий грунт для живописи

Обновлено: 04.07.2024

Как и чем грунтовать холст под масляную живопись

Грунт вместе с пленкой проклейки представляет собой промежуточный слой между основой и красочным слоем живописного произведения. Его назначение — обеспечить прочную связь масляной живописи с основой и предохранить волокна холста от проникновения в них связующего из красок.

Грунт состоит из пленкообразующего связующего (клея, высыхающего масла, клеемасляной эмульсии), наполнителя в виде сухого порошка пигмента (цинковых и свинцовых белил, мела), небольшого количества добавок (глицерина, реже меда, касторового масла, антисептика).

Условно клей подразделяется на две группы. К первым (обратимым коллоидам) относят костный и кожный, так как их можно повторно растворить в воде. Ко вторым (необратимым коллоидам) относят казеин и растительный клей, которые после высыхания не поддаются растворению водой. Наиболее употребляемыми для грунтов считаются: кожный клей, желатин, казеин и другие. Кожный клей чувствителен к влаге, поэтому сравнительно быстро покрывается плесенью, содержит в себе зародыши грибков, которые легко развиваются под красочным слоем и способствуют отделению его от основы. Желатин считается одним из наиболее удобных при проклейке основы под живопись. Казеиновый клей приготовляют из обезжиренного и освобожденного от солей и сахара творога. В раствор он может быть введен только при помощи щелочей (нашатыря, соды, буры и т. д.). Это самый активный клей, не теряющий свои свойства под воздействием влаги. Прекрасно взаимодействует с маслом (казеиново-масляной эмульсией). Очень хрупок, сжимается при высыхании, но не отваливается вместе с краской. Считается одним из самых прочных и безвредных клеев.

На основе казеинового клея можно приготовить проклейку под грунт. Например:
1) 20 г казеина разводят в 100 г воды, примешивая 4 г нашатырного спирта и 10 г глицерина; 2) 1 г казеина разводят в 5 г воды, добавив 0,5 г нашатырного спирта и 0,4 г глицерина; 3) 1 вес. часть казеина, 5—10 вес. частей воды, 0,4 вес. части нашатырного спирта и 0,5 вес. части глицерина. (Из рецептов Моро-Вотье).

Клей замачивается на 20 минут в холодной воде, добавляется нашатырный спирт, вода подогревается. Мешать деревянной или стеклянной палочкой. Растворы на казеиновом клее самые лучшие. А такой, например, хороший, но дорогостоящий рыбий клей (осетровый) имеет способность к деформации и большую гигроскопичность.

Проклейки наносятся всегда тонким слоем. Всего рекомендуется делать одну-две проклейки, но вторую проклейку обычно наносят при крупнозернистом холсте (после просушки первой проклейки поверхность следует прошкурить). Для проклеек никогда не применяют горячий клеевой состав, а всегда чуть теплый, вязковатый.

При работе масляными красками по проклеенному холсту, но без грунта краска становится матовой, по мере того как клей нанесен будет более густым слоем. Белила и светлые части картины на проклеенном холсте становятся тусклыми. Нанесение же на проклеенную основу цветного или белого грунта изменяет интенсивность звучания красок и предохраняет основу от быстрого разрушения.

Для получения яркой, звонкой живописи требуются белые грунты. Примером этому может служить икона, которая писалась на белом левкасе. До сих пор краски сохраняют яркость цвета и свою декоративность! Импрессионисты также использовали белые грунты.

Что следует знать начинающим об имприматуре в практической работе:

Рисунок (тщательный рисунок) наносить следует под имприматуру. Потом делается прозрачная имприматура - среднего, нейтрального характера, с целью попадания в полутон картины. Затем тщательное письмо. Пример - ранние фламандцы.

Грунты по своему составу делятся на масляные, полумасляные, синтетиче­ские, эмульсионные и клеевые. Масляные грунты применялись с первых шагов техники масляной живописи (особенно в XVII—XIX вв.). Все работы Рубенса выполнены на масляных грунтах. Легкий слой цинковых белил, нанесенный на высохшую клеевую проклейку, дает удовлетворительную подготовку для дальнейшей работы, но холст, если узелки ткани велики, остается шероховатым и трудным для живописи. Когда первый, тонкий слой цинковых белил высох (срок сушки не менее одного месяца, лучше 2—3 месяца), можно нанести второй. Необходимо только следить за тем, чтобы первый слой был совершенно сухим. В противном случае задержанное в этом слое масло впоследствии окислит и разъест холст даже через слой клея. Второй, тоже очень тонкий слой должен лишь заполнить просветы между нитями холста. Приготовление основы с масляным грунтом отнимает много времени, так как просушка всех промежуточных слоев грунта должна быть полной — лучше по нескольку месяцев.

Для грунта используют масла: олив­ковое, конопляное, подсолнечное и ка­сторовое, предварительно обработанные способом полимеризации — сваренные без доступа воздуха. Под масля­ный грунт проклейка делается, как правило, тонко и один раз, затем шлифуется шкуркой. И в проклейку лучше использовать клей казеиновый. Мел вводят сразу.

Перед началом работы грунты масляные и полумасляные (любой состав клеевого грунта, у которого только завершающий эмульсионный слой - масляный) нуждаются в поверхностной обработке для повышения адгезии, так как иногда у грунтов бывает плохое сцепление с красочным слоем, особенно при пастозной живописи. Механический способ: равномерное разрыхление поверхности тонкой наждачной шкуркой, обработка лезвием бритвы с последующей протиркой растворителем № 2. Другой способ заключается в нанесении межслойного покрытия (межслойный ретушный лак).

К масляным грунтам можно отнести и следующим образом обработанную поверхность холста: проклеенный холст сильно натягивается на какую-либо гладкую, твердую основу (оргалит, доска) и в него втирается мел, растертый с олифой. (Соотношение частей 1:1, консистенция сметаны). Лучше всего это делать деревянным шпатёлем, периодически его зашкуривая, чтобы избежать неровностей грунта. Рекомендуется пользоваться этим способом летом, так как грунт сохнет слишком медленно. Может быть до трех слоев, но не толстых.

К клеевым грунтам относятся впитывающие (абсорбирующие), тянущие грунты, в состав которых входят мел или гипс. Появление таких грунтов не случайно. В последней четверти XIX века во Франции начались новые изыскания на основе пластического и живописного решения картины. Ставились перед художниками принципиально новые задачи на передачу ощущения света, среды и т. д. Велись поиски более светлого, яркого колорита, фактурно выраженной живописи.

Предлагаем такой рецепт клеевого грунта: 1 вес. часть рыбьего клея, 10—17 вес. частей поды, 2,5—4 вес. части мела, столько же цинковых белил п 0.01 вес. части фенола.

Любой клеевой грунт без мела неэффективен. Чем тоньше слой клеевого грунта, тем лучше. При толстом слое разрушения начинаются в самом грунте, от чего будет затем происходить шелушение краски. Наносить грунт следует в два-три слоя, каждый раз просушивая его не менее трех дней. Если соотношение пигмента и наполнителя будет больше 25 частей, то такой грунт становится рыхлым и слишком тянущим (впитывающим из красок масло).

Клеевой грунт можно приготовить и по такому рецепту: берут б—7-процентный клей (подогретый), 1 стакан цинковых белил, столько же мела и 1/5 часть (от веса сухого клея) глицерина, смешивают тщательно и в один слой покрывают поверхность холста.

Еще рецепт (по Н. Фешину). Грунтовку осуществляют в три слоя клеевым раствором: казеина — 1 г, воды— 7,5 г. глицерина — 0,5 г, нашатырного спирта — 0/1 г. Пигмент к 100 г раствора берется соответственно: первый слой — 10 г, второй слой — 50 г. третий слой — 100 г.

Следует заметить, что и отличие от всех клеев казеиновый клей дает наилучшее сцепление с масляными красками. В процессе письма краска меньше жухнет, почти не теряет в тоне, Казеиновый грунт можно использовать длительное время. Единственное опасение в том, что он более других проницаем. При неаккуратном (неравномерном) покрытии им холста масло из краски может потом проникнуть в холст.

П. Кончаловский рекомендовал холст сначала прошкурить, затем " прокрыть его один раз тонко раствором казеинового клея. По мере высыхания проклейки нанести слой грунта, осторожно втирая его ладонью, но без пропитывания грунта насквозь. Он советовал перед работой красками грунто­ванный холст протирать скипидаром.

Клеевыми грунтами всегда пользовался П. Корин. На таких же грунтах любили работать К. Юон, А. Куприн, С. Чуйков. Любителей живописи могут заинтересовать рецепты, применяемые художниками.

Рецепт однослойного клеевого грунта П. Корина. Осетровый клей — 5 г. вода — 100 см3, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить чуть теплой, добиваясь тонкого слоя покрытия. Дать в течение суток просохнуть, затем поверхность легко зачистить шкуркой.

Рецепт двухслойного клеевого грунта К. Юона.

Первый слой. Рыбий клей или желатин — 5 г, вода —100 см3, мел. Консистенция грунтовочной массы в виде жидкой сметаны. После просушки поверхность обработать пемзой.

Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых слу­чаях покрывают тонким слоем клеево­го раствора (консистенция 1:10).

Двухслойный клеевой грунт С. Чуйкова.

Первый сленг. Рыбий клей - - 7,5 г. вода - - 100 см3, цинковые белила -37 г. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить холодной, добиваясь тонкого слоя покрытия. Затем грунт сушат.

Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых слу­чаях покрывают тонким слоем клеевого раствора (консистенция 1:10).

Двух — пятислойный клеевой грунт А. Куприна.

Первый слой. Клен мездровый или желатин (состав варьируется), мел от­мученный. После просушки поверхность шлифуют пемзой.

Второй - четвертый слои. Компоненты те же. Пятый (последний) слой. Клен тот же, наполнитель - цинковые или свинцовые белила. Состав варьируется, исходя из качества материалов. Просушка каждого слоя не менее суток.

Эмульсионный грунт. Теоретически это прекрасная поверхность для живописи. Но на практике из-за нарушения технологии подготовки и от долгого хранения возможно отставание краски от грунта и заметное пожелтение, пожуханис красок. Такой грунт часто дает кракелюр (трещины), если слой грунтовок топок. Всего этого можно избежать лишь путем самого тщательного расчета связующего и наполнителя, соблюдения технологии нанесения грунтовок. Эмульсионная пленка адгезии не дает. При этом идет постепенный переход от слоев с преобладанием в связующем клея к слоям с большим содержанием масла и грунтовочной массе. Этим уменьшается напряжение между холстом, проклейкой, грунтом и красочным слоем. Такие грунты в целом дают хорошее сцепление живописи с грунтом, а грунта с проклейкой. Но главная проблема — пропорции материалов (их качество) при составлении грунтовочной массы для каждого слоя. Как нигде, здесь важен опыт.

Известны рецепты приготовления эмульсионных грунтов. Например: I вес. часть клея, 17 вес. частей воды, 1.2—1,5 вес. части масла, 1—1,5 вес. части цинковых белил, 0,5—1 вес. часть мела.

Грунтами такого типа охотно пользовался А. Лактионов. Приводим здесь его рецепт. Первый слой эмульсии. Рыбий клей -- 10—15 г. вода -- 100см3, облагороженное льняное масло или олифа — 10—15 г. касторовое масло — 5 процентов по весу, мед — 5—7 процентов по весу от всей массы грунта, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Просушку вести до двух суток. Второй—пятый слои эмульсии — с учетом типа холста. Компоненты те же. Грунтовочная масса жидкая. Иногда покрытие поверхности завершают тонким слоем масляной краски со скипидаром.

Рецепт эмульсионного грунта начала 50-х годов.

Первая эмульсия. Технический желатин -- 4 г, вода — 100 см3, олифа натуральная — Зг. глицерин — 0,1 г. цинковые белила -- 13 г. Просушивается в течение суток, после чего поверхность шлифуется пемзой.

Вторая эмульсия. Технический желатин - 3 г, вода - 100 см3, олифа натуральная — и г, глицерин — 0,1 г. цинковые белила — 20 г. Просушивается в течение суток, после чего по­верхность крупнозернистого холста шлифуется пемзой.

Третья эмульсия. Технический желатин — 3 г , вода — 100 см3, олифа на­туральная — 6 г , цинковые белила - 20 г. Просушивается около суток.

Рецепт эмульсионного грунта лаборатории техники и технологии живо­писных материалов при институте им. И. Е. Репина.

Первая эмульсия. Рыбий клей -1 вес. часть, вода - - 20 вес. частей, масло подсолнечное — 1,2—1,5 вес. ча­стей, цинковые белило - 3 вес. части, мел - - 3 вес. части, касторовое масло — 0,3 вес. части, фенол — 0,01 вес. части. Просушивается около су­ток.

Вторая - третъя эмульсин. Рыбий клей - 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей, подсолнечное масло — 1.5 вес. частей, цинковые белила — 4 вес. ча­сти, мел - - 4 вес. части, касторовое масло — 0,2 вес. части, фенол — 0,01 вес. части. Просушивают около суток.

Эмульсионный грунт № 443 в 3 слоя. Клей — 1 вес. часть, вода -- 17 вес. частей, подсолнечное сгущенное мас­ло — 1,2—1,5 вес. частей или касторо­вое масло — 0,3—0,5 вес. частей, мел — 2—3 вес. части, цинковые белила — 2—3 лес. части, глицерин — 0,3 вес. части. Клей — масло 1:2 — адгезия отрицательная.

Эмульсионный грунт (по Л. Рыбникову). Клей -- 1 вес. часть, вода -2,5 вес. части, масло — 1,5—2 вес. ча­сти, цинк, белила — 2,5—3 вес. части.

Эмульсионный грунт с белилами в тюбиках (по Д. Киплику). Клей (лучше казеиновый) - 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей, подсолнечное сгущенное масло — 1,5 вес. части, белила (свинцовые) — 3—4 вес. части, мел — 3—4 вес. части. Белила добавляются в клеевой раствор с мелом. Желатель­но брать один желток яйца на один тюбик белил. Количество белил из тюбика берется до 0,5 от общей клеемасляной массы. Грунт в 3 слоя.

В лучших составах эмульсионный грунт имеет следующие свойства:

—хорошее сцепление с краской без специальной обработки грунта перед работой; впитывает краску меньше, чем клеевой грунт, благодаря чему живопись не обезмасливается, сохраняя при высыхании интенсивность цвета;

более эластичен и не размываетя водой в течение значительного времени; - имеет меньшую деформацию при усыхании пленки; желтеет во всех случаях, и происходит это быстрее, чем с масляными грунтами. Последнее надо учитывать при нанесении топких прописок по грунту;

— очень не вынослив в неблагоприятных условиях при хранении — трескается при надавливании и ударах;

капризен в приготовлении, так как требует тщательного смешения материалов друг с другом; при высыхании грунт трескается и отслаивается от холста, если грунтовку наносить толстыми слоями.

Обычно используют для работы холсты грунтованные, выдержанные 15— 20 дней. Причем при проклейках с большим содержанием масла в грунтовочной массе сроки выдержки лучше увеличивать. Холст должен быть укреплен на подрамнике. Хранить его лучше в светлом помещении с постоянной влажностью.

Любая основа для живописи, будет ли это холст, оргалит, картон или бумага, обязательно должна быть загрунтована.

Наиболее широко применяемой основой для работы масляными красками является холст. Холсты разделяются по видам плетения и материалу: на холсты крупного, среднего и мелкого плетения; на льняные, наиболее приемлемые для живописи, и джутовые, из которых изготовляют мешки, обычно грубо сотканные и менее употребляемые.

Предварительно холст натягивают на подрамник, который мастерят из сухих заготовок мягких древесных пород. Бруски соединяются строго под прямыми углами в шип и имеют внутренние небольшие скосы. Бруски подрамника располагаются в одной плоскости, а его углы проверяют угольником; кроме этого, подрамник измеряют по диагоналям, которые должны быть равны между собой. Большие подрамники свыше 0,5 м снабжены крестовиной, а небольшие — перемычкой.

Холст натягивают и прибивают с середины брусков подрамника, вбивая мелкие гвозди влево и вправо на расстоянии 4 — 6 см, тщательно следя за тем, чтобы нити утка и основы были строго параллельны брускам. При натягивании грунтованного холста его не следует мочить во избежание образования микротрещин при высыхании грунта. Смоченный грунт вызовет пожухание живописи в связи с поглощением связующего красок через микротрещины.

Натянув холст на подрамник, приступают к нанесению грунта эмульсионного с предварительной проклейкой холста 8 — 10-процентным раствором желатина или, в крайнем случае, высококачественным столярным клеем дважды. Сначала холст проклеивают холодным студнеобразным клеем с тем, чтобы, как пробочками, закупорить отверстия, образованные в пересечениях нитей. Клей растирают по холсту щеткой, излишек удаляют металлической линейкой. Линейку держат под острым углом, нажимая ею на холст. Это дает возможность одновременно с удалением излишков клея закупорить отверстия.

По прошествии 12-15 часов, когда проклейка высохнет (сушку ведут, поставив подрамник вертикально), ее прошкуривают мелкой наждачной шкуркой, которую зажимают в прямоугольный брусок, чтобы выровнять поверхность от оставшегося на холсте клея.

Вторую проклейку делают тем же раствором, но теперь его применяют в жидком состоянии, для чего подогревают в водяной бане. После высыхания второй проклейки приступают к грунтовке.

Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат сухие (порошкообразные) цинковые белила, пластификатором эмульсии является глицерин или касторовое масло. Эмульгатором может служить яичный желток, разведенный в воде. Обычно берут 2 — 3 желтка на каждые 100 г сухого клея.

Приготовление грунта

Чтобы приготовить грунт, предварительно в воде замачивают желатин или столярный клей (клей дробят). Желатин набухает в воде 1 - 2 часа, а столярный клей выдерживают не менее 12 часов, затем варят на водяной бане при температуре 65 - 70 С. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают сухие цинковые белила, это необходимо для предотвращения комкования белил при введении в эмульсию.

В подготовленный клеевой раствор, разбавленный теплой водой, вводят натуральную льняную олифу (или живописное масло); при вливании масла тонкой струей клеевую воду интенсивно размешивают мешалкой.

Состав грунта: клей — 50 г, белила цинковые сухие — 125 г, олифа или масло льняное — 25 г, глицерин — 10 г, эмульгатор — 1 яичный желток, вода — 1 л. Вода для замачивания клея и белил входит в общий объем жидкости. Этим раствором покрывают небольшой холст, натянутый на подрамник.

Обычно наносят два слоя грунта: второй — после полного высыхания первого, примерно через 12 часов.

Дефекты масляной живописи

Дефекты в живописном слое появляются вследствие незнания техники живописи, свойств применяемых материалов (красок и разбавителей) или низкого качества грунта. К наиболее частым дефектам относятся: пожухание — изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск и становится черноватой. Причина пожухания — потеря пигментами красок связующего.

Пожухание образуется при впитывании грунтом масляного связующего; пересохшем грунте или грунте, имеющем микротрещины (которые возникают в момент натягивания смоченного грунтованного холста на подрамник); нанесении красок на еще не просохший нижележащий красочный слой. Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2.

Другим, также частым дефектом в живописном слое, бывает его почернение или пожелтение, что возможно при применении осмелившегося пинена, а также при избытке масла в красках (масло следует применять лишь в крайних случаях). При недопустимом смешении красок, например, белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным. Кроме этого, почернение может вызываться сыростью, недостатком света при высыхании красок.

Грунты для живописи гуашевыми красками

Основой для живописи гуашевыми красками служит грунтованный картон, оргалит, но особенно широко применяется плотная бумага, наклеенная на картон или на холст. Эластичность холста предохраняет бумагу от деформаций, а краску от растрескивания. Бумагу на холст наклеивают крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея: на 0,5 л воды по две столовые ложки крахмала и клея и одну глицерина в качестве пластификатора.

Холст с бумагой кладут на ровную поверхность (например, на толстое стекло) и прижимают грузом. Самым простым грунтом для бумаги является 4 — 5-процентный клеевой грунт из высококачественного столярного клея или желатина, в который для задубливания добавляют 0,5-процентный раствор алюмокалиевых квасцов. (Квасцы жженые продаются в аптеке.)

Если живопись выполняется на бумаге, то последнюю проклеивают с двух сторон и подвешивают для просушки за угол. Вначале проклеивают с одной стороны, после того как лист бумаги просохнет, проклеивают его другую сторону.

Левкасный грунт

Левкасный грунт предназначен, главным образом, для живописи масляно-казеиновой или яичной темперой. Этот вид живописи когда-то широко применялся художниками при создании икон.

Основанием для живописи по левкасу служит толстая фанера, древесноволокнистые плиты, оргалит или обычная ровная сухая доска необходимого размера. Доска или иное основание предварительно проклеивается с двух сторон 5 — 6-процентным раствором технического желатина или столярного клея. По высыхании на доску наклеивают поволоку (марлю или иную легкую материю).

Чтобы приклеить поволоку, ее тщательно пропитывают, опуская в раствор клея, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают так, чтобы не образовались воздушные пузыри. Затем аккуратно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. После этого приступают к приготовлению и нанесению левкасного грунта, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса взамен мела. Это объясняется не только большей твердостью гипса в сравнении с мелом, но и способностью слоев грунта соединяться между собой.

Левкасный грунт — один из наиболее простых по своему составу. При его приготовлении следует соблюдать правильное соотношение раствора клея и гипса для первого и последующих слоев. Для грунта берут примерно: гипса 2 объемные части и 1 объемную часть 5 — 6-процентного раствора столярного клея, в котором разводят гипс.

Первый слой левкасного грунта наносится флейцевой кистью очень жидким, в виде побелки; он хорошо проникает в поволоку и прочно соединяется с основанием. После высыхания первого (набеленного) слоя шпателем наносят последующие в виде густой сметанообразной массы. Все слои левкаса наносят на полностью затвердевший сухой гипс, но каждый высохший слой обязательно предварительно слегка смачивается водой для предотвращения растрескивания левкаса. Каждый слой грунта тщательно шлифуется, выравнивается наждачной шкуркой, обернутой в деревянную колодочку. В окончательном виде левкасный грунт должен быть ровным. Для достижения такой поверхности требуется нанесение 2 — 3 слоев.

Когда грунт окончательно высохнет, живописную плоскость покрывают 5 — 6-процентным раствором клея, чтобы предотвратить гигроскопичность левкаса. Это особенно важно в случае применения мела, который впитывает в себя связующее водоэмульсионных красок. При работе масляно-казеиновой темперой для разжижения красок следует применять нежирное, снятое молоко, а не воду, потому что молоко содержит от 2 до 3 процентов казеина, что способствует хорошему закреплению красок на левкасном грунте.

Грунтование картона

Для грунтования картона можно применять полив инилацетатную эмульсию (ПВА). Предварительно картон проклеивают с двух сторон 5-процентным раствором качественного столярного клея или желатином. Для'высыхания картон подвешивают вертикально. Затем 2 — 3 раза покрывают поливинилацетатной эмульсией, разбавленной водой наполовину. После высыхания грунт покрывают даммарным лаком, разведенным пиненом.

По другому способу картон грунтуют белилами или мелом. Для этого цинковые белила (порошок) или мел предварительно замачивают в небольшом количестве воды, чтобы они пропитывались водой и не комковались. В заранее приготовленный 5 — 6-процентный раствор горячего клея вливают небольшими порциями натуральную олифу, одновременно перемешивая клей. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, тщательно размешивая эмульсию. Подготовленный состав подогревают и перемешивают.

Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1. При работе гуашевыми красками или темперой грунт задубливают (делают его нерастворимым водой), покрывают 10-процентным раствором формалина.


Многослойная живопись базируется на комплексном подходе, где качество выполнения последующих этапов сильно зависит от результативности предыдущих, в том числе и подготовительных. К тому же грунтовка в технике Высокого мастерства выполняет дополнительные функции, что хорошо видно на этапе проработки светотени наждачной бумагой, когда грунт, просвечиваясь сквозь имприматуру, усиливает световые пятна. Процесс и результат проработки наглядно демонстрирует этот ролик .

Зачем проклеивать и грунтовать поверхность?

Проклеивание необходимо для защиты поверхности от содержащихся в грунте и красителях компонентов, негативно воздействующих на ее структуру. Если основу не проклеить, она начнет разрушаться, что приведет к отслаиванию краски. К тому же, заполняя поры, клей делает поверхность ровной и гладкой, тем самым обеспечивая комфортные условия для работы в любой технике. Если работа ведется на холсте, то после проклеивания он становится более твердым и не проваливается.

Грунтовка в свою очередь выступает в качестве связующего звена между поверхностью и красками, гарантируя их хорошее прилипание (адгезию). Реставраторы могут подтвердить, что, отказавшись от грунтования, можно потерять картину, потому что краска со временем будет твердеть и осыпаться.

Особенности проклеивания полотна

Задача этой операции – нанести защитный слой, а не пропитать основу насквозь, поэтому клей должен иметь желеобразную консистенцию. Как показывает практика, такая вязкость дает легкую пропитку, надежно защищает основание и создает благоприятные условия для наложения грунта. Готовый состав для проклейки можно купить, а можно приготовить самостоятельно на основе специализированного клея или желатина. Желатин лучше приобретать не пищевой, а промышленный, а клей обязательно должен содержать процент сухого вещества (см. состав на упаковке). Можно также использовать ПВА (с содержанием воды не более 10%), но лучше не в чистом виде, а в сочетании с акрилом.

Если вы решили использовать для проклейки полотна желатин, его нужно правильно приготовить. Высыпаем смесь (25-30 г) в пустую емкость, заливаем стаканом теплой воды и оставляем на час. После того, как желатин набухнет, наливаем в емкость еще 2 стакана уже горячей (не кипятка!) воды и оставляем его застывать. Как только вещество станет комнатой температуры, оно превратиться в желе, и его можно использовать для проклейки.

Первое проклеивание – холодное. Широкой кистью, столовым ножом с закругленным концом или мастихином равномерно втираем желеобразный желатин в поверхность так, чтобы получился ровный слой. При комнатной температуре сушим поверхность до полного высыхания и зашкуриваем мелкозернистой наждачкой для лучшего сцепления со следующим слоем. Растапливаем оставшийся желатин (не до кипения!), даем остыть до температуры 30-35°C, наносим на поверхность широкой щетинной кистью, оставляем высыхать, после чего зашкуриваем. По этой же схеме выполняется третья – заключительная проклейка. Если вы используете готовый состав, проклеивание осуществляется аналогично. Полотно можно располагать как вертикально, так и горизонтально, главное, чтобы со всех сторон поступал воздух.


Как и чем грунтовать поверхность для живописи?

Высохшее после проклеивания полотно необходимо загрунтовать. Существует несколько разновидностей грунтов:

  • клеевый;
  • эмульсионный;
  • масляный;
  • акриловый;
  • левкасный,

Масляные грунтовки относятся к категории слаботянущих и подходят только для живописи маслом. Они не впитывают маслянистую составляющую красок, поэтому не изменяют их тон и блеск. К недостаткам грунта на основе масла следует отнести слишком долгую просушку и низкую пористость, что обуславливает не очень хорошую сцепляемость красок. Еще одна грунтовка, предназначенная для работы масляными красками, – клеевая. Она относится к сильнотянущим, обеспечивает отличное прилипание красителей, эластична и высыхает довольно быстро. Но у нее есть один существенный недостаток – она капризна и непредсказуема в работе.

Мягкий, укрывистый и эластичный акрил в этом смысле намного стабильнее, однако его следует осторожно использовать для холста, который под воздействием этого вида грунта может стать слишком гибким, что недопустимо для масляных красок. К тому же непонятно, как поведет себя акриловая грунтовка через десятилетия, история применения которой составляет всего 50 лет. Кроме того, ослабляющий натяжение холста акрил повышает риск продавливания поверхности во время работы, поэтому такой грунт лучше использовать для более твердых основ.


Цельное яйцо сначала взбалтывают, а потом при непрерывном перемешивании деревянной палочкой вливают в него медленно небольшими дозами масло, следя за тем, чтобы масло хорошо заэмульгировалось в яйце, после этого также при непрерывном помешивании приливают в эмульсию воду с антисептиком и смесь пигмента с оставшимся количеством воды. (При приготовлении грунтов надо иметь в виду, что воду для разжижения грунта можно добавлять по желанию).

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3//41/640/41640937_zz3.jpg

Масляно-яично-клеевой грунт.

Состав эмульсии:

  • Цельные яйца 1—2 шт.
  • Масло льняное или натуральная олифа 50—80 г.
  • Животный клей (рыбий, желатин, казеин и др.)…40—120 г
  • Касторовое масло или мед 1—2 г
  • Фенол 0.2—0,5 г
  • Пигмент 150—250 г
  • Вода 400—800 г

В раствор клея концентрацией не ниже 30% (т. е. на 70 см3 воды берется от 30—40 г клея, так как в растворах слабой концентрации масло трудно заэмульгировать и оно легко отслаивается и всплывает наверх) добавляют яйца. Хорошо перемешав содержимое, вливают в него небольшими дозами, при помешивании в одном направлении сгущенное льняное масло или натуральную олифу и перемешивают до тех пор (20—25 минут), пока не образуется светлая, слегка коричневатая однородная эмульсия при отсутствии незаэмульгированного масла, плавающего на поверхности эмульсии.

Затем в отдельном сосуде смешивается пигмент с водой и антисептиком, и суспензия соединяется с эмульсией.

Эмульсию можно разжижать водой до требуемой густоты грунтовочной пасты.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/1/4830/4830339_Resize_of_P6240003.JPG

Масляно-клеевой грунт

Состав эмульсии (в весовых частях):

  • Рыбий клей или желатин,
  • можно казеиновый или в крайнем,
  • случае чистый столярный клей 25
  • Натуральная льняная олифа 15—25
  • Касторовое масло или мед 1—2
  • Пигмент 70—100
  • Антисептик 0,2—0.4
  • Вода 250—300

Эмульсия приготовляется в том же порядке, что и в предыдущих рецептах. При применении вместо животного клея растительного, например, крахмала или пшеничной муки рекомендуется эмульсию получать при нагревании.

Казеиново-масляный грунт

За последнее время многие художники перешли на приготовление эмульсионных грунтов с казеином, поэтому считаю необходимым привести рецептуру такого состава грунта.

Казеин вначале замачивается в теплой воде (3—4 часа), затем к нему добавляется раствор буры или нашатырного спирта, содержимое нагревается до температуры 50— 60°С. К этому раствору приливается тонкой струёй или по каплям масло, а затем остатки воды с белилами и антисептиком, при этом массу непрерывно перемешивают.

Вместо готового сухого казеина можно применять творог, предварительно очищенный. от остатков жира промывкой Р горячей воде и хорошо отжатый, беря его в эмульсию повесу примерно вдвое больше, чем сухого казеина, т. е. не 25 частей, а 40—50 частей.

В случае применения купленного сухого казеинового клея в порошке следует сначала убедиться в его качестве, для этого надо взять 10 г порошка клея, смешать его с 10—15 г теплой воды и оставить его на 2—3 часа, после чего нагреть до температуры 40—50°С, и если казеин хорошо расходится, то этот купленный сухой казеиновый клей в порошке можно применять в таком виде в проклейку и эмульсию вместо казеина или творога.

Масляно-клеевой грунт с добавлением лака

Состав эмульсии (в весовых частях):

  • Клей 30
  • Масло 20-30
  • Даммарный, мастичный или копаловый лаки…. 5—7
  • Белила 100-150
  • Касторовое масло или мед 2—3
  • Вода 350-^50
  • Грунт незначительно, лишь поверхностным слоем, втягивает связующее красок.
  • Поливинилово-масляный грунт.
  • Состав эмульсии (в весовых частях);
  • Поливиниловый спирт 25—40
  • Льняное масло 30—50
  • Белила цинковые или мел 75—120
  • Вода 250-400

Вследствие высокой эмульсирующей способности поливинилового спирта эмульсия на нем получается очень стойкая.

Грунтовочная паста легко наносится на проклеенный холст; краски не прожухают. Грунт на поливиниловом спирте обладает высокой эластичностью и не имеет недостатков животного клея. Если грунт с трудом наносится на холст, быстро засыхает и забивает структуру ткани, пасту следует разбавить водой.

Надо иметь в виду, что в случае, если через эмульсионный грунт будет проникать связующее, то необходимо увеличить количество масла в эмульсии (в 2—3 раза больше, чем клея) или же нанести лишний слой грунта, лака или проклейки и выдержать холст в течение 5—10 суток до начала: письма на нем.

Клеевой грунт

  • Проклейка 1-я, 2-я 5—7% раствором клея (рыбьего, желатины или казеина) и
  • смягчителем и антисептиком.
  • Грунтовка 1-я и 2-я (в весовых частях):
  • Клей 10-12
  • Мед 1-2
  • Вода 120-150
  • Пигмент (цинковые белила, мел или бланфикс)..30—50

Количество проклеек и грунтовок можно увеличить или уменьшить в зависимости от качества холста и материалов. Очень полезно добавить в клеевой раствор цельное яйцо или -желток.

http://www.molkungur.ru/userfiles/Image/good/photo_17.jpg

Казеиновый грунт

Состав (в весовых частях):

  • Казеин 10—15
  • или творог 20—30
  • Нашатырный спирт (25%) 2—3
  • Мед или глицерин 2—3
  • Пигмент 20-35
  • Вода 120-160

Процесс приготовления тот же, что и в предыдущих рецептах.

Желатиновый грунт

Состав (в весовых частях):

  • Желатин 10—15
  • Мед или глицерин 2—3
  • Пигмент (цинковые белила или мел) 30—50
  • Вода 150—200
  • Грунт на поливиниловом спирте
  • Состав (в весовых частях)
  • Поливиниловый спирт 10—15
  • Пигмент (цинковые белила или мел ) 25—40
  • Вода 100—150

При приготовлении клеевого грунта следует соблюдать следующие основные правила:

Последующий слой грунта наносить только после просыхания предыдущего, т. е. не менее, как через 8—10 часов.

Сушку грунта производить при комнатной температуре. Не следует сушить грунт вблизи горячей печи во избежание пересыхания клея и растрескивания грунта.

По окончании грунтовки необходимо закреплять его дубящими растворами.

Не вводить слишком много пигмента, так как избыточное количество дает рыхлый грунт, сильно впитывающий масло.

После каждой проклейки и грунтовки, за исключением последней, шлифовать поверхность, следя за тем, чтобы сохранить фактуру ткани.


Свойства:
обеспечить прочную связь основы и красочного
создать желаемый цветовой фон и фактуру.


3. Масляный грунт
Предназначен для живописи маслом.
Состав: цинковые белила, немного разведенные маслом. Не все виды цинковых белил применимы для масляных грунтов.
Основы, на которые наносится масляный грунт: все основы
Преимущества:
Масляный грунт почти не впитывает масло из красок и поэтому не изменяет их тона
Недостатки:
Требуется длительная, не меньше одного года, просушка. Но пересушивать нельзя, т.к. передержанный масляный грунт плохо сцепляется с красочным слоем.
Низкопористый . Поэтому, из-за плохой сцепляемости красочного слоя и грунта, на масляном грунте невозможна рельефная, пастозная живопись.
По данным реставраторов, от масляных грунтов живопись может отслаиваться, так как не достаточно связывается с грунтом из-за его малой пористости.
Рекомендован для художников, которые любят красочный слой с блеском, живопись глубокого цветового тона и письмо с лессировками.
Примечание: под масляный грунт наносят слабый горячий раствор желатина (1:200) в качестве проклейки. Лучше использовать именно клеевую проклейку, а не акриловую, т. к клеевая – тянущая, поэтому сцепление с масляным грунтом будет лучше. Также клеевая проклейка дает нужное натяжение холста.

4. Акриловый грунт
Предназначен для живописи масляными красками, акрилом, темперой
Состав: "пигмент + дисперсия". Дисперсия: мельчайшие прозрачные частицы смолы (акрил или ПолиВинилАцетат (ПВА)) плавают во взвешенном состоянии в воде.
Основы , на которые наносится акриловый грунт: любая основа. С осторожностью использовать для холста. Мягкие акриловые грунтовки на ткани придают всей структуре чрезмерную гибкость, что недопустимо для масляной пленки. Они более применимы для масляной живописи на более жестких (типа парусины) полиэстровых тканях.
Проклейка: необходима первая проклейка (Желатин, ПВА) перед нанесением на поверхность холста; обработка для дерева и картона необязательна.
Преимущества: быстросохнущий, укрывистый , Эластичный
Недостатки:
небольшая история применения (около 50 лет). Непонятно, как акриловый грунт проявит себя через столетия
акриловая проклейка не дает сильного натяжения холсту. Поэтому всегда существует риск: если продавишь холст во время работы, то восстановить его натяжение без колков будет сложно.
Тип грунта: среднетянущий .

4. Левкасный грунт
Предназначен для живописи масляноказеиновой и яичной темперой.
Состав: раствор клея + гипс/мел. Грунт левкасный отличается прочностью из-за гипса. Каждый высохший слой обязательно смачивают водой для предотвращения растрескивания. Каждый слой обязательно шлифуется наждачкой .
Основы, на которые наносится левкасный грунт: все основы, кроме холста - толстая фанера, древесноволокнистые плиты (ДВП), оргалит , доска
Покрывной финальный слой – 5% раствор клея.
Проклейка под левкасный грунт – 5% раствор желатина/ рыбий клей/ столярный клей. После высыхания наклеивается поволока (например, марля); перед использованием поволоку опускают в клеевой раствор, отжимают и наклеивают.
Совет: при работе с масляно-казеиновой темперой для разжижения красок следует применять нежирное молоко, а не воду, т.к. оно содержит казеин, что способствует хорошему закреплению красок на левкасном грунте.
Тип грунта: сильнотянущий .

Можно приготовить грунт самостоятельно:


1. Связующее для клеевого грунта:
1. Клей: Желатин. Из него получаем 5% раствор клея (25 гр. на 500 мл воды)
2. Пластификатор: Глицерин. Расход 5-10 мл на 25 гр. сухого желатина


Связующее для масляного грунта:
1. Масло льняное
2. Масло маковое
3. Масло ореховое
4. Связующее для масляных красок


2. Пигменты для грунта
1. Мел - фасовка по 100/500/1000 гр. (но не строительный)
2. Пигмент белый : Окись цинка - цинковые белила по 100/200/500/1000 гр.
3. Пигмент белый : Окись титана - титановые белила по 100/200/500/1000 гр.

Как я грунтую холст.
Когда-то я занималась приготовлением собственного грунта, но сейчас предпочитаю покупать готовый, акриловый грунт.


Перед этим обязательно проклеиваю холст. Тогда количество нанесений грунта у меня сводится к одному слою. Грунт наношу ненужной пластиковой карточкой, так получается и быстро и экономично.


У меня был период, когда я только проклевала и не грунтовала холст, краски жухли, но мне это нравилось, немного напоминало акварель, но если нужно так прописать большой холст, будет тяжело, красок уйдет много,

особенно, если холст грубый.



Мои коллеги рассказали, что Академии педагог по технике живописи, наносил акриловый грунт на холст без всякой подготовки холста. А потом даже стирал в стиральной машине. Думаю такой вариант очень даже возможен, только при таком способе, нужно увеличить количество грунтовок, чтобы грунт закрывал собой дырочки между волокон.
Информации к размышлению очень много, много теории, я считаю надо пробовать и выбрать, то что подходит именно вам!

Читайте также: