Как сделать творческую работу по математике

Обновлено: 06.07.2024

Близится неделя математики, и школа требует сделать стенгазету. Это уже третья стенгазета за три года обучения. Есть ли какие идеи? Очень приветствуется фото.

Математика - это точная и интересная наука. Чтобы создать стенгазету, нужен творческий подход, тогда другим интересно читать. Как знать, возможно кого-то стенгазета направит, чтобы сильнее полюбить школьную науку в цифрах и формулах?

Объект требует, чтобы отразить знания в области предмета, показать его важность, нужность, связь с другими дисциплинами.

Стенгазета может быть разного уровня сложности - для второго или третьего класса попроще, для четвертого более сложная. В пятом классе можно сделать стенгазету только по алгебре, отдельно по геометрии или все вместе частями.

Прежде всего следует взять ватман формата А3 или А2, провести по краю рамочку, обозначить заголовок. На стенгазете обязательно будут цифры, формулы, математические расчеты и т. д.

Чтобы дополнить толикой юмора - показать карикатуру о человеке, который не знает математики, поэтому в жизни его постигла неудача. Возможно, подобным героем станет персонаж мультфильма или сказки, например, Вовочка в Тридесятом царстве или Незнайка.

стенгазета по математике

Или показать человечка, который "дружит" с цифрами и решает задачи.

стенгазета по математике своими руками

Для стенгазеты можно использовать рисунки собственного исполнения или вырезки из открыток, журналов, фотографии и др.

стенгазета математика царица наук

Некоторые идеи, что можно отразить на стенгазете по математике, чтобы было интересно.

стенгазета математика 5 класс

стенгазета математика 3 класс

Можно включить логические задачки со смыслом или подвохом:

стенгазета математика вокруг нас 3 класс

(Ответ на следующую ниже задачку по арифметике здесь.)

расставьте между цифрами знаки арифметических действий 1 2 3 4 5 6 7 8

плакаты математика 5 класс

Если стенгазета "с уклоном", например, "стенгазета математика вокруг нас", то на картинках можно показать связь математики и жизненных явлений, ситуаций.

Стенгазета должна любого убедить, что Мир математики интересен и разнообразен, подружиться не сложно!

Презентация на тему: " Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся." — Транскрипт:

1 Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся

2 Задачи: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме включения учащихся в самостоятельную учебную деятельность; определить роль и значение домашних работ в развитии самостоятельности учащихся; выделить основные виды домашних заданий по математике; провести типологизацию творческих домашних работ по математике; сформулировать основные способы задания и проверки домашних заданий по математике; выделить пути совершенствования методики домашних заданий по математике; изучить отношение учащихся начальной школы к домашним заданиям по математике до и после проведения экспериментальной работы по совершенствованию методики домашних заданий.

3 Основные виды домашних заданий по математике: 1.Работа с учебником (чтение, осмысление, заучивание текста). 2.Устные упражнения. 3.Письменные упражнения. 4.Задания, рассчитанные на длительный срок выполнения. 5.Домашние контрольные работы. 6.Творческие домашние работы.

6 Посчитай и раскрась:

9 Всего опрошено: 72 ученика Второй класс - 24 человека; Третий класс - 25 человек; Четвёртый класс - 23 человека.

11 II. Сколько времени (в среднем) вы тратите на выполнение домашнего задания по математике?

12 VI.Как часто Вы заимствуете (списываете) готовые решения у своих одноклассников?

13 Выводы: содержание домашнего задания по математике должно продумываться с учётом возможности выполнения и большего интереса к работе со стороны школьников; учитель должен обдумывать не только содержание домашней работы, но и варианты её задавания и проверки; пути совершенствования методики домашних заданий по математике могут быть использованы как средство стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.


Авторами представленных на этой странице готовых исследовательских работ по математике являются ученики 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые осуществили научно-исследовательскую деятельность, отражающую взаимосвязь математики с другими науками, например, математика в пословицах и поговорках, математика в литературе, математика в скульптуре и архитектуре, математика и спорт, математика и кулинария, математика в профессиях.

Готовые исследовательские проекты по математике учеников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса школы рассматривают историю математики, определяют значение и роль чисел в жизни человека, описывают теорию математических знаков, дробей, уравнений и выясняют, что общего между математикой и календарем, каково применение математики в быту и медицине, в экономике и оригами, рассматривают магию чисел.

Проект "Умножение без таблицы умножения"


В учебном исследовательском проекте по математике "Умножение без таблицы умножения" автор представил описание и анализ разных способов умножения однозначных, двузначных и трехзначных чисел без применения таблицы умножения.

Проект "Обыкновенные дроби в жизни людей"


Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике


Готовая исследовательская работа и проект по математике на тему "Квадратичная функция и ее свойства в задачах 1 части ОГЭ по математике" рассматривает способы решения различных задач по ОГЭ с использованием квадратичной функции.

Математическая экскурсия по г. Нижневартовску на велосипеде


В учебном исследовательском проекте по математике "Математическая экскурсия по г. Нижневартовску на велосипеде" автор представил собственный план экскурсии по г. Нижневартовску, которую можно проехать на велосипеде.

Проект "Решение уравнений с параметром"


Готовая исследовательская работа по математике на тему "Решение уравнений с параметром" рассматривает способы решения различных примеров с параметров, которые помогут выпускникам школ успешно сдать экзамен по математике.

Проект "Всемирное умножение"


Проект "Математика в искусстве"


В учебном исследовательском проекте по математике "Математика в искусстве" автор рассматривает основные понятия математики и проводит исследование применения математических законов в искусстве архитектуре.

Признаки делимости натуральных чисел


В исследовательском проекте по математике на тему "Признаки делимости натуральных чисел" учащаяся проводит исследование исторических данных об открытии признаков делимости натуральных чисел и их применении в решении математических задач.

I. Характеристика комплекса заданий по развитию творческих способностей на уроках математики

На уроках математики для развития творческих способностей мы используем решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Развитие творческих способностей обучающихся в начальной школе можно разбить на этапы. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество работы с детьми.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают предлагаются систематически. В них дети могут придумать пример на изученный вычислительный прием, составить задачу по данному выражению, данного типа или по заданному сюжету (о спорте, о животных, задачу-сказку и т. д., нарисовать узоры или геометрические фигуры заданного свойства, зашифровать или расшифровать название города, книги, кинофильма с помощью вычислительных примеров.

Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления, развиваются творческие способности.На занятия приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, и т. д.

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

• Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур).

• Чем отличаются картинки?

• Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т. д.

Для развития воображения:

• Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

• Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т. д., нарисуй, что у тебя получилось.

• Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Во второй этап мы также включаем задачи — шутки, задания со спичками (А. Т. Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это заданияна выявление закономерностей:

• Раздели фигуры на группы.

• Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

• Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

• По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей обучающихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

4. Этап. Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Творческие задания обычно предлагаются в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части и никогда не оцениваются плохой оценкой. Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.

-Задачи с несформулированным вопросом;

В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.

Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб)

Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка)

- Задачи с излишними данными;

В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.

Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.

-Задачи на сообразительность.

На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.

Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.)

Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Итак, задания по развитию творческих способностей представлены нами в комплексе.

Составленный комплекс заданий образует систему, обладающую полнотой.Любая система должна обладать следующими свойствами:

Целостность системы определяется принципиальной несводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого. Возможность связей и отношений определяет структурность системы.

Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т. д. внутри целого характеризует взаимосвязь элементов системы.

Таким образом, комплекс предлагаемых нами заданий будет считаться системой, т. к. имеет общую цель – развитие творческих способностей младших школьников (обучающихся 1-4 классов, и характеризуется общностью материала (математическое содержание).

Комплекс заданий представим в таблице 1.

Таблица 1. Комплекс заданий по развитию творческих способностей обучающихся 1-4 классов на уроках математики (составлено автором).

Учебная задача: развитие творческих способностей

обучающихся 1-4 классов на уроках математики

I. Задания, включающие учеников в активную деятельность

Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей II. Задания по развитию памяти, внимания, воображения, наблюдательности

Решение частично-поисковых задач разного уровня III. Задания конвергентного типа

Решение творческих задач IV. Творческие задания (имеющие многовариантный характер решения)

В таблице выделены разные виды заданий. Основанием для такого расположения заданий и в такой последовательности послужила степень сложности конкретного математического материала.

Задачи каждого этапа подчинены общей учебной задаче: развитие творческих способностей обучающихся 1- 4 классов.

Приведем примеры заданий для обучающихся 1-4 классов.

1-й класс

1. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?

2. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:

Составь своё равенство.

2-й класс

1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.

2.Разгадай ребус: АА + У = УРР.

3. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.

4.Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.

5. В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?

3-й класс

1. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим.

2. Расшифруй комбинацию кодового замка,если:

а) третья цифра на 3 больше, чем первая,

б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,

в) в сумме все цифры дают число 17,

г) вторая цифра 3.

3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?

4-й класс

1. Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?

2. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.

12 * 16 +128 : 8 + 24 = 240

12 * 16 +128 : 8 + 24 = 196

12 * 16 +128 : 8 + 24 = 232

Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой вариант решения, отличный от других.

В качестве примера приведу несколько задач, которые помогут учителю в развитии творческих способностей младших школьников:

Задача №1

Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число.

I способ:

Выпишем однозначные числа парами так, чтобы для них выполнилось второе условие –одно из чисел в 4 раза меньше другого: 1 и 4, 2 и 8. Из полученных пар выберем ту, которая удовлетворяет первому условию, т. е.их сумма должна равняться некоторому двузначному числу: 1+4=5 – не удовлетворяет; 2 + 8 = 10 - удовлетворяет.

II способ:

Представим условие задачи в виде чертежа.

Пусть х – число десятков. Тогда 4х – число единиц. Наименьшее двузначное число – 10.Составим уравнение: х + 4х = 10, х = 2, тогда 2 * 4 = 8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию задачи.

III способ:

Исходя из условия задачи, сумма чисел должна делиться на 5.Таких чисел два: 10 и 15.10:5=2; 2*4=8. Получим число 28.15:5=3;3*4=12 – в этом случае не получим двузначного числа.

Ответ: задумали число 28.

Задача №2

На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках кустов клубники стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?

I способ:

1) 5 + 1 = 6 (частей) – всего;

2)6 : 2 = 3 (части) – приходится на каждую грядку;

3) 5 – 3 = 2 (части) – пересадили с первой грядки;

4)22 : 2 = 11 (к.) - приходится на одну часть (было на второй грядке);

5) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

II способ:

1) 22 + 22 = 44 (к.) – на столько меньше на второй грядке, чем на первой;

2)44 : 4 = 11 (к.) – приходится на одну часть (было на второй грядке);

3) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

III способ:

Построим графическую модель условия задачи.

1)22 : 2 = 11 (к.) – приходится на 1/5 всех кустов (было на второй грядке);

2) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

Ответ: 11 кустов было на второй грядке, 55 кустов было на первой грядке.

Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным; вызывает у детей живой интерес к процессу познания; помогает усвоить учебный материал.

В результате использования творческих заданий на уроках математики у обучающихся развивается: наблюдательность, пытливость, математическая зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развиваются творческие способности.

III. Используемая литература.

2) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М. ,1981г.

3) Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М. : центр Академия, 2002.

4) Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника. // Завуч начальной школы – 2002.- № 2.

Развитие творческих способностей дошкольников На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывает три основных фактора: непосредственно наблюдение.

Развитие творческих способностей дошкольников в дополнительном образовании Выступление, хотелось бы начать с цитаты великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры,.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных.

Читайте также: