Как сделать трек 35hz

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Удаление сверхнизких частот и смещения по постоянному току

Мы не слышим звуки ниже 20 Гц, но их наличие в миксе уменьшает доступную динамическую высоту (headroom). Удалив всё, что ниже 20 Гц, Вы легко сможете увеличить общий уровень на 1 – 2 dB (иногда и больше). Не забывайте, что борьбу со сверхнизкими частотами желательно начинать ещё на этапе сборки микса. Найдя индивидуальные проблемные треки, Вы избавитесь от необходимости обрабатывать микс целиком.

Другой преступник – смещение по постоянному току (DC offset). Оно также уменьшает динамическую высоту, поскольку нулевые точки звуковой волны смещаются в ту или иную сторону. В большинстве аудиоредакторов имеется функция "Remove DC offset", которая возвращает эти нулевые точки на их законное положение 0V. Это позволяет получить больший уровень сигнала при том же количестве высоты.

Поскольку наш слух менее восприимчив к басовым частотам, часто возникает желание усилить их. Особенно это характерно для людей, не имеющих большого опыта в сведении. А ведь уменьшение баса может дать больше пространства для других частот.
Чтобы компенсировать такое уменьшение и дать иллюзию большого количества баса, можно применять следующие методы:
Использовать многополосный компрессор только лишь для обработки басовой области. Бас будет казаться громким, но займёт меньше пространства.

Использовать плагин Waves MaxxBass или процессор Aphex Big Bottom. MaxxBass изолирует оригинальный бас и генерирует на его основе гармоники. С точки зрения психоакустики, слыша высшие гармоники, наш мозг сам достраивает фундаментальные басовые частоты. Big Bottom применяет несколько другую, но не менее эффективную психоакустическую обработку, позволяющую подчеркнуть бас.

Поиск и понижение пиков

Другая проблема – это противоборство пикового и среднего уровней. Чтобы понять различие, рассмотрите удар барабана. В начале имеется огромный взрыв энергии (пик), который сопровождается быстрым спадом амплитуды. Чтобы избежать перегрузок, Вам потребуется настроить довольно низкий уровень записи. В результате получается относительно низкая средняя энергия.
С другой стороны, у продолжительного органного аккорда имеется высокая средняя энергия. Предположим, что Вы используете HDD-рекордер и воспроизводите с него сразу несколько треков. Конечно, индикаторы на стереовыходе будут прыгать, но Вы сможете заметить, что в некоторых местах они подпрыгивают намного выше, чем в остальных секциях песни. У этого может быть много причин. Например, играет несколько инструментов с громким пиком в одно и то же время. Или Вы используете на синтезаторе резонансный фильтр, и попадается нота с частотой, близкой или равной его резонансной частоте. Так вот, если Вы будете подстраиваться под эти пики, то это будет уменьшать средний уровень песни.
При мастеринге Вы сможете компенсировать это снижение среднего уровня, используя компрессию или ограничение (лимитирование). Эта обработка прижимает пики и поднимает более тихие элементы. Однако, если Вы займётесь этим в процессе сведения, то получите более естественное звучание, поскольку не надо будет использовать такую усиленную динамическую обработку во время мастеринга.
Самый лёгкий способ сделать это – включить песню и наблюдать за индикаторами мастер-шины, пока не обнаружится место, где индикаторы покажут самый большой всплеск уровня. Зациклите участок вокруг этого пика и по очереди заглушайте индивидуальные треки, пока не найдётся тот, который приносит больше всего энергии. Предположим, в какой-то секции максимальный уровень достигает 0dB. Заглушаете один трек – пик показывает -1. Заглушаете второй – пик показывает -2. Заглушаете третий – пик падает до -7. Всё, виновник найден!

Слух имеет наибольшую чувствительность в диапазоне 3 – 4 кГц, поэтому используйте эквалайзер, чтобы немного повысить эти частоты (особенно в тихих партиях). В результате, музыка будет казаться громче и получит больше презенса. Но будьте очень осторожны, поскольку чрезмерное усиление этого диапазона может привести к раздражающей резкости. В некоторых случаях, даже одного децибела повышения бывает много.

Если Вам хочется ещё сильнее разогреть своё микс, привлеките такие процессоры, как максимизатор громкости или высококачественный многополосный компрессор. Однако, если Вы последовали вышеописанным советам, то Вам потребуется менее агрессивная динамическая обработка. Если Вы раньше использовали, например, 4 – 6dB максимизации, то теперь сможете получить аналогичные результаты с одним или двумя децибелами. Вы сможете плющить только самые высокие пики, а всё остальное оставить практически неповреждённым.

Частотные диапазоны баса и приёмы, чтобы сделать звучание низа лучше.

сведение бас-гитары

Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.

ДИСКЛЕЙМЕР

Так как серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2, в качестве иллюстраций используются скриншоты именно этого виртуального инструмента. Тем не менее советы вполне универсальны, поэтому воспользоваться ими можно при работе с любыми плагинами.

Другие материалы серии

Частотные диапазоны баса

Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.

1 Нижний низ

Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.

Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.

2 Равномерное усиление баса

Для усиления присутствия баса в миксе можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.

3 Середина

Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.

Только из-за одного названия нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку.

Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.

4 Столкновения частот

5 Яркость

Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.

Автоматически срабатывающий фильтр

сведение баса

В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.

Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.

На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.

Активация сайдчейна бочкой

сведение бас-гитары

В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.

Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.

Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.

В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.

Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов

сведение баса

Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.

Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс

винтажный бас

Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.

Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.

Укрощение случайных особо низких звуков

эквализация баса

эквализация баса

Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.

Устранение мутности

Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.

Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.

эквализация баса

На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.

Быстрая параллельная обработка

параллельная компрессия баса

Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.

На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.

Учимся правильно готовить трек к профессиональному мастерингу. Есть несколько очень важных моментов, которые позволят достичь наилучших результатов и избежать грубых ошибок. Особенно это относится к проработке низких частот и низкой середины.
Если это сделать до мастеринга, то результат на выходе будет значительно чище и громче.

Профессиональный мастеринг

Главная цель мастеринга это доведение готового микса до коммерческого звучания. В первую очередь, это касается работы с громкостью. Микс, после мастеринга начинает звучать в полную громкость, благодаря максимизации. Здесь же работают с пиками и лимитером выравнивая фонограмму. Эквалайзеры применяются для коррекции общего спектра, а эксайтеры усиливают и скрашивают звучание будущего трека различными способами. Важно, чтобы микс, после мастеринга, звучал не только громко, но и достаточно широко, поэтому проводится работа и над стерео звучанием микса.

Все начинается с микса

Мастеринг является завершающей стадией продакшена и осуществляется на мастер-канале, обрабатывая звучание готового микса. Микс, на стадии мастеринга, представляет из себя единый аудио-трек, который экспортируется из проекта, после сведения и удовлетворяет требованиям готового микса. Это очень важный момент, ведь от качества микса зависит качество будущего мастер-трека.

Если вы недовольны качеством звучания микса на этапе сведения, не следует надеяться на то, что мастеринг все исправит. В этом случае лучше не приступать к мастерингу, а уделить больше времени этапу сведения, как бы утомителен он не был. Давайте слуху отдохнуть и делайте перерывы. Не следует объединять мастеринг и сведение в один процесс - вы получите еще больше проблем, чем у вас было. Вы узнаете больше о правильном процессе сведения в нашем онлайн-тренинге Микс-мастер 2018 .

Многие новички часто путают процесс сведения с мастерингом. Сведение обычно предшествует мастерингу и заниматься работой, свойственной сведению на этапе мастеринга, считается грубой ошибкой. Процесс мастеринга затрагивает следующие моменты: объединение общего звучания записи, поддержание согласованности треков в альбоме и подготовка к распространению. Давайте разберем все эти моменты.

Звучание записи

Целью этого шага является исправление проблем в балансе микса и усиление конкретных акустических характеристик, здесь над хорошим миксом производится финальная обработка. В процесс вовлечены работа с громкостью и украшение микса. Можете представлять этот этап как разницу между просто хорошим звучанием микса и профессиональным звучанием мастер-трека.

Этот процесс может включать добавление расширяющей эквализации, применение компрессии, лимитирование и т.д. Вообще, этот этап называют пре-мастерингом, но для простоты, назовем его просто - мастеринг.

Согласованность в альбоме

Отдельно стоит рассмотреть момент звучания каждого индивидуального трека и общего звучания треков в альбоме, когда они проигрываются по порядку, один за другим. Согласовано ли их звучание между собой? Одинаковая ли у них громкость? Имеет ли коллекция треков общий характер? При этом, слушатель не должен настраивать громкость при переключении от трека к треку.

Процесс во многом связан с предыдущим этапом, но больше внимания уделяется последовательности звучания отдельных треков между собой. Это не означает, что можно просто использовать один пресет на всех треках, чтобы они звучали одинаково. Вместо этого нужно наладить разницу между треками и сохранить (или даже усилить) характер каждого из них. Правильный подход, это индивидуальные настройки для каждого трека, не забывая об общей картине альбома.

Подготовка к распространению

Последним шагом является подготовка трека или альбома к скачиванию, выпуску или к репродукции. Настройки экспорта могут зависеть от предпочитаемого формата передачи. В случае CD, трек преобразовывается в аудиозапись формата 16 bit/44.1 kHz с помощью ресемплирования и иногда, дизеринга. Также, с треком может предоставляться дополнительная мета-информация, специфичная для записи на CD. Для распространения в вебе может понадобиться дополнительная настройка громкости для преобразования в AAC, MP3 или в High-Res аудио.

Правильный мастеринг в домашней студии

Эквализация

Эквализация на стадии мастеринга отличается от эквализации, которой вы пользовались при cведении . Здесь эквалайзер воздействует не на отдельные части микса, а на всю фонограмму. Соответственно и цели преследуются другие. Воздействие тут более деликатное, призванное сделать звучание трека как можно натуральней, с точки зрения акустических характеристик и баланса.

Частая практика при мастеринге, это срез низких частот ниже 30 Hz high-pass фильтром. Это избавляет трек от ненужного грохота. А небольшое усиление частот high-shelf фильтром, выше 12 kHz, придает треку резкости. При условии хорошего микса, такие воздействия обычно колеблются от +/-0.5 до 1.5 dB.

Динамика

Это самая важная часть мастеринга. Для того, чтобы добиться коммерческого звучания, здесь используются компрессоры, лимитеры и экспандеры. Важно научиться настраивать компрессор, в зависимости от участка, на котором он используется. Начните с параметра ratio:

В миксе : Попробуйте значения от 1.1 до 2.0. Иногда, танцевальные треки выигрывают от более высоких значений.

Бас и бочка : Попробуйте значения от 3.0 до 5.0. В зависимости от звука, который вы ищите, вы можете опускаться вплоть до 10.

Максимайзер

Иногда, компрессии бывает мало для того, чтобы трек звучал достаточно громко. Здесь поможет максимайзер. По сути, это комбинация компрессора и лимитера. Воздействие максимайзера сказывается не только на усилении громкости, но и на коррекции пиков. Чтобы самые громкие пики не выходили в зону клиппинга, используйте лимитер. Он срезает громкие пики параметром threshold, после чего, общая громкость поднимается параметром gain до 0 dB. Таким образом, срезанные пики не выходят в зону клиппинга, а весь остальной материал уравнивается до 0 dB.

Устанавливайте порог громкости на мастере не выше -0,3 dB. Значения выше могут создать проблемы при экспорте мастер-трека и при проигрывании на других системах. При экспорте в форматы AAC и MP3 лучше придерживаться значений от -1 до -1.5 dB, чтобы предотвратить клиппинг при конвертации.

Более агрессивные значения лимитирования обычно предполагают более длинный релиз.

Всегда прослушивайте трек до и после лимитирования, чтобы избежать артефактов.

Большая громкость отражается на динамике, если переусердствовать, вы потеряете эмоциональность трека, особенно на низах.

Стерео

Стерео планирование это очень деликатная часть мастеринга. При небольшом количестве оно заметно скрашивает звучание трека. В сравнении с другими обработками, со стерео планированием надо быть особенно осторожным, переусердствовать здесь легче всего. При этом, стерео обработка является и корректирующим инструментом. Например, можно централизовать звучание баса, бочки и других низкочастотных инструментов, излишняя ширина которых может привести к проблемам в фазе при воспроизведении в моно.

Общепринятые правила, это звучание баса и бочки по центру. Другие ключевые элементы, такие как лиды, можно не расширять, чтобы придать им значимости в треке. В любом случае, сравнивайте звучание вашего трека с референсами, иногда ширина бывает лишней.

Эксайтер

Гармонические эксайтеры могут добавить энергию в сигнал, а в контексте мастеринга, придать энергичности всему миксу. Энергия, в этом случае, добавляется не за счет работы с громкостью, а за счет добавления дополнительных, нечетных гармоник.

Эксайтеры могут применяться при динамической эквализации, искажении волны (waveshaping), дисторшена и даже путем многополосного дилея. Они добавляют мощности, панча или “теплоты” и “яркости” в микс. Это достигается путем искажения исходного сигнала, алгоритмами аналоговых устройств. В этом контексте, небольшие искажения сигнала полезны.

Использовать эксайтеры следует осторожно. Сравнивайте звучание с коммерческими треками. Они также могут быть перегружены, поэтому можно послушать треки других жанров, чтобы уловить разницу в работе эксайтера в разных направлениях.

В электронике эксайтером полезно воздействовать на середину. Здесь, обычно, лежат “сухие” цифровые синтезаторы. Благодаря эксайтеру, они преобретают теплое, аналоговое звучание и сглаживаются в миксе.

Верхние частоты, при обработке эксайтером, акцентируются, становятся яркими и добавляют треку присутствия.

Бас и нижние частоты можно сделать “грязными” в стиле старых аналоговых драм-машин.

Если вы застряли на этапе мастеринга и не знаете чего именно вы хотите от ваших треков, советуем делать перерывы, обновлять свой слух любимой музыкой в схожих жанрах. Это даст вам картину общепринятого звучания и что важно, вдохновения. Надеемся такой подход поможет вам двигаться дальше, оттачивая свое мастерство в создании вашего собственного, неповторимого звучания. Если вы хотите узнать больше о мастеринге на профессиональном уровне, советуем ознакомиться с нашим курсом Мастеринг с Izotope Ozone . В нем вы найдете живые примеры и объяснения лимитирования, компрессии, эквализации, расширения и еще множества различных техник профессионального мастеринга.

Слово "мастеринг" многих отпугивает. На протяжении всей своей истории, профессиональный мастеринг всегда считался уделом только наиболее опытных и искушенных инженеров. Классический посыл - для того чтобы просто начать работать на этом поприще, необходимо, как минимум, иметь идеально натренированный слух и профессионально оборудованное помещение.

Благодаря современным плагинам и программному обеспечению, теперь стало вполне возможно делать высококлассный мастеринг в домашних условиях. Не смотря на то, что трек, отмастеренный за пределами профессиональной студии, никогда не будет столь же ликвидным и безупречным, как продукт, сделанный в студийных условиях, вы все же можете добиться отличных результатов делая эту работу дома и на имеющемся у вас оборудовании.

Этапы мастеринга

Если вы думаете, что термин мастеринг относится только к обработке финального стерео-файла, полученного в результате сведения, вы ошибаетесь. Мастеринг - гораздо более широкое понятие. Это технология окончательной доводки альбома или мини-альбома. Мастеринг-инженер последний, кто полностью проверяет всю работу, прежде чем она будет записана на диск или выпущена в другом формате.

Вам может даже придется ранжировать порядок треков в альбоме. Исполнитель, продюсер или компания звукозаписи могут иметь свое представление о том, какова должна быть очередность треков, но в ходе мастеринга альбома, вам необходимо выстраивать свою последовательность.

Посмотрите - не начинается ли альбом с излишне громкого резкого звука, или не выстраивается ли последовательность треков c нарастанием громкости. Расположите треки в порядке, который будет делать звучание альбома более привлекательным. Треки, звучащие в одном ключе, могут оказаться рядом друг с другом и обеспечивать плавность переходов в альбоме. Старайтесь всегда учитывать эти факторы.

После того, как вы определились с последовательностью, можно начинать обработку отдельных треков. Эта работа, в общем и целом, включает в себя шесть ключевых этапов: снижение уровня шума, хирургическая эквализация, компрессия, звуковая эквализация, лимитирование и дизеринг.

Вам также необходимо удостовериться, что в альбоме выстроена правильная совместимость между треками. Если какие-то песни были записаны или сведены разными инженерами, ваша задача заключается в том, чтобы при помощи эквализации и компрессии сделать их звучание схожим и связным.

После того, как обработка треков закончена и финальная проверка уровней звучания выполнена, можно приступать к экспорту треков. Если вы записываете альбом на диск, нужно определиться с паузами между треками и сделать копию для Красной книги (Red Book CD), которая отсылается в издательскую компанию. Это можно сделать с помощью специального программного обеспечения для мастеринга дисков, такого как WaveBurner.

Ранжирование треков при помощи WaveBurner

Если вы просто публикуете треки в Интернете, вам необходимо перевести их в различные форматы. Ну и, наконец, еще одной задачей является изготовление версии трека с высоким разрешением, которая может понадобиться для будущих правок и повторного мастеринга.

Обработка стерео-файла

Рассматривая более детально этапы обработки, следует сказать что они отнюдь не подразумевают какой-то фиксированной последовательности, а иногда выполнение этих этапов в другом порядке дает даже лучшие результаты. Тем не менее, здесь я привожу последовательность, которую я использую чаще всего.

Снижение шума особенно важная операция при повторном мастеринге старых аналоговых записей. Фоновый шум, шипение, клики и щелчки должны быть удалены из микса - прежде, чем вы приступите к дальнейшей обработке. Специальные инструменты для удаления шумов, такие как iZotope RX5, идеально подходят для этой работы.

Удаление шумов при помощи RX 5

Хирургическая эквализация так же может применяться для удаления наиболее неприемлемых артефактов в звуке. Для среза ненужных субнизов (все что ниже 20 - 30 Гц) можно также использовать фильтры.

Применение хирургической эквализации при помощи линейно-фазового эквалайзера в Logic Pro X

Кроме того, компрессия используется для дополнительного контроля избыточной громкости звука в треке. При помощи подстройки времени атаки, можно добавлять "кача" (медленная атака), или плотности (быстрая атака) звуку.

Регулировка времени высвобождения (release time) может добавить объема (быстрый релис) или сделать звучание компрессированного сигнала более музыкальным (медленный релис). Использование нескольких компрессоров в цепочке, где каждый будет обеспечивать степень сжатия от 1 - до 3 дБ, является обычной практикой.

Применение компрессии в Logic Pro X

Если вы хотите лучше контролировать отдельные частотные диапазоны микса, вы можете использовать многополосную компрессию. Например, если вам прислали на мастеринг трек, в котором хай-хет звучит слишком громко, вы можете поджать таким компрессором диапазон - в котором он находится, а не вырезать эту частоту эквалайзером.

Вы можете также использовать многополосную компрессию для уплотнения низкочастотной составляющей микса, не затрагивая при этом весь спектр частот.

Применение многополосной компрессии с Waves C6

Теперь, когда вы удалили из микса все ненужные элементы и поджали его компрессором, остается только произвести финальную эквализацию трека. Если в звучании микса прослушиваются слишком тяжелые низы или высокие, их звучание может корректироваться при помощи эквалайзера.

Трек должен звучать качественно на возможно большем количестве различных систем, и оптимальное звучание здесь достигается при помощи компромиссов. Для этих целей можно использовать любой эквалайзер.

Линейно-фазовые эквалайзеры отлично подходят для мастеринга и в меньшей степени способны вызывать фазовые конфликты - но это только в тех случаях, когда речь идет о внесении в микс небольших изменений. Аналоговые эквалайзеры, а также плагины, смоделированные по типу аналоговых эквалайзеров, также хорошо работают, придавая миксу определенный характер.

Добавление теплоты звучания при помощи эквалайзеров семейства Pultec

Затем, для увеличения уровня громкости применяется лимитер. Как уже было сказано, в цепочке может использоваться несколько лимитеров. Применение качественного лимитера, имеет чрезвычайно важное значение для увеличения громкости трека. Опять же, можно применять несколько компрессоров в цепи. Использование качественного лимитера является абсолютно критичным в мастеринге. Это тот этап, когда все может пойти нетак и микс может быть угроблен.

Обращайтесь осторожно с лимитерами, всегда отдавая предпочтение музыкальному звучанию микса, а не уровню громкости.

Применение лимитера в Logic Pro X

Наконец, если вы работали в разрядности 24 бита или выше, трек необходимо перевести в 16 бит, с дизерингом для его дальнейшего экспорта.

Дизеринг должен применяться только один раз - в самом конце процесса мастеринга. Если вы не применяете дизеринг, а просто экспортируете трек с разрядностью 16 бит, в его звучании могут прослушиваться искажения. Выполнение понижающей битность конверсии с дизерингом является важным заключительным шагом.

Экспорт и дитеринг в Logic Pro X

Здесь описан, конечно же, только общий план различных технологий, используемых в мастеринге. Существует большое количество инструментов и приемов, которые так же могут применяться, включая расширение стерео-базы, mid/side технология (отдельная обработка середины и боковых каналов - прим. переводчика), и многое другое. Но для конкретно этого материала, я подробно остановился на этих шести операциях.

Оборудование для домашнего мастеринга

Все эти обработки могут делаться на вашей DAW (цифровой рабочей станции) - при помощи штатных и приобретенных плагинов. Существует также множество специальных плагинов для мастеринга, применяемых для отдельных его этапов.

Наиболее важным аспектом мастеринга является акустическое оборудование помещения. Правильное решение этой проблемы улучшит звучание и упростит выполнение операций. По возможности используйте звукопоглощающие панели в критических точка отражения звука, а также низкочастотные ловушки для контроля низов в помещении где вы работаете.

Используйте профессионально отмастеренные эталонные треки для правильного принятия решений в процессе работы. Постоянно сверяйте звучание вашего трека с эталонным. Вы так же можете проверять его звучание в наушниках и других стерео-системах, чтобы убедиться что он качественно звучит и на них.

Во второй части этой серии уроков по домашнему мастерингу я более детально коснусь темы динамической обработки звука. Вы сможете визуально наблюдать за тем, как я произвожу gain staging (предварительную нормализацию треков - прим. переводчика), компрессию и лимитирование готового трека. Затем, в третьей части, я буду подробно объяснять все, что связано с эквализацией и другими важными операциями.

Читайте также: