Как сделать тормозную жидкость

Обновлено: 05.07.2024

Полная замена тормозной жидкости — одна из обязательных процедур, направленная на обеспечение правильного функционирования тормозов авто. Возможна замена тормозной жидкости своими руками, а также она может быть проведена на СТО.

Но данная процедура не относится к сложным, по этой причине замена тормозной жидкости с АБС своими руками вполне по силам большей части автовладельцев. Это позволяет сэкономить. Правда, иногда замена тормозной жидкости самотёком в машине с АБС требует использования специальных приспособлений. Давайте разберемся, когда же менять тормозную жидкость?

Периодичность замены тормозной жидкости

Интервал замены тормозной жидкости определяется:

  • Маркой авто (нередко автопроизводитель указывает периодичность либо пробег в км — после преодоления данного расстояния требуется менять жидкость).
  • Применяемой жидкостью (составы более высокого качества реже нуждаются в замене).
  • Условиями использования машины (насколько герметичны тормоза).

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле? Её замену осуществляют:

  • Спустя два-три года либо после 50 000 км пробега (зависит от того, что произойдёт раньше).
  • В случае неподвижности автомобиля в течение двух и более лет.
  • После ремонта элементов тормозной системы (к магистралям, колодкам, трубкам, патрубкам, суппорту это не относится, если во время ремонта не разгерметизировалась система, в которую входит конкретная деталь).
  • Когда жидкость находится в непригодном состоянии (значительно загрязнена либо увлажнена на 3% и более).

Выбор жидкости

Виды тормозной жидкости

Главный принцип в этом случае состоит в использовании жидкости, рекомендуемой автопроизводителем. Это касается её класса и основы.

Замена жидкости

Что делать, если планируется соответственно регламенту техобслуживания собственного авто попросту выполнить замену жидкости? Иногда это предусматривается спустя 2 года, иногда — спустя 3. Здесь поможет такой метод, как проливка тормозной системы новой жидкостью.

Бачок, содержащий данную жидкость, имеет высокое размещение, а тормозуха из него стекает книзу, к цилиндрам, под воздействием обычной силы тяжести. Основной плюс данного метода заключается в отсутствии необходимости в помощнике.

Сколько нужно тормозной жидкости для полной замены? Она приобретается с некоторым запасом (минимум литр). Почти у каждого легкового авто вне зависимости от его характеристик объём жидкости в тормозной системе составляет 0,5 л.

Схема замены тормозной жидкости

Следует учитывать, что замену осуществляют посредством перемешивания, по этой причине допустимо проливание через тормозную систему немного большего объёма тормозной жидкости. Следует запастись 1 л жидкости какой угодно марки (все являются совместимыми). DOT-4 — наиболее популярная и используемая почти во всех авто жидкость.

Её замена требуется из-за значительной гигроскопичности — способности к поглощению содержащейся в воздушных массах влаги и потере по данной причине своих рабочих качеств.

Таким образом, для замены жидкости нужна установка авто на специальную эстакаду либо канаву с обеспечением прохода между местом, где возможно пополнение бачка, содержащего жидкость, и тормозными цилиндрами всех колёс авто.

Рекомендации

Некоторые советы пригодятся как новичкам, так и автомобилистам с опытом:

Этапы работы

Приспособление для замены тормозной жидкости своими руками можно сделать из груши из резины. Вначале этой грушей (либо шприцом) откачивают находящуюся в бачке жидкость. Затем вливают новую так, чтобы она заполнила бачок до верхней кромки.

С целью ускорить процесс (для выпуска жидкости из всех цилиндров одновременно), лучше выбрать 4 трубочных отрезка, которые плотно надеваются на штуцеры прокачки каждого цилиндра. Свободные концы трубок опускаются в маленькие бутылки из прозрачного материала.

Потом отворачивается штуцер каждого тормозного цилиндра. Нужно убедиться, что тормозная жидкость течёт сразу по всем трубкам. Нужен контроль её убывания из бачка, который находится на цилиндре тормозной системы, после чего бачок немедленно пополняется. Потом наблюдается повышение объёма жидкости, которая содержится в бутылках, находящихся рядом с колёсными тормозными цилиндрами.

Нужно несколько раз переключаться между наблюдением за сливанием жидкости из штуцеров цилиндров и контролем пополнения жидкости внутри бачка на цилиндре тормозов для предотвращения осушения последнего.

Быстрее всего наполняется бутылка при опущении в неё шланга, идущего от цилиндра левого переднего колеса. Когда в бутылку натечёт примерно 0,2 л жидкости, нужно завернуть и затянуть штуцер цилиндра этого колеса.

Потом то же делается с передним колесом справа. Заканчивается операция на оси сзади — тут через любой из штуцеров должна пройти жидкость в объёме 0,2-0,25 л.

После этого тормозная жидкость будет заменена. Потребуется только удостовериться, что каждый из штуцеров герметично затянут. Потом надевают колпачки для защиты и уточняют объём жидкости в баке основного цилиндра.

Замена тормозной жидкости собственными силами довольно кропотливое занятие, которое требует от владельца авто немало времени. Для того, чтобы сберечь свои нервы и силы, Вы можете обратиться в наш сервис за полной заменой тормозной жидкости, заполнив форму, представленную ниже.

Приобретаем тормозную жидкость

Откручиваем крышку бачка и заливаем тормозную жидкость

Теперь нужно найти резиновый, а ещё лучше силиконовый шланг диаметром 2-4 мм

Поднимаем машину на домкрате и снимаем колесо


Замена ТЖ начинается от самого дальнего колеса к ближнему. Однако если делать все правильно, можно и пренебречь этим правилом. Последовательность важно только при наличии воздуха в тормозной системе.

Итак, на каждом тормозном суппорте или барабане есть, так называемый, прокачкой штуцер. Как он выглядит, смотрите на фото ниже.

Один конец силиконовой трубочки надеваем на штуцер, а второй опускаем в мерный стакан или бутылку. Так, чтобы она касалась дна.

Теперь зовём помощника. Его задачей будет нажимать на педаль тормоза по вашей команде. Автомобиль можно и не заводить. Разницы почти никакой, только педаль будет чуть туже. Берём подходящий ключ и откручиваем штуцер до того момента, пока в трубке не начнет поступать жидкость. Хватает примерно пол оборота.

Начинаем прокачку


Помощник нажимает на педаль, по трубочке начинает вытекать старая жидкость. Сколько жидкости сливать? Ну, либо по инструкции, либо по желанию. Если хотите, чтобы жидкость была прозрачно чистой, тогда нужно пролить через все штуцера два заводских объема контура. Если нет, то хватит 2 и 3 от всего объема по осям.

Расчеты примерно следующие: предположим, что в бак входит 1 л. Тогда через передние колеса необходимо пропустить 400 мл, а через задние 600 мл. Это по 200 мл с каждого переднего колеса и по 300 с задних. Но почему с задних колес нужно пролить больше жидкости? А потому что расстояние от бачка до задних суппортов значительно больше.

Когда в процессе прокачки начнет выходить прозрачная жидкость, штуцер закручивают и приступают к следующему колесу. И не устану повторять, следите за уровнем в баке и доливайте ТЖ. Держите уровень выше среднего и тогда воздух уж точно не попадет в систему.

На первый взгляд прокачка колес кажется сложной процедурой. Но я вас уверяю, нет ничего сверхсложного. Тем более я описал процесс максимально подробно. Ну, а если у вас возникли вопросы, тогда посмотрите видео, где я меняю жидкость на Skoda superb.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Во время поездки могут случиться непредвиденные обстоятельства. Одной из таких неприятностей является утечка тормозной жидкости.

Собираясь в далёкую поездку, необходимо максимально подготовиться к всевозможным происшествиям. Проверьте наличие нужных инструментов и расходников, которые можно сменить самостоятельно. Некоторые компоненты, такие как тормозная жидкость, сложно заменить в дороге.

Чем можно заменить тормозную жидкость в дороге

Причины утечки. В большинстве случаев этому способствуют механические повреждения трубок тормозной системы. Иногда происходят обрывы тормозных шлангов, которые не были вовремя заменены владельцем автомобиля. Тормозную систему нужно регулярно и тщательно обследовать, чтобы вовремя выявить дефекты её компонентов. Особенно важно это делать в зимний период, когда резиновые детали начинают терять эластичность от морозной погоды. Регулярная диагностика предотвратит неисправности, что обеспечит безопасность водителя и пассажиров во время езды.

Если неприятность всё-таки приключилась в дороге, нужно для начала обнаружить причину утечки и постараться ликвидировать повреждения подручными средствами. При возникновении любых неприятностей с тормозной системой, рекомендуется вызывать службу эвакуации. В самом крайнем случае можно продолжать поездку с неисправными тормозами, но ехать необходимо очень аккуратно, на первой передаче с минимальной скоростью и притормаживать с помощью ручника.

Аналоги для замены тормозной жидкости. В наше время приобрести тормозную жидкость можно на любой автозаправочной станции или в некоторых магазинах на трассе. В случае поломки на бездорожье вдали от трассы, где купить тормозную жидкость попросту негде, можно использовать в качестве аналогов следующие вещества:

-дистиллированную воду;
-спирт или алкогольный напиток;
-жидкость ГУРа;
-антифриз.

При использовании дистиллированной воды не следует забывать, что при частых торможениях она может закипеть, что приведёт к созданию аварийной ситуации. Также её использование со временем вызывает коррозию металлических компонентов тормозной системы. Плотность воды невысокая и это существенно снижает эффективность при торможении, а в зимнее время она и вовсе замерзает.

Спирт зимой не замёрзнет, но, как и вода, закипит без особых проблем. Его следует использовать, когда под рукой нет ничего другого. В качестве аналога идеально подходит жидкость ГУРа, ведь она никогда не замерзает и не закипает при торможениях. Проблема в том, что её весьма проблематично отыскать. Наиболее оптимальным вариантом считается антифриз, поскольку его всегда можно слить из бачка системы охлаждения.

Чем можно заменить тормозную жидкость в дороге 3

Итог. Все вышеперечисленные приёмы рекомендуется использовать только в самом крайнем случае. После использования подобных средств придётся заехать на автосервис и полностью промыть и прочистить тормозную систему. Однако, с помощью аналогов, можно доехать до города или ближайшей мастерской и не остаться на ночь посреди трассы.

При правильном уходе за тормозной системой автомобиля нужно следить не только за состоянием колодок и дисков, но и за уровнем тормозной жидкости, которая обеспечивает нормальную работу системы.

как правильно прокачать тормозную систему

К сожалению, тормозные шланги и соединения подвержены механическим повреждениям, из-за чего жидкость частично покидает магистраль, а освободившийся объём занимает воздух, который мешает оставшейся жидкости циркулировать по шлангам. Поэтому многие автовладельцы знают, что в таких случаях требуется прокачка тормозов для удаления воздуха из системы.

Как часто менять тормозную жидкость и в каких ситуациях нужна прокачка системы

В любой машине нужно периодически менять тормозную жидкость и сроки её замены обычно укладываются в пределы 40 — 60 тысяч км пробега или двух лет. Также их может устанавливать фирма-производитель в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Бывает, что и в результате этой операции в магистрали возникает воздушная пробка, препятствующая нормальной работе.

Видео — замена тормозной жидкости и прокачка тормозов на Дэу Матиз:

Какие есть нюансы

Для прокачки тормозов сейчас есть достаточно много способов, большинство из которых сводится к применению простых, но эффективных приспособлений, сделанных самими автолюбителями из подручных средств. К этому мы ещё вернёмся. Сначала нужно разобраться с нюансами прокачки тормозов на машинах с ABS и без неё.

Смешивание тормозных жидкостей недопустимо, потому что основные их разновидности по классификации DOT созданы с учётом различной тепловой нагрузки, а при смешивании их полезные свойства значительно снижаются. Кроме того, от агрессивного воздействия смеси страдает материал, из которого сделаны тормозные патрубки и уплотнители.

На первый взгляд прокачивать систему просто, но нужно трезво оценить свои силы. Если вы не уверены в себе, то обратитесь лучше на СТО, потому что с неисправными тормозами ездить вообще запрещено, да и неизвестно, будут ли они работать после неправильной прокачки. Рисковать не надо. Либо работаете сами (если уверены в своих силах), либо зовёте на помощь специалистов.

Классический способ прокачки тормозной системы — это прокачка вдвоём с помощником. Мы же сначала рассмотрим тот случай, если помощи ждать не от кого. Предположим, что ваша машина не имеет ABS.

Как можно прокачать тормоза одному

1. Очистите штуцеры тормозных цилиндров от накопившейся грязи и снимите с них резиновые заглушки.

2. При необходимости долейте тормозную жидкость в специальный бачок.

3. Возьмите газовый упор, которым обычно фиксируется капот в машине. Нажмите педаль тормоза и оставьте её нажатой, закрепив между педалью и сиденьем упор.

4. После установки стравливаем тормозную жидкость вместе с воздухом из тормозного цилиндра колеса. Газовый упор в этот момент примет нужное положение, вжимая педаль в пол. Все эти процедуры проделываются с каждым цилиндром отдельно, пока жидкость и воздух не выйдут из магистралей.

Теперь можно поговорить про более надёжные способы, требующие наличия инструментов, материалов и смекалки. У настоящего российского водителя всего этого имеется в достатке. В качестве приспособления для прокачки тормозов, понадобится: ещё крышка бачка тормозной жидкости, шприц и канистра.

Видео — самостоятельная прокачка тормозов без помощников на Nissan Almera N16:

Откручиваем щтуцер на выходе того контура, который подлежит прокачке. Устанавливаем емкость для сбора вытекающей тормозной жидкости. Затем шприцом нагнетаем тормозную жидкость. Всё. Воздух в систему при таком способе никак не попадает, конечно, при условии, что все соединения герметичны.

Последовательность прокачки тормозов зависит от марки автомобиля. В большинстве случаев на машине без ABS она должна быть такой:

  1. Тормозной цилиндр или суппорт заднего правого колеса.
  2. Тормозной цилиндр или суппорт заднего левого колеса.
  3. Суппорт переднего правого колеса.
  4. Суппорт переднего левого колеса.

Порядок прокачки тормозов

Напомним, что прокачка тормозов требуется в следующих случаях:

Однозначно в этих случаях требуется провести прокачку тормозной системы для удаления воздуха.


Как всегда, у вас есть выбор того, каким образом проводить прокачку. Можно обратиться в автосервис. Там вам проведут прокачку, применяя устройство для прокачки тормозов. Современный и эффективный агрегат, предназначенный для удаления воздуха из тормозной системы. Профессиональное устройство для прокачки тормозов снабжено адаптерами, которые позволяют работать со многими существующими моделями легковых и грузовых авто.


Второй вариант – это прокачка тормозов своими руками. В принципе, порядок прокачки тормозов одинаков для любой системы. Понадобится нехитрое самодельное приспособление для прокачки тормозов из шприца, трубок (шлангов) и пластиковой ёмкости. Варианты прокачки самостоятельно: два человека или один человек, т.е. вы сами.


Схема прокачки тормозов: начинать следует от того колеса, которое находится на дальнем расстоянии от ГТЦ. Например: заднее правое, заднее левое, переднее правое, переднее левое.

Вместе с помощником

Как и в предыдущем случае каждое колесо прокачивают отдельно.

  1. Снимается защитный колпачок выпускного клапана колесного тормозного цилиндра, на него надевается любой подходящий шланг. Подойдёт даже от медицинской капельницы. Один конец шланга надевается на клапан, а второй опускается в канистру с тормозной жидкостью.
  2. Помощник должен нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока она не станет ощутимо сопротивляться.
  3. После этого педаль тормоза удерживается в нажатом состоянии для создания давления в системе.
  4. Ослабьте немного выпускной клапан тормозного цилиндра, чтобы в ёмкость через шланг поступала жидкость.
  5. После того, как давление упадёт, закройте клапан.
  6. Повторяйте шаг №2 пока не выйдет воздух.Верните защитный колпачок на клапан тормозного цилиндра.
  7. Проделайте все операции для остальных колёс.

Прокачка тормозов с АБС.

Прокачка тормозной системы с АБС имеет ряд особенностей по сравнению с обычной прокачкой. Важно помнить:

  1. Контур задних тормозов находится под высоким давлением.
  2. Всегда нужно следить за уровнем ТЖ, чтобы избежать работы гидравлического насоса без жидкости.
  3. Гидравлический насос не должен работать более 2-х минут, нужно давать время остывать.

Порядок действий.

Для левого и правого переднего тормоза.

  1. После того как на штуцер будет надет шланг удаления воздуха, его следует открутить на один оборот.
  2. Жмем педаль тормоза до упора и держим в этом положение.
  3. Закрываем штуцер прокачки, отпускаем педаль.
  4. Делаем до тех пор, пока не пропадут воздушные пузырьки.

Для заднего правого тормоза.

Если у вас ABS

1. Прокачать тормозную систему без сторонней помощи возможно, если насос, гидроаккумулятор и гидромодуль с клапанами находятся в одном узле. Процесс полностью аналогичен обычной прокачке без антиблокировочной системы.

Для начала надо отключить систему АБС, вынув предохранитель. Лампочка на панели приборов будет показывать прогресс выхода воздуха из системы. Когда лампочка погаснет, прокачку можно закончить.

2. С помощью диагностического сканера: это прибор для чтения данных с блока управления системой. Это вариант для другого типа АБС, в котором гидроаккумулятор и гидромодуль располагаются в разных узлах.

При наличии прибора прокачку можно осуществить своими силами. Если же возникают трудности при эксплуатации прибора, то оптимальным решением будет обращение в сервис технического обслуживания за помощью специалистов.

3. Специализированная помощь: если АБС работает в связке с системой ESP или SBC, единственным вариантам будет обращение в автосервис.

Как прокачать тормоза с АБС

Последовательность самостоятельной прокачки тормозов

Правильная прокачка подразумевает выполнение действий в строго определенном порядке: слева направо сначала передние колеса, затем задние. Чтобы контролировать объем залитой тормозной жидкости, рекомендуется зафиксировать оставшиеся количество в расширительном бачке. Крышку бачка теперь можно открыть.

Видео — как прокачать тормоза и заменить тормозную жидкость на автомобиле Ауди А6:

Следующий шаг — проверить резьбовое соединение штуцера на наличие ржавчины. Если она имеется, то надо смазать его жидкостью WD-40. Если после смазки проворачивание штуцера затруднительно, то следует обратиться в сервис технического обслуживания, чтобы не нарушить резьбу. Если же с резьбой нет проблем, то проворачиваем штуцер прокачки.

Для удобства можно поставить автомобиль на эстакаду или открутить колесо. К штуцеру подсоединить прозрачный шланг. Другой конец опустить в пустую бутылку или другую емкость для жидкости.

Затем напарник должен многократно отжимать тормозную педаль пока нажатие не станет тугим. Педаль отжимают до упора и фиксируют. Затем надо открутить штуцер. Сделать это можно ключом. Когда педаль отожмется до пола, закрутить обратно штуцер и освободить педаль.

Видео — прокачка тормозов на Volkswagen Sharan:

Чтобы система не набрала воздуха, надо не забывать следить, чтобы не закончилась тормозная жидкость и периодически ее подливать. Когда уровень жидкости опустится до патрубка, закрутить штуцер до конца.

Использованную тормозную жидкость заливать обратно нельзя, только новую. Для остальных колес прокачка тормозной системы проводится аналогично. В результате правильно сделанной прокачки свободный ход тормозной педали примерно 30% от полного хода.

По окончании полной прокачки залить жидкость до той отметки, которую делали ранее, закрыть крышку, затем подключить предохранитель. Рекомендуется проверить всю тормозную систему: тормозные шланги и их соединения, хомуты и жидкость в бачке.

После прокачки необходимо протестировать работу тормозов. При заведенном двигателе, удерживать несколько секунд тормоз нажатым. Затем протестировать срабатывание тормоза: в ходе движения совершать кратковременные нажатия на тормоз, после сделать полную остановку. При включении АБС педаль будет реагировать незначительными толчками.

Последовательность прокачки тормозов

Как отремонтировать тормозной суппорт своими руками прочитать можно здесь.

Читайте также: