Как сделать тонкие и толстые вопросы

Обновлено: 05.07.2024

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления (см. подробнее: Крылова О. Приёмы развития критического мышления. Электронное пособие).

  • Коренные народы Ямала — самоеды, остяки, вогулы, остяко-самоеды, татары.
  • Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, манси, селькупы, татары.
  • Численность коренных народов Ямала около 58 тысяч человек.
  • Численность пришлых народов на Ямале примерно в 6,5 раза больше численности коренных народов.
  • Коренные народы Ямала имеют близких родственников в Европе. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы.
  • Письменность у коренных народов Ямала появилась только в 30-х годах ХХ века.

После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.

Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.

После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.

Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.

  • В.Даль называл это “стоном и вздохом, плачем и рыданием” (записываются новые предположения или проводится корректировка ранее записанных);
  • “радостью и весельем” (ведётся запись, корректировка);
  • “цветом народного ума” (запись, корректировка);
  • оно есть в устном народном творчестве любого народа, потому что слово — цветочек, а оно — ягодка.

С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

Назначение. Развитие смыслового чтения. Активизация процесса интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней. Развитие критического мышления.

Таблица 12.2

Дайте объяснение, почему.

Почему вы думаете.

Почему вы считаете.

Предположите, что будет, если.

Область применения. Прием может быть использован на любом этапе урока: на этапах актуализации знаний и мотивации; при постановке учебных задач и поиске выхода из затруднений — как способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; на этапах подведения итогов урока и демонстрации пройденного. На всех типах уроков. В группах и индивидуально, при работе в паре.

Этап 3 — учащиеся в группах формулируют и задают друг другу по два-три тонких и толстых вопроса по изучаемой теме, предварительно записанных в таблицу.

Назначение. Мотивация. Элемент занимательности и оживления. Развитие самооценки. Выбор уровня сложности задания.

Краткая характеристика приема. Учитель предлагает ученику выбрать один листок ромашки, соответствующий его уровню освоения материала, а затем задает учащемуся вопрос выбранного им типа.

Область применения. На всех этапах урока. Во внеурочной и внеучебной деятельности. Индивидуально, в парах, в группах, фронтально.

Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, толстые вопросы, это проблемные вопросы, которые требуют осмысления задания, рассуждения, поисками дополнительных знаний и анализа информации.

?
Кто. Дайте объяснение, почему.
Что. Почему вы думаете.
Когда. Почему вы считаете.
Может. В чем разница.
Будет. Предположите, что будет, если
Могли. Что, если.
Как звали. Что будет если.
Было ли.
Согласны ли вы.
Верно.

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Планирование учебного сотрудничества

Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать стремление каждого человека к общению.К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.

Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит своё место в аудитории. Допускается перестановка мебели.

Междусобойчик


Контроль, коррекция, оценка действия партнера

Приём ПМИ (Плюс-Минус-Интересно) можно использовать для записей тезисов и за эти тезисы можно ставить отметки и более того можно попросить выступить с доказательствами, которые были записаны. Текст становится не просто набором предложений, а информационной площадкой для поиска плюсов, минусов и интересных фактов.

Таблица

Использовать приём ПМИ можно на различных этапах урока, как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии. Могут быть и наиболее сложные варианты, например:

-Я бы хотел посоветовать автору…

-Не кажется ли автору, что…

- Мне кажется, наиболее интересным было…

Учим ребёнка использовать разные конструкции, сегодня к сожалению дети очень плохо говорят, очень плохо умеют выражать свои мысли.

Дети учатся:

  • ориентироваться в источниках информации
  • сортировать материал на главный и второстепенный;
  • критически подходить к оценке новых знаний;
  • делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Любая деятельность, в том числе и интерактивная, требует обязательного оценивания. Для оценочной деятельности используем

Это полярные позиции в верхней части находятся тезисы, например,

- Сразу могу применить

-Никогда не смогу применить

Используя математическую формулу, физический пример или литературную ситуацию, правило, которое используется на уроке русского языка. Ребёнок на основе того, усвоил или не усвоил, понятно ему или не понятно, может указать нам педагогам, где он находится в системе координат. Понятно вправо, непонятно влево. Это удобный вариант, который можно использовать на любом предмете. И мы увидим результат. На основе этого распределения можем корректировать учебный процесс.



Зачем нужны вопросы?

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.


Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:


Шесть лепестков — шесть типов вопросов

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: