Как сделать тональную перспективу

Обновлено: 07.07.2024

Какими способами можно показать перспективу? Как изобразить глубину с помощью тона? Как показать величину объекта, если он не весь поместился на холст? Об этом и других трюках перспективы — в статье.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи поделился несколькими способами показать перспективу в рисунке и придать работе визуальную глубину.

Около 600 лет назад великие художники Ренессанса оказали нам большую услугу — изобрели линейную перспективу. Они решили, что на картину всегда должен смотреть условный зритель, и уровень его глаз должен проектироваться бесконечно далеко в глубь холста. Так появилась линия горизонта. На ней мастера договорились отмечать точку схода, и, отталкиваясь от этой точки, чертить на полотне сетку, согласно которой будут расставлять объекты:

Если всё делалось правильно, то в картине появлялось революционное по тем временам качество — глубина.

Только что мы описали перспективу с одной точкой схода. Но если нам хочется посмотреть на те же объекты с другого ракурса, то можно использовать две точки. Обычно обе они лежат за пределами холста:

Расстояние между точками можно менять, и эффект от этого будет такой, как если бы мы меняли фокусное расстояние линз камеры:

Можно добавить и третью точку схода, не совпадающую с линией горизонта. Тогда для неё следует построить отдельную сетку.

Если третья точка будет выше горизонта, мы будем смотреть на объекты словно снизу вверх:

Если же она будет ниже горизонта, то взгляд зрителя будет падать на предметы сверху вниз:

Что ж, спасибо художникам Ренессанса, и будем надеяться, что они одобрили бы наши дальнейшие эксперименты.

Что ж, спасибо художникам Ренессанса, и будем надеяться, что они одобрили бы наши дальнейшие эксперименты.

Давайте представим, что откуда-то издалека прямо на нас едет автомобиль. Или, наоборот, уезжает от нас за горизонт. В обоих случаях чем дальше автомобиль будет от нас, тем он будет меньше по размеру:

а чем ближе к нам — тем больше:

Это легко понять, потому что в жизни мы наблюдаем подобные явления каждый день.

Теперь давайте определимся, где по отношению к этому автомобилю находится линия горизонта. Для наглядности проведём её прямо через машину:

Как интересно: сколько бы мы не двигали автомобиль ближе или дальше от зрителя, его размеры будут меняться, а вот соотношение частей, на которые его разбивает линия горизонта, останется неизменным. Грубо говоря, линия проходит сквозь него всегда в одном и том же месте.

Эта закономерность — хорошая подсказка, как правильно менять размер объектов на картине. Неважно, больше вы их делаете или меньше, нужно следить за тем, чтобы линия горизонта делила их на две части в неизменной пропорции. Пропорция может меняться только в том случае, если вы опускаете выше или ниже уровень глаз зрителя:

Давайте посмотрим на работу испанского иллюстратора Хуанхо Гуарнидо:

Особенно внимательно присмотримся к фигурам девушки и кота, которые расположены на разном расстоянии от зрителя:

Теперь попробуем определить, где здесь горизонт. Это несложно — на картинке много линий, которые устремляются в одну точку схода:

Так что вот она, наша линия и точка схода на ней:

Нам хорошо видно, на какие части линия горизонта разбивает фигуру девушки:

Если предположить, что кот примерно того же роста, что и девушка, мы получаем подсказку, где должны заканчиваться его ноги:

Для этого нам просто нужно помнить, что его фигура разделена на части линией горизонта в том же соотношении, что и фигура девушки, и эта пропорция не изменилась из-за того, что кот находится ближе. Девушка в данном случае задаёт нам уровень глаз зрителя — контекст, необходимый для получения информации, которая не поместилась на холст.

Многие художники упускают из виду, что в картине должны присутствовать объекты, которые определяют уровень глаз и задают контекст перспективы. Они просто крупно изображают на первом плане какие-нибудь предметы, надеясь, что это само по себе придаст работе глубину:

Однако если рядом нет объектов, которые задают контекст, то все эти крупные предметы просто парят в воздухе. Зритель не понимает, как они соотносятся с уровнем глаз, и какова на самом деле их величина.

Но даже если художник пытается показать глубину с помощью сетки, объекты в картине будут неизбежно накладываться друг на друга и скрывать те части холста, которые могли бы показать перспективу. Так происходит и в рисунке Гуарнидо — здесь точка схода закрыта фигурой кота. Но художник оставляет на виду достаточно линий, которые к ней устремлены, чтобы зритель мог правильно расшифровать перспективу.

Американский художник Дин Корнуэлл тоже оставляет достаточно информации, чтобы можно было восстановить точки схода. В этой работе их две:

Мысленно проведя через них линию горизонта, мы легко можем представить сетку, которую использовал художник.

Главные подсказки у Корнуэлла — это предметы, которые стоят на полу. Конечно, если мы будем вращать эти предметы, то точка схода поменяет своё местоположение. Но она всё равно остаётся на линии горизонта:

Увидев, что то необычное, поразившее нас, мы хотим тут же запечатлеть это в кадре, но часто, покоряющее нас своей красотой окружение, не получается на фотографии. Одна из причин этого — отсутствие ощущение объема, третьего измерения, ощущения пространства. Мы снимаем кадр и помним, что было красиво, красочно, великолепно, а посмотрев его уже дома на компьютере удивляемся, где же все это? Почему не получилось передать все, то, что мы увидели? Первое, что приходит на ум это плохая камера, объектив и начинается технологическая гонка. Но с покупкой нового объектива или камеры результат, как правило, заметно лучше не становится. Для понимания, почему так происходит, следует разобраться в законах перспективы — приеме передачи пространства на плоскости. Изображение, в котором присутствуют признаки перспективы, — это модель воображаемого пространства. Причем пространство это мы воспринимаем логически. А зрительное восприятие, однозначно говорит о том, что перед нами плоский лист бумаги.

Перед фотографом стоит не простая задача, картина, создаваемая фотографическими средствами, это не копия окружающего нас мира, потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости.

Кроме того, особенность нашего зрения, объемное видение мира, заменяется изображением, "нарисованным одним глазом" — объективом.

Так что же такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

1.Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

То, чем я хочу написать придумано не мной и даже не на заре фотографии. Это было известно еще живописцам. Собственно закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.

Прежде чем приступить к освещению законов перспективы хочу немного рассказать об особенностях нашего зрения. Есть три страшных слова, характеризующие наше зрение. Аккомодация хрусталика, конвергенция глаз и бинокулярная дискретность. На самом деле ничего страшного и непонятного нет.

Аккомодация хрусталика это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта.

Конвергенция глаз не что иное, как сведение оптических осей глаз в одной точке. Конвергенция глаз необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалась на соответствующие места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.

Бинокулярная дискретность это стереоскопический эффект, благодаря наличию двух глаз.

В совокупности это не иначе как приспособления наших глаз к окружающей среде, условиям освещения, удаленности предметов.

Все это есть у нас, но нет у камеры. И тут на помощь фотографу и приходят знание и умение применять законы перспективы, иначе изобразительные признаки глубины картины. Итак этих законов шесть:

1 Закон линейной перспективы:

Линейная перспектива — визуальное изменение масштабных соотношений предметов в зависимости от удаленности. Линейная перспектива всегда геометрически правильна, одинакова и строится по принципу, имеющему характер закона.

deb691ae4c8e2591a.jpg

Столбы все одинаковые, но по мере удаления они визуально кажутся меньше.

Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов — первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы — стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта.

1e49b5dcf482bd0b7.jpg

Следы шин на песке параллельны, но у линии горизонта они сходятся в одной точке

Перспектива на снимке будет более выраженной, если объекты съемки на переднем плане будут существенно крупнее, чем на заднем плане. Чем ближе передний предмет находится к фотографу, тем более ярко выражена линейная перспектива.

2 Закон тональной перспективы (тональное разделение планов, рассеяние света):

Сущность тональной перспективы заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам светлее предметов находящихся на переднем плане. Т.е. более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Одновременно с этим удаленные предметы кажутся менее резкими и контрасты светотени снижаются. Хорошо передается в утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой.

e1a9b3786e3c993e2.jpg

По мере удаления горы выглядят светлее и менее резкими.

Таким образом, видно какой художественный эффект может быть получен при воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже при отсутствии чёткого линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей. Максимальный эффект тональной перспективы достигается при контровом или заднедиагональном направлении света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива проявляется слабо либо вообще отсутствует. За счет поиска точки съемки можно искусственно создать эффект тональной перспективы. Для этого достаточно поместить на передний план предметы существенно темнее предметов находящихся вдали.

3 Закон воздушной перспективы

Явление угасания цветов с увеличением расстояния носит название воздушной перспективы. При этом предметы как бы тают, угасают, растворяются в толще воздуха. В применении к черно-белой фотографии понимают постепенное снижение контраста предметов. Воздушная перспектива, в отличие от тональной, не может быть получена искусственно. Она всегда разная, изменчивая и зависит от чистоты атмосферы, её насыщенности влагой, от плотности воздуха и делится на естественную и искусственную дымку.

Естественная дымка бывает:

атмосферной (иначе молекулярной), отображается за счет рассеяния света молекулами воздуха. Имеет сине-голубой цвет. В основном возникает там, где воздух чистый (в горах, над морем, озерами).

d7bbe07f7efa509dc.jpg

На этом кадре хорошо видны "голубые дали"

влажная дымка появляется при повышении влажности воздуха. Бывает светло-голубая, белесая. Самый яркий пример это туман. В туманную погоду воздушная перспектива очень сильная.

Так же дымка бывает искусственная — пыль, дым, промышленные выбросы, смог.

031fe193ff2500ef8.jpg

4 Заслонение или перекрытие

Может быть, самый сильный признак глубины. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого предмета, находящегося дальше. Иногда заслонение — единственный признак глубины.

eddaf068a386a9e9e.jpg

1e281d6fd89cf294f.jpg

5 Светотень

Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Отброшенные тени красноречиво говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени дают возможность буквально осязать предметы, определить их взаимное расположение. Наличие светотеневого рисунка говорит зрителю о том, что он видит тело объёмным.

a253118c4b3fce5d4.jpg

Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени, то, что называется эффектом освещения, все равно дает впечатление пространства картины, наполняет это пространство средой, воздухом, таит в себе огромные выразительные возможности. Четко очерченные тени от источников, которые с некоторым приближением можно назвать точечными: солнце, искусственные источники света без отражателей, при определенных условиях дают линии сходящиеся в глубину, то есть создают перспективу.

6 Оптическая перспектива

Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, — особый случай, обоснованный конкретными требованиями).

4e07c63369bb99272.jpg

Пример ситуации, когда главный объект выведен из резкости

Это так же основано на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда "наводит фокус" на интересующий нас предмет. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудалённость объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства. Проще говоря, оптическая перспектива это противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона.

f1780609e5cd2f3cf.jpg

Какие книги советовала бы почитать:

А.И. Лапин Фотография как.

Л.П.Дыко. Основы композиции в фотографии.

Надеюсь, эта информация кому то будет полезной и многие моменты станут более понятными.

Тональность на наших изображениях

Тональная перспектива в фотографии – один из видов перспективы, которую фотографы любят использовать в своих работах.
Перспективное изображение всегда более выигрышно, так как демонстрирует мир на фотографии объемным, максимально приближенным к реальному. А это, действительно, здорово, ведь фото имеет только ширину и высоту (два измерения), оно плоское!

Почему именно тональная, зачем ей придумали специальный термин? Ведь, по сути, ее можно отнести к воздушной. Специфика в том, что важные изменения касаются цветов и оттенков удаленного объекта. Зачастую он и весь задний план приобретают некий синеватый тон, очень это выражено на горных пейзажах.

Снимки с таким перспективным видом меня вдохновляют. Сложность их создания в том, что не все в руках фотографа – погодные условия много значат.

тональная перспектива

Здесь имеется в виду не атмосферные явления (туман, снег и т.д.), которые играют роль при воздушной перспективе. Обращать внимание нужно на такой параметр, как прозрачность воздуха, его влажность, наличие ветра и пыли.

Влияющие факторы

Соглашусь, что виды весьма схожи и многие даже не разделяют их, но, по моему мнению, они на некоторую долю различны. Давайте внимательно посмотрим на свойство тональности в фотографии и как оно способствует появлению четкого ощущения глубины. Влияют факторы:

тональная перспектива на изображении

Подвиды тональной перспективы

Кроме того, тональная перспектива может быть двух подвидов:

  1. Прямая: полностью соответствует определению тональности в перспективном фото. То есть по мере удаления объект становится светлым и более блеклым относительно пространства. Так получается, потому что солнце (или искусственный осветитель) направлено прямо на предмет – фронтально. Та же ситуация сложится, если световой луч расположить за спиной фотографа.
  2. Обратная: вещь на расстоянии от фотографа кажется значительно темнее. Допустим, это может быть фото, на котором изображен человек, точнее его темный силуэт, а вокруг туман. Дымка в свою очередь может быть куда светлее модели в силу выбранной позиции относительно источника света. Свет в данном случае должен быть контровым, то есть находиться непосредственно за основным персонажем фотосъемки.

красивый закат на фото

Дополнительные советы

При определенных условиях фотосъемок вы можете наблюдать некие изменения в резкости и иных характеристиках объектов.

Повторюсь в этом смысле тональная и атмосферная перспектива могут быть схожи.

Как я уже обозначил, меняется их контрастность, яркость, чаще всего они уменьшаются. Также детальность страдает, хотя очертания объекта по-прежнему видны.

С одной стороны, такие перемены в качестве фотографируемого могут показаться нежелательными. Но одновременно это же возможность создать оригинальные кадры! Они могут быть драматичными и мрачными, легкими и радостными, в любом случае – завораживающими, фантастическими.

тональная перспектива на фото

Кроме учета подходящих внешних условий, вы можете контролировать тональность с помощью нескольких способов.

  • Во-первых, это доступные варианты точки съемки, ракурс, которые могут изменить композицию кадра и расставить желаемые акценты.
  • Во-вторых, это регуляция освещения, в силу чего вы можете получать тональность разной выраженности или пробовать сделать прямую/обратную тональную перспективу.
  • В-третьих, грамотный подход к фототехнике. Как известно, оптика бывает широкоугольной, нормальной и длиннофокусной. Если вы предпочитаете широкий угол и, следовательно, больший охват, то многоплановость в кадре будет более выраженной. Другое дело, когда объектив с длинным фокусом. Из-за специфики устройства различные планы смотрятся, будто наложенные друг на друга, так что и эффект глубины получится низким.

Это все, чем я хотел поделиться сегодня с вами. Больше практики, фотографируйте все подряд, и вы сами начнете видеть результаты.

Обязательно изучите детально свой фотоаппарат, поверьте он способен на большее, чем вы думаете. Помочь вам в этом могут замечательные курсы, на сегодня одни из лучших. Очень просты для восприятия, специально для начинающих фотографов. Обязательно развивайтесь!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON.


Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON.


До свидания! Успехов в практике фотографии! Подписывайтесь на блог и делитесь статьей с друзьями соц. сетях.

Как и многие любознательные дети, я, будучи ребенком, часто изводил родителей и друзей вопросами, пытаясь познать мир. В большинстве случаев на мои вопросы находились простые и удовлетворительные ответы, но, как-то раз, я был озадачен темой перспективы. Я понимал, что предметы выглядят меньше, когда они находятся дальше, но не понимал, почему.

Несмотря на то, что мы работаем с двумерным носителем, ощущение глубины в кадре жизненно важно для нашей интерпретации сцены на снимке, так что здесь я приведу несколько советов и техник, которые позволят вам понять выгоды перспективы в фотографии и способы ее усиления в вашей собственной работе.

1. Все дело в глазах

Существует множество способов включения и усиления эффекта перспективы в нашей работе. Есть ряд базовых визуальных и композиционных техник, которые, как я надеюсь, несложно будет освоить и понять.

Чтобы действительно проработать эту тему, вам нужно сфокусироваться на развитии вашего фотографического видения, помня о перспективе и глубине во время съемки. Необходимо, чтобы вы понимали основные принципы и приемы, чтобы суметь полностью осознать важность этих составляющих. Чтобы усилить их влияние, вам нужно усвоить их и включить в свое фотографическое понимание, так чтобы в следующий раз во время съемки ваши глаза автоматически улавливали возможности использования перспективы в кадре.

Учитесь эффективно использовать ваши глаза, воспринимать пространство, расположенные в нем детали и нюансы, и замечать то, что происходит вокруг.


2. Эффект уменьшения объектов

Это один из самых простых и лучших способов использовать глубину в кадре. Найдите локацию с повторяющимися объектами, например, ряд деревьев, фонарных столбов или же уходящую вдаль стену, и снимите эти повторения.

Чтобы наилучшим образом обыграть этот сценарий, подойдите вплотную к первому объекту в линии, чтобы в кадре он выглядел очень большим. Это создаст впечатление существенного уменьшения размеров повторяющихся объектов, так что последний объект будет казаться незначительным по сравнению с первым.


3. Линейная перспектива

Эта техника, как и предполагает название, состоит в использовании линий в изображении для создания ощущения глубины. Лучший способ применить ее – найти две сходящиеся вдали линии, например, железнодорожные пути (хотя я бы не рекомендовал проводить много времени на путях), и сфотографировать эти линии.

Они будут выглядеть так, будто они постепенно приближаются друг к другу в кадре, как будто дистанция между ними становится меньше, что не только добавит ощущение глубины, но также будет вести взгляд по изображению. Чтобы максимизировать этот эффект, попробуйте сделать кадр с низкой точки, чтобы казалось, будто вначале линии находятся очень далеко друг от друга, а потом сходятся в исчезающую точку. В таком случае вы действительно получите максимальный эффект сходящихся линий.


4. Размер имеет значение

Один из лучших способов сформировать перспективу в кадре - определение масштаба через сравнение размеров объектов в изображении. Как фотографы мы можем убедиться, что в кадре есть узнаваемые объекты, которые помогут зрителю в оценке масштабов в кадре.

Например, все люди примерно одинакового размера, плюс-минус несколько сантиметров, и, следовательно, если вы включите человека в кадр с изображением горного пейзажа, зритель будет способен сопоставить два объекта и оценить величину горы. Аналогичным образом вы можете использовать деревья, животных, машины или любой другой объект, имеющий приблизительно стандартный и общеизвестный размер.


5. Слои

Можно использовать меньше от техники и больше от наблюдательности. Когда вы работаете на месте, глубина воспринимается глазом через расстояние, что не является опцией двумерной фотографии, но вы можете использовать слои в сцене, чтобы передать глубину, выделяя то, что один объект ближе к камере, чем другие.

Вы также заметите, что различные слои в кадре будут отличаться оттенками, что опять же усилит ощущение глубины. Это особенно важно в случае с пейзажной фотографией. Вы хотите передать потрясающую красоту сцены перед вами, и при этом сделать так, чтобы она не выглядела плоской и безжизненной. Путем включения в кадр слоев и интересного объекта на передний план, вы сможете запечатлеть сцену правильно и передать ее волшебство!


6. Разница в стекле

Наряду со всеми композиционными техниками, которые помогут вам максимизировать влияние перспективы и глубины в ваших кадрах, вы также можете улучшить свою работу при помощи выбора определенного оборудования. Использование специальных объективов значительно повлияет на восприятие глубины в изображении.

Широкоугольные объективы усилят восприятие глубины, выделяя предметы, и поэтому создастся впечатление, что они находятся на переднем плане. Телеобъектив, который работает на приближение, сформирует обратное впечатление, сжимая перспективу, сокращая ощущение глубины, делая объекты в изображении более плоскими. Так что разумно выбирайте инструмент в зависимости от типа работы, которую вы выполняете.


7. Глубина резкости

Изменение глубины резкости через вариацию апертуры – это великолепный способ выделить один аспект изображения, чтобы продемонстрировать его участие в развивающейся последовательности и показать его глубину в кадре. Попробуйте открыть диафрагму до f/2.8 или f/4 и сфокусируйтесь только на определенном объекте. Таким образом, соседние и дальние области кадра будут размыты, что придаст глубину точке фокуса.

В качестве альтернативного варианта, если вы уверены, что композиция фотографии сама по себе обеспечит глубину, установите значение диафрагмы на f/16 или f/22, чтобы убедиться, что весь кадр в фокусе, что позволит продемонстрировать протяженность и глубину в изображении.


8. Измените угол

Удивительно, как много фотографов снимают с уровня глаз, или на максимальной высоте их штатива. Если это о вас, вы многое теряете!

Попробуйте что-то немного изменить. Опуститесь вниз, снимите сверху, снимите с уровня пояса и, что важнее всего, используйте ноги! Перспектива сцены перед вами может очень сильно поменяться, если вы подвинете точку съемки на пару шагов вправо или влево, поэтому на локации не стоит просто выбирать одно определенное место и придерживаться его, исследуйте окружающее пространство и попробуйте найти лучшую точку обзора для вашего кадра.


9. Работайте в плоскости

Альтернативный вариант всех этих техник и советов для усиления глубины и перспективы, - это эксперимент с полным удалением из кадра ощущения глубины или масштаба, чуть ли не до такой степени, что зритель не сможет расшифровать масштаб изображения. Вы можете попытаться создать практически абстрактные изображения, которые не связаны какими-либо сходящимися или направляющими линиями, которые имеют мало слоев и не включают аспект уменьшения объектов. Таким образом, ваше изображение будет выглядеть очень плоским, но это еще не значит, что оно не будет увлекательным или захватывающим, вам просто нужно подходить к вопросу творчески.


10. Попробуйте сами!

Теперь пришло ваше время сделать шаг. Убедитесь, что вы усвоили эти советы и техники, когда в следующий раз отправитесь на прогулку с вашей камерой, так что вы сможете поэкспериментировать с усилением перспективы и глубины в ваших кадрах. Эффективное использование этих советов действительно поможет создать яркие изображения, и помните, что практика – путь к мастерству. Оттачивайте свою технику, и когда вы окажетесь в новом месте, вы будете способны применить эти правила на практике более эффективно.

Я - Фотограф!

воскресенье, 10 июля 2016 г.

Фотозадание "Перспектива в фотографии"

Приветствуем всех фотолюбителей! Мы с новым фотозаданием. Тема интересная и очень летняя - перспектива в фотографии - когда еще фотографировать пейзажи с перспективой, как не летом?

Что такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися изменениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
- Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
- Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

- Это образ восприятия нашими глазами пространственного разделения объектов и их взаимосвязи друг с другом. Проще говоря – предметы кажутся тем меньше, чем дальше от нас расположены.


1. Линейная перспектива. Это наиболее часто используемый тип перспективы, который характеризуется сходящимися в одну точку линиями. Так как в большинстве своем, эти линии параллельны, то чем дальше они отходят от камеры, тем сильнее они будут стремиться навстречу друг другу, пока не сойдутся в одну или несколько точек, если это место находится на достаточном расстоянии от границ кадра. Эти линии преимущественно диагональны, они дают ощущение динамики, движения. Глаз как бы скользит по этим линиям, воспринимая их именно как глубину передаваемого снимком пространства.

Но линейная перспектива не обязательно подразумевает наличие именно прямых линий. Это могут быть и кривые, S-образные линии.







2. Тональная (воздушная) перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Чем дальше от наших глаз, тем ниже четкость и ясность очертаний предметов. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (он теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом глубина кажется более тёмной, чем передний план.
Данный тип перспективы ярко проявляется во время туманной или дождливой погоды. Малозаметные частицы пыли и воды делают предметы, расположенные от нас на более–менее серьезном расстоянии не такими контрастными. Именно поэтому для съемки пейзажей лучше всего подходят вечер и раннее утро, когда запечатлеть такое состояние природы особенно легко.
Но причиной изменения в тональности объектов, находящихся на разном от объектива расстояние могут быть не только атмосферные условия. Так, задний и передний планы могут разниться по своей освещенности А также необходимую тональную перспективу можно подобрать самостоятельно. Для этого необходимо учитывать особенности цветов объектов, которые вы хотите изобразить на снимке.

Читайте также: