Как сделать тональность ми мажор

Обновлено: 08.07.2024

Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.

Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:

1) параллельная тональность;

2) тональность доминанты;

3) тональность, которая параллельна тональности доминанты;

4) тональность субдоминанты;

5) тональность субдоминантовой параллели;

6) тональность гармонической субдоминанты.

Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).

Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.

Итак, давайте перейдем к примерам.

Модуляция в тональность доминанты

Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:

нотный пример модуляции в тональность доминанты

Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.

Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.

Модуляция в тональность доминантовой параллели

Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.

нотный пример модуляции в тональность доминантовой параллели

Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.

Модуляция в тональность субдоминанты

Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.

нотный пример модуляции в тональность субдоминанты

Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.

Модуляция в гармоническую субдоминанту

По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).

нотный пример модуляции в тональность гармонической субдоминанты

Модуляция в тональность субдоминантовой параллели

Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.

нотный пример модуляции в тональность субдоминантовой параллели

Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).

Модуляция в параллельный минор

Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.

нотный пример модуляции в параллельную тональность

Заключение

Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности. Знаки при ключе. Круг тональностей.

Иными словами, тональность определяет две важных момента:

  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.

Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает 'плавать'. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.

Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:

Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.

Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:

До мажор;Ля минор До-диез мажор;Ля-диез минор Ре-бемоль мажор;Си-бемоль минор Ре мажор;Си минор Ми-бемоль мажор;До минор Ми мажор;До-диез минор Фа мажор;Ре минор Фа-диез мажор;Ре-диез минор Соль-бемоль мажор;Ми-бемоль минор Соль мажор;Ми минор Ля-бемоль мажор;Фа минор Ля мажор;Фа-диез минор Си-бемоль мажор;Соль минор Си мажор;Соль-диез минор

Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

Итак, представим состав нескольких тональностей:

Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

Сравним два звукоряда:

Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:

  1. Dbm
  2. Eb
  3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот.

Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):

  • ноты на грифе гитары
  • аккорды: базовые и более продвинутые
  • тональности
  • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.

На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.

Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:

Трезвучия внутри мажорной гаммы

На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

Практикум 2
Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.

Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.

Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.

По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд . Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

Аппликатура уменьшенного септаккорда

Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:

Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:

С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:

Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.

Практикум 3
В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.

Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.

Практикум 4
Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.

Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.

Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.

Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.

Практикум 5
В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.

  • ноты на грифе гитары
  • аккорды: базовые и более продвинутые
  • тональности
  • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно 'на ощупь' понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

  • для определения тональности используйте шестую струны;
  • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
  • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
  • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
  • дело сделано :)
  • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
  • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
  • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.

Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.

Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.

Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.

Практикум 6
Определите тональности песен любым из предложенных способов:

Что такое тональность

Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).

Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.

Тональность Ля-мажор

Тональность Ля-мажор

Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.

Из вышесказанного можно сделать заключение, что:

Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.

Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.

Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.

В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:

Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.

Ключевые знаки тональности

Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.

Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.

Мажорные и минорные тональности

Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.

Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.

До-мажор:

До-мажор

ля-минор:

Ля-минор

Диезные тональности

Соль-мажор

Ре-мажор

Ля-мажор

Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.

Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.

До-диез-мажор

Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.

Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).

Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.

Ля-диез-минор

Бемольные тональности

Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.

Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).

Фа-мажор

Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.

В минорных тональностях всё аналогично.

Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.

Ля-бемоль-минор

Родство тональностей

Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.

До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.

Параллельные тональности

Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).

Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.

Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.

Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.

Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.

Например, До-мажор и до-минор.

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb

Одноимённые тональности

Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.

Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).

На окраску лада также влияют VI и VII ступени.

Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.

Например, До-мажор и до-диез-минор

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Однотерцовые тональности

Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.

Таблица тональностей​​

Диезные тональности
Бемольные тональности​​​
ТональностьПараллельная тональностьКлючевые знакиНоты входящие в тональность
До-мажорля-минор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Фа-мажорре-минор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Сиb
Сиb-мажорсоль-минор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ля, Сиb
Миb-мажордо-минор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Ляb-мажорфа-минор До, Реb, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Реb-мажорсиb-минор До, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Сольb-мажормиb-минорКлючевые знаки Соль-бемоль-мажор
Доb, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Доb-мажорляb-минорКлючевые знаки До-бемоль-мажор
Доb, Реb, Миb, Фаb, Сольb, Ляb, Сиb

Как определить тональность

Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.

Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.

Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.

Как определить тональность по нотам и аккордам
  1. Обратите внимание на звуковой состав учитывая случайные знаки мелодических и гармонических ладов
  2. Часто мелодия начинается с тоники или с одного из звуков, входящих в тоническое трезвучие
  3. Часто начальный аккорд произведения является тоническим трезвучием
  4. Последний звук мелодии почти всегда принадлежит тоническому трезвучию
  5. Заключительный аккорд почти всегда – тоническое трезвучие
  6. Если в произведении нет полных трезвучий обратите внимание на проявление двух звуков составляющих тоническую квинту, которые следуют друг за другом
Как определить тональность аудиодорожки

Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.

Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.

Audiokeychain

Audiokeychain

Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.

Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.

KeyFinder

Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.

В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

  • 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
  • 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
  • 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).

система музыкальных тональностей

параллельные тональности

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

фа мажор и ре минор

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

параллельные тональности соль минор и си-бемоль мажор

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

как различать диезные и бемольные тональности

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

порядок диезов и порядок бемолей

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

правило запоминания диезов

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях

В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.

правило запоминания бемолей

Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

определяем количество бемолей в ля-бемоль мажоре

Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.

определяем знаки в соль-бемоль мажоре

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.

РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)

  • Си-бемоль мажор – всего 2 бемоля (СИ и ми);
  • Ми-бемоль мажор – всего 3 бемоля (си, МИ и ля);
  • Фа мажор – один бемоль (си), это тональность-исключение;
  • Ре-бемоль мажор – всего 5 бемолей (си, ми, ля, РЕ, соль).

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

в ля мажоре и фа-диез миноре диезы совпадают

в фа миноре и ля-бемоль мажоре бемоли совпадают

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

  • до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
  • си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
  • соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
  • до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
  • ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
  • ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон — 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Клавиши пианино

Ми-мажор

Клавиши пианино

Ля-мажор

Клавиши пианино

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Интервалы пианино

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

Интервалы сольфеджио

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

К сожалению, это — один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы — прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Читайте также: