Как сделать толковый словарь для 2 класса

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

2)\u0422\u0435\u0430\u0442\u0440 \u2013 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0434\u043b\u044f \u0437\u0440\u0435\u043b\u0438\u0449, \u0437\u0440\u0435\u043b\u0438\u0449\u0435) \u2013 \u0442\u0438\u043f \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0438, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0434\u00a0
3)\u041e\u043f\u0435\u0440\u0430 - (\u0438\u0442\u0430\u043b. ) - \u0441\u043e\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u0442\u0435\u0430\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430 \u0441\u0438\u043d\u0442\u0435\u0437\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430, \u0441\u0446\u0435\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0438 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0438.\u00a0
4)\u041f\u0435\u0449\u0435\u0301\u0440\u0430 \u2014 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0432\u0435\u0440\u0445\u043d\u0435\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0437\u0435\u043c\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u0440\u044b, \u0441\u043e\u043e\u0431\u0449\u0430\u044e\u0449\u0430\u044f\u0441\u044f \u0441 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0440\u0445\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0432\u0445\u043e\u0434\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0440\u0441\u0442\u0438\u044f\u043c\u0438.\u00a0
5)\u041d\u043e\u0301\u0436\u043d\u0438\u0446\u044b \u2014 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0435\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f. ">,\u041c\u043e\u0441\u0442 -\u0441\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0435\u0440\u0435\u0445\u043e\u0434\u0430,\u043f\u0440\u043e\u0435\u0437\u0434\u0430 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0447\u0442\u043e-\u043b\u0438\u0431\u043e(\u0440\u0435\u043a\u0443,\u043e\u0432\u0440\u0430\u0433,\u0436\u0435\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0443\u0442\u0438).
\u0413\u043e\u0440\u043e\u0434 -\u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0443\u043d\u043a\u0442.
\u0424\u0430\u043d\u0435\u0440\u0430 -\u0442\u043e\u043d\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0442\u044b \u0434\u0440\u0435\u0432\u0435\u0441\u0438\u043d\u044b.
\u0428\u0430\u043c\u043f\u0443\u043d\u044c -\u043c\u043e\u044e\u0449\u0435\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e.
\u042e\u043d\u0433\u0430 -\u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a,\u043f\u043b\u0430\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0440\u0430\u0431\u043b\u0435 \u0438 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439\u0441\u044f \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0434\u0435\u043b\u0443.
">]" data-testid="answer_box_list">

ТатМих

Мост-сооружение для перехода,проезда через что-либо(реку,овраг,железнодорожные пути).
Город-крупный населённый пункт.
Фанера-тонкие литы древесины.
Шампунь-моющее средство.
Юнга-мальчик,плавающий на корабле и обучающийся морскому делу.

Новые вопросы в Русский язык

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Над именами прилагательными в полной форме укажите падеж (15 баллов). Октябрь был х_лодн__ и ненас_н__. Крыши … уже поч_рнели. Тр_ва в саду пол_гла. Над лугами тащилось рыхл__ обл_ко.4 Сыпал дож_ь. П_стухи перестали выг_нять в луга больш__ стадо. До тёпл___ марта затих пастуш__ р_жок.

Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные словосочетания в нужной падежной форме, выбрав имена существительные и имена прилагательные из слов для … справок 1. Моя мама работает . 2. Я хочу стать . 3. За находится аптека. 4. Я планирую заняться . 5. В выходные поедем на рыбалку с . 6. Восхищаюсь Вашим . 7. Мы выехали из дома Слова для справок: продуктовый, футболист, школьный, теннис, известный, магазин, лучший, талант, библиотекарь, большой, утро, писательский, друг, ранний.

Пожалуйста помогите с домашним заданием по русскому языку Прочитай первую часть текста и ответь на вопрос × Можно ли опустить в сжатом изложение то, ч … то сестры были умницы и красавицы, жили дружно, никогда не спорили, друг друга не обгоняли, очередь свою соблюдали? ×А что необходимо оставить обязательно? ​

Прочитайте. Расставьте точки так, чтобы получи- лись отдельные предложения. Можно ли назвать это текстом? Утром Катя проснулась рано девочка умылась и … быстро оделась на завтрак были душистый чай и булочка тишину утра нарушил бой часов надо спешить в школу.​

8. Вспомни, в каких случаях перед местоимением появляется н. Запиши, раскрывая скобки. Обоснуй свой выбор. написал (нему приехал к (нему пелі с (н)им … встретил (неё сказал (ней поспорил с (ней поздравил (него скучал без (него говорил (нему зашёл к (нему пришёл с (ней защитил (неёПожалуста помогите ребята :-) но только уточнайне ответ ​Пожалуста (╯︵╰,)

Упражнение 260. Прочитайте. Какова основная мысль текста? Сделайте вывод и выразите его в двух предложениях. Мы постоянно прибегаем к помощи электриче … ства. Темнеет на улице, а электричество заливает комнату светом. Электрический чайник кипятит воду для чая, электрический утюг быстро гладит костюм. Электричество приводит в движение машины на фабриках и за- водах. Оно движет троллейбусы, поезда и морские суда. Электри- ческий телефон и телеграф соединяют города, которые стоят друг от друга за тысячи километров. Электрические машины роют землю, добывают из земных недр топливо для домов, автомобилей. Выпишите из текста глаголы вместе с именами существительными или местоимениями Объясните правописание глаголов.​

Выполните задание. Спишите, графически выделите однородные члены предложения. Определите, на какой вопрос они отвечают, к какому члену предложения отн … осятся, какой частью речи выражены. 1) Каждый человек любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги. 2) Но живёт заяц и не тужит. 3) Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка. 4) Заблудился щенок в лесу и попал в волчью нору. 5) Щенок посмотрел на него и побежал. 6) Волчата погнались за щенком, стали в шутку кусать.​

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Коваль Анна Дмитриевна

учитель начальных классов

Русский язык, 2 класс

Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в алфавитном порядке .

Энциклопе́дия. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря.

Словарь содержит в себе слова с кратким описанием (толкованием) того, что эти слова обозначают.

Словарь даёт нормативное написание слов.

Словарь синонимов описывает слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Словарь антонимов описывает слова, противоположные по значению.

Словарь отражает орфоэпическую норму слова, то есть современное литературное произношение и ударение.

звони́ть, звони́л, звони́т, звоня́т

Словарь содержит группы однокоренных слов, то есть слов с одинаковым корнем и близких по смыслу.

Идеи открыток на разные случаи жизни Давно засматриваюсь на рукодельные открытки, но сделать с.

Исчезнет шум в ушах и головокружение: вот эффективный рецепт исцеления Головокружение может бы.

Пирожные с лимонно-апельсиновой начинкой: Все гости будут просить рецепт! А он простейший.

Мужские трусы боксеры своими руками за 2 часа Сегодня я бы хотела вам показать мастер-класс по.

Картофельные лепешки из пюре с укропом и семенами льна - уютные, ароматные, душевные Лепешки .

Автор: Филилеева Ирина Евгеньевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Автор: Чунина Элеонора Гивиевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

СЛАЙД 1

Цель: раскрыть специфику работы со словарями различных типов в начальной школе.

СЛАЙД 2

Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом.

СЛАЙД 3

Но прежде, чем приступить к работе со словарем, необходимо помнить, что перед нами дети 7,8,9,10 лет. Никто не станет наряжать ребенка в одежду взрослого, это будет выглядеть нелепо. Так и со словарями. Ребенок не сможет даже поднять словарь Ожегова или Даля, не только найти в них нужные сведения.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Существует огромное количество словарей и приемов работы с ними. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.

СЛАЙД 6

Как известно, театр начинается с вешалки, а словарь - с обложки! Используем методику чтения – рассматривания книги, разработанную Наталией Николаевной Светловской, которая актуальна и для словарей русского языка.

  • Рассмотри обложку.
  • Кто автор?
  • Прочитай название. Почему так называется?
  • Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
  • Почему на обложке нарисованы буквы А-Я?

СЛАЙД 7

Когда дети начинают изучать гласные и согласные буквы, можно найти эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). После знакомства с алфавитом умение выделять этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту.

Делаем маленькие научные открытия:

- подсчитайте, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву.

- почему слова на букву Н занимают больше страниц, чем слова не букву Щ? (Т.о. дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке).

Задания:

- Назови соседей по алфавиту буквы …(Л, С, Ы, Ю).

- Какие буквы пропущены? (Е, Ё, Ж, …, З; Ц, Ч, …, Щ)

- Расставь в алфавитном порядке.

СЛАЙД 8, СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Орфографический словарь

Непосредственно с решением орфографических задач тесно связан орфографический словарь.

Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появится потребность в словаре большего объёма. Тогда учитель может познакомить с предназначенными для них орфографическими словарями.

2. Игра-эстафета (кто быстрее вставит пропущенные буквы в словах).

6. Найдите отгадку в словаре.

СЛАЙД 11

Толковый словарь

Всем известно: для того чтобы узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. Его основное назначение - толковать смысл непонятных или малопонятных слов, давая им предельно краткие описательные толкования. Помимо этого, толковый словарь часто выполняет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда можно проверить написание слова), орфоэпического (отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (даны фразеологические сочетания), этимологического (к некоторым словам приводятся сведения этимологического характера). Благодаря такой универсальности толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку.

Вот некоторые задания для работы с толковым словарем.

СЛАЙД 13

Этимологический словарь

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского, древнерусского и иностранного происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Например:

СЛАЙД 14 (15, 16 скрытые)

Орфоэпический словарь

Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задания:

2.Прочитай в соответствии с нормами литературного произношения и запиши их ([ш]то, се[в]одня, [ш]тобы, ску[ш]но)

3.Орфоэпическая разминка (прочитай текст вслух, соблюдая нормы ударения, задача остальных – зафиксировать ошибки произношения, проверить по словарю). Больше подходит по внеклассному занятию по предмету или для подготовки к олимпиадам, к ВПР.

4.ТЕСТЫ:

  • Расставь ударения в выделенных словах. Проверь по словарю.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

дАвнишний 2) нАдолго 3) чЕрпать 4) пОнявший

  • В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения? Проверь по словарю.

1) срЕдства, отозвалА, красИвее, звонИт

2) плодоносЯщая, отдАв, тОртами,

3) прибЫв, нАчатый, ненадОлго

СЛАЙД 17, 18

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь дает точное и краткое раскрытие русских фразеологизмов в их историческом и литературном контексте. Каждый фразеологизм содержит толкование значения, историю происхождения, пример использования в литературе.

Задания:

1. Найди фразеологизмы со словом (уши, нос, лопата и т.д.). Объясни их значение

2. Установи соответствие фразеологизма и его значения.

3. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям.

4. Объясните смысл выражений.

5. Дополни фразеологизмы недостающими словами.

6. Соотнеси противоположные по смыслу фразеологические выражения.

7. Вставь в данные фразеологизмы вместо точек существительные - названия животных (Как с … вода. Упрямый как .. . Работать как …).

8. Дополни фразеологизмы необходимыми словами (У маленького Паши ботинки просят … ).

9. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов. (За тридевять земель – рукой подать; капля в море – кот наплакал).

10. Задания на нахождение сходства и отличия фразеологизмов из разных языков.

СЛАЙД 19

Словообразовательный словарь

Этот словарь содержит словообразовательные гнёзда, которые дают представление о возникновении различных слов и об их морфемной структуре. Словарь показывает учащимся образование новых слов из корней, учит пониманию лексического и грамматического значения приставки, суффикса, окончания. Словообразовательный словарь поможет и в изучении орфографии. Он научит понимать правила орфографии, поскольку большинство их опирается на понятие морфемы.

1.Найди в словаре существительные, от основ которых образованы данные имена прилагательные. Покажи образование слов письменно:

васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый.

2.Образуй от слова берёза все возможные однокоренные слова. Проверь себя по словарю.

3.При помощи словаря вставь в цепочку пропущенное слово: рыбачка - … - рыба.

4.Собери слово (у слова ПРЕХОРОШЕНЬКАЯ возьмем приставку, у слова КРАСАВИЦА – корень, у слова ВОЛЬНЫЙ – суффикс, у слова СЧАСТЛИВЫЙ – окончание. Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?)

СЛАЙД 20

Словари синонимов и антонимов русского языка

Словари синонимов и антонимов русского языка знакомят с синонимическими рядами слов и антонимическими парами, дают толкование значений их оттенков, содержат примеры употребления, и дают материал для творческой работы учащихся.

Задания:

2.Подбери синонимы к выделенным словам (из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

Крепкая ткань (новая, светлая, прочная, тонкая, шёлковая).

Крепкий человек (ловкий, сильный, смелый, прочный, здоровый).

Крепкий мороз (большой, прочный, сильный, обычный, сердитый).

3.Исправь предложения и текст так, чтобы не было повторяющихся и однокоренных слов. Запиши исправленные предложения и текст.

Кустики были совсем низкие, и нам приходилось низко наклоняться.

Мы идём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно идут по небу.

СЛАЙД 21

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребята. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

ребята — дети, детвора, ребятишки, ребятки, парни, ребятушки, мелюзга, мелкота, малыши.

СЛАЙД 22

2.Выбери нужный антоним. Запиши, проверь по словарю.

  • Этот пруд глубокий, а тот… (большой, чистый, красивый, мелкий).
  • Эта ягода горькая, а та … (вкусная, сладкая, красная, спелая).
  • Это платье дорогое, а то …(большое, шёлковое, старое, дешёвое).

3.Подбери антонимы к выделенным словам.

Старый человек - … Старый учебник - …Сырые дрова - …Сырое мясо -…

4.Дополни пословицы подходящими по смыслу антонимами.

Хороша верёвка длинная, а речь __________.
Корень ученья горек, да плод его __________.

СЛАЙД 23

Задание, обобщающего характера

  • Определить, из каких словарей даны словарные статьи

МЕТР С КЕПКОЙ разг. шутл. Человек маленького роста.

СВИРИСТЕЛЬ свиристель, свирист`ель, -я

  • Энциклопедия одного слова. (приложение) Одно слово анализируется при помощи разных словарей, рассматривается в произведениях литературы и изобразительного искусства.
    СЛАЙД 24

Заключение

Каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной. Поэтому словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

В заключении несколько практических рекомендаций учителям по работе со словарями на уроках русского языка:

Список литературы

1. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: Начальная школа/ Школьные словари – АСТ. 2006.

4. П.А. Грушников. Орфографический словарик/ М., 1987

5. В.В. Репкин Школьный учебный словарь русского языка – АСТ-2005. 2-е

6. Т. Розе Большой фразеологический словарь для детей.- Олма-Пресс- 2008.

Читайте также: