Как сделать тишину в саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Алексей Мелехин считает, что отношение ребенка к дневному сну зависит от когнитивно-поведенческих моделей в голове у родителей, психологического благополучия в семье. Условно говоря, сон ребенка — это сон матери, а сон матери — это поддержка мужа и других членов семьи. Бывает, что родители искусственно заставляют малыша спать, по привычке считая это правильным. Но по маме видно, что она уставшая и тревожная. Ребенок это считывает и спать не хочет, потому что он гиперстимулирован.

Алексей Мелехин:

Задача взрослых в саду и дома — способствовать поддержанию определенного расписания дня ребенка, необходимого для переключения с гипервозбуждения на спокойный режим. Так, в детских садах после приема пищи идет какая-то размеренная деятельность:

  • порисовать;
  • умыться;
  • полепить;
  • полистать книжку с картинками.

Эти поведенческие ритуалы учат ребенка произвольной и эмоциональной регуляции, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни.

Дневной сон у дошкольников решает сразу несколько важных задач:

  • упорядочивает эмоциональные впечатления;
  • помогает обработать полученный когнитивный (учебный) опыт;
  • разгружает нервную систему;
  • запускает в головном мозге работу глимфатической системы, которая поддерживает иммунитет.

Люди, которые ходили в отечественный детский сад, хорошо помнят, как с полудня до 15:00 все дети обязаны были спать, даже если им этого не хотелось. В садах США все устроено иначе.

Дети, которые отказываются от дневного сна, во время сончаса тихо играют или помогают воспитателям с простыми делами. Каждый из малышей живет в своем ритме.

Если решение относительно сна принимают за ребенка, то делают это для его же пользы.

Павел и Франческа Гонзалез, начали ходить в сад полного дня при Минобороны США еще до года. И идея спать днем их не слишком вдохновляла.

Ксения Гонзалез:

Система исключений из правил работает в американских садах безукоризненно. Например, в группу нельзя приносить игрушки из дома, но если есть игрушка, с которой ребенок чувствует себя спокойнее, то можно.

Ксения Гонзалез:

Не все дети, отказавшиеся от дневного сна, готовы спокойно сидеть несколько часов и тихо играть. Неспящий ребенок, который нарушает порядок во время тихого часа, может оказаться и за пределами сада.

Ксения Гонзалез:

НЕтихий час

Хорошо еще, если в саду несколько помещений, но часто бывает так, что сад умещается в одной комнате-трансформере. Тогда пространство зонируют, и ребята играют в нескольких метрах от своих спящих одногруппников.

Ксения Гонзалез:

Алексей Мелехин подчеркивает, что тишина и покой во время сна ребенку нужны, но заключаются они в том, чтобы не было резких стимуляторов — ярких световых вспышек, резких запахов и голосов:

Спать в обуви — why not?

История о том, что в американских садах детей кладут спать в обуви, похожа на легенду. Но сын и дочка Ксении Гонзалез действительно в ней спят. Руководство сада при Минобороне США объясняет это соображениями безопасности: в случае эвакуации нет времени обувать ребенка, поэтому на всякий случай лучше уложить его прямо в ботинках.

Алексей Мелехин сон в обуви не поощряет:

Но здесь снова вступает в силу система американского детского сада: у нас есть правила, но при необходимости мы сделаем исключение.

Ксения Гонзалез:

Ольга Браун с детским сном в обуви не сталкивалась, но про это явление слышала не раз:

X 9603c6edm.jpg

Как "усмирить" отряд. Ничего не слушают, кричат и абсолютно не подчиняются.

На старших всегда срабатывает правило правой руки. Или хлопнуть в ладоши и свою "коронную фразу” когда замолкают. На старших, можно еще сперва шокировать, удивить – как? – подскажет фантазия

С малышами и середнячками.

Обычно в зависимости от возраста и специфики детей придумываете специальный "ритуал": стишок, условный знак и т.п. Договариваетесь заранее - и работает всю смену. А ещё надо понаблюдать, что именно заставляет их орать больше всего, чтобы вовремя нейтрализовывать эти ситуации.

На некоторое время (2-3 минуты) помогает такой прием: "Кто меня слышит - хлопните раз, кто меня слышит - хлопните два, кто меня слышит хлопните - четыре, кто меня слышит - хлопните. не хлопайте" и в этот короткий промежуток времени ловите момент и говорите информацию, надо привлечь их внимание и отвлечь от криков, главное не дать им время опомниться.


Если время позволяет, то можно просто стоять или сидеть ни чего не говорить и не куда их не отпускать, они обратят внимания и будут друг другу говорить "тихо - видишь она ждёт когда мы успокоимся" .

Или, например с малышами, можно разучить стишок про тишину. Вы начинаете его говорить, они услышат и подхватят вас и с вами начнут его произносить. В конце наступает тишина. Это для детей до 8 лет. Стишок:

Раз, два Три, четыре Три, четыре Раз, два Дружно скажем Тишина

Нечетные строки говорит вожатый, четные - дети. "Тишина" - говорится шепотом.

Многим еще нравился стишок:

А еще - перекрикиваете детей и кричите им: “Поймали тишину!”

они на это отвечают вам: “АМ!” и замолкают.

Естественно, эти кричалки вам с ними необходимо обговорить в начале смены.


Выезжая в лагерь, всегда имейте при себе свисток (еще лучше фанатская дудка) на случай если уже в лагере сядет голос, по свистку дети сразу утихомириваются.

Кстати, на маленьких очень помогает, когда они шумят, а вы хотите им что-то сказать, начните говорить хоть что, но тихо, чтобы дети не слышали - тогда они начнут прислушиваться, и лидеры в отряде(а они всегда есть) в миг успокоют всех.

Что делать, если нужно срочно построить отряд, особенно в оргпериод.

Помните, что помощь дежурного командира - это не всегда лучший вариант, невозможный в принципе в первые дни (если только в отряде нет авторитетных детей, которые с первого дня готовы помогать вам, в этом случае считайте что вам повезло).

  1. "Счет до. " Определитесь, за сколько счетов ваш отряд должен построиться без вашего участия. Если не успели, например на 10 счетов (для начала сойдет, потом сокращать), то тогда всех разогнатьв стороны, потом построиться заново. И так, пока не уложатся в срок. На самом деле очень раздражает необходимость бегать туда-сюда, поэтому этот способ действеннее, чем просто крики и расстановка детей.
  2. "Раз, два, три. пошли" Тут ситуация интересней. На счет "Раз" дети должны построиться в пары, на счет "Два" выровнять головы - глядеть в затылок впереди стоящему, на счет "Три" замолчать и приготовиться двигаться. Если где-то накосячили - разбежаться в стороны и заново строить. Считать, понятное дело, надо медленнее чем в прошлый раз. Этот способ помогает утихомирить отряд и сразу начать кричать кричалки при походе в столовую или клуб.
  3. "Стройтесь сами, мы подойдем" Прием пост-организационного периода. Дайте вашему дежкому задание построить отряд, а сами сидите в корпусе (дел у вас что ли нет?). Когда отряд построен и полностью готов, дежком может прийти к вам и позвать отправляться. Но если, выйдя из корпуса, вы увидите, что отряд построен как попало, то можете смело идти обратно, предварительно объяснив, чего вы собственно от них добиваетесь. Желание идти скорее в столовую есть заставит всех построиться нормально.


Дети строятся на "раз-два". Вот две "игры" которые упрощают жизнь: Сохранялка и Змейка.

Сохранялка - ориентирована на скорость создания строя (дети строятся, после чего по команде вожатого разбегаются и снова по команде должны создать строй), в экстрим-случаях можно подключать корпус (то есть разбегаются по комнатам, а по команде формируют строй) увеличение расстояния от корпуса до места создания строя ускоряет "запоминание".

Змейка - тупо строимся и ходим по методу ползания змеи (извилисто) с резкими поворотами и разворотами. И детям нравится, и вожатому потом проще. Вещи реально работают + не нарушают устав. :)

Как звучит собака? Как звучит самолёт? Как звучит кошечка? Как звучит тишина?

Вожатый: хоп-хей, дети: лалалей.

Вожатый: Нана нана нанана. Дети: наступила тишина.

Eщё есть "уровень шума" - чем выше рука - тем больше дети должны шуметь. И, соответственно, чем ниже - тем меньше.

И "шум - стоп" - вожатый кричит "шум", дети "стоп".

Начинает взрослый,продолжают дети,как речевка.1,2-3,4,3,4-1,2, (дети)-наступила тишина.

Есть еще вариант привлечения внимания, это что-то типа "Дети, посмотрите все на потолок. Быстрее,быстрее. Все-все-все! Все смотрят? А теперь на меня. Спасибо".

Правило правой руки всегда работает. Но можно попробовать еще так - поднимаем левую руку - все хором орут, поднимаем правую руку - все замолкают.

В начале смены всегда даете детям проораться, проговориться. Сами в этот момент молча сидите с безучастным видом. Со временем до кого-то доходит что что-то не так, что время тратится (например, перед дискотекой). Затем сами дети начинают успокаивать друг друга, пробуют переключать общее внимание на меня. Постепенно все замолкают и наступает идеальная тишина. Далее, в течении смены концентрация внимания происходит гораздо быстрее. Еще всегда помогает метод, когда на фоне общего шума начинаешь говорить тихо-тихо. Да и вообще, чем громче говоришь, тем хуже тебя слышат.

Вожатый:поймали тишину, Дети: оооооооооооп.

Вожатый: "Вот он я!", Дети: "О! Привет!".

Предлагаешь детям после каждой фразы говорить: "ли".

В.-Анджелина Джо Д.-ли В.-Брюс Д.-ли В.-ротики закры Д.-ли

Вожатый : вспышка, Дети : ооооп.

Или, Вожатый : лови волну, Дети : оооп.

Х - ХЛОПНИТЕ РАЗ

Как часто в лагере вы слышали эту фразу: "Кто меня слышит: хлопните раз"?! Наверняка часто, правда?

Это отличный способ привлечь внимание большой детской аудитории, когда нужно сказать важную информацию, подготовить зал к открытию мероприятия или создать тишину во время ключевых моментов мероприятия.

Вашему вниманию предоставляются не менее качественные альтернативы по привлечению внимания отряда или целого лагеря:

Закон правой поднятой руки: Когда в отряде нужно сконцентрировать внимание на определенном человеке или информации, тот поднимает правую руку вверх и ждет тишины. Если в начале лагерной смены вы правильно донесли до отряда "законы и ожидания", то этот способ будет работать очень быстро и эффективно.

"Поймали тишину" Если вы видите перед собой хаос, состоящий из людей, которые говорят без умолку нужно сказать фразу: "Поймали тишину", провести ладонью перед собой на 360 градусов и "поймать" тишину с помощью общего эха: "Ооооооп". Как правило после этого вас слушает весь зал.

"Ааа-Ооо" Очень интересный способ для самых громких людей. Вожатый громко говорит "А-а-а" и в ответ всего зала слышит "О-о-о". Проделайте эту несложную операцию 2-3 раза и добьетесь полной тишины.

"Кто меня слышит. " . хлопните раз не всегда работает, если использовать эту процедуру достаточно часто. Для достижения наилучшего эффекта меняйте действия, например: "Кто меня слышит: хлопните 2 раза" или "Кто меня слышит: поднимите правую руку вверх и погладьте по плечу соседа справа". Замена действий способствует лучшему восприятию залом необходимой информации.


Ловить тишину можно разными способами: брать всем знакомые методы или же придумать новые, исходя из своих внутряков в отряде. Вот еще несколько примеров и тем:

Вожатый: Поймали тишину Дети: оооооп (делаем вид, что ловим ее рукой)

Стандартно? Да, но работает)

- Луна, луна - Цветы, цветы - Цып, цып, цып

Выставляешь вперед ладошку, под которой собираются дети Рекомендовано делать только с малышами))))

1,2 - тишина 3,4 - во всем мире - Кис-кис - Мяяяу

Также рекомендовано для малышей)

Дети должны хлопнуть одновременно Повторять до тех пор, пока не будет общего хлопка

- Ааааа - Оооо ГГ ВП

Дети делают вид, что поймали ее ртом, гладят животы и говорят: ооой, поймали оливку


Не думала, что когда ребенок распознает звуки - это игра в тишину. Интересный материал, беру на заметку


Какие классные упражнения!Спасибо, Оксана!
Тишина - это сокровище!

Как актуально! Спасибо за разнообразие игр, Оксана Дмитриевна, тишина иногда так необходима в детском коллективе, но вот добиться ее нелегко))


Тишина необходима всегда:) Я заметила, что на том месте, где проводят упражнения в тишине детей можно оставить на несколько минут- они терпеливо ждут и не срываются с места, как можно было бы ожидать:) А в остальное время на них приходится шикать, например, на группу не спящих в тихий час:)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для расслабления нервной системы и физического напряжения проводится "Минутка шалости" - своего рода физкультминутка : дети ходят по массажным коврикам, танцуют, играют в хороводные игры. Во время "Минутки тишины" дети успокаиваются, приходят в себя под интересный, "завораживающий" рассказ воспитателя.

Подборка комплексов.

Сделал подборку воспитатель I квалификационной категории Егорова А.А.

Минутки шалости

Дети берут лист белой бумаги, комкают его и бросают вверх над головой (имитация падающих снежинок).

Игра в снежки

Дети имитируют лепку снежков, показывая ладошками, как это делается и кидают воображаемые снежки друг в друга.

Листопад

Дети превращаются в маленькие листочки - бегают, летают и падают.

Дождик

"Тихий дождь!", "Сильный дождь!", "Ливень!" - дети хлопают в ладоши в соответствующем темпе.

Солнышко лучистое

Дети превращаются в яркое солнышко - радуются, улыбаются и тянут руки к небу.

Лед под ногами

На данную фразу дети убегают с пола на коврик или залезают на стул, поднимая ноги, чтобы не замерзнуть.

Белая береза

Дети поднимают руки вверх, качают из стороны в сторону. Произносят звук "ш-ш" (шелестят, как листочки).

Ветер, ветер, ты могуч.

Дети кружатся, болтают руками в разных направлениях, завывают, как сильный ветер.

Аленький цветочек

Дети присаживаются на корточки и постепенно расправляют руки над головой (имитация распустившегося цветка).

Маленькая тучка

Дети присаживаются на корточки, обхватывают себя руками, надувают щеки и делают грозный взгляд (имитация грозовой тучи).

Маленькие ёжики

Дети ползают по ковру на коленях и фыркают носиком. Опасность - замерли, свернулись в клубочек.

Петрушка - веселая игрушка

Дети изображают веселого петрушку, корчат рожицы и веселят друг друга.

Цирковые артисты

Дети превращаются в жонглеров, фокусников, канатоходцев. Показывают цирковое представление друг другу, делая характерные движения артистов.

Ты мой друг и я твой друг

Дети обнимаются и пожимают друг другу руки.

Оловянные солдатики

Дети маршируют и отмахивают руками, как солдаты.

Дети заблудились

Дети попадают в воображаемый лес и не могут найти дорогу домой. Громко кричат "Ау!". чтобы их услышали и нашли.

Балерины

Дети изображают танцующую балерину. Задирают ноги, кружатся по группе и показывают всевозможные танцевальные движения.

Юные фотографы

Дети достают воображаемые фотоаппараты и фотографируют друг друга, издавая характерные звуки щелчков.

Гитаристы

Дети играют на воображаемых гитарах и поют песни.

Зонтики

Идет воображаемый дождь. Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны, в виде купола. Дождь закончился. Руки опустили вдоль туловища и присели на корточки (зонт сложили).

Самолёты

Дети заводят мотор горловым звуком и, расставив руки в стороны, "летят" по группе.

Салют

Дети подпрыгиваю на месте, хлопают в ладоши и кричат "Ура!".

Веселые мячики

Дети превращаются в маленькие мячики и прыгают на месте, легонько на носочках.

Веселый барабан

Воспитатель отбивает барабанную дробь, а дети хлопают ладошками себе по животику, как по барабану.

Часики

Дети имитируют ход механических часов, наклоняют голову из стороны в сторону и говорят "Тик-так, Тик-так!"

Музыкальные инструменты

Дети превращаются в дудочку, барабан, пианино. Гудят, стучат и играют, изображая характерные звуки музыкальных инструментов.

По кочкам.

В группе появилось большое воображаемое озеро. Детям необходимо перебраться на другой берег по воображаемым кочкам. Прыгать надо аккуратно, чтобы не замочить ноги.

На санках

Дети катаются на воображаемых санках, делая характерные взмахи руками.

Маленькие ёжики

Дети ползают по ковру на коленях и фыркают носиком. Опасность - замерли, свернулись в клубочек.

Любимые животные

Дети гавкают, мяукают, хрюкают, мычат, как домашние животные.

Мышки - шалунишки

Дети превращаются в маленьких мышат - пищат и бегают врассыпную по группе, не наталкиваясь друг на друга.

Гусеница

Дети ложатся на коврик и ползают на животе, выгибаясь, как гусеница.

Волшебное превращение

По команде воспитателя дети превращаются в мышку, в птичку, в зайку и т.д. имитируя повадки и звукоподражание названых животных и птиц.

Маленькие обезьянки

Дети прыгают, бегают и кривляются, как обезьянки, издавая характерные звуки.

Мишка сердится, улыбается

Дети имитируют повадки медведя и делают либо сердитое выражение лица, либо доброе, улыбчивое.

Веселый галоп

Дети превращаются в лошадок и скачут по группе галопом, издавая характерные звуки цоканья.

Зайка серенький

Дети присаживаются на корточки и начинают грызть воображаемую морковку, издавая характерные звуки хруста.

Минутки тишины

Методические рекомендации к проведению минуток тишины

1. Минутки тишины можно использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями.

2. Подбор текстов для минуток тишины осуществлять с учетом возраста детей, темой и целями.

3. Продумывать музыкальное сопровождение для создания визуализации текста и эмоционального настроя.

4. Придерживаться общих требований к проведению минуток тишины:

4.1 Посадка. Спина прямая (желательно иметь опору, ноги – устойчивая опора, руки свободны, расслаблены.

4.2 Дыхание. Вдох – выдох (2 – 3 раза задуть свечу на ладони – визуально) .

4.3 Выход. Откройте глаза. Улыбнитесь. Подтянитесь.

5. При подаче текста голос должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный.

Минутка тишины

Минутка тишины

А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Арман, Даша, Алмагуль… (перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!

Минутка тишины

Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, дети, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивительным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния стала необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Запомните эту красоту. Помашите звездочкам ручкой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой родной детский сад.

Читайте также: