Как сделать тест по русскому языку лексика

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство

а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь
б) вокзал
в) собралась
г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний
б) дремлют
в) бледно-красен
г) блестят

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?

а) идиллия
б) брак
в) линейка
г) давление

8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?

а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

а) печаль
в) смятение
б) праздник
г) блаженство

10. В каком предложении нет антонимов?

а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

а) бежать
б) четыреста
в) гипотенуза
г) время

12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

а) клевый
б) классный
в) крутой
г) отличный

13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.

а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

15. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по русскому языку по теме "Лексика" для учащихся 6 -ых классов. Тест состоит из 15 заданий с выбором ответа.

Продолжите фразу «Лексика изучает …

Укажите неверное утверждение:

А) По происхождению все слова русского языка делятся на заимствованные и исконно русские.

Б) Если слово имеет переносное значение, оно является многозначным.

В) Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.

Укажите группу слов, являющихся неологизмами:

А) сакля, сундук, кишлак;

Б) аниматор, скриншот, волонтёр;

В) инсулин, наркоз, скальпель.

Укажите, к какому разряду относятся выделенные в предложении слова:

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Укажите группу устаревших слов:

А) банкомат, клип, менеджер;

Б) дефект, жюри, жалюзи;

В) зеница, забрало, боярин.

В каком варианте все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железные ворота, лисья нора;

Б) глухой старик, жаркий день, прямая линия;

В) глухая улица, жаркий бой, прямой вопрос.

Укажите ряд многозначных слов:

А) хохот, шезлонг, компьютер;

Б) ножка, кнопка, рукав;

В) медаль, троллейбус, гребень.

В каком ряду все слова - синонимы?

А) время, эпоха, эра;

Б) фрукты, овощи, вишня;

В) берёза, дуб, осина;

Какая пара слов не являются антонимами?

А) угрюмый - весёлый;

Б) робкий - смелый;

В) мужество - отвага.

Укажите ряд, в котором слова, не являются паронимами?

А) эффектный - эффективный;

Б) командировочные - командированные;

В) полоскать - поласкать.

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Укажи предложение.

А) Ему казалось, что у него артистические способности.

Б) В ледяном дворце спорта состоялись соревнования по фигурному катанию.

В) Опытный персонал пансионатасделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя комфортно.


15. Определите слово по его лексическому значению: Цвет фиалки и сирени.

16. Определите слово по его лексическому значению: Мысленно представить себе что - либо.

17. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Абзац.

18. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Диалог.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

1. Раздел, который изучает словарный состав слова

2. Слова, имеющие несколько лексических значений

3. Вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу

4. Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6. Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности

7. Устаревшие названия существующих предметов

8. Найдите лишнее слово

9. Найдите лишнее слово

10. Найдите лишнее слово

11. Найдите профессиональные слова

12. Найдите устаревшие слова

13. Найдите неологизмы

14. Найдите фразеологизмы

15. Определите слово по его лексическому значению: Цвет фиалки и сирени.

16. Определите слово по его лексическому значению: Мысленно представить себе что-либо.

17. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Абзац.

18. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Диалог.

1. Слова, имеющие только одно лексическое значение

2. Основное лексическое значение

3. Слова, которые звучат одинаково, но различные по лексическому значению

4. Слова, которые употребляются людьми одной профессии

5. Новые слова, возникающие в языке

6. Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

7. Названия, которые исчезли вместе с предметом, понятием

8. Найдите лишнее слово

9. Найдите лишнее слово

10. Найдите лишнее слово

11. Найдите профессиональные слова

Г) водить за нос

12. Найдите устаревшие слова

Г) водить за нос

13. Найдите неологизмы

Г) водить за нос

14. Найдите фразеологизмы

Г) водить за нос

15. Определите слово по его лексическому значению: Желтый с красноватым оттенком.

16. Определите слово по его лексическому значению: Очень большой.

17. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Алфавит.

18. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Космос.


-75%

Тест по теме "Лексика. Культура речи " (5 класс) проверяет умение учащихся определять значение слова (прямое\переносное, однозначное\многозначное), находить синонимы, антонимы, омонимы, находить олицетворения. Состоит из 12 вопросов.

ВложениеРазмер
test_po_teme_lekika._kultura_rechi.docx 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Овчинникова В.В.

А1. Какое слово является однозначным?

2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.

2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

3) Метель метёт, и вьюга плачет.

4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый

5. Подберите к данным словам антонимы .

6. В каком предложении есть синонимы ?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4) Яблоки не кислые, а сладкие.

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно

8. Продолжите ряд синонимов : бежать, …

9. В каком ряду приведены омонимы ?

а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний

10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы .

Говядину можно тушить с овощами.

11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, костер горит

1. Какое слово является однозначным?

2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

3. В каком предложении есть антонимы ?

1) Хлеб мягкий, свежий.

2) Ищи не дом, а соседей.

3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха

5. Подберите к данным словам антонимы .

6. В каком предложении есть синонимы ?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

8. Продолжите ряд синонимов : маленький, …

9. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)

10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике;

Совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.

Личностные : формирование установки связи между мотивом и учебной деятельностью, умение нахождения рационального способа выполнения тестовых заданий, способность к самоконтролю и самооценке;

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Г.А. Богданова. -5 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку: ФГОС. – М.: Компания Смарт, 2019.

Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций.Ч. 2./[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Инструкция по выполнению работы:

Дорогие ребята!

Желаем успеха!

ФИ_______________________________________

Класс ____

Задание 1. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКА

1) все слова языка

2) словарный запас одного человека

3) раздел лингвистики, изучающий все слова языка

4) слова, имеющие несколько лексических значений

Задание 2. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКОН

1) слова, имеющие несколько лексических значений

2) словарный запас одного человека

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) все слова языка

Задание 3. Выберите правильное определение термина ОМОНИМЫ

1) слова одной части речи с противоположным значением

2) слова, имеющие несколько лексических значений

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Задание 4. Выберите правильное определение термина МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

1) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

2) слова, имеющие несколько лексических значений

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) слова одной части речи с противоположным значением

Задание 6. В каком словаре можно узнать объяснение лексического значения слова

Задание 7. В каком словаре можно найти слова с противоположными значениями

1) в словаре синонимов

2) в словаре антонимов

3) в словаре омонимов

4) в фразеологическом словаре

Задание 8. Найдите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

3) заячья шкурка

Задание 9. Найдите пару слов, не являющихся антонимами

1) ругать – спорить

2) ненавидеть – любить

3) найти – искать

4) работать – отдыхать

1) Носильщик с трудом поднял тяжелый чемодан.

2) Тяжелая обязанность была перед ним – заботиться о своей маленькой сестренке.

3) Рана оказалась весьма тяжелой.

4) Человек он был тяжелый, его не любили.

Часть II . Прочитайте текст и выполните задания 11-15.

С полей, с лугов поднимались туманы и растаяли в небесной лазури, а в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них можно смотреть прямо.

Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается. Вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучиные сети. Капли на телеграфной проволоке сливаются одна с другой и редеют.

Вот солнце стало подниматься выше, и с телеграфной проволоки большие капли начали падать на землю.

Задание 11 . Выпишите из текста слово, повторяющееся в тексте _________________________________________________________________

Задание 15. Выпишите из текста словосочетание двух слов с переносным значением (метафору)______________________________________________

Читайте также: