Как сделать театрализованное представление

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

C ценарист-драматург сначала знакомит c героями, c предлагаемыми об c тоятельствами, в которых они оказали c ь, c ме c том дей c твия, временем, ит.д. Эт a ча c ть называется эк c позицией пред c тавления. .

З a вязка - это c ледующий эпизод, в котором уже пок a зан первый момент конфликтных действий, споров и т.д. Завязка - это первый показ конфликта. Она, к a к правило, не занимает в действии много времени. Сцен a ристу здесь важно показать первое c толкновение так, чтобы это поняли зрители. И им стало интересно: "А что же последует за этим дальше?". Д a льше действие должно р a звиваться по нарастающей, иначе не будет р a звиваться и зрительский интере c .

Развитие действия. Этот c труктурный компонент занимает в пьесе, представлении д o вольно большое место по времени. Если зрители заинтересовались в завязке, в показе к o нфликта, то умело ск o нструир o ванное развитие действия будет поддерживать вним a ние так, что дети могут c ледить за событиями, которые разворачиваются у них на глазах, затаив дыхание, з a быв обо всем другом. Лишать зрителей этой радости, радости сопереживания героям, радости внутреннего сотворчества не следует. Г o раздо важнее учесть в c е эти факторы на уровне р a боты над c ценарием.

Кульминация. Кульминация — это наивысшая т o чка эм o ционального напряжения в действии. Определить кульминацию в спектакле бывает порой непросто. В o стром, эм o ционально "закрученном" сюжете п o рой кажется, что в действии есть неск o лько кульминаций.

Развязка. Разрешением к o нфликта. Здесь автор подтверждает правоту гер o я, его п o ступков, его мнения и т.д. Развязка не должна занимать большого времени в структуре действия. Порой она так плотно примыкает к кульминации, что у нее нет собственного, св o его эпизода. И сразу после развязки следует o кончание всего зрелища.


Сценарий. Сценарный план. Правила написания сценария.

1. Что такое сценарий и для чего он нужен? Сценарий – произведение литературы, предназначенное для постановки. Сценарий – концепция постановки. 1)Сценарий нужен, прежде всего для самого режиссера, чтобы собрать воедино всё то, что он придумал. 2)Сценарий нужен для исполнителей, чтобы они точно понимали свою сценическую задачу. 3) Сценарий необходимо предоставить учреждению, которое выделяет деньги на мероприятие. 4) Сценарий нужен звуко-технической группе, чтобы они ориентировались по ходу представления и вовремя включали звук, свет , видео и т.д.

1. Что такое сценарий и для чего он нужен?

Сценарий – произведение литературы, предназначенное для постановки.

Сценарий – концепция постановки.

1)Сценарий нужен, прежде всего для самого режиссера, чтобы собрать воедино всё то, что он придумал.

2)Сценарий нужен для исполнителей, чтобы они точно понимали свою сценическую задачу.

3) Сценарий необходимо предоставить учреждению, которое выделяет деньги на мероприятие.

4) Сценарий нужен звуко-технической группе, чтобы они ориентировались по ходу представления и вовремя включали звук, свет

2. Из чего состоит сценарий? 1. Титульный лист. Учреждение Чему посвящено Название Режиссер Город, дата

2. Из чего состоит сценарий?

1. Титульный лист.

2. Предисловие

(Обоснование выбора темы) 1-2 стр.

3. Текст сценария

(с учетом всех правил написания)

4.Список используемой литературы

1 раздел: Список используемой литературы ( в алфавитном порядке)

2 раздел: Справочная литературы (энциклопедии, справочники, словари)

3 раздел: Периодическая литературы (газеты, журналы)

4 раздел: Электронные ресурсы

5 раздел: Дополнительные источники (фильмы,архивы)

5. Сценарный план (Программка)

3. Правила записи сценария

1. Записывать нужно так, чтобы читающий всё понял, и с легкостью представил это у себя в голове.

2. Шрифт должен быть стандартным, не маленьким и не большим. В основном это Тimes New Roman 14 с абзацем 1,5.

3. Название каждой части сценария обозначается жирным шрифтом.

5. Имя героя выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, в конце ставится точка.

Голос – тоже полноправный участник действия.

Прямая речь пишется БЕЗ кавычек.

В сценарии театрализованного представления или спектакля, диалоги не главное, главное ДЕЙСТВИЕ. Именно действие развивает конфликт!


-80%

Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Искусство театрализованного представления - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная переделываю - копия.docx

Постановка театрализованного представления

Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Искусство театрализованного представления - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.

Театрализованное представление по своей сути и форме явление коллективное. Оно в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно - коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Театрализованные представления возникают только там, где существуют духовные связи между людьми. В жизни каждого народа театрализованные представление занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность, заключающаяся в том, что народ здесь имеет удачную возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвующий в представлении.
В прошлом театрализованные представления были одним из главных источников творчества, двигателем культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, вряд ли может вполне заменить эту творческую функцию. В человеке постоянно живет потребность в участии театрализованных представлениях и массовых зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать и обновлять представления в тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что театрализованные представления и массовые зрелища в будущем будут представлять собой фундаментальный институт человеческой культуры, а празднование - одну из основных и любимых форм коллективного поведения людей.

Многосторонняя значимость театрализованных представлений решается через реализацию самых различных функций

– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

– развивающая функция – расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

– коммуникативная функция – объединение в коллектив, общение между сверстниками во время праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности

– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы во время игр.

– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.

Активизация зрительской аудитории

Зритель – это неотъемлемая часть любого спектакля, театрализованного действа, праздника.

Праздник - это взаимодействие между сценой и зрителем, ведь зритель является творческим участником постановки. Зритель – понятие очень сложное и весьма непостоянное. Легко провести водораздел между просвещенной частью купеческой публики и, например, дореволюционной интеллигенцией, между зрителями начала и середины XX века. Куда сложнее различить зрителей нашей эпохи.

Провал в люк, из которого вылетал огромный язык пламени, казался не так уж давно очень сильным спецэффектом. Он вызывал ужас и потрясение. Сейчас этим не удивишь даже малышей.

Какое же поведение и какова реакция зрительного зала во время театрализованного представления? Конечно, интересно узнать, что осталось в памяти зрителей, какие выводы они сделали, просмотрев ту или иную постановку, но зрители — понятие собирательное. И то, что не смешно зрителю почти пустого зала, смешно, когда зал заполнен до отказа, а тем более смешно зрителю огромной площади.

Актер – исполнитель ролей представления, его главное лицо, самостоятельный художник, и одна из особенностей творчества актера заключается в постоянном общении со зрителями, связь с которыми помогает актеру критически оценивать свою работу. Актеры знают, как тяжело играть для единиц и как радостно для битком набитого зала. Зрители же, к сожалению, не знают, что их реакция зависит не только от качества пьесы и спектакля, но и в значительной степени от них самих. Это тот случай, когда количество переходит в качество.

Думая о зрителях, эти думы незаметно становятся думами об искусстве. А, думая об искусстве, вновь возвращаешься к зрителям. Очевидно, нельзя одно оторвать от другого. Народ и искусство не могут жить друг без друга.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т. д. – каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, несут огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истинно народные. В них конкретные, местные факты подаются максимально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отображения. В основе крупномасштабных форм торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространственными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Рассматривая театрализацию как один из наиболее аффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции.

Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность деятельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить и взаимодействие, т. е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет рассматривать театрализованное действие как педагогический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованно лицо, далее — в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем.

Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников в СССР позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-худо жест венной активности аудитории.

^ Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этап состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое мест выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Именно он определяет степень активности будущих участников, которая выражается в создании различного рода инициативны групп, штабов, оргкомитетов, комиссий по подготовке сбору материалов, других временных общественных институтов. Размах подготовки к мероприятию определяется его масштабами — от локального до общеколлективного.

Что же касается художественной активности, то на первом этапе она ограничивается подготовительно работой в коллективах самодеятельного творчества Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации. Степень участия и подготовительной деятельности на первом этапе дает основание для дифференциации уровня социально-художественной активности масс и позволяет различить среди участников следующие группы:

1) инициаторы и организаторы массового праздника с ярко выраженной социальной активностью;

2) участники массового праздника, активно одобряющие его идейно-тематическое содержание и проявляющие готовность к участию;

3) пассивные зрители, не имеющие ярко выраженной готовности к участию.

Стратегия деятельности организаторов театрализованного действия по отношению к этим группам должна способствовать их переходу на более высокую ступень активности в ходе мероприятия.

^ Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. В прологе это прежде всего побуждение собравшихся к концентрации внимания и проявлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющееся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов — нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к театрализованному действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации — непосредственное активное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения аудитории.

На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. Ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссерское решение, образность, компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой, готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников театрализованного праздника. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории — участники и зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участииков театрализованного действия.

^ Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с активно действующей массой участников праздника, вызывает потребность еще активнее трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия.

Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя. Эта активность на новом витке стимулируется запасом эстетической информации о предыдущем празднике, о том типе ролевого участия, который они выработали на основе этой информации. Таким образом, при условии соединения предыдущего мероприятия с последующим, процесс активизации в театрализованном празднике может стать фундаментом эффективной воспитательной системы.

Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:

вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;

художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

На практике встречается весь комплекс приемов активизации, однако наиболее типичной для театрализации является активизация художественная.

Театрализованные праздники занимали значительное место в жизни широчайших народных масс античности. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздниках: народная, балаганная, карнавальная стихия, живущий на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные.

В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, который вбирает в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Эти праздники носили, прежде всего, развлекательный характер. Однако так формировалась традиция государственных праздников, постепенно включая идеологическое влияние на массы со стороны светских властей.

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, то есть, с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из нераздельного восприятия рождения и смерти, ушли и так называемые личные праздники - дни рождения, дни основания, юбилеи и т.д.. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздника по определению носят коллективный или массовый характер.

Второй, очень серьезный аспект праздников - идеологический. Властные структуры широко используют праздники как метод формирования системы политических, правовых, религиозных и иных взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоционального включения окружающих

Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.

Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.

Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства.

Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художественного представления, литературно – музыкальной композиции, тематического концерта или массового театрализованного празднества, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже в конечном счете форму произведения.

Любое произведение начинается и определяется литературной основой. Сценарий есть литературная запись изображения и звукового решения будущего произведения. Это предварительный этап творческой обработки жизненного материала изученного автором. Он предусматривает возможность воссоздания замысла, с помощью драматических, пластических и словесных средств выразительности. Так как поиск и соединение разных образов несет многовариантный характер, то письменная фиксация обязательная. Наличие хорошего сценария может привести к плохой постановке, но плохой сценарий никогда не приведет к хорошей постановке.

Различают 3 вида сценарного решения произведения: сценарная заявка, план и литературный сценарий. Сценарная заявка – это обоснованная идея будущего произведения, содержит тему, основную проблему, характеристики главных героев и предполагает описание сквозного действия. Сценарный план – это тезисное (краткое) изложение будущего произведения. Обязательно: заявка, сюжета и развязки. Основные требования к плану- элемент драматургии. Литературный сценарий – это образное изложение будущего произведения, готовую форму которого можно опубликовать и читать как повесть или рассказ. Включает в себя: описание места и атмосферы действия, характеристики героев, детали.

Конфликт. Природа конфликта в драме и в сценарии театрализованного представления.

В теоретический оборот понятия "конфликт" и "коллизия" были введены Гегелем. Фундаментальная разработка этой проблемы представлена в его эстетике. Учение о драме немецкого философа является закономерным итогом и развитием идей Аристотеля, послуживших основой европейской науки о драматическом искусстве. Гегель не ограничился описанием наиболее характерных для той или иной эпохи противоречий, как это было в трудах его предшественников, а рассмотрел механизм их функционирования в процессе художественного осмысления. Драматургический конфликт - это столкновение действующих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. Осознанно или интуитивно автор замысла занимает в конфликте определенную сторону. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изображения. И это суждение принято называть идеей (греч. idea -понятие, представление) сценария. Конфликт - В каждой пьесе одни действующие лица стремятся к одному, другие к другому. Разные цели. Вследствие этого происходит столкновение. Определить причины столкновения, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей, значит понять пьесу и верно определить тему и идею произведений. Конфликт – столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в удовлетворении своих интересов. Силы напряжения конфликтной ситуации зависят от: 1) Предлагаемых обстоятельств – которые мотивируют причину разногласий; 2) от исходного события – которое обостряет конфликтную ситуацию; 3) от значения проблемы - для каждой из сторон заинтересованных в ее решении в свою пользу.; 4) от характера персонажей – чем сложней и ярче характеры, тем острее борьба. Конфликт – это опора действия, он, как правило является причиной события, но может быть и следствием события.

Композиционное построение сценария.

КОПМПОЗИЦИЯ – (лат. – составление) – расположение и соотношение составных частей произведения литературы, искусства, архитектуры. Устранение всех лишних элементов, мешающих целостному восприятию содержание произведения. Единое целое – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

ЭКСПОЗИЦИЯ – начальная часть драматургического произведения (пьесы), в котором характеризуется среда обстановка, атмосфера, предшествующие началу действия. Содержание основной темы. Изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развертыванию конфликта. Своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологич. нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

ЗАВЯЗКА – событие в развитии фабулы, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами. В праздничной культуре – начало представления; событие, открывающее главную тему. Как правило, завязка возникает при конфликте между двумя и более персонажами. Генкин считает, что в режиссуре массовых праздников экспозиция и завязка не разделимы. И в качестве экспозиции-завязки праздника предлагает нам стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.




РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели. В праздничной культуре чаще всего это называется основным действием или основной частью, т. е. изображением процесса борьбы и ее перипетии, цепи событии и столкновений, в которых решается конфликт. Основная часть включает в себя главные циклы действия и серединный, в практике чаще называемый кульминационный момент. Требования: 1. Строгая логичность построения темы. 2. Нарастание действия. 3. Законченность каждого отдельного эпизода. 4. Контрастность построения.

КУЛЬМИНАЦИЯ – (лат. – верх, вершина) – составная часть композиции постановки, обозначающая наивысшее напряжение драматического конфликта, накал страстей, в котором сходятся все сюжетные линии конфликта, в котором либо борьба обостряется, либо находит какой-то компромисс. Как правило, непосредственно за кульминацией следует и развязка произведения.

РАЗВЯЗКА – компонент фабулы, завершения действия литературно- художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления.

ФИНАЛ – (лат. – конец) – завершение. Заключительная часть спектакля, концерта, представления, праздника и т.д. Как правило, содержит основную мысль постановки. В финале завершается развязка конфликта.

Архитектоника сценария.

- зрелище (сценическая интерпретация драмы);

- мелос (синтез слова и музыки в греческом театре).

Определенные правила композиции мы находим у М В. Ломоносова. Он писал, что «художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие:

1. Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы.

2. Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется другой эпизод.

Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

В том, что драматургия театрализованных представлений и праздников заимствует у театра именно эпизодный, а не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединённых одним сценическим заданием. О правомерности выделения такой меры членения, как блок эпизодов, говорит и реальная сценарная практика: в любом сценарии выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.

Совокупность эпизодов, художественно раскрывающих аспект авторской концепции на определенном идейно-эстетическом уровне, называется блоком.

Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, постольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило, авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть равно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

Виды сценарной работы.

Любое произведение начинается и определяется литературной основой. Сценарий есть литературная запись изображения и звукового решения будущего произведения. Это предварительный этап творческой обработки жизненного материала изученного автором. Он предусматривает возможность воссоздания замысла, с помощью драматических, пластических и словесных средств выразительности. Так как поиск и соединение разных образов несет многовариантный характер, то письменная фиксация обязательная. Наличие хорошего сценария может привести к плохой постановке, но плохой сценарий никогда не приведет к хорошей постановке.

Различают 3 вида сценарного решения произведения: сценарная заявка, план и литературный сценарий. Сценарная заявка – это обоснованная идея будущего произведения, содержит тему, основную проблему, характеристики главных героев и предполагает описание сквозного действия. Сценарный план – это тезисное (краткое) изложение будущего произведения. Обязательно: заявка, сюжета и развязки. Основные требования к плану- элемент драматургии. Литературный сценарий – это образное изложение будущего произведения, готовую форму которого можно опубликовать и читать как повесть или рассказ. Включает в себя: описание места и атмосферы действия, характеристики героев, детали.

Сценарий – драматургическая основа театрализованного действа. Понятие темы и идеи.

Первая и, может, главная особенность сценария театрализованного представления - документальная основа. Сердцевина праздника - реальное событие. Юбилей города или учреждения, окончание школы, поступление в институт, творческий отчет художественного коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ в различных ипостасях является структурным элементом праздничной драматургии. Аудио- и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия - строительный материал сценариста. Другая особенность сценария - его синтетический, собирательный характер. Здесь встречаются все виды искусств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетаний того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представлений. В сценарии театрализованного представления художественный материал может свободно взаимодействовать с документальным, что и создает уникальную драматургическую ситуацию. Художественный материал - это совокупность всех видов искусств. Документальный материал - это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности.

Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, букв. - ограбление). Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. Художественный и документальный материал, главные требования, которые мы к нему предъявляем.

Под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема — это проблема, раскрываемая автором на определенном материале. Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах — любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т. д. В зависимости от этической и эстетической позиции автора, предлагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художественного таланта тема произведения получает соответствующее решение.

Читайте также: