Как сделать таксономию блума

Обновлено: 07.07.2024

Вы никогда не задумывались, какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс? Как они связаны между собой? И как проверить, достигаются ли поставленные цели?

Этими вопросами задался в 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. Пытаясь привести к единой системе набор разрозненных целей и задач, мистер Блум создал теорию, которая вот уже шестой десяток вызывает бурные споры и обсуждения.

Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач. Так, например, для уровня запоминания подойдут задачи, начинающиеся с глаголов запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.

Понимание достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации. Задачи, нацеленные на применение знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.

Аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д. В свою очередь способности к синтезу тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.

Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.


При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.

Хотя.… По мнению ученых, именно в этом и кроется недостаток таксономии Блума: ведь, грубо говоря, в его иерархии смешиваются понятия разных порядков, а именно, конкретные результаты обучения (запоминание, понимание, применение) и мыслительные операции, необходимые для достижения этих результатов (анализ, синтез, оценка). Впрочем, это досадное упущение не мешает педагогам разных стран пользоваться предложенной иерархией и создавать осмысленные и систематизированные задания, направленные на интеллектуальное развитие учеников.


Например, для уровней запоминания и понимания, по мнению Алана, отлично подойдут приложения Facebook, Google Search, Twitter, Blog Docs, Mental Case, DocsToGo, QuizCast, FeedlerRSS и др. Для развития и совершенствования уровня применения - Evernote, AudioBoo, Explain Everything, Keynote. Для развития аналитических способностей – Mind Mush, Syrvey Pro, Poplet, Inspiration Maps, Pages, DropVox, Comic Life. Способность к синтезу лучше всего проявляется в WikiNodes, Web to PDF, Share Board, Prompter Pro. А вот способность оценивать и создавать что-то больше всего нужна в приложениях Creative Book Builder, Interview Assistant, Aurasma, Fotobabble, iMovie, WordPress, Skype, Tapose, Google+, Student Pad. Большинство этих приложений доступно для скачивания на сайтах официальных магазинов приложений для iOS и Android.

Спорить о ценности классификации педагогических целей Блума можно бесконечно. Но налицо очевидный результат – таксономия явно не теряет своей актуальности. Более того, ей находится применение не только в рамках традиционного образования, но и в совершенно новых моделях, которые предполагают интерактивность обучения и его открытость новым технологиям.

Таксономия Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г/ под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. Ее часто используют при разработке учебных и образовательных процессов.

Блум выделяет три области обучения (образовательной деятельности):

  • Когнитивная: ментальные навыки (знания)
  • Аффективная: чувственный рост или эмоциональные домены (эмоциональные реакции)
  • Психомоторная: физические навыки (мастерство)

Рассмотрим когнитивную и аффективную области, поскольку они имеют непосредственное отношение к цели нашего сайта.

Когнитивная область

Она включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.

Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:

  • Знание. Запоминание и воспроизведение предыдущей выученной информации. Примеры: котировки цен по памяти, цитирование правил безопасности. Ключевые слова: определить, описать, идентифицировать, знать, назвать имена, найти совпадение, схемы, состояния. Инструменты: флеш-карточки, подчеркивания и выделения в книге, чтение, повторение.
  • Понимание. Понимание смысла, перевод, интерполяция, интерпретация инструкции или проблемы. Описать проблему собственными словами. Примеры: переписать принципы своими словами на тестах, объяснить своими словами суть задачи другому человеку, перенести уравнение в компьютерную таблицу. Ключевые слова: постижение, преобразование, объяснение, расширение, общение, привести пример, интерпретация, пересказ, предсказание, обобщение, перевод. Инструменты: создание аналогий или метафор, участие в совместном обучении, создание заметок, умение рассказывать связанные истории, поиск в интернете.
  • Применение. Использовать изученный концепт в новой ситуации или использование абстракции по своему усмотрению. Это применение знаний, полученных в классе, на практике. Примеры: вручную подсчитать время отпуска сотрудника, применение законов статистики для оценки надежности. Ключевые слова: применить, изменить, вычислить, конструировать, демонстрировать, обнаружить, манипулировать, готовить, производить, решать. Инструменты: совместное обучение, создание нового процесса, блог, практика.
  • Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними. Пример: распознавание логических ошибок в рассуждении. Ключевые слова: анализ, разбить, сравнить, диаграммы, дифференцировать, различить, иллюстрации, выбрать, соотносить, разделить.
  • Оценка. Научиться делать суждения о ценности идеи или материала. Примеры: выбрать самое эффективное решение, нанять самого лучшего кандидата. Ключевые слова: оценить, сравнить, критика, защитить, описать, трактовать, оправдать, суммировать.
  • Создание. Выбрать две несвязанные между собой части и создать нечто новое. Примеры: написать инструкцию. Ключевые слова: соединить, компилировать, модифицировать, переписать, реконструировать, обобщить, переставить, организовать. Инструменты: написать эссе, придумать новую модель.

Категории можно рассматривать как степени сложности. То есть желательно начинать со знаний, переходить к пониманию и так далее.

Аффективная область

Это все, что связано с чувствами, эмоциями и настроением в процессе обучения.

  • Восприятие. Осведомленность, готовность услышать, избирательное внимание. Пример: слушать других с уважением. Ключевые слова: признание, просьба, внимательность, вежливость, понимать, слушать.
  • Реагирование. Активное участие со стороны обучающихся, реакция на определенное явление, готовность отвечать и мотивация. Примеры: участие в обсуждениях в классе, создание презентаций. Ключевые слова: ответить, помочь, выполнить, приветствовать, помогать, исполнить, рассказать.
  • Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию. Варьируется от простого принятия до более сложных состояний. Примеры: демонстрация веры в демократический процесс, чувствительность к индивидуальным и культурным различиям (ценностное разнообразие). Учение является обязательным, придерживается своего слова, предлагает план социального оздоровления. Ключевые слова: ценить, беречь, демонстрация, инициировать, приглашать, присоединяться, уважать, делиться.
  • Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в приоритеты, противопоставляя различные ценности, разрешая конфликты между ними и создавая уникальную систему ценностей. Акцент делается на сравнении, соотношении и синтезе ценностей. Примеры: ученик признает необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственным поведением, принимает профессиональные этические нормы. Ключевые слова: связать, сравнить, синтезировать.
  • Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, которая контролирует его поведение. Такое поведение является повсеместным, последовательным, предсказуемым. Пример: ученик демонстрирует уверенность в себе, когда работает самостоятельно. Использует объективный подход в решении проблем. Выявляет профессиональную приверженность этической практике на ежедневной основе. Пересматривает суждения и изменяет свое поведение в свете новых доказательств. Ценит людей такими, какие они есть. Ключевые слова: действовать, различать, модифицировать, выполнять, задавать вопросы, пересматривать, решать, проверять.

В наше время применение таксономии Блума находят не только в сфере обучения, но и в других областях. Многие люди критикуют ее. Например, указывают, что хоть и согласны с существованием шести категорий когнитивной области, но ставят под сомнение существование последовательной иерархической связи. Так или иначе, но она не теряет своей актуальности и каждый может почерпнуть из нее немало интересного.

Рис. 1. Пирамида Блума
Рассмотрим значение каждой целевой категории, направленной на конкретные действия учеников на уроке.
Самый низкий уровень мышления по Блуму – это знание и понимание. На этом уровне ученики запоминают и воспроизводят изученный материал. Данный уровень считается достигнутым, если обучающийся воспроизводит термины, конкретные факты, основные понятия, принципы и т.д. [4; 20].
На уровне понимания предполагается умение ученика преобразовывать материал из одной формы выражения в другую, понимание внутреннего содержания изучаемой темы, способность предположить дальнейший ход событий или явления. Уровень достигнут учеником, если тот способен объяснить факты, правила, принципы, умеет преобразовать то, что произносит словами, в формулы, может предположить последствия, например, из увиденного в ходе эксперимента и пр.
Промежуточный, средний уровень, заняли применение и анализ. Конкретными действиями обучающихся на данном уровне является умение применять законы, теории, использовать понятия и принципы в новых ситуациях.
На уровне анализа ученик должен уметь разбивать целое на части, устанавливать взаимосвязи между частями, определять принципы, по котором организовано целое, выстраивать логическую цепь рассуждений, находить ошибки и упущения в логике рассуждений, видеть различия между фактами и следствиями.
К высокому уровню мышления относятся синтез и оценка.
Синтез предполагает умение обучающихся создавать целое, комбинируя элементы. Для этого ученик должен уметь составить план своих действий (для проведения эксперимента или написания доклада, реферата и т.д.), схему задачи.
На самом высоком уровне – уровне оценивания – обучающийся должен уметь оценить значение того или иного материала в конкретной ситуации, значимость того или иного продукта деятельности.
При планировании урока учителю окажут помощь глаголы-опоры таксономии Блума [1]. При построении заданий к уроку можно пользоваться конструктором задач Илюшина Л.С. Столбцы таблицы Л.С. Илюшина составлены с помощью глаголов Блума (см. Таблица 1).

Уровень

Глаголы действия

Примерные вопросы

Примерные задания

Знание

Выбрать, найти, перечислить, вспомнить, назвать, определить

Что такое? Где? Когда? Кто? Как произошло? Как можно показать? Какой?

Понимание

выразить, распределить, сравнить, классифицировать, обобщить, обсудить, объяснить

Как распределить? Как о сравнить?

Что происходит? Что означает? Что можно сказать о…? Как обобщить?

Применение

применить, вычислить, изменить, завершить, классифицировать, исследовать, провести эксперимент, решить

Как решить, используя…? Что изменить, чтобы…? Как представить? Что изменится, если…? Какие элементы выбрать, чтобы изменить…? Какие факты отобрать, чтобы показать…?

Провести опрос, провести эксперимент, составить таблицу, отразить в рисунках

Анализ

вывести, выделить, объяснить, противопоставить, разобрать, сравнить, упорядочить

Каковы составляющие…? Как взаимосвязаны…? Каковы причины? Что можно предположить? Какой вывод можно сделать? Какие доказательства можно привести?

Построить диаграммы, графики, схемы, сделать обзор, подготовить реферат, презентацию

Синтез

составить, создать, разработать, обобщить, объединить, предложить, установить, заменить

Какие изменения внести, чтобы …? Что произойдет, если…? Что можно предложить…? Как применить…, чтобы создать…? Что делать, чтобы уменьшить (увеличить)? Как проверить?

Подготовить презентацию, схему, алгоритм; сочинить историю, сконструировать прибор

Оценка

защитить, измерить, испытать, обосновать, оспорить, подтвердить, проверить

Согласен ли ты с действиями (результатами)? Каково твоё мнение? Как доказать (опровергнуть)? Как можно оценить (расположить)? В чём преимущества…?

Написать рецензию, выразить мнение, подготовить рекомендации, сделать обзор, выдвинуть гипотезу, подготовить сюжет (репортаж, отчёт, доклад)

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Тема. Проектирование учебных заданий по таксономии Блума

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому). Отечественная (советская) традиция развития навыков мышления основывается на таксономии или уровнях усвоения знаний академика В.П. Беспалько. Таксономия - это иерархизированная структура. Приведем в пособии таксономию В.П. Беспалько, а также наиболее известную таксономию американского ученого Б. Блума. Таксономия Б. Блума для отечественных педагогов была раскрыта в учебном пособии польского ученого В. Оконя в 80-е гг. XX в. В когнитивной психологии таксономия Б. Блума развита А. Лоуренцом (1999), предложена новая концепция Р. Марцано и др.

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

- анализ (взаимосвязей, принципов построения);

- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев)

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения.

Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.

ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными.

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

5. Задачи, требующие творческого мышления.

Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д.Толлингеровой, связана с выполнением поставленной педагогической цели:

По мнению Д.Толлингеровой, главная задача учителя – научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу:

Уровни усвоения учебного материала

В.П. Беспалько

Алгоритмический (решение типовых задач)

Эвристический (выбор действия)

Творческий (поиск действия)

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:

знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

знает конкретные факты;

знает методы и процедуры;

знает основные понятия;

знает правила и принципы.

понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

выделяет скрытые (неявные) предположения;

видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

проводит разграничения между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

пишет небольшое творческое сочинение;

предлагает план проведения эксперимента;

использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Дайте оценку заданию на основе таксономии Блума . (макс. балл -3)

Искусство задавания вопросов является очень важным:

* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

1. Подготовьте презентацию города Павлодара в разные исторические периоды.

2. Напишите от лица жителя Павлодарского Приртышья рассказ о событиях, связанных с основанием форпост Коряковский и первыми годами его существования.

В. Покажите, какие изменения произошли в нашем обществе (заполните таблицу).

Культура и ценности

С. Сравните условия жизни советского и современного поколения. Оцените условий жизни и ценностей жизни.

Д. Определите, какие изменения произошли в тех местах, которые изображены на фотографиях.

Е. Докажите, что жизнь и условия, в современном Павлодаре, гораздо лучше, перспективней, чем в прошлом столетий. Аргументируйте свой ответ.

G . Найти в дом. альбомах родственников, соседей, знакомых и пр. фотографий, запечатлевших виды прошлого города Павлодар и его людей.

Наклеить две фотографии: прошлого и современного города.

Знание: Когда началась Вторая Мировая война?

- Что такое План Барбаросса?

2. Понимание: Расскажите о крупных сражениях Второй Мировой войны ?

4. Анализ: Что является следствием Второй Мировой войны?

5. Синтез: Напишите эссе о героях-казахстанцах.

6.Оценка: Как вы оцениваете характер войны? Что вы можете сказать о целях стран, участвовавших в войне?

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 942 человека из 79 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Читайте также: