Как сделать так чтобы сэмпл звучал точное время

Обновлено: 07.07.2024

Действительно ли можно безопасно и законно использовать фрагменты чужих треков продолжительность около четырех - пяти секунд?

Правда ли, что проблемы с правообладателем могут начаться и из-за секундного фрагмента?

Можно ли избежать проблем просто подняв тональность на полутон?

Я сейчас сразу убью интригу, но очень хочется сразу ответить на все три вопроса.

НЕТ нельзя использовать 4х и 5ти секундные фрагменты на "законных основаниях", не получив на это разрешение от правообладателя (или правообладателей).

ДА проблемы могут быть и из-за секундного сэмпла, если этот секундый сэмпл не был "очищен".

Нет нельзя избежать проблем просто "подняв на полутон", если сэмпл не был "очищен".

Еще один вечный миф про "полутон" и изменение тональности, возникший видимо во время просмотра обучающих видео на YouTube.

Еще один вечный миф про "полутон" и изменение тональности, возникший видимо во время просмотра обучающих видео на YouTube.

А теперь подробно и по порядку.

Уже давным давно существует такая классная штука - Закон Об авторском Праве. И у любого музыкального произведения есть автор и правообладатель. Иногда это один и тот же человек, а иногда абсолютно разные люди. И если вы вырезаете кусок из чужого трека и делаете на его основе свой бит или трек, но при этом не получаете на это разрешения от правообладателя, то вы нарушаете закон об авторском праве, а говоря простым языком - воруете.

Но у каждого битмейкера есть два сценария сэмплирования.

Первый сценарий - вы сэмплируете кусок чужого трека, создаете бит и продаете этот бит артисту для того, чтобы он сделал трек.

Второй сценарий - вы сэмплируете кусок чужого трека, создаете бит и выкладываете получившийся бит в интернет, например в составе биттейпа или инструмннтального релиза или сингла.

И тут важно понять и запомнить - ответственность за использование сэмплов лежит на ИЗДАТЕЛЕ .

Что это значит?

При первом сценарии вы просто продаете бит, а выпуском готового трека на стриминговых платформах занимается артист, купивший у вас бит или лейбл, на который этот артист подписан. И именно они (артист или лейбл) должны заниматься "очисткой" сэмпла (или сэмплов) и решать все вопросы с правообладателем (или правообладателями). Вас это абсолютно никак не касается. Такие условия прописаны даже в договоре у BeatStars и это абсолютно нормальная практика.

При втором сценарии , если вы сделали свой биттейп на основе сэмплов или если у вас инструментальный альбом на основе сэмплов или если у вас есть сингл на основе сэмплов и вы хотите выпустить этот материал самостоятельно и загрузить ваш материал на стриминговые платформы, то именно ВЫ несете ответственность за использование сэмплов и именно ВЫ должны заниматься "очисткой" сэмпла и решать все вопросы с правообладателем (или правообладателями).

Полезные функции FL Studio

В музыкальных кругах сложилось неоднозначное отношение к Image-Line FL Studio. Одни считают эту рабочую станцию слишком простой и неспособной к работе над сложными проектами; другие говорят, что FL Studio — одна из лучших DAW, приводя в пример не только ее широчайшие возможности и простоту использования, но и имена исполнителей, использующих ее в ежедневной работе.

Сегодня мы расскажем о нескольких скрытых возможностях и функциях FL Studio, которые облегчают рабочий процесс и делают работу с программой комфортнее. Эти функции нельзя назвать уникальными или крайне важными, но благодаря их наличию, жизнь музыканта становится немного проще.

Каналы-призраки


Представим ситуацию: вы написали некую сбивку для партии ударных, а теперь хотите запрограммировать бас таким образом, чтобы он следовал за ударными. Для облегчения написания второй партии как нельзя кстати подойдут каналы-призраки.

Находясь в Piano Roll, перейдите в меню Options (пиктограмма со стрелкой, указывающей вниз, в левом углу Piano Roll). Здесь найдите подпункт Helpers и выберите в нем вариант Ghost Helpers. Также активировать канал-призрак можно при помощи сочетания клавиш Alt-V.


В окне редактирования дорожки на фоне появятся ноты-призраки, взятые из другого трэка. Теперь не придется мучаться с длительностями нот в партии баса, ведь достаточно сопоставить их по длительности с дорожкой ударных.

Отображение звуковой волны


Еще одним полезным помощником может стать функция Waveform View, отображающая звуковую волну на фоне нот в Piano Roll. Найти эту функцию можно перейдя в меню Options — Helpers — Background Waveform в окне опций Piano Roll.

Ведение лога всего сыгранного


FL Studio ведет лог всей поступающей от контроллеров MIDI-информации. Другими словами, рабочая станция сохраняет в специальный файл все сыгранные пользователем ноты даже при неактивной кнопке записи.

Представьте, что вы наиграли какую-то мелодию при помощи своей MIDI-клавиатуры и забыли ее записать. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить сыгранное, сделайте пустой паттерн, а затем выберите из меню Tools пункт ‘Dump Score Log to Selected Channels’. Программа восстановит в выбранную дорожку все, что было сыграно, но не записано.

Снэпшоты или закладки


Поиск патчей и пресетов через окно браузера — утомительное занятие. Для того, чтобы закрепить часто используемые папки для последующего использования, FL Studio предлагает воспользоваться снэпшотами. Пользователю доступно 9 снэпшотов, поэтому закрепляйте только самое нужное.


Для ускорения доступа к снэпшотам во время работы, используйте клавиши 1-9 на клавиатуре, каждая из которых привязана к номеру закладки.

Смена цвета нот в Piano Roll


Разные цвета MIDI-нот в Piano Roll уже давно стали привычной вещью для музыкантов. Тем не менее, FL Studio позволяет изменить цвета отдельных нот в окне Piano Roll. К примеру, можно перекрасить удары по хай-хэту в партии ударных в нежный розовый цвет для упрощения их идентификации в редакторе.


Чтобы изменить цвет нот, выберите их в окне Piano Roll, а затем задайте им цвет в окне палитры. Для редактирования нот определенного цвета достаточно выбрать их цвет и нажать комбинацию клавиш Shift-C — FL Studio выберет все MIDI-ноты одного цвета.

Упрощенное транспонирование

Если вам надоело транспонировать ноты вручную или при помощи инструмента рисования в окне редактора, разработчики FL Studio предлагают воспользоваться шорткодом Shift-↑/↓.

Выберите ноты, которые нужно транспонированить и нажмите сочетание клавиш Shift-↑ для транспонирования на полутон выше или Shift-↓ для понижения на полутон.

Сочетания клавиш в Piano Roll

В общем, для тех, кто хочет повысить свою продуктивность, приведем сочетания клавиш FL Studio, применяемые в Piano Roll:

Перемещение дорожек в микшере

Для перемещения дорожек в окне микшера достаточно кликнуть по дорожке, зажать клавишу Alt и при помощи стрелок влево или вправо переместить дорожку левее или правее в микшере. Для окна Channel Rack метод практически идентичен: клик по дорожке, зажатие Alt и использование стрелок вверх или вниз.

Зум повсюду

Находясь в окне редактора плейлистов (Playlist Editor), самым простым методом увеличения или уменьшения области просмотра станет использование клавиш Page Up и Page Down, соответственно. В FL Studio существуют и другие шорткоды для зума, но использование Page Up/Page Down проще.

Реверс аудио


В рабочей станции от Image-Line предусмотрен крайне простой метод проигрывания аудио в обратную сторону. Итак, как развернуть аудиофайл в обратную сторону в FL Studio?

Переместите аудиофайл на пустую дорожку в окне Channel Rack. Дважды кликните левой клавишей мыши по дорожке для вызова ее настроек, а затем нажмите кнопку ‘Reverse’. Вы заметите, как форма звуковой волны изменится, отражая реверс аудиофайла.

При помощи такого простого приема можно быстро создавать реверсивные звуки снэйра, бочки или тарелок.

Когда при написании трека дело доходит до сведения музыки, обработка семплов в основном зависит от того, откуда вы эти семплы взяли, и какая работа была с ними проделана до того, как они попали в ваш трек.

Если вы используете коммерческую библиотеку семплов — скажем, струнный или барабанный пак, — или вы семплируете звук самостоятельно — из синтезатора или просто записываете звуки на рекордер, — вам придется так или иначе накинуть на эти звуки стандартные эффекты обработки. Компрессор, эквалайзер и другие эффекты из набора для сведения.

Но если вы используете семпл, вырезанный из уже выпущенной записи, дела обстоят немного иначе. Независимо от того, работаете ли вы с ван-шотом или длинным лупом, сэмплируемый вами звук, скорее всего, уже был сжат, эквализирован, сведен и обработан таким образом, чтобы он правильно звучал, как часть оригинального микса.
В таких случаях обычно нет необходимости повторять весь процесс заново. На самом деле это может быть даже контрпродуктивно: например, сжатие уже сильно скомпрессированного кика может полностью убить динамику звука.

То же самое зачастую относится и к коммерческим пакам сэмплов, которые обычно предлагают отполированные, готовые к использованию звуки, которые уже были тщательно обработаны. Это не значит, что вам не стоит тюнить семпл, трансформировать его или удалять частоты, которые мешают вашему миксу. Наоборот, вы должны проделывать все это каждый раз. Главное, избегайте бездумного применения компрессии и/или эквалайзера, закинутых по привычке.

Вырезаем семплы

При семплинге из коммерческой записи возникает дополнительная проблема: очень трудно вырезать отдельные части из микса. Один из наиболее часто задаваемых вопросов в интернете, связанных с продакшном — как извлечь вокал из песни? В большинстве случаев шансы на успех невелики, если у вас нет инструментального микса, который можно инвертировать по фазе.

С инструментальными партиями еще сложнее. Независимо от того, как сильно вы стараетесь, вам вряд ли удастся получить чистый, будто только-только записанный звук. Например, вам нужна потрясающая басовая линия, которую вы хотите добавить в свой трек. Даже если она расположена в каком-то конкретном частотном диапазоне, она скорее всего, будет перекрываться киком на низких частотах, а также синтезаторами и ударными на частотах выше.

Единственное правильное решение — найти участок трека, где элемент, который вы хотите засэмплировать, играет соло. Но такая удача выпадает нечасто.

В таких случаях обычно для полуизоляции сигнала пользуются бэнд-пасс фильтром, обрезая частоты выше и ниже целевого диапазона. Так что, если вам нужен только бас, вы можете установить фильтр на частоте около 200 Гц. Но это лишь компромисс, и почти всегда конечный сигнал будет содержать в себе звуки за пределами целевой области. Иногда лучший вариант — просто принять биты, которые вам не нужны, сделайть их частью вашего трека.

Подготовка семплов

Итак, вы изучили весь YouTube, разобрались со всеми культовыми фильмами и прослушали все фанк-пластинки 1960-х годов. Наконец, вы нашли тот самый семпл, который обязательно должен попасть в ваш трек. Для начала нужно выполнить четыре важных действия для подготовки семпла к использованию:

Обрезание: Как только у вас появился неотредактированный источник звука в формате записи в DAW, mp3 или любом другом виде, вырежьте нужный вам семпл. Для базовых целей редактирования аудио достаточно вашей DAW или любой бесплатной программы с нужными функциями. Вырезка ван-шота вряд ли кому-нибудь доставит проблем. Просто установите точки обрезки вначале и конце семпла. Если это луп, убедитесь, что конечная точка установлена правильно, чтобы семпл зацикливался чисто. Также, при вырезании ван-шотов, особенно ударных, не обрезайте слишком резко. До момента слышимого удара есть еще много важной информации о звуке. Точно так же удаление слишком большого хвоста может оставить вас с неприятным сухим и резким звуком. Иногда пыльный, хрустящий хвост — это именно то, чего требует трек.

Нормализация: нормализуйте семпл до пика при 0 дБ полной шкалы.

Сохранение (в WAV-формате): сохраните новоиспеченный семпл в подходящем формате для вашего семплера. 24-битный WAVзачастую является лучшим вариантом: это несжатый формат аудиофайлов, совместимый практически со всем аудио-софтом.

Вырезание бас-линии

При сэмплировании басовой линии лучшим вариантом будет найти ту часть трека, на которой акцентируется все внимание именно на басу. Такой идеальный сценарий далеко не всегда возможен, но не надо отчаиваться. Для примера, мы взяли вот такой луп. Он полностью сведен, мы просто вырезали нужный нам кусок, в котором присутствуют все элементы: бас, синтезаторы и ударные.


Следующим шагом мы начнем работу по изоляции нужного звука, используя подход с разделением частот. Начнем с дублирования сведенного музыкального лупа на вторую дорожку DAW. Затем используем эквалайзер с обрезанием верхних частот, чтобы убрать всю информацию выше нужных нам частот (мы выбрали точку среза на 186 Гц с наклоном 36 дБ/октаву).



После этого обе дорожки настраиваются по громкости по своему вкусу.


Эквализация хай-хэтов

Большинство хай-хэтов имеют некоторую информацию ниже примерно 150 Гц, поэтому для сохранения целостности микса рекомендуется начинать эквализацию именно с этой точки. Даже если вы не слышите эту низкочастотную информацию, сэмплы, особенно взятые с винила, часто содержат неслышимые низкие частоты, которые загрязняют общий микс, как в примере ниже.


Иногда, хай-хэтам пойдет на пользу обрезание некоторых верхних частот, которые могут мешать другим элементам и/или звучать слишком резко. В этом примере мы обрезали частоты выше 15 кГц и увеличили в этой точке резонанс для улучшения читаемости звука хай-хэтов.


Если у вас есть предварительно сведенный барабанный луп с резкой тарелкой, и вы не хотите уменьшать яркость малого барабана, используйте динамический эквалайзер, чтобы автоматически вырезать определенные частоты при пересечении порога. Здесь мы использовали bx_dynamic, который настроен на запуск при 6,5 кГц, чтобы сделать звук помягче.


Я уже писал о монтаже голоса и его тюнинге в прошлых статьях. Сегодня подведу небольшой практический итог и поделюсь теми приемами, которые я использую при нарезке звука. Если кому-то они облегчат жизнь или натолкнут на новые идеи — я буду рад:) Итак, встречайте: 21 прием эффективного монтажа звука в Samplitude!

1. Настройте метрономную сетку


Так Вам будет проще ориентироваться визуально. Попробуйте менять размер. Если песня в 4/4, попробуйте поставить 8/8 или 16/16 — Samplitude будет по разному рисовать сетку. Пробуйте и другой вариант — 1/4, 1/8, 1/16. Когда мне важна точность 16х нот, я всегда работаю в 16/16 или 1/16 — так нагляднее!

Если музыка записана без метронома — этот пункт придется пропустить. Пользуйтесь метрономом — хуже не будет!

2. Правильно используйте Snap

Режим Snap позволяет автоматически притягивать объекты к метрономной сетке, когда Вы их перемещаете. Это очень удобно, когда нужно сдвинуть фрагмент в другую часть проекта. Но будьте осторожны: перед передвижением одного объекта сначала выровняйте его левый край по какой-нибудь доле сетки (если Snap включен — он поможет сделать это точно). Иначе после передвижения объект неминуемо съедет из сетки. Если же Вы передвигаете группу объектов или объекты на разных дорожках одновременно — Snap будет срабатывать по левому краю самого левого объекта. Выравнивайте его перед перемещением.

3. Перетаскивайте между дорожками зажав Shift

Зажатая клавиша Shift при перетаскивании заблокирует перемещение по горизонтали и позволит без сдвигов поместить объекты в другую дорожку.

4. Копируйте перетаскиванием с зажатым Ctrl

Если пред перетаскиванием объектов зажать Ctrl, будет произведено копирование, а не перемещение.

5. Auto-crossfade

Экспоненциальное затухание одного фрагмента и появление другого воспринимается ухом более плавно, чем линейное. Хотя в некоторых случаях нужно ставить другие режимы, но в большинстве случаев — именно такие. Длительность может быть и не 20 мс, а меньше. Зависит от темпа произведения. Я подбираю длительность так, чтобы при разрезе между 8 или 16 нотами в склейку попадала только пауза, а сами ноты не затрагивались.

6. Режимы crossfade

7. Склейка на сильных долях

Менее всего заметен монтаж звука, когда склейки находятся на сильных (или хотя бы ровных) долях. Удар барабана хорошо глушит изменения в солирующем звуке. Когда склейка произведена в паузе — ее обычно не слышно на любой доле, а когда склейка внутри тянущейся ноты — хорошой практикой является размещение ее на сильной доле.

8. Перемещайте склейку и изменяйте ее длину

Если склейку слышно, кроме настроек crossfade поможет изменение позиции склейки и изменение ее длины. Пробуйте разные варианты! Пробуйте не только перемещать место склейки, но и перемещать правую половину склейки — может быть, если подвинуть один из объектов, склейка будет звучать лучше в любом месте.

9. Растягивание ноты

Если какая-то нота слишком коротка, растяните ее немного (или обрежьте, сохранив только само снятие). Для растягивания выберите режим «Pitch Shift / Time Stretch’ на панели инструментов сверху. Теперь тяните за нижний край объекта — он будет растягиваться или сжиматься во времени!

10. Не тюньте на склейке!

11. Перепишете то, что не склеилось, а не всю фразу

Если фрагмент в целом звучит хорошо, перепишите только тот кусок, в котором не получилась склейка, а на остальное не тратьте время.

12. Масштаб отображения проекта

Меняйте масштаб отображения проекта по горизонтали и по вертикали так, чтобы было удобно работать с конкретным фрагментом. Часто бывает, что с одним проще в большом масштабе, а с другим — в маленьком.

13. Масштаб отображения внутри объектов

14. Располагайте монтируемые дорожки рядом

Если Вы монтируете одну дорожку под другую, расположите сначала их рядом, а затем увеличьте масштаб, чтобы на экране не было лишних дорожек. Так будет проще и быстрее!

15. Режим Halve



19. Тюньте, а не переписывайте то, что хорошо по эмоции, но плохо по интонированию

Часто бывает, что какой-то момент очень ярко звучит по эмоциям, но не очень хорош по интонированию. Распространенной тратой времени является попытка переписать с такой же эмоцией, но чище. Чаще всего получается чище, но эмоцию уже не повторить. Не тратьте время, сразу переходите к тюну таких фрагментов, не пробуйте по долгу переписывать.

20. Двигайте неритмичные куски

Помните, что любые неритмичные фрагменты могут быть подвинуты на нужные места! Если музыкант слабый или нет времени, берите первые же дубли и двигайте их. Нарезайте по словам или по слогам и двигайте отдельные фрагменты. Можно и укоротить, обрезать некоторые звуки…

21. Переписывая фрагмент, играйте или пойте больший кусок

Не пытайтесь переписать только неудачную ноту. Играйте (пойте) всю фразу, а затем просто возьмите из нее одну ноту. Попасть в отдельную ноту в середине фразы намного сложнее, чем просто спеть еще раз всё, уделив внимание только конкретному месту. Да и штрих\звукоизвлечение не всегда удается повторить для отдельной ноте такое же, как при ее исполнении внутри фразы.

Наверняка у многих есть свои наработки, приемы облегчения монтажа звука и правки дорожек. Делитесь ими в комментариях, всем будет полезно! И не забывайте подписываться на обновления блога (справа). Оставляйте свои отзывы о статье — помогла ли она Вам и о чем бы Вы хотели узнать еще!

Читайте также: