Как сделать так чтобы ребенок полюбил математику

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Математика — один из самых непростых предметов. Кому-то она дается с легкостью, но большинство испытывают трудности. При этом все начинается в начальной школе, и если упустить что-то в начале, дальше будет только сложнее. Мы расспросили педагогов и экспертов о том, как сделать математику в начальной школе любимым предметом.

Марина Романова, кандидат педагогических наук, профессор департамента методики обучения Московского городского университета МГПУ

Наталья Глазкова, педагог начальных классов школы №2120

С девочками больше работает богатый визуальный ряд и сказки. Сейчас, если вы поищите в интернете и на полках книжных магазинов, то найдете очень много математических сказок, где абстрактные понятия подаются через яркие образы. Мы находим интересные сказки и рассказываем их в классах для девочек. Некоторые из них становятся настоящими хитами.

Не нужно бояться олимпиад! Даже если вам кажется, что ребенку будет сложно – пусть попробует! Олимпиадные задачи — это задачи, требующие нестандартного подхода к решению, здесь нет готовых правил и алгоритмов. Над ними требуется дольше думать и искать новые способы решения, дополнительных математических знаний чаще всего для работы с этими задачами не требуется. Олимпиада — это поле, где дети могут показать свое умение применять имеющиеся знания в нестандарной ситуации. Она дает возможность детям познакомиться с миром задач, отличающихся от тех, что они решают на обычных уроках. А что-то новое вызывает у детей интерес в силу их природной любознательности.

Алексей Мокрищев, учитель начальных классов школы №2065

Стандартные задачи я обычно предлагаю решать несколькими способами: кому-то письменно, кому-то с помощью схем. Все дети разные, поэтому им удобнее использовать разные подходы к решению, и если один подход не интересен, они могут попробовать другой.

Мотивирует детей больше всего похвала: неважно, в чем она выражена — в почетной грамоте или словах учителя. Все любят, когда их хвалят, и после этого начинают стараться еще больше.

Наталья Зайкова, учитель начальных классов школы №1368.

Мои ученики постоянно участвуют во всевозможных олимпиадах и конкурсах, сами организуют конкурсы: иногда соревновательные, иногда просто на интерес. Печатаем грамоты, чтобы награждать победителей и отмечать участников. Каждый триместр в начальной школе мы устраиваем линейку и торжественное вручение.При этом детям действительно нравится решать олимпиадные задачи, потому что они намного интереснее, чем задачи, которые есть в учебниках. Иногда, если кому-то становится скучно, он просит дать олимпиадную задачу на уроке.

Современный урок разбит на множество коротких этапов. На математике есть такие этапы как устный счет и логика. Обычно те, у кого хорошо с устным счетом, преуспевают в решении логических задач больше других, но решать их любят все дети. Мы не перебиваем тех, кто считает медленнее, чтобы они тоже смогли сыграть в эту игру. В результате все остаются довольны.

5 новых приложений, которые помогут ребенку полюбить математику

Почему родителей так бесит делать уроки с детьми и как с этим быть

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь в Telegram

Публикуем 7 полезных советов, которые помогут ребёнку сдать экзамен, не возненавидев предмет.

Раиса Рахманова уверена, что заинтересовать математикой можно и гуманитария.

Раиса Рахманова уверена, что заинтересовать математикой можно и гуманитария.

Решить эту непростую родительскую задачку мы попросили учителя математики школы № 121 Раису Рахманову. Для повышения интереса к предмету в своей работе она использует интерактивную доску SMART Board — дети рассматривают не просто картинку в учебнике, а наглядно видят, как можно выполнять действия с векторами в пространстве на примере параллелепипеда. Её уроки не заканчиваются в классе — она отвечает на вопросы ребят и вне школы, они общаются по электронной почте, какие-то задачи решают вместе по Skype.

Учительница советует родителям ко всем домашним делам, где нужны подсчёты, привлекать детей.

Совет первый: покажите ребёнку на бытовых примерах, что математика — это интересно

На своих уроках Раиса Фёдоровна использует интерактивную доску.

Совет второй: заставляйте детей решать однотипные примеры, но не делайте из этого наказание

— Сложение, вычитание, умножение, деление — это алгоритм, автоматизированный навык, ребёнок должен делать это, не задумываясь. Решать много одинаковых примеров нужно для того, чтобы довести умение до автоматизма. Делать дома это надо потому, что на уроках сделать это не всегда возможно, просто не позволяет время. Конечно, ребёнок будет воспринимать это как некоторое наказание, на этапе начальной школы он не понимает, для чего его заставляют это делать. Школьнику надо объяснить, что раз он не может решить — значит, на данном этапе у него трудности, и их надо преодолеть. Родители могут поговорить с ребёнком и объяснить ему, для чего надо научиться решать эти примеры. Наказывать ребёнка излишними заданиями абсолютно бесполезно, можно только убеждать и объяснять с маленького возраста.

Учительница отмечает, что прорешивать однотипные примеры надо, но наказывать таким способом ребёнка нельзя.

Совет третий: контролируйте выполнение домашнего задания

Раиса Рахманова рекомендует родителям не пускать выполнение домашних заданий на самотёк и помогать, когда это требуется.

Совет четвёртый: следите за аккуратным оформлением решения

Учительница советует родителям следить не только за выполнением заданий, но и за ведением тетрадей — в математике очень важна аккуратность.


№1. Переведите математику в игру

Помогите ребенку заниматься математикой в реальной жизни, не осознавая, что он изучает счет. Вот несколько простых идей, которые вы можете использовать:

  • покупая мороженое или другое лакомство для вашего ребенка, используйте момент, чтобы научить его сложению или вычитанию. К примеру, мама-блогер сделала математические пазлы из палочек для мороженого;
  • играя в конструктор, рассказывайте ребенку о форме (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), о площади, периметре и объеме фигур;
  • купите малышу часы и задавайте вопросы о времени;
  • когда едите торт, говорите, что каждый ломтик является частью целого. Можно в шутку посчитать, кто съел больше/меньше.

№2. Практикуйте веселые математические уроки ежедневно

Чем больше ребенок практикуется в математике в повседневной жизни, тем выше вероятность, что он полюбит математику в школе. Ведь он уже будет понимать ее.


№3: Рассказывайте интересные факты о математике

Дети от природы любопытны. Вместо того, чтобы задавать им математические вопросы напрямую, вы можете пробудить любопытство, сначала рассказав им истории о математике. К примеру, почему цифры римские и арабские, чем прямоугольник отличается от квадрата, а круг — от овала.

№4. Покупайте ребенку детские журналы с вопросами по математике

Во многих детских журналах есть интересные задачки по математике. Они всегда с забавными картинками. Вот в такой форме ребенку интересно отвечать на вопросы.

№5. Занимайтесь математикой везде, где есть возможность

У вас должны быть математические задачки и вопросы на все случай жизни. К примеру, для прогулки:

  • Твой шаг — 50 см. Ты прошел 10 шагов. Сколько получилось?
  • Твой шаг — 50 см, а мой — 60 см. Давай узнаем, на сколько мой больше твоего.
  • Давай прыгать с пенька и делать отметки, кто дальше. А потом замерим рулеткой и сравним.


Копилка интересных вопросов есть у Александра Попова, директора физико-математического лицея г. Челябинска. К примеру:

  • Вторник оранжевый, а среда какого цвета?
  • Ты заходишь в свой класс, там один человек и рукопожатие у вас одно. А если там два человека, если три…?
  • Как быстро сосчитать количество ног у столов школьной столовой? А сколько рук на них может облокачиваться?
  • Что будет с миллионом, если один ноль сбежит?
  • Сосчитай углы у всех цифр.
  • Сколько раз за день ты улыбаешься?

Демонстрация ободрения, выслушивание мнений друг друга и обмен своими идеями, конструктивность, а не отрицательность, а также участие в решении задачи связаны с положительными результатами, — говорит доктор Даниэль Эванс.


Участники исследования обнаружили, что интерес к математике у ребенка можно формировать, начиная с возраста в 3,5 года.

Математика – это сложный, точный предмет, и далеко не всегда школьникам он дается легко. У того, что ученик не понимает эту дисциплину или не проявляет интереса к ней, может быть несколько причин. Качество учебников и методических пособий, подход учителя к преподаванию, формат обучения и уровень нагрузки – все это оказывает влияние на мотивацию к учебе. В этой статье мы расскажем, как сделать занимательной математику для детей и как помочь им ее понять.

почему ребенок не любит математику

Что делать, если ребенку не нравятся точные науки?

Отсутствие интереса к точным дисциплинам чаще всего связано с тем, что школьнику они не кажутся полезными для повседневной жизни. Старшеклассникам-гуманитариям такие уроки как алгебра, химия и физика, действительно могут не пригодиться. Но совершенно иначе для детей дела обстоят с математикой – этот предмет изучается с 1 по 7 класс, и без знаний, которые он прививает, невозможно представить жизнь в современном обществе.

Умение считать, решать задачи и уравнения, выполнять операции с обычными и десятичными дробями, вычислять проценты – это лишь малая часть математических навыков, которые человек применяет повсеместно. Базовая часть этих знаний прививается именно в начальных классах, поэтому важно донести до младших школьников важность этой дисциплины. Если ребенок поймет, зачем ему нужно ее изучать, то и его мотивация к учебе повысится.

Если же ученик хочет заниматься, но учеба дается ему тяжело, то важно понять, как помочь ребенку с математикой и сделать ее понятной и доступной.

как научиться понимать математику

Как научить ребенка математике, если он не понимает предмет?

Перед тем, как приступать к обучению, нужно разобраться в причинах, из-за которых школьник не понимает предмет. Их может быть несколько:

  • пропуск уроков или некачественная проработка тем. В математике, как и во многих других дисциплинах, изучение одной темы плавно перетекает в другую. Например, школьник не может приступить к решению задач, если недостаточно хорошо освоил счет. Поэтому важно отслеживать то, как он усвоил ранее пройденный материал, и закреплять его знания.
  • не налажена коммуникация с педагогом. В обычном школьном классе много детей, и у преподавателя не всегда есть возможность индивидуально учить каждого из них. Из-за этого школьник может не понимать часть материала, что сказывается на его успеваемости. В этом случае родителям нужно помочь ребенку с математикой – научить его тому, как решать то или иное задание, объяснить сложную тему.
  • боязнь допустить ошибку или внутренние переживания. Если у ученика возникают сложности с предметом, то он может переживать из-за этого. Важно объяснить ему, что в ошибках нет ничего страшного, если над ними работать. Неправильно выполненное задание всегда можно переделать, а плохо написанную контрольную – переписать.

Когда удастся разобраться с причиной проблем, можно приступать к занятиям. Какой формат обучения для этого выбрать?

профильный класс по математике

Математический кружок или профильный класс – что выбрать?

В качестве альтернативы занятиям в домашних условиях, родители иногда рассматривают перевод школьника в класс, в котором математика является профильной дисциплиной. Обычно с таким разделением сталкиваются только старшеклассники, но бывают и исключения. В некоторых учебных заведениях математические классы есть в начальной и в средней школе. Приоритетной частью их программы является изучение точных наук, а гуманитарным уделяется меньшее внимание.

И если, например, для старшеклассников перевод в профильный класс оправдан, то учеников начальной школы переводить не рекомендуется. Помимо адаптации к новому коллективу, школьник может столкнуться и с другой проблемой – отдавая приоритет одним дисциплинам, он хуже будет знать другие. Именно в первые годы учебы ребята приобретают важнейшие предметные знания. Поэтому лучше уделять равное количество времени всем урокам, а не только каким-то определенным.

Объяснять школьнику трудные темы, помогать ему научиться решать обычные и более сложные математические задания – все это лучше делать вне рамок школьной программы. Организовать обучение можно с помощью эффективных программ дополнительного образования, и отличным примером является математический курс от академии AMAKids.

обучение детей математике

Ваш ребенок полюбит математику

Амаматика – это методика обучения математике от академии развития интеллекта AMAKids. Этот курс подойдет для учеников 1-5 класса, и поможет не только освоить предмет, но и приобрести знания и навыки из смежных областей. На занятиях ребята будут изучать арифметику и базовую геометрию, приобретут важные знания из области финансовой грамотности, познакомятся с основами программирования.

Обучение в AMAKids отличается от программы обычных школ. Современный подход и игровая подача материала сделают занятия занимательными и максимально интересными, а большое количество развивающих игр на образовательной платформе позволит учиться играя. Запишите вашего ребенка на Амаматику и начните развивать его математические способности уже сейчас!

В сказке про Гарри Поттера волшебный мир был скрыт за самыми тривиальными вещами. Точно так же обстоят дела с алгеброй и геометрией — за кажущимися скучными уроками спрятана целая вселенная, которая может помочь управлять целым миром — и даже временем. За что же можно полюбить математику школьнику и как проникнуть в волшебство чисел?

10 причин полюбить математику:учиться мыслить логически

Замечали ли вы, что в большинстве нестандартных математических задач, которые можно встретить на тех же олимпиадах, решение уже заложено в условии? Нужно лишь уметь рассуждать, вчитываться, внимательно изучать, что дано, что найти, понимать смысл задачи — иными словами, проработать условие полностью. Этому тоже учит математика — скрупулезности, умению обобщать, сравнивать и анализировать данные.

10 причин полюбить математику: внимательность

Характер, упорство, настойчивость можно выработать лишь в спортивном зале, на соревнованиях? Отнюдь! Математика способна воспитать в человеке сильную личность не меньше. Ответственность, умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь ни на что вокруг, точность, аккуратность, усердие развиваются при регулярных занятиях. Развивается и умение искать выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Уметь сконцентрироваться, собраться и дойти до своей цели могут помочь не только спорт, но и числа.

10 причин полюбить математику: воспитывать характер

Финансовые неудачи Буратино на Поле чудес во многом были связаны с тем, что деревянный человечек так до школы и не дошел. Тот, кто любит математику, застрахован от всякого рода финансовых пирамид, невыгодных кредитов, необдуманных трат, четко знает, когда скидка и впрямь выгодна. Проценты, прогрессии, корни, функции помогают вырасти сознательному гражданину, который может просчитать последствия ипотеки, выбрать наиболее выгодное вложение. За одно это в математику стоит влюбиться!

10 причин полюбить математику: быть финансово грамотным

Математика помогает развиваться и творчески. Да-да. Только не столько алгебра, сколько геометрия. Алгебра следует алгоритмам, геометрия зачастую требует умения взглянуть творчески на задачу, искать нестандартное решение. Все еще сомневаетесь? Тогда заметим, что по законам алгебры царит гармония в музыке, а в Средние века с музыкой связывали геометрически точное движение небесных тел. Или иной пример - взгляните на картины М.К. Эшера, в которых царит геометрия, или обратите внимание, как по законам логики и математики создал сказки Льюис Кэрролл!

10 причин полюбить математику: быть творческим

Как? Это простое уравнение. Допустим, N будет равно 9:

9 х 2 = 18; 18 + 8 = 26; 26 / 2 = 13; 13 - 9 = 4.

Для проверки возьмем N равное 5

5 х 2 = 10; 10 + 8 = 18; 18 / 2 = 9; 9 - 5= 4.

А все потому, что загаданное число вовсе не участвует во всех манипуляциях:

N x 2; N x 2 + 8; (N x 2 + 8) / 2; (N x 2 + 8) / 2 – N= N +4 – N = 4.

10 причин полюбить математику: быть волшебником

Придумать самим свой собственный шифр не так уж сложно, только здесь будут особенно важны уже воспитанные математикой такие черты характера как усидчивость, аккуратность — иначе можно запутаться в собственной головоломке. Но в случае удачи все тайны будут надежно спрятаны.

10 причин полюбить математику: знать шифры

Впрочем, математика может не только разделять, скрывая смысл в шифре. Она может и соединять. Математика является точным, лаконичным и универсальным языком, он абстрактен и позволяет емко описывать множество объектов. Более того, как отмечают сами ученые, физик и биолог, владеющие достаточным математическим аппаратом, скорее всего, поймут друг друга, даже если среди выученных ими традиционных языков нет ни одного общего.

10 причин полюбить математику: находить общий язык

10 причин полюбить математику: знать и любить природу

10 причин полюбить математику: повелевать временем

Материал иллюстрирован работами Н. Роквелла для The Saturday Evening Post (1930-1950 гг.)

Читайте также: