Как сделать так чтобы пост был принят богом протоиерей андрей ткачев

Обновлено: 07.07.2024

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

1 Кор. 8:2–3

Когда благодать касается души человека, то вера становится реальностью, приобретает силу достоверности, не оставляющей места колебаниям и сомнениям.

Архимандрит Рафаил (Карелин). Дыхание жизни

Человек – существо мыслящее. С этим согласятся ученые всех направлений и убеждений. Человеку дан разум. Мы анализируем, рассуждаем, убеждаемся в одном и разубеждаемся в другом, сомневаемся, экспериментируем, строим догадки – на твердых основаниях эмпирического опыта или на шатких предположениях. Но вера… какой опыт стоит за ней?

Напрасно ли человеку кажется, что, приходя в храм или даже для начала просто допустив веру в Бога, он окажется в области, где разум капитулирует перед нерассуждающей верой? Уверовав, должен ли буду я запретить себе сомневаться в чем бы то ни было, покорно приняв за истину множество вещей, с которыми мой разум спорит?

Об этом мы говорим в первой из цикла апологетических бесед с протоиереем Андреем Ткачевым.

Часть I
Вера и разум. Диалоги с Паскалем

Несредневековое мышление

Средневековое мышление предполагало обязательность признания над собою Творца и Его законов, грядущего Страшного Суда и воздаяния и требовало смиренного поклонения перед авторитетом Церкви как хранительницы истины. От человека требовалась безусловная вера Церкви, вне зависимости от того, насколько близко и понятно ему то, чему Церковь учит.

На сомневающегося или чего-то не понимающего человека, который думает не так, как думает Церковь, смотрели как на источник опасности и неблагонадежности.

Это серьезный, тяжелый разговор – но только такой разговор и может принести добрые плоды.

– На самом деле стоит только раскрыть глаза, и мы увидим, что уже лишены свободы и порабощены множеством вещей и явлений, абсолютно нам чуждых.

Но в таком случае стоит все-таки выслушать и противную сторону. Audiatur et altera pars [1] .

Противоположная сторона говорит, что в Боге у вас возникает шанс (шанс – потому, что, получив, можно полученное и не удержать) обрести настоящую свободу от тысячи мелочей, которыми мы ежедневно оказываемся опутаны. И на веру можно предложить посмотреть именно так – не как на аппарат подавления внутреннего мира, а как на благотворную среду возрождения мира внутреннего, как на добровольное освобождение от тысячи мелочей, которые – не нужны.

Это очень важная вещь. Здесь нам пригодится умение размышлять, которое вере никак не противоречит.

Рассуждение и вера. Пари Паскаля

– Есть такой образ: карлики, сидящие на плечах гигантов. Эти карлики – мы. Нам очень многое может быть видно. Мы имеем возможность посмотреть назад с высоты прожитого. Там, в прошлом, были люди, которые удивляют нас умением сочетать то, что не все из нас сегодня умеют сочетать. Например, рассуждать и верить.

Паскаль говорит: что теряет верующий, если он ошибся? Ничего. Он живет моральной жизнью, находит наслаждение в своей совести от исполнения хороших, правильных вещей, проживает свою жизнь, как любой другой человек, болея, страдая, но находя утешение в том, во что он верит. Потом его постигает конец, он уходит из этого мира. Допустим, он ошибся – и он попадает в некое ничто, исчезает. В чем он стратегически ошибся? Ни в чем. Он прожил свою жизнь, как все, от рождения до смерти.

В случае, если он не ошибся, что он выигрывает? Паскаль говорит: все. Он находит утешение и вечную жизнь, встречу с ранее почившими родственниками, он находит в Царствии Небесном всех тех, кого любил и знал: апостолов, пророков, Богородицу. Он находит там того Бога, в Которого он детской верой верил. Он находит все!

Теперь посмотрим на человека, отказавшегося верить. Что выигрывает неверующий, если он прав, и что он теряет, если неправ? Если неверующий прав, и там ничего нет – он ничего не выигрывает. Он проживает свою жизнь и уходит в ничто. А если он, неверующий, ошибся, то что же он потерял? Все. Он абсолютно все потерял.

Это банальное рассуждение по законам формальной логики. И его приводит не учитель математики среднеобразовательной школы, а один из блестящих умов в мировой истории.

И Паскаль, конечно, все это понимал. Поэтому в своих записках [3] он говорил, что к человеку приходит не Бог философов, а Бог Авраама, Исаака и Иакова.

Но это сказал философ – серьезный философ, одна из эпохальных личностей в истории человечества, и к нему невредно прислушаться.

Так что размышление вере отнюдь не противоречит. Открыть эту простейшую истину помогает знакомство с краткими биографиями верующих людей, которые в области ума – науки, прикладных, технических занятий – оставили заметнейший след. Ведь они могли рассуждать над какими-то головокружительными вещами, над такими математическими и философскими задачами, перед которыми простой человек просто отступает. И это умение не мешало им веровать. И веровать так, как верит простой человек.

Когда Бог остается только в голове

Возвращаясь от неверия к вере. Мы пришли к тому, что рассуждение вере не мешает. Что дальше? Каким мог бы быть первый шаг к обретению веры?

Ответ на этот вопрос не так прост. Разум начинает виться, как змей. Вообще разум – это змей, который не ходит прямо, он вьется, змеится по земле, ползает на чреве вправо-влево.

И у человека, всецело полагающегося только на свой разум, есть опасность пойти именно этим дьявольским путем и так никогда и не выйти к истине. Поэтому и первый шаг к вере – великое дело.

Ох, а протоиерей Андрей Ткачёв оказался просто мерзавцем:

Это не неожиданно.

Эволюция (пардон, деградация) видна (или это просто звенья одной цепи?):

I. Призывает избивать женщин:

Блог Юрія Чорноморця ||

То есть если конкретному мужчине священник советует бить конкретную женщину – это нормально? Как это может быть нормальным? Если кто-то посоветует убить не много людей, а одного – то что это уже будет не подбивание к убийству?

Как о. Андрей Ткачёв самооправдывался: оказывается он советовал бить конкретную женщину

В нашем случае пока что имеет место драма на два действия. В первом действии о. Андрей совершает преступление, во втором – пытается самооправдаться.

1. Действие первое.

Ошибка или преступление:

«Следующая постоянная тема "бесед по средам" – подкаблучничество. Вопрос из записки:

"Можно ли искать жену, если нет денег на её содержание?"

Ответ занял 20 минут и свёлся к следующему:

"Ну женщины будут обижаться, конечно, но мне кажется, что женщине хочется, чтоб её поставили на место."

"значит, и если он раз вломит ей по рогам, она либо уйдёт от него – и до свиданья, либо останется и исправится"

"Мужчина подкаблучником быть не имеет права! Я в этом уверен. Нужно женщин ломать об колено, отбивать ей рога. Ломом. Ребром ладони. Кто как силён."

"… а есть дуры, которые … наглости зашкаливает … значит, нужно приложиться к ней.

Или просто говорить: "Дорогая, до свиданья. Там лифт, значит, там, на кнопку нажмёшь, там. Кнопка 1. Спускайся вниз. Всё, чтоб я тебя… не воняло за тобой здесь, коза дурная. Пошла отсюда!"

2. Действие второе.

«— Недавно в интернете вызвали бурные обсуждения Ваши высказывания относительно женщин, которые пытаются сделать из мужчин подкаблучников. Могли ли бы Вы прокомментировать ситуацию?

— Когда мы говорим что-то друг другу, то видим, кому говорим. Любая речь подразумевает адресата — интервьюера, или аудиторию, или класс, или паству. Если же кто-нибудь записывает это на носители и потом дает слушать тем, к кому это не обращалось, то у того, кто не был там, где это говорилось, возникают вопросы.

А здесь был задан конкретный вопрос, на который последовал конкретный ответ. А то, что размножили этот пассаж по всему Интернету, — это уже недобросовестность тех, кто слил его во всемирную сеть. Думаю, что святителя Иоанна Златоуста осудили бы на изгнание намного раньше, если бы тогда были пишущие устройства, если бы проповеди святого записывали не только скорописцы, но и диктофоны. Его сослали бы раньше лет на пять, а то и на десять. Его, может быть, еще и казнили бы даже…

3. В чем его вина?

Когда-то давно первый человек совершил ошибку, но не покаялся перед Богом, а стал самооправдываться. И тем самым согрешил еще более.

О. Андрей Ткачев вместо того, чтобы просить прощения за свою явную ошибку, начинает оправдываться.

Давайте вдумаемся в его самоопрадание. Оказывается он говорил не всем мужчинам – хотя знал, что беседы записываются и слушаются многими как слово истины.

Он говорил конкретному человеку. То есть если конкретному мужчине священник советует бить конкретную женщину – это нормально? Как это может быть нормальным? Если кто-то посоветует убить не много людей, а одного – то что это уже будет не подбивание к убийству?

Иллюстрация из жизни:

На консультацию к православному психологу приходит православная женщина. У нее лопнули барабанные перепонки в ушах – потому что ее бил – очень сильно бил православный муж. Согласно с о. Андреем Ткачевым нет ничего плохого? Все в рамках воспитательной программы женщин? Православная женщина, которая искалечена – хотела быть искалеченной? Бог так замыслил?

В общем, как не самооправдывается о. Андрей Ткачев – его слова были преступны. Даже если они были сказаны конкретному мужчине о воспитании конкретной женщины. Эти слова – как плевок в Евхаристическую чашу. Какая разница сколько раз совершено кощунство? Какая разница, что в остальных случаях о. Андрей показывал пример благоговейного отношения к женщине и семье.

Думаю, о. Андрею надо не самооправдываться, а признать свою вину. И покаяться. Или же сложить с себя сан священника Православной Церкви и говорить после этого что угодно и как угодно.

**
И теперь вылизывает вылизывает Путлера.

Но теперь это уже приговор окончательный.
Потому что чёрная магия на амвоне может объясняться ещё эмоциональным порывом (лукавый попутал), состоянием аффекта итп,
а вот текст для сми - нет. Его спокойно продумывают, и целенаправленно публикуют.

Впрочем, ненависть к женщинам говорит о глубокой психической травме. Нездоровый психически человек не может занимать должность священника.

Комментарии • 435

Нереально здорово: пост - путь свободы. Как же хорошо, что вы у нас есть, отец Андрей . Каждая ваша проповедь - какое то откровение. Спасибо вам. Храни вас Господь.

Благодарю вас батюшка отец Андрей за ваши труды!
Господи Слава Тебе!

С постом приятным и душеполезным, православные! Отцу Андрею - доброго здоровья и огромная благодарность за просвещение нас, неразумных!🙏🙏🙏

Спасибо за информацию и наставление . Дай Вам Бог здоровья на долгие годы и долголетия!

Братья и сестры, с началом Великого Поста.

@Наталья Самойлова шо?

Даша, с Великим постом.

@геннадий карпович а если же тебе 4 годика,то не выказывай своей "святости",надеюсь понятно?

Если бы не было у нас телефонов мы бы не могли слушать видеть и слышать вас я в пост больше смотрю ваш канал и очень ваши передачи мне помогают..

@Валентина Витковская Так просто , глянуть чем ещё дышат , считающие враньё единением !

@PROTEST NATURE Зачем зашли?

@Антон Проненко А мазохистов , людоедов , Какой удел ? 😁 !

@PROTEST NATUREой набежали тролли, ваш удел тявкать под забором))

Отец Андрей С Великим Постом Вас и всех Православных христиан.

Я сейчас читаю слова людей их мысли. И я благодарю Господа что есть такие люди! Спасибо Вам , батюшка за то как находите живые слова! Господь с Вами!

Господи,спаси и помилуй, Патриарха нашего Кирилла,о.Андрея,о.Иоанна, нас грешных и всех православных христиан!

@Людмила Реутова осторожно тут фанатики Ткачева, любую глупость оправдают! Вашей иронии им не понять!

@Людмила Реутова НЕ ТУДА ПОПАЛА. 👉👉

@Людмила Реутова А чего бы вам не брызгать ядом хотя бы в пост! Будьте милосерднее.

@Людмила Реутова таки попробуйте сами и не морочьте людям голову!

Слава тебе Господи и хвала за святых твоих.Отец Андрей направляет на истину.Благодарю.

После нескольких лет поста,я удивляюсь, как я смотрела некоторые фильмы и многое другое, на что сейчас смотрю совсем по другому.Спаси вас Господи.

Так и есть сестра!

Благодарю Батюшка за ваши труды!! Храни Господь!

Всех с началом поста. Спасибо Отцу Андрею за все, что он делает для просвещения людей.

Умно, полезно, в точку, как всегда. Спасибо, о. Андрей! Помогай Господь!

Постимся постом приятным братья и сестры.

Слава Богу что у нас есть такие батюшки как Андрей Ткачев

Все именно так. Стараюсь меньше смотреть этот балаган по телевизору и тп, время появилось нормальные книги читать, злиться меньше стал, спокойнее ко всему стал относиться. О. Андрей прав и силы внутренней больше стало, на глупости стал меньше реагировать. С Богом.

@Барт Вейдер С вами полностью согласен. Это уже прошлое. Теперь я смотрю и слушаю, только то, что мне полезна! А этот балаган с петухами и попугаями, типа звёзды, и кривые зеркала, враги человека. Печально, что стали очень активно заманивать туда наших детей, волки в овечьих шкурах. Родители, что вы делайте?

@ВеТерок есть такое, поэтому когда мирянин находится на стадии покаяния, он на значительное время должен стать как монах, а после победы над страстями он сможет умеренно пользоваться теми или иными благами и не превращать их в страсть

@Барт Вейдер у святых отец приводятся примеры, когда более сильная страсть прогоняет из человека менее сильную и тому кажется, что он перестал грешить той, второй страстью, не замечая, что пал ещё ниже.

телевизор выкинуть надо вообще, это устаревшее средство получения информации и инструмент зомбирования

Впервые от Вас услышала, что "пост приятный" - это принятый нами пост во Имя Господа Иисуса Христа.

От ваших проповедей и наставлений реальная помощь!
Спаси Господи, батюшка.

Здоровья Вам. Отец Андрей. Крепости Вам. Спасибо за Ваше служение. Побольше бы нам таких Служителей Церкви Христовой. Всегда интересно, доступно, понятно. Спасибо.)

Всех с началом поста!

Отец Андрей, спаси Господи за проповедь. Благодаря Вам возобновила молитву. С Постом и молитвой!

Здравствуйте!!Дай вам Боженька здоровья батюшка!!

Храни вас Господи! Дай Бог вам и вашим близким здоровья и крепости духа.

Отец Андрей, благодарю Вас за Ваши труды, проповеди. Слава Тебе Господи.

Спаси Господи за ваши труды🙏

Спаси Господи! Душеполезного всем Поста!

Думала, что никогда уже не освобожусь от телевизионных зрелищ! Руки сами тянулись к пульту. Хорошо, что всё это в прошлом.

Спаси Господи.Блаженни слышащие Слово Божое,и хранящи е.многая лет,батюшке

Личный опыт ощущения свободы внутри себя. спасибо💥

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помоги мне грешному

Благодарю Вас батюшка!

🌿💐🌱🌺🍀🌹☘️🌷🌿💐🌱🌺🍀🌹☘️С НАСТУПИВШИМ ВЕЛИКИМ ПОСТОМ ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ. ☦️☦️☦️

@геннадий карпович не истери, Гена! Вы же добрый как крокодил Гена! 😇

СЛЫШИШ ТЫ, ОН УЖЕ НАСТУПИЛ?

Прекрасно сказано обрела свободу в результате потребления во всем только необходимым

Благодарю, ВАС, за труды 🙏

Благодарю Вас, батюшка Андрей! Спаси Господи!

Спаси и Сохрани.

Слава тебе Господи и з Великим Постом дорогие Братья и Сестри как ви прави Отец Андрей

Я уже давно так поступаю с информацией, а телевізор годами не смотрю, слава Богу!

*В пост ютюб - только для духовной информации!*

@PROTEST NATURE Добрый вечер неугомонная натура,вы опять слушайте отца Андрея,так скоро станете на путь покаяния и перестанете писать всякие "колкости"!

@Февральск. Жизнь средиземноречья Буду осторожна! Спасибо.

@PROTEST NATURE и что?!

@Христианский блогер Станислав Булах Смотрели ! Сапожник без сапог ! Говоришь о том чего сам не достиг !

@PROTEST NATURE не закроют) сюда и будем публиковать)

Слава тебе Боже.

Храни Вас ГОСПОДЬ.

Спаси Вас Господи!

Служение и поклонение Богу Духом и Истиною есть та благая часть, есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги, с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемою принадлежности души в вечности, в вечности получает полное развитие.
Игнатий Брянчанинов . Дорогие православные заходите в гости.. Будем дружить-Богу служить.

Всех православных христиан с Великим Постом. Постимся постом приятным.
Храни вас Господь.
🔥☦️☦️☦️🙏🙏🙏

Спасибо Вам на добром слове!

Я сейчас читаю слова людей их мысли. И я благодарю Господа что есть такие люди! Спасибо Вам , батюшка за то как находите живые слова! Господь с Вами!

Книга пророкаДаниила гл.1:
…8. И положи Даниилъ на сердцы своемъ, еже не осквернитися отъ трапезы царевы, и отъ вина пития его: и моли старейшину евнуховъ…
12. …да дадятъ намъ отъ семенъ (в синодальном переводе слово семена почему то заменено словом овощи) земныхъ, да ядимъ, и воду, да пиемъ…
14. И послуша ихъ, и искуси я до десяти дний.
15. По скончании десятихъ дний, явишася лица ихъ блага, и крепка плотию паче отроковъ ядущихъ отъ трапезы царевы.
16. …и даяше имъ семена,
17. И четыремъ отрокомъ симъ даде имъ Богъ смыслъ и мудрость во всякой книжной премудрости: Даниилъ же разуменъ бысть во всякомъ видении и сонияхъ.

Третья книга Ездры
Гл.6
31. Аще убо паки помолишися, и паки попостишися седмь дней, паки тебе возвещу отъ сихъ большия вещи въ день въ оньже слышахъ. (Если снова помолишися и поголодаешь еще семь дней, возвещу тебе подробнее то, о чем ты хочешь слышать).
32. Слышанъ бо есть гласъ твой предъ Вышнимъ. Виде бо Крепкий исправление твое… (Слышит твой вопль Вышний и исполняет просьбу твою потому, что видит Крепкий исправление твоего нрава…)
35. И бысть по сихъ, плакахся паки: и такожде постяхся седмь дней, да исполню три седмицы, яже речены суть мне. (И после снова плакал я и также не вкушал пищи семь дней, чтобы исполнить сказанное мне).
Гл.7
49. Что бо пользуетъ (принесет пользу, т. е. вылечит, изцелит) намъ, аще обещано есть намъ безсмертное время, мы же смертная дела соделахомъ;
50. И яко предреченно есть намъ вечное упование, мы же строптивии суетни сотворихомся; (предложена нам вечная надежда, а мы, по строптивости, опустошили себя),
51. И яко отложена суть намъ жилища здравия и покоя, мы же лукаво жили есмы;
52. И яко предуготована есть слава Вышнего защитити техъ, иже позде пожиша, мы же по стропотнымъ путемъ ходихомъ; (готов нетварный свет Вышнего защитить тех, кто здесь живет, но не может, ибо мы строптивы),
53. И яко показанъ будетъ рай, егоже плодъ нерастлененъ пребываетъ, въ немже есть покой и врачба, (и показан будет Рай, где мир и изцеление, и плод жизни),
54. Мы же не внидемъ, въ неблагодарныхъ бо местехъ пожихомъ; (мы же не войдем, ибо в безблагодатных местах живем (землю свою сделали безблагодатной)? 55. И яко паче звездъ возблистаютъ лица техъ, иже воздержание имеяху: наша же лица паче тьмы черна.
Гл.9
23. Ты же, аще и еще спустиши седмь дней инехъ, но да не постишися въ нихъ. (будь в уединении еще семь дней, но не голодай в эти дни.)
24. Пойдеши на поле цветное, идеже домъ несть созданъ, и снеси токмо отъ цветовъ полевыхъ, и мяса да не вкусиши, и вина не пиеши, но токмо цветы. (и будешь есть только цветы полевые, мяса не ешь и вина не пей, ешь только цветы…)
25. Молися Вышнему непрестанно, и прииду, и возглаголю съ тобою…
26. …и отъ травъ селныхъ ядохъ, и бысть мне пища ихъ въ сытость.

Псалом 106.
… 15. Да поведают о Господе, о милости Его и чудесах, явленых сынам человеческим,
16. ибо сокрушил врата медные и запоры железные сломал.
17. Изъял их с пути беззаконий, ибо осознав их они смирились:
18. всякой пищи возгнушалась душа их и приблизились к вратам смерти
19. и взывали ко Господу во время скорби своей. И Он спас их от нужд их,
20. послал Слово Свое и изцелил их, и избавил их от болезней их. …

Мы немного путаем понятия пост и говение.
Пост - полное воздержание от всякой пищи.
Говение - питание только растительной пищей, как говяда - коровы.

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

Летом 2014 года из-за угроз экстремистов Андрей Ткачев был вынужден покинуть Украину. Сейчас является клириком храма святой Татианы при МГУ им М.В. Ломоносова.

— Причины этому — внешние технологии управления майданом и внутренние болезни страны. Наш украинский народ глубоко болен, во всяком случае, та часть, которая поддержала майдан прямо или косвенно. Это продолжается еще с ющенковских времен, с 2004 года. Тогда еще было понятно, что все эти майданные шоу — это антихристианское явление.

По сути, люди поцеловали дьяволу хвост и облизали ему копыта. В 2004 году было то же самое, а сейчас уже с кровью, более нагло.

- Давайте честно говорить, ведь большинство майданщиков (во всяком случае, в 2004 году) были прихожанами Московского патриархата…

— Да, но не большинство, а значительная часть.

- Я помню, что священники Московского патриархата отец Петр Зуев и другие в 2004 году даже палаточную церковь устроили на майдане. Я это к чему: сама церковь чувствует ответственность за все это? Ведь можно сказать, что Московский патриархат недоработал…

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

- Не секрет, что в Украинской православной церкви Московского патриархата долгое время среди части архиереев и священников существовало автокефалистское крыло, которое ставило перед собой задачу церковного разрыва с Москвой и создания украинской поместной церкви. Считалось, что главой этой партии является нынешний митрополит Александр (Драбинко), но ведь мы же прекрасно понимаем, что он не мог бы так в открытую действовать, если бы не покровительство самого покойного ныне киевского митрополита Владимира. Почему в церкви не раздавались голоса против такого положения вещей?

Вообще, украинская церковь обладает очень ограниченным ресурсом самооценки. Она должна признаться в этом, она должна понять, что у нее очень мало интеллектуальных и духовных сил для полноценной автокефалии. Но они себе в этом не признаются.

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

На самом деле, там, в этой автокефальной партии, мало потенций, мало ресурсов. Когда пена уляжется, когда начнется разбор эпохи Блаженнейшего Владимира, то поймут, что она характерна не только его личной праведностью, но она характерна и еще какими-то серьезными кадровыми просчетами. Об этом пока никто не говорит. Видимо, время не пришло. Так получилось, что он, праведный человек, окружил себя непонятно кем. И у меня вопрос: почему так происходит, что праведный человек часто окружает себя непонятно кем?

- Может, это было связано с его болезнью и немощностью в конце жизни?

Но, повторяю, еще не пришло время для ответа на эти вопросы.

- А при новом киевском митрополите Онуфрии кадровая политика будет лучше?

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

- Отец Андрей, в вашей вечерней проповеди, которую я слушал перед нашим интервью, вы сказали, что Запад хочет уничтожить Россию не из-за нефти и газа, а из-за православной веры. Вы не могли бы пояснить вашу мысль, почему так?

— А Запад сам не понимает этого. Вера же — это иррациональная вещь. Можно одеть смокинг и бабочку, есть икру, говорить по-французски, но до тех пор, пока русский человек не откажется от православия, он не будет своим на Западе.

Если ты в воскресенье идешь в церковь, если для тебя есть какие-то табуированные вещи в вопросах этики, если ты еще молишься Христу воскресшему и исповедуешь веру Восточных Отцов, сохраняя при этом стилистическую европейскость, то ты всегда будешь для европейцев врагом. Я так чувствую. Они, конечно, могут себе все это по-другому формулировать.

- Вот вы человек, переживший в Киеве два майдана, а сейчас служащий в одном из храмов Москвы, как чувствуете, может ли в России произойти майдан?

— В плане возможности может быть все и везде. Я никогда не кривил душой и говорил, что майдан 2004 года — это нечисть. Белоленточники — это нечисть. И Болотная — это нечисть. Евромайдан — это нечисть в квадрате.

Думаю, что понижение народной праведности ниже некой ватерлинии — это спусковой крючок для таких вот процессов. Плюс некоторая слабость верховной власти.

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

Я чувствую, что Украина сама по себе никому не нужна. Все эти майданы в ней сделаны для России и против России. Может, разве что нужны земли Украины для выращивания на них рапса, чтобы было биологическое топливо для немецких машин. Может, и украинские девушки еще нужны где-нибудь в Голландии — или чтобы за престарелыми ухаживать.

А вообще Украина сама себе не нужна — а не то, что кому-то.

Нужна серьезная вертикаль власти, и власть должна быть зрячей, а народ должен быть здоровый, молящийся и работящий. Тогда не будет социальной базы для подобного бесчинства. Майдан — это бесовское дело, дьяволизм, поддержанный многими людьми, почему-то ослепшими.

— Люди-то хорошие, они везде одинаковы, на самом деле. Русские и украинцы — это одни и те же люди. Смертно согрешает тот, кто говорит, что Украина — не Россия.

Психологически, типологически, ментально, внутренне-сердечно — это совершенно один и тот же народ. В Архангельске и Чернигове, Краснодаре и Сумах.

Поэтому я себя чувствую совершенно естественно. Я и в Нью-Йорке среди русских прихожан чувствовал себя совершенно естественно, а тут тем более.

Отец Андрей Ткачев: Евромайдан - это бесовство в квадрате

Москва — это святой город. На глубине Москвы лежат праведники, как и на глубине Киева лежат святые отцы Печерские. Кстати, никто о них не думал как о факторе, о том, что они могут быть ключевыми участниками событий…

- А как это?

А Москва такая же святая. В ней нет своих пещер, но в ней есть сотни храмов, Кремль, огромное количество святынь и, кстати, очень праведное духовенство.

Духовенство Киева к стыду нашему и рядом не стояло с тем обилием праведных, мудрых и добрых священников, которые есть в Москве. За 21 год священства я не встречал столько праведных священников, сколько за полгода здесь, в Москве.

Читайте также: