Как сделать сжатое изложение по русскому языку 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушкас сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришлидве маленькие девочки с кузовками, поклонились пнюи пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтяпоклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялисьпню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришлабабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились,пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесьв лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своейгордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села намолодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничеготы не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсене тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и техне находят. Давно уже всё обобрали.
(В. Катаев)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Горшкова Елена Геннадьевна,

МОУ СОШ №42 г.Твери,

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи.

Образовательные цели урока:

– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста;

– знакомство с основными способами сжатия текста;

– формирование навыков сжатия исходного текста различными способами;

– формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

– отработка умения понимать и преобразовывать информацию;

– формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие цели урока:

– развитие навыков восприятия текста, выделения микротем;

– развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.

Воспитательная цель урока:

– пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,

подробное изложение – на формочку поменьше,

сжатое изложение - на самую маленькую.

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.

Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких предложений.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. (Николай Носов.)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

- замена однородных членов обобщающим понятием (словом).

Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (Николай Носов.)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Эти книги лежали у него повсюду.

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена сложноподчинённого предложения простым.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)

Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

Как писать сжатое изложение

- Внимательно прослушайте текст.

- Выделите важные, необходимые мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. (По Л. Успенскому)

ЗАСЕ́КА и ЗА́СЕКА, -и, ж.

1. Преграда из наваленных деревьев. На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Устар. Заповедный лес.

Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

- Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

2. О происхождении некоторых географических названий:

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

Работаем над первым абзацем

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

- Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.

Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

- Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Работаем над вторым и третьим абзацами

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570.

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся, -ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши, на диване)
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской, смотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на , (расставил)

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

img

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь. Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк)

↑ Изложение по рассказу А. Куприна "Ю-ю"

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.)

↑ Подробное изложение "Отважный пингвинёнок"

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому)

↑ Сжатое изложение "Первый снег"

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
-Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

↑ Изложение "Заячьи лапы"

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево¬жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на¬чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не¬го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни¬ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.
(К. Паустовский)

↑ Изложение "Встреча в тайге"

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

↑ Выборочное изложение с изменением лица "Последний лист орешника"

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Читайте также: