Как сделать сюжет

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.

Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Что такое сюжет

Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.

Существуют разнообразные виды сюжетов:

Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.

Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.

Лучшие техники для создания сюжета

Многие начинающие писатели пребывают в розовых очках, думая, что главное в их работе – вдохновение. На самом деле это слишком неустойчивая материя, и полагаясь только на нее, – вы мало чего добьетесь. Со временем каждый автор понимает, что ему нужны простые и рабочие методы генерирования идей, ведь ему приходится делать это ежедневно. Вы можете пользоваться любыми креативными техниками, однако есть и некоторые специфические писательские методики.

Что будет, если.

А теперь попробуйте применить это вопрос к указанным темам. Что, если блэк-аут продлится не запланированные несколько часов, а продолжится пару суток? Что, если астероид это на самом деле инопланетный корабль? Что, если пожарный вдруг столкнется с какой-то непривычной для него стихией, например, потерпит кораблекрушение? Развивайте цепочку вопросов дальше, тем самым выстраивая сюжет.

Почему?

Используйте свои сны

Используйте инверсию

Мозговой штурм, майнд-карты и все-все-все

Мы описали довольно специфичные техники, которые применяются для конкретной цели – создания сюжета. Но, конечно же, в своей работе вы можете использовать и более общие методы, помогающие в генерировании новых идей. Больше об этом читайте в статьях нашего сайта, посвященным креативности.

Резюме

Дверь, знак вопроса, создать сюжет книги, интересный, увлекательный

Можно ли создать интересный сюжет? Есть ли способы?

Почему люди читают те или иные книги или смотрят фильмы с увлечением? Отчего другие книги и фильмы у публики вызывают зевоту?

Как создать книжную историю, от которой читающая публика не сможет оторваться? Существуют ли способы производства увлекательных сюжетов?

Ответ: да, существуют.

Сюжет создаёт герой. Характер рисуют поступки

Главному герою — главное внимание читателя. По воле автора (творца, создателя!) герой обладает точно очерченным характером, проявляющимся в деле, и конкретными способностями, применяемыми на практике.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает и допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. Четверть века практики.

Бесцветный герой читателя не увлечёт. Необходим выпуклый запоминающийся характер. Классический пример: белая ворона, герой-аутсайдер, который не желает быть объектом насмешек, жертвой людей и обстоятельств, неудачник, который бунтует, борется, идёт наперекор судьбе и в конце концов побеждает. Победа даётся ему нелегко; поначалу кажется, что он вот-вот проиграет, ибо весь мир против него. Упрямого героя будут любить многие. Упрямство, воля, стремление к свободе, к цели и счастью — они заразительны.

Три кита хорошего сюжета. Увлекательность, оригинальность, достоверность

Увлекательность. Содержательно её производят: 1) воображение, рождающее частые сюжетные повороты; 2) стиль, т. е. узнаваемый авторский язык, воплощающий в тексте авторское воображение; 3) умение держать ровный темп повествования на протяжении всей книги. Замедление темпа, где читатель погружается в скуку, а равно и ускорение, где читатель станет ругать автора за пренебрежение психологизмами, недопустимы.

Формально увлекательность, с головой погружающая в книгу, производится единственным описательным элементом — действием. Именно оно стимулирует запойное чтение. Уже рассвет за окошком, спина болит, глаза болят, а человек всё читает роман.

Фильм — это кадры, одномоментные сцены-картинки; книга — это поток слов, заключённый в рамки глав. Повествование — атрибут книги; этим литература богаче кино. Действие в романе может подаваться в темпе аллегро, подаваться рублеными фразами, а может описываться в неспешной манере, в медленно-детализированном стиле. Это искусство, и вот тут как раз никаких схем нет. Но при любом стиле действие остаётся действием — актом. Наскучивают читателю те авторы, которые, не умея выписать действие сцена за сценой, подменяют его болтовнёй, многословными диалогами персонажей. Вместо описания непосредственного участия героев в событиях автор-халтурщик подсовывает читателю пересказ действия в диалогах. Диалоги — необходимый инструмент литератора, однако главным инструментом в повествовании служат описания действий. Автору, заметившему, что у него на его страницах вместо прямой передачи действий разрастается, ветвится бесконечный диалог, нужно зачеркнуть написанное и пересмотреть композицию главы. Возникла угроза скуки!

Оригинальность. К ней как к таковой стремиться не нужно, ибо оригинальный сюжет к XXI веку стал в мире литературы зверем редким. Кроме того, неизбитым сюжетам, к которым приходится привыкать или адаптироваться, публика предпочитает сюжеты знакомые. Поэтому намерение создать оригинальный сюжет не вступает в противоречие с общим заимствованием обкатанных идей. Ортега-и-Гассет ещё когда говорил о выработанных сюжетных каменоломнях!

Очень хорошо, когда в сюжете проступают контуры сказки, мифа или чего-то известного, публике знакомого.

Очень хорошо, когда сюжет строится на вечных мотивах. Пружиной увлекательных сюжетов тысячелетиями служит конфликт: противостояние, борьба. Вот горючее, питающее бесперебойно работающий мотор фабулы: месть. Книга наполнена непрерывным сражением справедливости с несправедливостью? На её страницах насилие получает отпор? Её главный герой от глухой обороны переходит к атаке, одолевает мерзавцев-врагов и торжествует, обретя величие и любовь, а попутно добыв и деньги? Ура, вместе с автором дойдёт до финала и читатель!

Писатель, обходящий стороною тему денег, рискует потерять читателей. Деньги непременно должны крутиться где-то возле героя. Если они не достанутся ему в первой книге дилогии, пусть достанутся во второй.

Деньги — формальное (знаковое) выражение почти всех потребностей человека. Писателю следует приклеить на кабинетную стену картинку с пирамидой Маслоу. Если в начале романа герою не хватало каких-то уровней этой пирамиды, то в конце он должен овладеть всеми пятью.

Минуточку! Деньги, месть и другие мотивы. Вечные.

Тогда откуда же берётся оригинальность?

Подлинную оригинальность (точнее, литературную уникальность) даёт произведению авторский стиль. Стиль есть марка писателя; стилист узнаётся по тому, как он подбирает и расставляет слова. Вопрос не в том, что писать, но в том, как писать. (Ахтунг! Кто глумится над языком, кто оригинальность фабрикует, кто от содержания скатывается к голой форме, кто вместо увлечённости пробуждает у читателя недоумение, тот от писательства далёк.)

Достоверность. Последний кит захватывающего сюжета. Достоверность — продукт великолепного знания описываемого предметного мира, тщательной художественной детализации, выверенных диалогов, по каковым персонаж опознаётся без слов автора, искусства точки зрения с её эффектом присутствия.

Достоверное повествование вызывает у читателя доверие. Читатель, не доверяющий автору, не станет его покупателем.

Упаковка для сюжета. С композицией не шутят

По какой схеме создаётся интересный сюжет?

Ответ: по игровой.

Выстраивается игра: история с уровнями, снабжёнными всем, что перечислено выше (перечитайте). Читатель втягивается.

Шаблон формы: цепь эпизодов, состоящих из промежуточных конфликтов и их разрешений. Глава — уровень, эпизод — подуровень. Конфликтность идёт волнами, поднимаясь и опадая; высота волн постепенно нарастает. Читатель волнуется — погружается в книгу, не спит. К девятому валу кульминации сводятся основные линии предыдущих конфликтов; за ударом вала открывается гладь развязки.

Лучше всего обрисовать конфликт прямо в завязке. Подать прямым действием, запечатлеть событие в движении, как бы серией кадров-снимков. Представить главного героя в первой же строчке — отличная идея.

Семейная жизнь не удалась, и я решила уйти от мужа. Я пошла в банк взять денег на дорогу. В среду, дождливым мартовским днём. Улицы были почти пустынны, и в банке тоже всего несколько клиентов — ни одного знакомого лица.

как придумать оригинальный сюжет

Не разбрасывайтесь идеями

Стремитесь к идеальной завязке

Развивайте творческие способности

Творческие способности можно развивать. Больше практикуйтесь, критически перечитывайте написанное, шлифуйте тексты до состояния ограненного алмаза. Не огорчайтесь отсутствием видимого прогресса — путь этот долог, результаты проявляются не сразу. Весьма способствует развитию творческих способностей знакомство с творчеством мастеров, идет ли речь о литературе, театре или кинематографе.

Не усложняйте

Мир действия

Конец — делу венец

Говорят, количество базовых сюжетных линий и архетипов персонажей ограничено. Говорят, все происходящее в жизни и на страницах книг — лишь очередное комбинирование ограниченного набора основных инстинктов, чувств и эмоций, моделей поведения и типичных ситуаций и реакций. Говорят… но это то же самое, что впихивать все проявления любви в жесткие рамки гормональных процессов и базовых инстинктов. Тоже и с сюжетами. Пусть в каких-то деталях они повторяют заезженные темы, но всегда можно показать даже прописные истины с необычной стороны и придать сюжету оригинальности интересными описаниями и неординарными действиями действующих лиц.

Читайте также: