Как сделать связанные модули в архикаде

Обновлено: 07.07.2024

Программа предоставляет несколько способов фильтрации элементов в 3D. Простейший и наиболее понятный – это просто включить или отключить слои: либо вручную, либо с помощью комбинаций слоев. Включенный слой виден на поэтажных планах, разрезах/фасадах и 3D-видах; если же объект расположен на выключенном слое, то он не будет отображаться нигде.

Другой способ ограничить видимость элементов в 3D – это выбрать несколько нужных нам объектов на поэтажном плане (с помощью стрелки-указателя, SHIFT + щелчок или команды Выбрать все (Select All) для определенных объектов из меню Редактор (Edit). Далее выберите команду Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) -> Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Или: правый щелчок мышью, а затем выбор команды Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Еще один способ – использовать горячие клавиши (PC: F5; Mac: F4).

Если выбрать инструмент Бегущая рамка (Marquee) и охватить такой рамкой часть поэтажного плана, то с помощью тех же команд можно отобразить в 3D только те элементы, которые попали в пределы рамки. Причем рамка может иметь форму прямоугольника, скругленного прямоугольника либо произвольного полигона – с помощью последней опции можно получить в 3D очень интересные эффекты. Благодаря этому инструменту вы можете отобразить часть многоэтажного здания (утолщенная рамка) или только объекты текущего этажа (если рамка тонкая): эта опция настраивается на Информационной панели (Info box) – кнопка расположена сразу за символом инструмента Бегущая рамка. На рис. 12 и 13 демонстрируется работа утолщенной бегущей рамки, которая позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам.

Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам

Рис. 12. Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам

Результат работы утолщенной бегущей рамки

Рис. 13. Результат работы утолщенной бегущей рамки

Несмотря на то что бегущая рамка обрезает модель, все элементы можно выделять и редактировать. При выделении обрезанные объекты выделяются целиком – программа отображает границы объектов с помощью узловых точек, которые могут отобразиться за пределами границ рамки (именно такая ситуация представлена на рис. 13). Это функция помогает визуально контролировать, какая часть объекта отображается в 3D. Обратите внимание, что если переместить объект на границу рамки, можно получить его сечение или даже скрыть его (если вывести объект за пределы границ).


Совет. Вы можете выбрать элементы непосредственно в 3D и, щелкнув правой кнопкой мыши либо с помощью горячих клавиш, вызвать команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Вы сразу же увидите выбранные элементы, а все остальные будут скрыты. Чтобы снова увидеть всю модель в 3D, выберите команду Показать все элементы в 3D (Show All Elements in 3D), которая появится вместо предыдущей команды. Эти действия можно выполнять как в окне поэтажного плана, так и в 3D-окне. Конечно, все они применимы только к тем элементам, которые расположены на видимых слоях.

Дополнительные возможности при построении 3D предоставляет и диалог Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D) пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) (рис. 14).

В 3D-виде можно отображать только часть объектов

Рис. 14. В 3D-виде можно отображать только часть объектов

C его помощью при построении 3D можно вообще отключать определенные группы элементов (например, крыши или объекты) или ограничивать видимость проекта определенным диапазоном этажей.

Бегущая рамка по умолчанию отображает только те объекты, которые попали в ее границы. Но есть возможность изменить принцип построения и, наоборот, отображать только те объекты, которые расположены за пределами рамки (например, для того, чтобы сделать сквозной туннель через все здание). Можно отображать и лишь те элементы, которые попали в пределы рамки целиком (отключите опцию Рамка как линия сечения (Trim Elements to Marquee), и пересекаемые объекты исчезнут из 3D).

Одна из моих любимейших функций при работе с большими и сложными проектами – возможность отключения окон и дверей (вместо них остаются пустые проемы). Эффективность работы с 3D и разрезами возрастает на порядки! При выполнении тестовых проходов и перед видеосъемкой каждая сцена строится быстрее, а значит можно побольше поэкспериментировать с траекторией, настройками камеры.

Еще одна интересная настойка диалога – Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D): возможность отобразить в 3D объемы зон (Zones) (рис. 15). Зоны зачастую используют для определения границ помещений и подсчета площадей на поэтажных планах, но их можно отображать в 3D для формирования объемов, блоков и анализа теней. Их высота регулируется в диалогах параметров каждой зоны. Зоны можно подрезать под скат крыши с помощью Операций над объемными телами (Solid Element Operations).

В 3D можно отображать объемы зон

Рис. 15. В 3D можно отображать объемы зон

Презентационные сечения и анализ модели можно выполнять с помощью команды пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) -> Секущие плоскости (3D Cutting Planes) (рис. 16 и 17). Этот диалог показывает модель в трех плоскостях (вид сверху, вид сбоку и фронтальный вид) и позволяет в любом из них линией задать плоскость сечения. Двумя щелчками задается сама режущая линия/плоскость, а третьим указывается часть, которая будет скрыта. Если нужен точный ввод высоты, воспользуйтесь полями в правой нижней части: сначала вводите координату первой точки, а затем, удерживая клавишу ENTER, вторую на той же высоте.

Диалог Плоскости 3D-сечений

Рис. 16. Диалог Плоскости 3D-сечений

Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений

Рис. 17. Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений

Единожды заданные плоскости запоминаются программой, но их всегда можно удалить в том же диалоге просто дважды щелкнув на линии сечения или воспользовавшись кнопкой Удалить все плоскости сечений (Clear All Cutting Planes).

Совет. Эффект подрезки здания можно включать/отключать с помощью команды Вид (View) -> С 3D-разрезами (3D Cutaway).

Секущие плоскости также сохраняются при сохранении вида в Карте проекта, поэтому к наиболее интересным видам можно возвращаться буквально одним щелчком мышки.

В ArchiCAD конструкции могут быть нескольких типов конструкций, в основном это: основная и многослойная и последняя в нашем случае часто оказывается полезнее первой делая наш проект намного информативнее. Многослойные конструкции нам позволяют:

1. Сформировать правильное отображение пересечения слоев конструкций в узлах и разрезах для передачи информации инженерам и строителям;

2. Измерять объемы материалов привязанных к слоям этих конструкций;

3. Оценивать энергоэффективность здания;

Пример оценки энергоэффективности здания на основе теплотехнических характеристик материалов в многослойных конструкциях.Разрез.

Пример оценки энергоэффективности здания на основе теплотехнических характеристик материалов в многослойных конструкциях.Разрез.

4. Форматировать отображение конструкций здания на планах, разрезах, фасадах и общих видах;

5. Рассчитывать дополнительные параметры при помощи формул (к примеру количество кирпичей, объем утеплителя, площадь мембран и подобное)

Настройка многослойных конструкций.

Где настраиваются многослойные конструкции ? - в менеджере многослойных конструкций, который можно включить разными способами:

способ 1. Переходите в менеджер редактирования многослойных конструкций путем: параметры>реквизиты элементов>многослойные конструкции;

способ 2. либо в настройки выделенной многослойных конструкций вы можете попасть через контекстное меню вызываемое правой кнопки мыши выделенного объекта:

дополнение. так же при нажатие пипеткой на интересующую вас стену или кровлю, можно воспользоваться первым способом и в менеджере будет выбрана многослойная конструкция привязанная к этой стене или кровле;

Настройка многослойной конструкции

Менеджер многослойных конструкций состоит из:

  1. Выпадающий список сохраненных многослойных конструкций;
  2. Кнопки управления выпадающим списком многослойных конструкций. При создание новой конструкции мы можем создать абсолютно новую конструкцию, либо дублировать старую с целью ее изменения;
  3. В окне редактирования слоев отображается список слоев. Внешняя сторона многослойной конструкции всегда вверху списка - это важно и про это нельзя забывать. Слои, как вы видите, бывает 2 типов (разделительный слой в виде линии и слой материала). Слой материала позволяет выбрать материал, выбрать перо, назначить его тип (ядро, отделка и другое) и задать ему толщину;
  4. Кнопки управления списком слоев. Кнопка "вставить слой" создает новый слой копирующий либо самый верхний, либо выбранный вами;
  5. Окно визуализации многослойной конструкции. Оно разделено на 2 части отображающие назначенные материалу, привязанного к слою, штриховку (в левой части) и цвет материалы (в правой). Стрелочку слева указывает выделенный слой;
  6. Список типов конструкций - позволяет привязать вашу многослойную конструкцию к разным типам конструкций здания. Если вы не выберете нужные вам конструкции на данном этапе, то созданная (или измененная) многослойная конструкция не будет отображаться в вариантах для стен, скатов и т.д.;

Настройка материалов для многослойных конструкций

Для настройки 1. многослойных конструкций вам понадобятся 2.перья, 3.типы линий, 4.менеджер материалов и 5.штриховки. Все данные реквизиты можно найти на одноименной панели "Реквизиты" или Параметры>Реквизиты Элементов.

Данные типы реквизитов можно рассмотреть в следующих статьях, т.к. настройка каждого из них это множество сложных и тонких моментов, но сейчас я остановлюсь на материалах и способах пересечений слоев многослойных конструкций.

Пересечение слоев многослойных конструкций.

Для пересечения слоев конструкций в той последовательности, которая нужна нам требуется, чтобы материалы пересекаемых многослойных конструкций имели правильно расставленные приоритеты материалов привязанных к слоям конструкций.

интерфейс менеджера строительных материалов. Материалы выделенные зеленой полосой относятся к конструкции выделенной перед включением данного менеджера.

интерфейс менеджера строительных материалов. Материалы выделенные зеленой полосой относятся к конструкции выделенной перед включением данного менеджера.

Так материалы совпадающие по приоритету и одинаково расположенные в слоях (снаружи или внутри) будут сливаться в один слой пересечение слоев перегородки. Цифры на красном фоне - порядковый номер, на зеленом - №приоритета. План.

пересечение слоев перегородок внешней стены. Цифры на красном фоне - порядковый номер, на зеленом - №приоритета. План.

пересечение слоев перегородок внешней стены. Цифры на красном фоне - порядковый номер, на зеленом - №приоритета. План.

На картинке показаны типичные ситуации, слои однотипной многослойной конструкции поворачивающей перегородки (в левой части рисунка) и сопряжение перегородки с внешней стеной (в правой части)

Слои однотипной многослойной конструкции плавно переходят один в другой, что происходит и в ситуации с внешней стеной, кроме среднего слоя 4 с материалом более высокого приоритета. Это связано с тем, что в перегородках используется шумоизоляция, а во внешних стенах утеплитель. Чтобы не путать эти материалы на чертежах и ведомостях они разделены, для более сильного различия можно также изменить штриховку и перо.

инструмент замечательный, давно им пользуюсь. Удобно, но до определенного момента. Когда несколько зданий в сводном файле имеют разные высотности этажей, когда здания расположены на крутом рельефе с большим перепадом между этажами отдельных секций и корпусов. когда сводный файл выполнен в абсолютных отметках рельефа, фунционал работы резко сокращается. приходится убирать релевантность стен, а стены, которые должны отображаться в определенных отметках слетают, приходится ломать голову где оставлять автоматическое дотягивание стены, где все прописывать вручную. в общем удобство сходит на нет. Кроме того, формат .mod морально устарел, он принципиально ни чем не отличаеися от pln, только легче весит не содержит лэйауты. качует из версии в версию уже лет 10. Давно пора мод внедрить в файл и использовать логику динимического компонента, как в скетчап. чтоб без слепого сохранения в отдельный файл, а прямо в рабочем поле архикада можно было бы плодить клоны и варианты клонов. дублировать, связывать и разрывать. и при необходимомти импортировать в отдельный файл .mod

Спасибо, Сергей. Очень информативно. Но хотелось бы больше услышать про решение проблемы синхронихзации атрибутов между модулями.

Спасибо за освещение этого инструмента , т.к. многие молодые специалисты , выпущенные из стен архитектурных вузов как правило в своем резюме отлично себя рекламируют , а по факту , при первом тест-задании не могут работать в команде - не знают озов простого архикада - что нужно менять в нашем образовании

Инструмент очень удобный , но сетевой админ , который настраивает что -то в каждой кампании , тоже должен минимум пройти азы архикада , тогда - все лежит по полочкам - НО при переносе всего проекта на другой рабочий стол , не имеющий всех атрибутов в арсенале библиотек - тут будут ПРОБЛЕММЫ


Объединить перекрытия (slab) в ArchiCAD в прямом смысле этого слова, невозможно. Но решить эту задачу можно следующим образом.

screen7

Необходимо выбрать опцию Добавление к многоугольнику и затем нажать и удерживать клавишу пробел. При этом наш курсор превратится в инструмент Волшебная палочка, кликнув которым на контур другого перекрытия, базовый элемент расширится до его границ. Важно, чтобы изначально контуры двух элементов соприкасались, иначе операция не даст результата. В итоге мы получаем базовый элемент расширенный до границ второго элемента. В заключении не забудьте удалить второй элемент, т.к. он остается в своих исходных границах.

Информация также актуальна для инструментов Рельеф, Штриховка, Крыша, Морф.

Читайте также: