Как сделать свистульку из глины

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Глину вынимают из земли в уже известных местах. В средней полосе России этот природный ископаемый материал можно отыскать практически везде. Глина должна предварительно вылежаться несколько месяцев в большой емкости. В нее надо периодически подливать воду и накрывать сверху пленкой для относительной герметичности.

Возьмите вымоченную глину, разложите ее на куске ткани и высушите. Затем разбейте куски молотком до сыпучего состояния песка, положив их предварительно в мешковину. Просейте глиняный песок через сито.

Снова залейте водой в соотношении 1:2 на одни сутки. Достаньте глину и, выложив на плоскую поверхность, подсушите до рабочего состояния.

Свистулька птичка

Об изготовлении свистулек знают, конечно, не многие, но наверно каждый хоть раз видел, как лепятся такие игрушки. Сделать свистульку птичку поможет поэтапный мастер-класс.

Материалы:

  • Глина.
  • Печь для обжига.
  • Палочки.
  • Стека.

Ход выполнения работы:



Из глины влажными руками начинаем катать шар размером не больше куриного яйца.

Свистулька петушок готова к использованию.


ЧИСТЫЙ ЗВУК ГЛИНЯНОЙ СВИСТУЛЬКИ

Свистульки кирилловские утицы. Автор — А. Бондарь.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения — зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих — это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

Блинов Г. Глиняные соловьи из села Кожли. — 1976, № 4.

Блинов Г. Праздник красок: [Дымковская игрушка]. — 1975, № 9.

Блинов Г. География русской глиняной игрушки. — 1971, № 9.

Грашин Н. Глиняная игрушка из села Жбанниково . — 1992, № 10.

Зиневич А. Поющая глина. — 1975, № 10.

Константинов И. Игрушки северного края. — 1989, № 12.

Константинов И. Хлудневская игрушка. — 1991, № 5.

Глиняный гусь

Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.

Для работы потребуются:

  • Художественная глина.
  • Вода.
  • Краски.
  • Печь для обжига.

Поэтапное выполнение работы:

  1. Каждая игрушка, создаваемая в дымковском стиле, имела основание, поэтому сначала вылепим его для нашего гуся.
  2. На основание нужно слепить туловище гуся и вытянуть сразу из него шею с головой и клювом.
  3. К туловищу нужно прилепить два крыла. Их делаем из небольших скатанных глиняных шариков. После придания им формы приделываем их к телу гуся.
  4. Скатав ещё один небольшой шарик из глины, делаем кепку и приглаживаем её к голове птицы.
  5. Ставим в печь на обжиг нашу заготовку для игрушки.
  6. После того как произошёл обжиг можно приступить к окрашиванию гуся.

В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап — это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.

Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2—3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым. Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.

29.04.2015 в 20:00

У меня была мечта в детстве, иметь такую свистульку.. прошли года, а её у меня так и не было. Никогда не лепила с глины, но хочу исполнить детскую мечту)

30.04.2015 в 03:44

Карина, главное начать, и у вас все получится)

30.04.2015 в 10:52

жаль, у меня не получается, с свитком, делаю делаю, глины наемся., наверно надо инструмент хороший найти мне.

30.04.2015 в 12:26

Главное, чтобы была тонкая ровная лопаточка. Как вариант, можно из полотна для ножовки по металлу сделать — будет гарантировано одной толщины.

03.04.2018 в 09:23

Отверстие пробуй круглое сделать.

22.06.2015 в 10:12

ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ из СКАЗКИ. ;)) а расскрашивали чем?))

24.06.2015 в 16:59

Это акриловые краски. Можно ангобом — это такая глина цветная. Ангоб наносят до обжига, а краски — после.

28.10.2015 в 11:17

Сделаем с детьми на кружке. Спасибо за подробные объяснения!

09.12.2016 в 18:46

Написано здорово, сразу хочется попробовать.Спасибо.

22.12.2016 в 14:39

Спасибо, все получилось! Очень доступно и понятно.

21.03.2017 в 19:09

Спасибо вам огромное за этот замечательный мастер-класс. Доступно и понятно !) у меня все сразу получилось:) добра вам и успеха в творчестве:)

22.03.2017 в 05:54

26.06.2017 в 15:07

я взял палочки для суши. ножиком их наточил как надо и прошелся мелкой шкуркой. превосходный инструмент для такой работы .

21.02.2018 в 04:04

Я на знаю где брать глину хочется попробовать сделать птичку.

21.02.2018 в 06:02

28.02.2018 в 12:06

Спасибо! обязательно попробую и глину как раз купила.

21.09.2019 в 18:00

Подскажите пожалуйста, а дома в духовке, как можно обжечь глиняную игрушку? Достаточно ли 230-250 градусов?

22.09.2019 в 05:30

Обычная глина обжигается при температуре около 1000 градусов, начало спекания — где-то около 600. Можно попробовать в костре обжечь или дровяной печи, например, в банной. Только сначала заверните изделие в какую-нибудь тряпочку и положите в консервную банку, чтобы нагрев был не очень резкий. Также сейчас есть в продаже много разных безобжиговых самозатвердевающих масс, есть и такие, что запекаются в духовке — их можно найти в канцелярских магазинах. Успехов!)

Обезьянка из солёного теста

Для того чтобы слепить что-то необязательно покупать глину. Да и обжечь её не у всех есть возможность. А вот сделать игрушку из соленого теста может каждый.

Для теста потребуется:

  • Мука 200 гр.
  • Соль 1 ст.
  • Вода 4 ст. л.
  • Масло растительное рафинированное 1 ст. л.

Размешиваем как следует муку с солью. Постепенно вольём масло и следом за ним воду. Как следует, вымешиваем, оно не должно прилипать к рукам, но следите за тем, чтобы также не начало крошиться. В том случае, когда крошиться доливаем воду, а если, наоборот, липнет к рукам то муку.

Материалы для обезьянки:

  • Тесто.
  • Нить вязаная 30—40 см.
  • Акриловые краски.
  • Кисти.
  • Маленькие ножницы.
  • Термопистолет.
  • Стека.

Приготовив все материалы можно смело приступить к лепке.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Преподаватель: Данилина Римма Геннадиевна

Изготовление глиняной свистульки. Мастер-класс.

Цель: научить лепить свистульку.
Задача: добиться извлечения звука.
Оборудование: глина, инструменты для лепки.

План мастер- класса :
1. Подготовка всего необходимого для лепки.
2. Объяснение темы мастер-класса.
3. Практическая работа участников мастер - класса совместно с руководителем.
4. Приемы и способы лепки: проминание, скатывание, деление на части, вытягивание, декорирование, сверление отверстий, извлечение звука, заглаживание.
5. Подведение итога

Из литературных источников известно, что самой древней игрушкой, сохранившейся до наших дней, является керамическая. Изготовление глиняных игрушек - особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, абашевские и др. Практически это ремесло распространено во многих странах мира.
Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Но изготовление игрушки-свистульки приобщает детей к мировой культуре, помогает вырабатывать усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают моторику рук.
Для работы понадобится глина, инструменты, вода, тряпочки.

Как и всю керамику, свистульки делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав керамической массы - это глина. В природе она встречается очень часто различных цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый. Отсюда и название - красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле. Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину) не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др.

Глина, прошедшая определенный технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий, называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться упрощенной технологией. покупать и в интернет - магазинах.

Инструменты и приспособления

Основные инструменты при лепке - это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним относится игла, пичужка, трубочки и штампы.

Лепка и декорирование свистульки "Птичка"

1. Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара диаметром 40-50мм

2. Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм

3. Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сглаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости

4. Соединим стенки полости, сформируем мундштук

5. С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоянии 20-30 мм от устья.

7. Приступим к настройке свистка. С помощью иглы срезаем слой глины с наружной и внутренней частей края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы. В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен находиться напротив острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколем трубкой диаметром 3-4 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Лепка и декорирование свистульки

8. Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножки, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий.

9. Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножко подсохнуть) методом вдавливания во влажную глину штампов.

Процесс длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы изделия). Высушенная свистулька приобретает определенную прочность.

Обжиг - это последняя и самая ответственная операция. Ошибки при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др. Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим является в муфельной печи.

Из литературных источников известно, что самой древней игрушкой, сохранившейся до наших дней, является керамическая. Изготовление глиняных игрушек - особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, абашевские и др. Практически это ремесло распространено во многих странах мира, в том числе и Республике Молдова (Рис. 1).

Свистульки молдавских мастеров

Свистульки молдавских мастеров

Свистульки молдавских мастеров

Свистульки молдавских мастеров

Свистульки молдавских мастеров

Свистульки молдавских мастеров


рис. 1. Свистульки молдавских мастеров

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают моторику рук.

Нам понадобится материал, инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами), инструмент можно легко сделать, а, если нет печи - тоже не беда: я расскажу, как без нее обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.

Как и всю керамику, свистульки делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав керамической массы - это глина. В природе она встречается очень часто различных цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый. Отсюда и название - красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле. Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину) не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5% песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий, называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:

1. Накопать глину в карьере заступом. Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом, в пригодности месторождения.
2. Разложить комки на чистой поверхности и высушить.
3. Измельчить молотком и удалить механические примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4. Растворить измельченную массу в ведре с водой (одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5. Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней - осветленная вода. Осторожно слейте воду.
6. Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7. Высушить до консистенции густого теста (перестанет прилипать к рукам).
8. Произвести перемин глины для удаления пузырьков воздуха.
9. Проверить качество: скатать валик диаметром 15-20 мм и медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их мало, из такой массы можно делать свистульки.
10. Готовый материал поместить в полиэтиленовый пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.

Совет: если Вы хотите сделать всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых сама природа это сделала. А если не получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала: можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д. Есть художественные магазины, в которых можно приобрести керамическую массу для любых изделий. Наверное, можно ее покупать и в интернет - магазинах.

Основные инструменты при лепке - это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним относится игла, пичужка, трубочки и штампики.

Игла (Рис. 2) служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм. Опытные мастера используют для этих целей иглу от медицинского шприца.

Инструменты и приспособления


увеличить
рис. 2. Игла: а - общий вид; б - отрезание; в - подрезание сверху; г - подрезание снизу; д - извлечение из полости свистка кусочка глины

Пичужка (Рис. 3) - это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в мундштуке.

Инструменты и приспособления


увеличить
рис. 3. Пичужка

Инструменты и приспособления


рис. 4. Трубка

Штампики (Рис. 5) служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами различной геометрической формы и другие предметы.

Инструменты и приспособления


увеличить
рис. 5. Штампики

Еще понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины, пропитанной горячей олифой.

Печь для обжига


рис. 6. Печь для обжига

Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно оснащаются школьные мастерские (Рис.6). Хорошо, если она снабжена прибором контроля температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий, управляемые компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно приобрести через интернет - магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь в костре, духовке, на газовой или на электрической плите с приставкой. Качество, конечно, не то, но вполне прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.

Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы, нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного ее остывания.

Обжиг в костре


Обжиг в костре

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900 °С. Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь температуры до 750 °С.

Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь.

Жителям сельской местности при необходимости можно вполне воспользоваться многовековым опытом. На ровной площадке укладывают куски кирпичей и в первую очередь ставят на них крупные вещи. Затем кладут изделия средних размеров и капсели с мелочью (рис. 2). Пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Жечь костер нужно по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее становится керамика. Но если вещи имеют чисто декоративное назначение, то не обязательно добиваться от черепка каменной твердости.

Мелкие изделия в капселях можно обжечь в костре и другим способом (1). На ровной площадке вырывают неглубокую ямку. На ее дно укладывают решеткой дрова и ставят капсели из консервных банок. Яму засыпают древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли. На подготовленной таким образом площадке разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если котер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные изделия.

Обжиг в муфельной печи

Обжиг в муфельной печи

На современном производстве обжиг керамики производят в муфельных печах с большими обжиговыми камерами. Керамисты, работающие в городе, заказывают для себя печи поменьше. Ну а керамисты-любители порой делают муфельные печи своими руками. Из всех известных конструкций самая простая и доступная — муфельная приставка к электроплитке. В ней можно обжечь сразу несколько мелких изделий либо одну сравнительно крупную вещь (рис.).

Приставка представляет собой цилиндрический колпак из огнеупорной глиняной массы (1 часть глины на 3 части толченого огнеупорного кирпича либо обломков диска от старой электроплитки). Колпак является рабочей камерой муфеля (1). Вылепить его можно одним из способов, применяемых в ручной формовке. Из той же массы лепится смотровая трубка, предназначенная для наблюдения за ходом обжига (4). Цилиндр делается с таким расчетом, чтобы он упирался в края диска электроплиты. При формовке колпака нужно учитывать то, что при высыхании его диаметр уменьшится на 1/5—1/10 часть. Вылепленный колпак сушат при комнатной температуре не менее 4—5 суток, а затем помещают внутри металлического кожуха (7), сделанного из кровельного железа. В кожухе вырезают отверстие под смотровую трубку, закрывающееся шторкой (3). Чтобы муфельную приставку удобно было поднимать, на корпусе кожуха крепятся две скобчатые ручки (2).

Установленный в кожухе глиняный колпак прижимают сверху скобой (8), укрепив ее на стенке болтами с гайками. Сверху кожух закрывают крышкой из листового железа (5). В крышке вдоль края и в середине пробивают отверстия, необходимые для удаления влаги. Крышка крепится на четырех шурупах, которые ввинчиваются в заранее приготовленные отверстия. Но прежде чем закрыть крышку, внутрь кожуха насыпают асбестовую крошку, служащую теплоизолятором. (Такую крошку можно извлечь из старых металлических дисков от электроплиток.) Крошку можно заменить хорошо просеянной древесной золой, которая также является хорошим теплоизолятором. В русских печах недаром ее исстари использовали для длительного хранения раскаленных древесных углей. Обжигают камеру муфельной приставки непосредственно на электроплитке, которую устанавливают на лист асбеста и на два кирпича. При пользовании электроплиткой, конечно, не забывайте о правилах техники безопасности. На первой стадии обжига — примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Поэтому плитку периодически включают всего на одну минуту через каждые пять минут. Когда срок выйдет, плитку включают на полную мощность и приступают к обжигу камеры при более высокой температуре. Примерно через два часа заглядывают в смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, температура поднялась выше 900 °С и обжиг пора прекращать, выключив плитку.

Когда камера медленно остынет, в нее можно загружать глиняные изделия для обжига. Из-за одной вещи начинать довольно длительный процесс обжига не выгодно. Когда же наберется достаточное количество изделий, на диск плитки сначала устанавливаются самые крупные, а затем между ними и сверху укладывают те, что помельче. Отдельные фигурки закрепляют отожженной стальной проволокой. Приготовленные к обжигу изделия собираются в компактную кучку такой величины, чтобы она свободно накрывалась колпаком камеры. Гораздо проще добиться этого, если заранее сплести из отожженной стальной проволоки специальную корзину (9), которая должна свободно входить в камеру.

Если предстоит обжечь достаточно большую посудину с широким горлышком, то ее можно использовать в качестве вместилища для мелких изделий (10).

Опустив на электроплитку с установленными на ней изделиями муфельную приставку, приступают к обжигу. Он ничем не отличается от обжига самой камеры. То есть в течение двух часов происходит досушка изделий при небольшой температуре, для чего плитку периодически включают и отключают.

Потом обжигают при включенной электроплитке, пока изделия не накалятся докрасна. Закончив обжиг, муфельной приставке вместе с изделиями дают медленно остынуть.

1. Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара диаметром 40-50мм (Рис. 7).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 7.

2. Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм (Рис. 8).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 8.

3. Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости (Рис. 9).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 9.

4. Соединим стенки полости, сформируем мундштук (Рис. 10).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 10.

5. С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоянии 20-30 мм от устья (Рис. 11).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 11.

Лепка и декорирование свистульки


рис. 12.

7. Приступим к настройке свистка. С помощью иглы (Рис. 2 в,г) срезаем слой глины с наружной и внутренней частей края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы (Рис. 2 д). В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен находиться напротив острия клина (Рис. 13). Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколем трубкой диаметром 3-4 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

8. Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножки, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий (Рис 14).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 14.

9. Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножко подсохнуть) методом вдавливания во влажную глину штампиков (Рис. 15).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 15.

Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и определенную прочность (Рис. 16).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 16.

Обжиг - это последняя и самая ответственная операция. Ошибки при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др. Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим является в муфельной печи.

Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200 градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью. После обжига свистулька приобретет цвет кирпича (Рис. 17).

Лепка и декорирование свистульки


рис. 17.

Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке материала, известную кишиневскую мастерицу по изготовлению глиняных свистулек Надежду Тимошенко и моего бывшего ученика Льва Волошина.

Литература:

1. Геннадий Федотов. Глина и керамика, Москва, Эксмо, 2005.
2. Магомед Бугамбаев. Гончарное ремесло, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
3. Александр Миловский. Скачи, добрый единорог, Москва, Детская литература, 1981.
4. М.Г. Черейская. Русский сувенир, Ленинград, Аврора, 1978.
5. Журнал "Школа и производство", №12, 1991.

Главная деталь в свистульке из глины — это свисток. Различают три приема размещения свистка в керамической игрушке – свистульке. Первый – когда свисток выполнен непосредственно в теле фигурки (Абашевская, Кожлянская, современные игрушки). Второй – когда свисток вылеплен отдельно, а затем примазан к основной фигуре (Филимоновская, Вырковская игрушки). Третий – когда свисток лепится в виде конкретного образа птицы, а затем соединяется с основной фигурой. (Этот прием используется повсеместно в фигурах, где другие варианты невозможны).


Инновация современной методики лепки игрушки-свистульки заключается в том, что из целого куска пластичной глины лепится (методом вытягивания) полностью вся фигура, исключая мелкие и выступающие детали. Затем, с помощью специальной петли, выбирается внутренняя полость, причем петлей можно легко выбрать пустоту, повторяющую внешнюю конфигурацию изделия, то есть получать равномерную толщину стенок изделия (от 4 до 6 мм). Равномерная толщина стенок фигурки дает более качественный звук и большую гарантию от растрескивания при последующей сушке и обжиге.

На следующем этапе специальным пробойником пробивается воздушный канал прямоугольного сечения. Он призван формировать вдуваемый в свистульку воздух. Далее на пути воздушного потока примазывается острый выступ -расссекатель. Он представляет из себя пластинку толщиной 2,5-3мм, напомммииннаающую лезвие стамески, то есть с заостренным торцом. По размерам она должна быть больше отверстия, получившегося при выборке полости. Пластинку тщательно примазывают по месту с таким расчетом, чтобы острый торец ее отступал от выходного отверстия воздушного канала на 5-6 мм.

Теперь необходимо добиться максимально качественного звучания. Это достигается оптимальным расположением рассекателя относительно воздушного канала. Поступающий воз- душный поток должен рассекаться пополам – половина воздуха уходит в полость фигурки, половина – наружу. Оптимальное положение устанавливается легки- ми нажатиями пробойником на полость рассекателя, загибая его вовнутрь или приподнимая. Когда вы добьетесь максимально чистого и громкого звука, можно приступить к прокалыванию в стенках фигурки отверстий для пальцев круглой заостренной палочкой (5мм). Закрывая или открывая пальцами эти отверстия, вы легко заметите, что меняется тональность звука. Если вы обладаете музыкальным слухом, вам не составит большого труда настроить инструмент. Изменение тональности звука зависит от месторасположения и размера отверстий. Еще не затвердевшая глина позволяет легко замазывать неудачные отверстия и пробивать новые, то есть поиск идет методом проб и ошибок. Количество пальцевых отверстий может быть от 3-х до 7, это зависит от качества свисткового приспособления, размеров фигурки и пропорций внутренней полости.

Нужно помнить о художественной стороне дела – отверстия на фигурке лучше располагать на тыльной стороне, хотя они могут играть и декоративный характер. Например, на бравом солдатике пальчиковые отверстия могут располагаться на груди – в один или два ряда, в этом случае они гармонично будут имитировать пуговицы. Последний этап работы – примазывание к фигурке мелких и выступающих деталей (носик, глазки, ушки, пуговицы и т.д.) и нанесения стеком или штампиками декоративных линий, вмятин, фактуры. (Рисунок №3, 4, 5).



Необходимый инструмент А теперь подробнее об инструменте. (Рисунок №6). Петля изготавливается из сталистой (пружинной проволоки) диаметром от 0,8 до 1мм; причем один конец у нее прямоугольный, другой – закругленный. Сначала полость в фигурке выбирается прямоугольной петлей, затем в образовавшуюся яму прямоугольной формы вводят закругленную петлю и выбирают глину с боков, добиваясь равномерной толщины стенок изделия.


Другой необходимый инструмент – пробойник. Изготовить его можно на точильном круге из обломка ножовочного полотна. Один конец его прямоугольной формы и слегка заточен (как стамеска), а другой представляет из себя ножик. Воздушный канал свисткового приспособления пробивается прямоугольным концом пробойника. Покачивая пробойник, необходимо добиться высоты воздушного канала в 3 – 4 раза больше, чем толщина пробойника. В идеальном случае воздушный канал на входе имеет высоту 2,5 –З мм, а на выходе 1,2 – 1,5 мм. Он должен быть чистым, без крошек глины и иметь четкие, прямоугольной формы входное и выходное отверстия.

Для начала полезно отработать технологию изготовления и настройки свистульки на простых геометрических формах – цилиндре или параллелепипеде. Приступая к лепке той или иной фигурки, следует продумать, в каком месте будет находиться свистковое приспособление. Например, у рыбки выгодно воздушный канал сделать во рту и, соответственно полость выбирать со стороны брюшка, а у солдатика канал пробивается на тыльной стороне кивера, а полость выбирается со стороны спины. Только после того, как будет отработана технология изготовления свистка на параллелепипеде или цилиндре можно при- ступить к лепке художественных образов.

Следует помнить, что обожженная глина – весьма хрупкий материал. Поэтому игрушка-свистулька не должна иметь тонкие и далеко выступающие детали. Главная особенность скульптуры – объемно-пластическая трехмерная форма, а создается она с помощью лепки. Любые лепные работы выполняются пальцами и ладонями: скатывают бесформенную массу глины, сплющивают, сдавливают, оттягивают, заглаживают объемную форму. При мелкой и аккуратной отделке и декорировании поверхности изделия используют специальные инструменты – самшитовые или буковые стеки и палочки различного профиля. (Рисунок № 7). Стеки и палочки нужны для срезания лишних пластов глины, заравнивания поверхностей, выполнения углублений, работы в местах изгиба формы, нанесения фактуры и т.д.

Читайте также: