Как сделать су джок своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Актуальность . Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Новизна . Одно из направлений педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Д жок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего была выдвинута гипотеза , что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Цель использования Су-Джок терапии:

Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.

Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.

Развивать координацию движений у ребенка.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.

Принципы работы кружка :

Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).

Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).

Активность (участие воспитателей группы и родителей).

Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).

Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.

Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).

Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).

Методические рекомендации по организации занятий

Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей подготовительной группы.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка:

продолжительность занятий - 30 минут;

периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня:1 занятие в неделю . Всего 4 занятия в месяц. Итого 26 занятий в год. Не берутся в счет месяца – сентябрь, май;

схема организации занятий.

Формы организации обучения:

Специально организованное занятие.

Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);

затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);

открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);

воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);

повторение и развивающее задание (3-4 мин.);

итог занятия (2 мин.)

Пути реализации Су-Джок терапии:

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

5. Практические действия.

Массаж кистей, стоп и пальцев.

Этапы работы по Су-Джок терапии .

Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по Су-Джок терапии мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

атмосфера эмоциональных , положительных эмоций;

заинтересованность взрослых в успехах детей;

собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:

благоприятное воздействие на весь организм;

стимуляция речевых зон коры головного мозга;

развитие координации движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Су - Джок терапия - нетрадиционная здоровье сберегающая технология.

В. А. Сухомлинский.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Практическое применение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников.

Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, можно использовать самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.

Что представляет собой Су-Джок? Это колючий шарик, внутри него находятся два пружинистых колечка.

Достоинства Су-Джок:

- Высокая эффективность-при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность-неправильное применение никогда не наносит вред.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Приёмы работы с детьми:

- удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;

- удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;

- сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;

- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

- удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);

- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;

- прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;

- прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.

При выполнении упражнений с массажными шариками важно соблюдать ряд требований:

- чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;

- перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;

- каждое упражнение давать в игровой форме.

Знакомство с Су-Джок шариком проводиться в 3 этапа:

- Знакомство с Су-Джок шариком и правилами его использования,

- Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,

- Самостоятельное использование Су-Джок шарика в игре.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

В результате использования Су-Джок терапии:

- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

- Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Игровые упражнения для детей с Су-Джок шариком:

Массаж пальцев колечком (ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой.

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть
И ладошки согревать.

(катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха. И кусала всех от страха, (дети катают шарик между ладоней) Кусь, кусь, кусь, кусь.

(Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь. (дети катают шарик между ладоней).

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Ещё можно использовать Су-Джок для развития памяти и внимания у детей.

Ребёнок должен выполнить инструкцию:

- надень колечко на мизинец правой руки,

- возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину,

- назови, на какой палец, какой руки надето кольцо.

Использование Су-Джок шариков при автоматизации звуков.

Например: звук Ш. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение).

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Игры для развития фонематического слуха и восприятия:

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.
Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик,
(синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним
Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шустрова Елена Андреевна

Организация: ГБДОУ д/с №121 Выборгского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Что же представляет собой этот метод?

На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.

Использование массажных шариков "Каштан" в комплекте с двумя металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Задачи Су-джок терапии:

1. Стимулирование речевых областей в коре головного мозга.

2. Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации.

3. Снижение двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация мышечного тонуса.

4. Оздоравливающее воздействие на весь организм.

5. Повышение физической и умственной работоспособности детей.

6. Коррекция произношения, развитие лексико-грамматических категорий.

Полифункциональность Су-Джок стимуляторов в коррекционной работе:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • развитие звукового и слогового анализа слов;
  • активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие психических процессов;
  • развитие цветовосприятия;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • закрепление счетных операций.

Главные преимущества использования массажеров Су-Джок:

  • Безопасность использования;
  • Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
  • Можно использовать много кратно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
  • Самомассаж может быть включен в любое занятие;
  • Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;
  • Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;
  • Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Формы работы с детьми

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Буду шарик я катать.

По ладошке прокачу

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

(дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

  1. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков (поочередно надевать кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение для автоматизации звука )

Этот малыш – Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный)

Этот малыш – Алеша, (средний)

Этот малыш – Антоша, (безымянный)

А меньшого малыша

Зовут Мишуткою друзья (мизинец)

Эта малышка – Танюша, (на большой палец)

Эта малышка – Ксюша, (указательный)

Эта малышка – Маша, (средний)

Эта малышка – Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец)

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

  1. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе стаканчик, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в стаканчик, синий – под стаканчик; зеленый – около стаканчика. Затем, наоборот, ребенок должен описать действия взрослого.

Неоспоримые достоинства Су-Джок терапии:

  • Высокая эффективность –при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность –неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность –Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения, доступность –для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек; шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм: стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь, координация движений и мелкая моторика, происходит оздоровление организма в целом. Сочетание пальчиковой гимнастики, самомассажа с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности как в детском саду, так и дома.

Су-Джок – это не знахарство и не целительная практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Применение Су-Джок не требует никакого дополнительного оборудования, эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.

tool

Все чаще приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженны.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу (например, ребенок не может держать одной рукой основании пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.) А также особенностью таких детей с является отсутствие речи и задержка речевого развития.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи.

Но что можно сделать кроме пальчиковых игр, мозаики, штриховки, лепки, рисования? Как сделать занятия с детьми более интересными, разнообразными, в тоже время продуктивными для ребенка, чтобы максимально задействовать мелкую моторику рук, тем самым стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга, добиться более быстрых результатов коррекции речи?

Хотелось бы во время занятий вызвать у ребёнка положительные эмоции, заинтересовать его. Так же надо было учесть, что работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в коррекционной работе с детьми.

Одна из таких методик — Су-Джок- терапия, которая способствует не только развитию моторики ребенка, но и активизирует речь ребенка.

Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су – Джок направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Для проведения Су — Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Дети катают между ладоней шарики (они наощупь колкие, а колечки поочередно одевают на пальчики). Шариком стимулируем зоны на ладонях, руках, стопах, ногах, спине.

Высокая эффективность Су – Джок — терапии заключается в том что:

  • не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;
  • безопасность использования многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты;
  • включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки);
  • легок в выполнении;
  • проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей. Эта здоровье сберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можно пользоваться всю жизнь.

Массажный шарик Су-Джок для развития мелкой моторики

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Массаж специальным шариком Су-Джок.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком.

  • Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
  • Катать мячик в ладонях по кругу;
  • Перебирать мячик пальчиками;
  • Сжимать мячик пальчиками;
  • Крутить мячик пальчикам;
  • Подбрасывать и ловить мячик;
  • Сжимать мячик в руках;
  • Перекидывать мячик из одной руки в другую.
  • Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

Пример пальчиковой гимнастики в стихах (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Массаж эластичным кольцом

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла,
проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы ( например, по лексической теме): это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Также упражнения по тренировке движений пальцев рук, при помощи Су-Джок терапии, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение, способствуют развитию речевой функции ребенка. А совместное сотрудничество воспитателей и родителей воспитанников в этом направлении поможет ребёнку в будущем избежать многих проблем в школьном обучении.

Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизирует речь у детей и пожилых людей, перенесших инсульт, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные точки на конечностях. Западные педиатры, терапевты и массажисты давно признают положительное влияние от занятий с су-джок.

Основная работа производится с кистями и стопами, которые, с точки зрения восточной медицины, имеют схожее строение с телом человека. Холмы и впадины ладоней и ступней напоминают ребенка со всеми соответствующими органами и отделами. Считается, что ладони отвечают за переднюю сторону туловища, а тыльная сторона — за заднюю. На этих простых примерах видно, что принципы терапии могут быть понятны интуитивно, и только для углубления знаний потребуется специальное дополнительное обучение.

Что из себя представляет суджок-терапия?

Осуществляется терапия путем воздействия на активную точку, отвечающую за определенный орган. Стимуляция шариком активирует самостоятельные восстановительные процессы организма, благодаря которым происходит нормализация деятельности вплоть до клеточного уровня. Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

Еще одно преимущество шарика в том, что помимо оказываемого давления, которое можно получить при ручном массаже, он добавляет точечную стимуляцию благодаря шипам.

руки в су джок

Где купить суджок?

Купить су-джок шарик можно в любой аптеке вашего города, цена такого массажера обычно не превышает 50-100 рублей. Благодаря этому каждый желающий может приобрести его для проведения домашних реабилитационных и профилактических процедур.

В чем польза су-джок?

Показаний к суджок-терапии очень много. Это и сердечно-сосудистые заболевания, и проблемы с давлением, и артриты, артрозы, остеохондроз, онемение конечностей, головные боли и многое другое. Также она помогает при решении следующих задач:

  • укрепление здоровья в целом;
  • улучшение кровообращения, обмена веществ;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование ритма;
  • развитие речевых функций;
  • гармонизация внутреннего мира и душевного состояния, обретение спокойствия.

Важно! Терапия шариками су-джок эффективна сама по себе как немедикаментозное средство, но в некоторых случаях без лекарств не обойтись, поэтому не пренебрегайте рекомендациями врачей!

Как правило, су-джок терапия не имеет побочных эффектов. Она противопоказана:

  • страдающим тяжелыми психическими заболеваниями;
  • при наличии открытых ран и повреждений на руках и ногах;
  • при эндокринных заболеваниях в стадии обострения;
  • при повышенной температуре тела, при ОРВИ и других простудных заболеваниях;
  • при онкологических заболеваниях.

Су-джок для активизации речевого развития

В раннем детстве у человека формируются фонематический слух, речь, звукопроизношение, сенсомоторика. Детям, которые вовремя не получили необходимое речевое развитие, тяжело догнать своих сверстников. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для детей с речевыми задержками и нарушениями.

В логопедии су-джок активно используется, так как развивает:

  • фонематический слух;
  • лексику, грамматику;
  • ориентацию в пространстве;
  • произношение;
  • мелкую моторику.

Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.

Рекомендуется использовать шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.

Игры и упражнения с тренажерами суджок

В зависимости от конечной цели существуют различные направления упражнений с су-джок. Для развития речевых навыков актуальны следующие:

  1. Положить шарик на раскрытую ладонь и удерживать в таком положении не менее 30 секунд.
  2. Положить шарик на ладонь одной руки и прикрыть сверху другой, потом поменять руки местами.
  3. Сжимание и разжимание шарика в кулаке по очереди каждой рукой.
  4. Активное надавливание на иголки шарика пальчиками.
  5. Надавливание на массажер щепотью.
  6. Катание шарика по ладоням рук круговыми движениями, особенный акцент сделать по подушечке под большим пальцем.
  7. Прокатывание шарика по расправленным ладоням вверх-вниз.
  8. Удерживание массажера тремя пальчиками по очереди каждой рукой (задействуются большой, указательный, средний пальцы).
  9. Упражнения с кольцом заключаются в надевании его на каждый палец поочередно и передвижении вверх-вниз до конца при помощи большого и указательного пальцев другой руки. Один палец необходимо массировать ритмичными движениями не менее 1 минуты.

Важно! Не растягивайте кольцо и не оставляйте его на пальцах в перерыве между упражнениями, чтобы оно не деформировалось и не потеряло свои терапевтические свойства!

С помощью суджок-терапии определенные мышцы подготавливаются для перехода на следующий уровень активности. Занятия с су-джок также дают такой эффект, как повышение физического и умственного развития у детей и взрослых.

Принципы су-джок

Существует достаточно много вариантов упражнений с тренажерами суджок. Человек, который делает массаж (педагог или родитель), в процессе может их дополнять и придумывать свои. Главное, чтобы были соблюдены основные принципы использования су-джок:

Читайте также: