Как сделать студию звукозаписи в подвале

Обновлено: 30.06.2024

Собственная студия звукозаписи – достаточно специфичный вид бизнеса: преуспевает в нём только тот, кто имеет связь с музыкальным миром. Если правильно организовать процесс, даже небольшой стартовый капитал может обеспечить получение определённого и регулярного дохода в будущем. Об основных моментах открытия студии звукозаписи рассказывается в этой статье.

Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?

В нашей стране сегодня выигрывают студии, которые демпингуют в кризисе. Базу для этого имеют те, кто организовал свой бизнес на дому.

Большие звукозаписывающие студии с солидными площадями, дорогостоящей аппаратурой и неподъёмными ценами на услуги (зачастую действительно высококачественными) терпят убытки и обречены на простаивание. Связано это с отсутствием у наших меломанов высоких требований к качественному звуку. Большинству из них просто неведомо, что это такое и для чего нужно его добиваться. Поэтому переплачивать при данных обстоятельствах они не видят смысла.

Ещё один момент является важным в этом плане. В настоящее время музыканты, зная, что избежать пиратства не удастся, сами штурмуют Интернет в попытке опередить пиратов. А, как известно, глобальная сеть и качество звукозаписи абсолютно несовместимы.

На какие моменты обратить внимание перед тем, как открыть студию звукозаписи?

Студия должна иметь свои отличительные признаки, чтобы выделяться в серьёзной конкурентной среде.

Одним из таких моментов является жанровая специализация. Перед открытием нужно точно знать жанр музыки, которая будет записываться:

  • джаз;
  • рэп;
  • электронная композиция;
  • рок;
  • живой инструмент;
  • шансон.

Под выбранный жанр нужно будет настроить аппаратуру. Производить параллельно запись всех стилей практически нереально, если, конечно, совсем забыть о каком-либо качестве.

Открывая студию, нужно ориентироваться на то, что затраты на продукцию должны быть минимальными. Объясняется это тем, что компакт-диски служат в большинстве своём рекламными глянцевыми флаерами, которые вручают случайным прохожим подростки на шумных проспектах. Делается это с целью привлечения слушателей на свои концерты или внимания организаторов корпоративов. Прибыли продажа дисков не приносит. В такой ситуации думать о качестве звука, что называется, себе в убыток.

Помещение

Более приемлемый вариант для тех, кто только начинает бизнес – это минимум площади. В идеале – 2 комнаты (одна – для певцов и музыкантов, вторая – для звукооператора), а ещё лучше – 3 (последнюю оформить как гостиную, куда музыканты смогут приглашать своих почитателей и друзей). Общая площадь должна составлять не менее 60 кв. м. Аппаратная и зал для музыки должны быть разделены окном.

Организовать лучше всего студию на дому. Современные цифровые технологии позволяют осуществить идею создания домашней студии звукозаписи без особых проблем. Среди преимуществ – не надо будет платить за аренду помещения.

Если же по каким-то причинам нет возможности организовать бизнес у себя в квартире, то выходом может быть либо покупка помещения, либо его аренда. Не обязательно для этого вида деятельности выбирать центр или оживлённый участок города. Вполне подойдёт помещение, которое находится в спальном районе. Цена аренды здесь будет намного меньше, чем в центральной части. Главное, чтобы помещение отвечало всем требованиям.

Обязательно необходимо позаботиться об устройстве звукоизоляции, что особенно актуально при организации студии на дому. В противном случае соседи будут обречены постоянно страдать от шума, а значит, жалобы на вас обеспечены. Создать изоляцию по минимальному уровню (звук в 80дБ, что соответствует средним оборотам байка с глушителем) можно, например, с помощью минеральной ваты.

Какое оборудование потребуется?

Вряд ли будет выгодной закупка специального музыкального оборудования. Вначале нужно приобрести самую необходимую аппаратуру. Следует составить список, в который должны входить следующие устройства:

  • компьютер с современными мощностями, который имеет звуковую карту;
  • мониторы для студии;
  • миди-клавиатура;
  • наушники (закрытый тип);
  • микрофоны;
  • стойки для микрофонов.

Закупка музыкального оборудования обойдётся в среднем в 200 тысяч рублей.

Следующим этапом будет подготовка студии. Для этого нужно обзавестись специальными программами, которые обеспечат запись высококачественного звука. В качестве образца может служить Pro Tools. Эти программы не бесплатны и требуют вложения средств. Вместе с тем они имеет широкий набор функций, позволяют создать конкурентоспособный продукт и помогут завоевать доверие самых придирчивых заказчиков.

Владельцы студий, которые не могут себе позволить приобрести лицензионный продукт или не очень требовательны к потенциалу программного обеспечения, могут сделать выбор в пользу бесплатного софта. Можно попытаться найти абсолютно бесплатные, но легальные программы.

Строго не рекомендуется использовать пиратские версии программного обеспечения.

Персонал

На начальном этапе, как правило, в студию звукозаписи привлекаются следующие специалисты:

  • аранжировщик;
  • композитор;
  • звукорежиссер.

Если на старте финансовые возможности ограничены и крупных заказов нет, то при минимуме затрат в подборе персонала можно внести определённые корректировки в штат. Так, обязанности аранжировщика и композитора достаточно будет заменить профессиональным звукорежиссёром с почасовой оплатой. В общем плане это позволит сократить статью расходов на одну заработную плату.

Расценки за 1 час работы сотрудника в этой сфере деятельности составляют приблизительно 1000 рублей. На таких же условиях (почасовая оплата) можно привлекать актёров, которые будут заниматься озвучкой роликов.

Если студия строит большие планы по развитию, вложения могут быть значительно выше: от полумиллиона до миллиона рублей. В этом случае в штате будет работать полный состав специалистов без взаимозаменяемых должностей.

Раскрутка: подбор бренда, реклама, поиск клиентов

Обеспечить приток клиентов на начальном этапе может хороший бренд и правильно организованный маркетинг, который не потребует большого количества средств. Вариантов множество – и лучше использовать их в комплексе:

  • создайте сайт с перечнем услуг;
  • создайте группы в соцсетях, регулярно наполняйте и продвигайте их;
  • поместите объявления в местных СМИ, в том числе телевидение (бегущая строка);
  • закажите плакаты и рекламу на ситилайтах;
  • закажите статью в популярном журнале с рекламой студии.

Одним из действенных способов поиска клиентов для начинающей звукозаписывающей студии является сдача в аренду зала для репетиций одновременно со студией звукозаписи. В стране музыкальной молодежи много, а подобных баз практически нет, и для студии звукозаписи это может открыть хорошие перспективы. Репетиции и звукозапись – хорошо дополняющие друг друга занятия. При совмещении их в одном помещении появляется возможность не только сэкономить средства, но и получить прибыль.

Владельцу студии, который сам является музыкантом, легче привлечь постоянную клиентуру. А вот тому, кто не имел до этого прямого отношения к музыке, раскрутиться будет сложнее.

Сколько стоит открыть студию звукозаписи?

Для оборудования студии нужно заложить в бюджет не менее 300 тысяч рублей. Это сумма без учета затрат на помещение, персонал, раскрутку.

Например, стоимость самого необходимого оборудования составит:

  • компьютер – 50 тысяч рублей;
  • звуковая карта – 15 тысяч рублей;
  • студийные микрофоны (3 шт.) – 30 тысяч рублей;
  • стойки (3 шт.) – 15 тысяч рублей;
  • студийные мониторы – 50 тысяч рублей;
  • программное обеспечение – 30 тысяч рублей;
  • пульт – 30 тысяч рублей;
  • наушники (4 шт.) – 20 тысяч рублей;
  • прочие устройства – 20 тысяч рублей.

Затраты на персонал, если в планах сотрудничество с профессиональными аранжировщиками или звукорежиссёрами, также потребуют значительного вложения средств (расценки на услуги персонала указаны выше).

Как быстро окупится такой бизнес?

Произвести расчёты окупаемости сравнительно небольшой студии звукозаписи довольно непросто: всё будет зависеть от наличия предпринимательской жилки, умения правильно организовать рекламу и качества обработки музыкальных композиций. Опыт других предприятий аналогичного направления показывает, что в среднем можно выручить около 2000 рублей за 1 час работы.

Необходимо не сбрасывать со счетов тот факт, что рентабельность студии находится в прямой зависимости как от производительности и затраченных на оказание услуг часов, так и от числа потенциальных заказчиков. При должной организации на то, чтобы студия полностью окупилась, может хватить и года.

Юридическое оформление деятельности

Чтобы заниматься звукозаписывающим бизнесом на законных основаниях, иметь возможность открыть счёт в банке, составлять договоры и работать с серьёзной клиентурой, студию необходимо легализовать. Иными словами – официально оформить деятельность студии, зарегистрировав ИП или ООО в налоговой службе.

ИП или ООО?

Если студия имеет маленькие объёмы производства, не планируются большие затраты на аренду и персонал, получение высокого дохода, то лучше всего подойдёт ИП. В этом случае не понадобятся сложные бухгалтерские отчёты. Для продуманного бизнеса с солидным капиталом и перспективой расширения деятельности нужно регистрировать ООО.

Подробнее о том, что же лучше выбрать – ИП или ООО, расскажет эта статья.

Налогообложение

ИП может работать по упрощённой схеме обложения налогом. При отсутствии постоянных сотрудников и аренды помещения, как правило, не возникнет сложностей с контролирующими органами. Отчитываться по 6% УСН можно без привлечения бухгалтера. С помощью онлайн-сервисов это будет удобно и просто.

При образовании ООО уже понадобится профессиональный аудитор.

Лицензирование

Как правило, для осуществления деятельности звукозаписывающих студий приобретать лицензию не нужно (ОКВЭД 92.32). Однако потребуется справка из полиции – новшество последних лет – о наличии или отсутствии в вашей биографии криминальной составляющей. Дело в том, что данный вид деятельности подпадает под действие ФЗ от 23.12.2010 № 387-ФЗ, согласно последним поправкам. На её запрос и получение уходит не более 30 дней.

Чтобы не возникло проблем с солидными контрагентами, также необходимо позаботиться о том, чтобы приобретаемый софт, программы, компьютеры, музыкальные библиотеки имели лицензии.

В настоящее время в выигрыше находятся небольшие домашние звукозаписывающие студии. В массе своей музыканты не очень требовательны к качеству звука, а основная часть музыкальных произведений выкладывается непосредственно в Интернет. При должном подходе и знании темы даже с минимальными затратами можно добиться успеха в звукозаписывающем бизнесе.

Благодаря постоянному прогрессу в области цифровых технологий, каждый может записываться у себя дома, и каждый может собрать собственную студию. Но в то время как многие соглашаются на низкокачественную аппаратуру и размещают ее в кладовой или спальне, есть и другой путь…

Построить свою собственную студию для профессиональной записи. Да, для этого придется сдвинуть горы – потратить много сил, денег и гипсокартона, но результат того стоит.

Итак, представляем вашему вниманию 11 наиболее важных факторов, которые необходимо учесть при сборке вашей собственной студии. От звукоизоляции в полах до света.

ШАГ 1: РАСПОЛОЖЕНИЕ, И ЕЩЕ РАЗ РАСПОЛОЖЕНИЕ

Первое, о чем нужно задуматься при создании студии – место. На первый взгляд это просто, но придется учесть, насколько громко вы будете играть (особенно это касается ударных) и насколько в принципе можно звукоизолировать помещение.

Например, перестроив гараж в саду, вероятно, вы получите достаточно пространства и минимизируете шум. А вот, комнату в доме или квартире далеко не всегда удается звукоизолировать полностью, да и оставшегося пространства на большую группу явно не хватит.

ШАГ 2: ВПУСТИТЕ СВЕТ

Дневной свет является очень важным компонентом, когда речь заходит о создании приятного места для работы, а его отсутствие может сделать вашу студию похожей на тюремную камеру. Несложно предположить, что блокированные окна — это единственный вариант звукоизоляции в такой комнате, ну а сочетание стеклопакета с не открывающимися окнами и листа акустического стекла (состоящего из двух листов с более тонким стеклом посередине, склеенных между собой) будет работать невероятно хорошо, конечно если все правильно загерметизировать.

ШАГ 3: ЗАКРОЙТЕ ДВЕРИ

Убедитесь, что когда дверь закрыта, не образуется щелей. Чтобы от них избавиться, возьмите обычные уплотняющие ленты из строительного магазина, хотя при желании можно потратиться на более дорогие специализированные материалы.

ШАГ 4: НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВОЗДУХЕ

Опечатав все стены, окна и двери воздухонепроницаемым звукоизоляционным материалом, не забудьте подумать о том, как вы будете дышать. На удивление, это легко упустить из виду, но подача воздуха в студии важна не только для того, чтобы не упасть в обморок от удушья, но и для сохранности записывающей аппаратуры, на которой, без должной вентиляции, может скопиться влага. Расположите сплит-систему так, чтобы воздух распределялся равномерно.

ШАГ 5: СОЗДАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО КОРОБА

После того, как вы провели вентиляцию, у вас образовалось отверстие в звукоизоляции, так что вам придется соорудить акустический короб вокруг него. Сделайте s-образный воздуховод из МДФ, обработайте края акустической пеной и установите все это на вентиляционное отверстие, добавив ко всему этому защитную сетку и фильтр, чтобы комната не стала рассадником грязи.

Кстати, обратите внимание, чтобы входное отверстие вашего воздухопровода с наружней стены не находился на солнечной стороне – летом ваша студия будет сильно перегреваться.

ШАГ 6: СОЗДАЙТЕ КОМНАТУ В КОМНАТЕ (ЭТО СЛОЖНО)

Для большей шумоизоляции внутренние стены можно дополнительно закрыть вертикальными деревянными брусьями 2х2 дюйма, смонтированными на неопрен, сверху положить 2-х дюймовый слой минеральной ваты, а над ним еще и два слоя гипсокартона. Наконец, все поверхности должны быть покрыты декоративным герметиком, ведь даже небольшое отверстие или трещина могут поставить под угрозу всю работу и снизить эффективность до 50%.

ШАГ 7: НЕ ПРЯЧЬТЕ ПРОВОДА

Часто предполагается, что силовые и осветительные кабели нужно прятать под гипсокартон. Однако, монтируя розетки можно легко разрушить вашу тщательно созданную звукоизоляцию. Вместо этого рекомендуется установить короб, или специальную нишу со штепселями и проводами с использованием дерева и гипсокартона.

В сущности, это делается так же, как и стены: разделение двух поверхностей пола предотвращает прохождение вибрации. Для создания плавающих полов можно разместить деревянные балки с регулярными интервалами на резиновую подложку и положить слой неопрена между ними, и всю поверхность накрыть листами ДСП.

Но гораздо проще и дешевле использовать материал PlatFoam, чтобы поднять отдельные части пола от земли. PlatFoam поставляется в виде длинных полос 3х2 дюйма из пены высокой плотности, которая закладывается в нескольких дюймах друг от друга, а поверх кладется лист фанеры.

ШАГ 9: ПОРАБОТАЙТЕ НАД АКУСТИКОЙ (ПОГЛОЩЕНИЕМ И РАССЕИВАНИЕ)

Вполне возможно, вы обнаружите, что отражательные свойства гипсокартона создают довольно неприятное и резкое в акустическом смысле помещение. Это вряд ли хорошо повлияет на качество записи.

Конечно, можно просто положить ковровое покрытие и расставить мягкую мебель, но чтобы реально повлиять на отражение звука от стен, вам нужно применить комбинацию из двух явлений: поглощение и рассеивание звука.

Поэтому, попробуйте собрать панели из листов ДСП размером 20×40 дюймов, сверху покройте их минеральной ватой того же размера (толщиной в дюйм) и обшейте все это тканью для обивки мебели. Этот вариант будет выглядеть намного эстетичнее, а чтобы достичь нужного эффекта, расположите панели на двух стенах друг напротив друга.

Если же вы предпочитаете использовать готовые решения, присмотритесь к материалам Auralex, ProFoam и т.п. Эти производители предлагают большой выбор материалов для оборудования студии и предлагают даже готовые наборы для оборудования комнат разного размера. Что неудивительно, такое удовольствие стоит хороших денег, но зато вас не разочарует ни качество, ни внешний вид.

ШАГ 10: ОДНА КОМНАТА ИЛИ ДВЕ?

Если ваша звукоизолированная комната будет использоваться как для звукозаписи, так и для репетиций, стоит подумать – использовать ли только одну комнату, или же выделить часть пространства под звукорежессерскую рубку. Казалось бы, ответ очевиден – запись идет в одной комнате, а прослушивание в другой, но зачастую музыкантам удобнее работать в одной комнате.

Хороший компромисс в этой ситуации – установка второго монитора в комнате для записи. Так, используя беспроводные мыши и клавиатуры, вы сможете управлять всей аппаратурой, не отвлекаясь на бесполезные переходы из помещения в помещение.

ШАГ 11: ПОМНИТЕ: МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ

Создание студии может стать долгим и трудоемким процессом, и вы, несомненно, столкнетесь с рядом проблем и неудач. Конечно, это неприятно, ведь пока время тикает растут и затраты. Но не стоит отчаиваться – зато после окончания работ студия будет в вашем полном распоряжении. Вы сможете бесплатно играть в любое время дня и ночи, никому не мешая, дав волю своей фантазии. Разве это не стоит затраченных усилий?

Типы студий

Прежде, чем начинать планировку будущей студии, стоит определиться с ее назначением.

Студия звукозаписи

В этом случае у вас должно быть как минимум две комнаты: акустическая и аппаратная. Категорически не рекомендуется записывать акустические инструменты или голос в той же комнате, где вы занимаетесь сведением. У акустической и аппаратной комнат должны быть разные акустические характеристики. Если у вас есть большая комната, из которой можно сделать комнату для записи акустических инструментов, то вам лучше обратиться к более обширной литературе.

Во-первых, вокалисту будет некомфортно петь, не слыша отдачи от помещения, а от комфорта исполнителя зависит результат полученного материала. Во-вторых, звучание самого помещения очень сильно влияет на звучание вокала, и не всегда в худшую сторону, так что не нужно от него полностью избавляться, можно только убрать явные недостатки этого звучания.

Прежде всего, избавьтесь от явных отражателей, это голые бетонные или оштукатуренные стены, кафель и тому подобные поверхности. Их можно заменить на деревянные пористые материалы или на материалы, с еще большим коэффициентом поглощения, например, поролон, вата и т.п.

Наличие параллельных стен приводит к образованию стоячих волн: это явление, когда звуковая волна отражается от стены под прямым углом и попадает в противофазу самой себе. Следовательно, звук этой частоты полностью исчезает из общего спектра. Таких частот обычно достаточно много и частотный спектр голоса значительно обедняется. Чтобы этого избежать, нужно полностью избавиться от параллельных поверхностей, начиная от стен и заканчивая мелкими предметами.

Располагая микрофон в комнате, поэкспериментируйте с его положением относительно стен и других поверхностей. Послушайте, какой звук получается в тех или иных случаях, и выберите для себя оптимальный вариант расположения микрофона. Не исключено, что вы найдете несколько точек и будете их использовать для получения разных результатов. Не обязательно использовать для записи голоса один микрофон. Вы можете поставить еще один для записи акустики помещения и потом при сведении смешать их в нужной пропорции для получения объема в звучании вокала. Используя эти нехитрые правила, вы сможете получить хорошее звучание за небольшие деньги.

Студия перезаписи (постпродакшн)

В студиях такого рода обычно занимаются только монтажом, обработкой звука и сведением. В этом случае комнату желательно иметь большую, чтобы хватило места на 2 линии мониторов (ближнего и дальнего полей).

Если комната имеет форму квадрата, то вы можете располагать мониторы произвольно, если же комната прямоугольная, то нужно посчитать или послушать опытным путем, в каком случае паразитных отражений будет меньше и расположить мониторы у меньшей или большей стены.

Обычно заглушить такую комнату достаточно сложно, да и не нужно. Поэтому будем пытаться избавляться от паразитных отражений и приводить акустические характеристики к желаемым параметрам.

Так как стоячие волны никто не отменял, то здесь так же нужно избегать параллельных поверхностей. Если вы используете деревянные накладки на стены, то лучше будет использовать рейки, так как они имеют малую площадь, и не будут отражать все звуковые волны в одну и ту же сторону.

Студия мастеринга

Мастеринговая студия выглядит примерно так же, как и студия перезаписи, только в ней может отсутствовать микшерный пульт, так как во время мастеринга звукорежиссер имеет дело только с одним стереоканалом. Хотя в некоторых мастеринговых студиях без микшерного пульта не обойтись (например аналоговых или при использовании внешних приборов звуковой обработки). Акустические характеристики такой студии не сильно отличаются от характеристик студии перезаписи, поэтому останавливаться на ней мы не будем.

Студия Dolby Surround

Такие студии предназначены для сведения звукового материала в форматах Dolby 2.0, 2.1, 5.1, 7.1 Обычно эти студии проверены представителями фирмы Dolby и на их работу выдана соответствующая лицензия. Вряд ли, конечно, представители фирмы Dolby выдадут лицензию на нашу домашнюю студию, но при желании можно у себя дома сделать что-то похожее на профессиональную Dolby студию.

Здесь все наоборот. Долби-студия не должна выделяться, обладать какими-то индивидуальными акустическими характеристиками и собственным звучанием. Звучание такой студии наоборот должно быть стандартным. Поэтому чаще всего помещение такой студии стараются заглушить, чтобы она не придавала звуку никакого оттенка.


Это значит, что на пол мы стелим ковролин, стены обклеиваем звукопоглощающим материалом (это тоже может быть ковролин), потолок делаем подвесным из пористого материала, проектор, экран, ресивер на восемь каналов и кресло в контрольной точке прослушивания. Больше в этой комнате ничего не должно быть. Можно поставить диван за креслом, чтобы в свободное от работы время смотреть фильмы с отличным качеством звука. В долби-студии создаются не только звуковые дорожки к кинофильмам. Есть еще живые концерты, которые тоже часто делаются с многоканальным звуком. Для них используются специальные, полнодиапазонные тыловые акустические системы, которые обычно не используются при кинопроизводстве.

Есть еще некоторые направления звукорежиссуры, в которых используются звуковые студии, но они либо не подходят под категорию домашние, либо входят в те четыре типа, описанные выше, поэтому их мы в этой статье разбирать не будем.

Акустическая планировка студии

Разобравшись с направленностью нашей будущей студии, давайте теперь приступим к ее акустической планировке. Точнее, к тем моментам, которые подходят для всех четырех вариантов студий.

Прежде всего нужно определиться с расположением мониторов. Как уже было сказано выше, нужно эмпирическим или математическим путем просчитать паразитные отражения, возникающие при том или ином расположении мониторов и выбрать вариант при котором паразитных отражений будет меньше.

Следующим этапом станет расчет контрольной точки. Контрольная точка – это место идеального восприятия стереокартины человеком. Эта точка находится в третьей вершине равностороннего треугольника, первая и вторая вершины которого представляют из себя контрольные мониторы. Именно в этой точке должен находиться звукорежиссер во время работы со стерео фонограммой, потому что только в этой точке стереофоническая звуковая картина является наиболее правдоподобной на слух.


Рассчитав положение контрольной точки, необходимо избавиться от ранних отражений в этой точке. Они возникают при отражении звуковой волны от ближайших к контрольной точке поверхностей. Если вы расположили мониторы у меньшей стены и мониторы направлены в дальний конец комнаты, то первые отражения будут идти от боковых стен.

Чтобы найти конкретную точку, в которой звуковая волна отразиться от стены, можно воспользоваться простым методом. Посадите кого-нибудь в контрольную точку, а сами в это время двигайте зеркало вдоль боковой стены. Как только сидящий человек увидит в зеркале монитор (имеется в виду акустическая система), пусть подаст вам знак. Отметьте это место на стене, именно отсюда и пойдут ранние отражения. Проделайте то же самое со второй стеной и с потолком. Отметив все точки, где будут отражаться звуковые волны, нужно изменить наклон этого участка поверхности так, чтобы отраженные волны ушли за голову звукорежиссера. Это можно сделать с помощью накладок на стены и потолок.


Следующий этап нашей акустической планировки – это борьба с отражениями, приходящими звукорежиссеру в спину. Основная часть этих звуковых волн отражается от задней стены помещения. Можно конечно ее наклонить, но в основном ее просто максимально глушат.

Совсем не обязательно тратить огромные деньги на звукопоглощающие материалы или обклеивать стену целиком поролоном. Замечательными звукопоглощающими свойствами обладают книги. Поставив во всю стену книжный шкаф, вы гарантировано защитите себя от отражений от этой стены. Еще одно хорошее решение, это поставить к этой стене мягкий диван, а над ним повесить книжные полки. Мягкий диван отлично справится с поглощением всех, приходящих в эту область звуковых волн, и может так же служить местом отдыха для музыкантов или заказчиков во время вашей работы.

Включив фантазию, вы можете найти немало материалов с отличными поглощающими либо рассеивающими свойствами, которые будут стоить очень мало, или вообще не будут стоить практически ничего. Одним из таких материалов является упаковка для перевозки яиц по 30 штук. Она делается из прессованной бумаги и является отличным поглотителем, и в то же время форма этой упаковки такова, что она отлично рассеивает звуковые волны. Я своими глазами видел хорошие студии, где в качестве поглотителя и рассеивателя используются только такие упаковки и больше ничего! Резаная бумага, поролон, вата, ткань, упаковки для яиц, пенопласт, джинсы, различные мелкие вещи, типа деревянных фигурок, книги, все это может стать материалом для придания вашей домашней студии не только хорошей акустики, но и станет отличным дизайнерским решением для нее.

Акустический расчет будущей звуковой студии можно сделать и виртуально. Существуют такие компьютерные программы, как Easy Pro и Cara Cad. Они позволяют смоделировать комнату виртуально, произвести акустический расчет, выбрать оптимальные громкоговорители, подобрать лучшее место для них и тому подобные вещи.

Но построив комнату по результатам виртуального расчета, вы можете получить совсем не то, что было в компьютерной программе. В основном это происходит потому, что в базах программы находятся, только сертифицированные звукопоглощающие материалы, с точными характеристиками звукопоглощения, которые стоят не малых денег за квадратный метр. А мы с вами используем книги и яичные упаковки, коэффициент звукопоглощения которых никто не измерял. Поэтому такими программами пользуются в основном при расчете дорогих студий, концертных залов и театров. В нашем же случае при акустической планировке студии лучше пользоваться эмпирическим методом.

Очень многие начинающие звукорежиссеры начинают путь к собственной студии с покупки дорогих контрольных мониторов. Это совсем неверно. Сначала нужно узнать характеристики помещения, в котором вы будете работать со звуком, а только потом подбирать под помещение оптимальные мониторы. Собираясь открыть собственную студию звукозаписи, первый шаг, который нужно сделать, это акустический расчет помещения. Каким бы хорошим и дорогим ни было оборудование, как бы ни были круты контрольные мониторы, запомните, если комната звучит плохо, то и все фонограммы будут так же звучать плохо! Но если вы потратите свое время, немного денег и вложите душу в планировку будущей студии, то в очень скором времени ваши фонограммы зазвучат на всю страну.

Favorite

В закладки

Как создать студию звукозаписи у себя дома

Ежедневно стриминговые сервисы вроде Apple Music, Spotify, Deezer и Google Music пополняются все новыми и новыми треками. И наверняка, если у вас есть музыкальный слух и чувство ритма, вы не раз задавали себе вопрос — а могу ли я попасть в такие сервисы?

Ответ утвердительный — можете. Но для этого вам понадобиться написать пару-тройку собственных композиций, а в идеале — альбом.

Почасовая аренда студий звукозаписи — недешевое удовольствие. К тому же, у начинающего музыканта уходит намного больше времени во время сочинительства песни. То аккорд переписать решил, то гитарный рифф не устраивает.


Итак, что нужно для домашней студии звукозаписи.

Начните с компьютера или ноутбука


Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.

Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.

Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.


Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.

FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.


Куда без микрофона?


А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?

  • Конденсаторный микрофон – используется для записи вокала и акустических инструментов. От динамического отличается более широким охватом частотного спектра.
  • Динамический микрофон – идеально подойдет для громкого драйвового вокала, источников звука с повышенной амплитудой.

Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.

Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.

В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.

Обязательна звукоизоляция


Да, вы не ослышались. У всех, окружающих вас предметов, есть свой звук. И у вашей комнаты тоже. Для того, чтобы гул и эхо от комнаты не влияли на качество звука, используются звукоизоляционные панели.

Через несколько лет вы, наверняка, примете решение о необходимости апгрейда аппаратной части вашей студии. А теперь представьте, что прокачать можно даже портативный аудиоплеер. Конструкция аудиофильского плеера FiiO X7 II предусматривает самостоятельную замену усилителя.

Взяв свежие микросхемы OPA1622 от Texas Instruments и пересмотрев балансную схему подключения, у FiiO получился отличный апгрейд-сет в виде усилителя AM3 . Для тех, кому не терпится познакомиться с балансным подключением, это одно из лучших вложений.


В идеале, чем больше таких панелей, тем лучше. Оклейте ими помещение на уровне стойки конденсаторного микрофона и напротив рабочего места, где установлены мониторы.

Со звукоизоляционными панелями качество записи и сведения дорожек значительно возрастет. К тому же, вы будете тратить значительно меньше времени на обработку звука и удаление нежелательных шумов.

И гитары тоже нужны


Покупка гитар (да, их нужно несколько) зависит от уровня вашего знакомства с этим инструментом. Если вы планируете серьезно заниматься звукозаписью, научиться играть на шестиструнке и басе — ваша прямая обязанность.

Для домашней студии необходимо иметь в арсенале три гитары:

  • акустическая;
  • электро ритм-гитара (ее же можно использовать и в качестве соло);
  • электро бас-гитара.

Есть еще мелочи


Как для начинающего режиссера, помимо вышеназванных пунктов подумайте о приобретении:

Продолжать список можно бесконечно долго, ведь в студию звукозаписи можно вкладывать и вкладывать. Вопрос лишь в том, какого уровня хотите добиться вы. Да и не стоит забывать, что качество музыки зависит не от аппаратуры, а от таланта исполнителя.

Favorite

В закладки

Читайте также: