Как сделать студенческую газету

Обновлено: 02.07.2024

В течение пяти лет мы с детьми выпускаем школьную газету. В Первую школу Гусь-Хрустального, которую сам окончил, я вернулся в качестве учителя на втором курсе университета. Тогда стало ясно: выпускать газету можно дистанционно, находясь на большом расстоянии с учениками. Сначала это была просто моя затея как студента факультета журналистики МГУ, но очень быстро стало понятно, почему школьная газета — это хорошо.

Какие я вижу плюсы в школьной газете?

1. Газета формирует школьное сообщество и создает команду. (Если вы в это вкладываетесь).

2. Газета развивает разные навыки у детей: написание текстов, насмотренность, грамотность, навыки публичного выступления и межличностной коммуникации. (Если у вас построен образовательный процесс).

3. Газета — платформа для обмена мнениями и взглядами. Учителя видят, что интересно детям, дети понимают, что хотят учителя. (Если вы привлекаете к диалогу обе стороны).


Что нужно сделать, чтобы такой кружок в школе заработал? А сколько детей нужно? А чему мы можем научить детей, как строить образовательную программу? Вопросов у начинающих возникает сразу много. В этом тексте я постараюсь ответить на часть их них.

Артем Гусев, преподаватель и методист Медиацентра Первой школы.

Давайте посмотрим, из каких компонентов состоит газета и, соответственно, какими компетенциями должны обладать дети, чтобы научиться самостоятельно ее создавать от стадии идеи до печатного варианта.

Во всем мире популярность набирают конвергентные редакции, создающие контент сразу для разных платформ, где один сотрудник может выполнять разную журналистскую работу: писать тексты, редактировать, снимать видео, фотографировать и т. д. Поэтому, запуская образовательную программу, нужно определиться, будете ли вы делить детей на отделы, отвечающие за конкретную часть работы, или все члены школьного медиацентра будут проходить обучение одновременно по всем направлениям.

В начале своей работы я пытался строить образовательный процесс одновременно для всех детей, чтобы каждый имел представление о медиаиндустрии. Потом разделил детей на команды для профилизации.

Главное вот что: много теории не надо! Практика здесь главное. Всю самую важную теоретическую информацию нужно дать перед новым заданием. Завтра делаем интервью — сегодня быстро знакомимся с форматом, смотрим хорошие примеры, прописываем свои вопросы и в поле.

В моей школе мне выделили два часа в неделю для занятий журналистикой. Мы занимались как онлайн, так и оффлайн.

Давайте посмотрим, какие нам нужны дисциплины для программы.

Основы журналистики

Базовый, ознакомительный курс для всех членов медиацентра. В рамках этого курса нам важно рассказать о ролях в редакции и сформировать нашу собственную команду, где каждый ребенок имеет свой функционал и зону ответственности, а также познакомить детей с системой жанров в журналистике и особенностях построения текста для каждого жанра в отдельности.

Текст

Редактирование и корректура

Рука об руку с написанием текстов идет процесс редактирования. Роль редактора может взять на себя как учитель, так и грамотный ребенок, скорее всего, старшеклассник, уже успешно освоивший базовый курс русского языка. Автору часто тяжело посмотреть со стороны на свой текст, эту роль должен взять на себя редактор. Ему, в лучшем случае, придется следить за темой текста, логикой повествования и композицией, исправляя мелкие орфографические и пунктуационные ошибки, в худшем — частично или полностью переписывать текст журналиста

Дизайн/арт-отдел

Одна из иллюстраций в нашей газете


Текст, повторюсь, основа газеты, но картинка тоже играет важную роль. Она не только может быть вспомогательным, привлекающим внимание к тексту элементом, но и полноценным материалом. Мы можем завязать сотрудничество с учителем изобразительного искусства, делегируя ему ответственность за иллюстративный материал в газете, либо внутри нашего журналистского штата создаем арт-отдел, который будет заниматься только визуальной составляющей. Они должны изучить основы колористики, уметь работать в разных стилях, умело интегрировать текст и картинку, создавать иллюстрацию, отражающую содержание текста и привлекающую внимание читателя.

Верстка и типографика


Вот такой креативный контент делает редакция про учителей

Чтобы соединить разнообразный контент в газету, нам нужен верстальщик. Если вы нанимаете стороннего дизайнера, отдавая на аутсорс эту огромную часть работы, вы значительно облегчаете себе задачу и экономите время. Вы также можете найти человека, который обучит этому детей, или ребенка, владеющего графическими редакторами и специальными программами. Это сложная ресурсозатратная задача, поэтому ваш верстальщик, скорее всего, не сможет участвовать в остальном процессе подготовки материалов.

Нашу газету до сих пор верстаю я сам, и это еще добрый десяток часов сверх табеля. Только сейчас, спустя пять лет работы, у меня появилась замечательная шестиклассница Настя, которая сама захотела научиться верстке и, кажется, скоро будет делать это очень хорошо без моей помощи.

Работа дизайнера, действительно, творческая, но при этом она скрывает множество технических нюансов, как то: знание программного обеспечения, компьютерная грамотность, техническое оснащение школьных или личных компьютеров. Верстать можно в профессиональной программе Adobe InDesign или с помощью более простых и доступных аналогов, например, Canva.

Не переживайте, если вам кажется, что вы не можете обеспечить всестороннюю подготовку, подумайте, как можно восполнить пробелы. Это могут быть онлайн-курсы, привлечение других педагогов из вашей или других школ города, а может, вы и ваша команда сможете выпускать газету достаточного качества без какой-то части образовательной программы. Журналистика — профессия прикладная, практическая, поэтому успеха здесь можно достичь методом постоянных проб и ошибок.

Презентация на тему: " Студенческая газета КГПА Студенческая газета КГПА." — Транскрипт:

1 Студенческая газета КГПА Студенческая газета КГПА

2 Ф акультеТ Сделано студентами

3 Учредители: КГПА Профком студентов КГПА Главный редактор: Арина Бобылева Издатель : КГПА Верстка, дизайн: Пресс-центр КГПА

4 * Тираж – 700 экз. * Распространяется бесплатно в КГПА * Периодичность – 1 раз в месяц

5 * Вышло 47 номеров * Первый номер газеты вышел в 2002 году * В составе редколлегии – 10 человек

7 Перспективы Новый дизайн газеты Увеличение тиража Увеличение объема Новые рубрики Обратная связь Создание материальной базы газеты Участие в работе Клуба молодых журналистов


ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ИНСТИТУТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современную жизнь невозможно представить без газет, журналов, радио, телевидения, а также Глобальной сети Интернет. СМИ являются средством быстрого распространения информации. Важная роль отведена средствам массовой информации в образовательных учреждениях. СМИ института способствуют формированию благоприятного имиджа, что помогает институту привлекать квалифицированных сотрудников и новых студентов, демонстрируя корпоративные ценности, работающие на формирование положительного имиджа заведения.

Усилия, направленные на формирование корпоративных ценностей могут осуществляться при помощи корпоративных мероприятий, освещение которых в дальнейшем может происходить в студенческой газете. «Корпоративные мероприятия могут быть формой закрепления корпоративных ценностей. Именно корпоративные мероприятия при определенных условиях могут способствовать развитию и повышению культурного уровня, повышению качества работы сотрудников, что является одним из условий успешной деятельности и сплоченности коллектива в конкурентной рыночной среде [3].

На сегодняшний день многие ВУЗы нашей страны имеют студенческую газету. Образовательный, а также воспитательный процесс, становление гражданской позиции у студентов сегодня отчасти зависит от правдивой и доступной информации. Почему же всё-таки студенческая молодежь нуждается в собственной газете? Потому что именно там можно наиболее полно и разносторонне осветить происходящие события института, рассказывать о возможностях, которые предоставляет институт и демонстрировать творческие способности студентов, которые могут публиковать свои статьи, рецензии о книгах и фильмах, стихи [2].

Основные задачи, которые являлись основой разработки проекта студенческой газеты – это: создание информационного пространства, которое поможет формированию благоприятного имиджа института; воспитание гражданской позиции; оригинальность и креативность подачи информации, что, по нашему мнению, должно было формировать лояльность аудитории; представление в газете личности руководителей структуры, преподавателей, показ их принципов, позиций.

Выполнение задач осуществлялось нами путем публикации следующих типов информации: освещение прошедших мероприятий, которое говорит о качестве организации мероприятий, массовости и деятельном подходе; информации, направленной на повышение социальной активности студентов, их активного участия в жизни института и университета в целом; материалов информационно-просветительского характера, которые способствуют ведению студентами здорового образа жизни и организации их культурного отдыха и досуга; рецензии к книгам и фильмам, позволяющие студентам узнать что-то новое, формирующие вкусы и предпочтения; информационно-развлекательного направления.

Форма подачи информации была различная, в каждом из номеров предполагалась какая-нибудь новинка, но были и постоянные рубрики. Так, например, интервью-монолог о директоре и заместителях директора института, был напрямую связан с имиджем института. Такое интервью включало представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителей (на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как: внешность (через имиджевую фотографию), социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения (описывается комментариями редколлегии), поступки, хобби и другие параметры неосновной деятельности).

Список литературы:

Арбузова А.А., Ошуркова С.И., Ширгазина А.Э., Краснова Т.В. Корпоративная полиграфическая продукция, приуроченная к ивент-мероприятиям. Современные наукоёмкие технологии. 2013. № 10-2. С.227-228

Ульяновский А. Корпоративный имидж: Технологии формирования для максимального роста бизнеса. – Эксмо, 2008. –С. 157–203.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Ольга Эдуардовна

Сравнивается результативность использования студенческой газеты экономического вуза и студенческой газеты колледжа культуры в качестве инструмента профессионального воспитания . Отмечены общие черты и различия в освоении студентами профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе работы над студенческой газетой .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Ольга Эдуардовна

В поисках системы профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства: от теории к практике

Перспективы деятельности Центра конвергенции и медиакоммуникации Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

STUDENT NEWSPAPER AS A TOOL FOR PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the efficiency of use of the student newspaper of the economical university and the student newspaper of the college culture as an instrument of vocational education. The article noted similarities and differences in the development of student professional competences acquired in the course of work on the student newspaper .

Мир науки и образования. 2015. № 3

СТУДЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ1

Никитина Ольга Эдуардовна

E-mail: nik-ol8@yandex. ru

STUDENT NEWSPAPER AS A TOOL FOR PROFESSIONAL EDUCATION

PhD of Philological Sciences, Head of Department of humanities at Tver College of Culture named after N.A. Lvov, Tver

Сравнивается результативность использования студенческой газеты экономического вуза и студенческой газеты колледжа культуры в качестве инструмента профессионального воспитания. Отмечены общие черты и различия в освоении студентами профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе работы над студенческой газетой.

The article is devoted to the efficiency of use of the student newspaper of the economical university and the student newspaper of the college culture as an instrument of vocational education. The article noted similarities and differences in the development of student professional competences acquired in the course of work on the student newspaper.

Ключевые слова: профессиональное воспитание; студенческая газета; социальная активность.

Keywords: professional education; student newspaper; social activity.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-10211

Мир науки и образования. 2015. № 3

которого работает команда профессионалов, то во втором случае, подразумевается газета, создаваемая инициативной группой студентов. Собственный орган периодической печати обычно может позволить себе только крупный самостоятельный вуз. Для колледжей и большинства филиалов вузов формирование редакции газеты из профессиональных редакторов, корректоров, дизайнеров, верстальщиков, корреспондентов и фотографов является непозволительной роскошью. Дизайн и формат официальной газеты вуза ничем не отличаются от дизайна и формата печатных изданий регионального и федерального значения, тиражи печатаются в типографии и насчитывают несколько сотен экземпляров. В противоположность этому студенческая газета является самиздатовской непрофессиональной прессой, издаваемой средствами оперативной полиграфии чаще всего от случая к случаю без соблюдения периодичности. Авторами материалов для студенческой газеты являются сами студенты, а иногда и пришедшие им на помощь преподаватели. Конечно, такое возможно и в случае с официальной вузовской прессой, но регулярность выхода и статус официального периодического издания газете крупного вуза обеспечивает наличие команды профессионалов в области журналистики. Кроме того, официальная газета является одним из неотъемлемых элементов корпоративной культуры учебного заведения, а студенческая газета - лишь одна из форм социальной активности студентов, причём не самая популярная. Но именно студенческая газета может стать прекрасным инструментом профессионального воспитания.

Реформирование студенческой газеты в отдельно взятом учебном заведении должно начинаться с перехода от спонтанных студенческих инициатив к реализации предварительно разработанного, концептуального студенческого проекта под руководством редактора, хотя бы из числа преподавателей. Наличие такого руководителя и грамотно разработанная стратегия реализации проекта должны способствовать преодолению студенческой газетой самиздатовского уровня как в подаче материала, так и в

Мир науки и образования. 2015. № 3

оформлении самой газеты; превращению её в полноценное периодическое издание учебного заведения и площадку для реализации творческих и социальных инициатив студентов.

Проведенные ранее исследования [1; 2; 3] позволили выявить целый ряд социально и профессионально значимых компетенций, которые формируются и развиваются у студентов в процессе их деятельности по созданию газеты своей alma mater:

- навыки межличностного общения;

- навыки работы в команде;

- умение действовать в ситуации выбора;

- способность адаптироваться к новым обстоятельствам;

- самостоятельность мышления и критическое отношение к действительности;

- культура письменной речи;

- навыки поисковой работы;

- умение обрабатывать полученную информацию;

- инициативность и стремление к самореализации;

- творческие способности и творческий подход к делу;

В процессе работы над созданием газеты студенты оказываются в различных ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми им придётся столкнуться в будущем при освоении профессии. Обозначенные выше

Мир науки и образования. 2015. № 3

компетенции одинаково ценны для того, чтобы оказаться подготовленным к любой сфере деятельности. Однако студенты разных специальностей, обучающиеся в учебных заведениях разного уровня, осваивают эти компетенции неодинаково. Показательным в этом отношении может быть сравнение студенческой газеты экономического вуза (тверского филиала СПбГЭУ) и колледжа культуры (ТКК им. Н.А. Львова).

Рассмотрим сначала те направления в работе над созданием газеты, которые оказались в равной степени удачно освоены студентами столь разных учебных заведений.

В первую очередь не вызывает особых затруднений поиск материала для новостных статей и заметок. Студенческая жизнь практически любого учебного заведения насыщена событиями настолько, что охватить их все в ежемесячной четырёхполосной газете практически невозможно. Зачастую новостных статей оказывается больше, чем позволяет разместить формат газеты, поэтому студенты, заинтересованные в публикации своего материала, стараются преподнести его в наиболее интересной форме.

Одинаково успешно студенты вуза и колледжа справляются с опросом в лицах, суть которого заключается в том, чтобы получить от преподавателей и студентов разных курсов и разных специальностей развёрнутый ответ на ключевой вопрос номера. Общим является и способ проведения опроса: как правило, студенты связываются со сверстниками и преподавателями через социальные сети, а уже потом объединяют полученные мнения в общий материал для газеты.

Интервью - это ещё один газетный жанр, в равной степени освоенный студентами вуза и колледжа. Обычно у них не возникает трудностей ни с выбором интересного героя интервью, ни с подготовкой вопросов, ни с выстраиванием стратегии беседы, ни с оформлением материала.

Таким образом, студенты экономического вуза и студенты колледжа культуры, успешно участвующие в создании газеты, примерно одинаково

Мир науки и образования. 2015. № 3

владеют навыками межличностного общения, самоорганизации, поисковой работы, интервьюирования, обработки информации, умеют действовать в ситуации выбора, развивают коммуникативную и информационную компетентность, совершенствуют культуру письменной речи. Именно эти умения и навыки формируются и развиваются при работе над материалами в жанре новостной статьи, опроса в лицах и интервью.

Другие социально и профессионально значимые компетенции оказываются в разной степени освоены студентами экономического вуза и студентами колледжа культуры.

При формировании творческой группы для работы над очередным выпуском газеты навыки командных игроков и лидерские качества чаще демонстрируют студенты колледжа. Руководитель такой творческой группы фактически является ответственным за номер: распределяет задания,

контролирует их выполнение к установленному сроку, собирает готовые материалы и передаёт их главному редактору. В противоположность этому студенты вуза предпочитают контактировать напрямую с главным редактором. При таком отношении к командной работе лидерские функции руководителя творческой группы заканчиваются на этапе распределения заданий между остальными участниками.

По-разному проявляется и отношение студентов к ответственности, инициативности, стремлению к самореализации. Среди авторов студенческой газеты вуза есть те, кто пишет под творческим псевдонимом, выбранным, как это обычно бывает в большой прессе, для эстетизации имени или мистификации, создающей ореол загадочности вокруг пишущего и тем самым привлекающей внимание читателей к газете. Однако прецеденты с сокрытием настоящего имени за псевдонимом возникают и при создании статей критического характера, касающихся состояния дел в вузе. В таком желании скрыться угадывается страх быть неправильно понятым, страх перед общественным осуждением и порицанием, ведь выступление с критикой

Мир науки и образования. 2015. № 3

корпоративной структуры, частью которой являешься ты сам, не приветствуется сложившейся традицией. Но не всегда это происходит из простого чувства самосохранения. Невозможность идентификации автора способствует нейтрализации страха перед нежелательной ответственностью за свои слова. Никто не знает, кто именно это написал, значит, не будет и лишних вопросов, критики, обсуждения, разговоров. Получается, что в большинстве случаев желание опубликовать статью в газете под псевдонимом (или анонимно) - это осознанный уход от ответственности за написанное. В итоге может сформироваться представление о том, что писать можно о чём угодно, поскольку всё равно ни за что не отвечаешь. Однако при этом нельзя не отметить способность студентов экономического вуза критически оценивать окружающую действительность.

В колледже культуры при создании газеты случаи использования псевдонима отсутствуют, хотя можно было бы предположить, что приобщение студентов к творческой, артистической профессии неизбежно пробудит в ком-то из них стремление к эстетизации имени или мифологизации своей личности посредством создания псевдонима и соответствующего идеального образа себя. Не отмечено и случаев, когда студент в силу различных причин просит опубликовать его материал анонимно. Однако отсутствие подобных прецедентов ещё не является поводом говорить о студентах колледжа культуры как о личностях, абсолютно готовых нести социальную ответственность, по сравнению со студентами экономического вуза. Анализ публикаций показывает, что критическое мышление у студентов колледжа культуры сформировано слабо, проблемные, острые вопросы на страницах газеты ими фактически не поднимаются. Студенты не проявляют инициативу опубликовать материалы критического характера, даже анонимно или под псевдонимом. Возможно, здесь сказывается общее негативное отношение к критике как таковой, свойственное большинству представителей творческих профессий. Прослеживается достаточно простая логика: если студент

Мир науки и образования. 2015. № 3

Отдельного внимания заслуживает то, как реализуются на страницах студенческих газет экономического вуза и колледжа культуры творческие инициативы студентов. К числу таких инициатив следует отнести, например, создание на страницах газеты авторской студенческой колонки.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Интересно, что авторская колонка стала постоянной рубрикой студенческой газеты не колледжа культуры, а филиала экономического вуза. Причём создание этой рубрики не было редакторским заданием, а стало собственно студенческой инициативой, что говорит не только об умении делать осознанный выбор, но и о стремлении к творческой самореализации и самораскрытию, но главное - о готовности нести ответственность за свои слова. Реализация этой студенческой инициативы была столь успешна, что ещё до окончания вуза первым колумнистом среди корреспондентов газеты появился новый автор, готовый прийти ему на смену.

Мир науки и образования. 2015. № 3

публикуются стихи и рассказы студентов. А в студенческой газете колледжа поиск авторов для этой рубрики вызывает определённые сложности, связанные с низким уровнем заинтересованности в публикации своих поэтических и прозаических сочинений теми, кто связывает своё будущее не с литературой, а с другими искусствами. Однако именно такое качество, как креативность, присущее людям, выбравшим творческую специальность, должно было бы позволить изменить облик газеты, сделать её более оригинальной и живой, а не работать по предложенной редактором готовой схеме, что, к сожалению, пока приходится наблюдать.

Подводя итоги, следует отметить, что в экономическом вузе студенческая газета выступает как полноценный инструмент профессионального воспитания, в равной степени способствует формированию и развитию всех обозначенных в начале статьи социально и профессионально значимых компетенций, даёт студенту возможность получить уникальный опыт работы в ситуации неопределённости и творческого поиска. В колледже культуры студенческая газета выполняет функцию инструмента профессионального воспитания лишь отчасти. Однако это лишь повод для корректировки работы на этом направлении.

2. Никитина О.Э. Авторский материал в студенческой прессе как фактор формирования индивидуальной ответственности // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной

Мир науки и образования. 2015. № 3

4. Успенская С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007. № 1. С. 240-244.

Читайте также: