Как сделать структурно логическую схему

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

ЭТАП 4: ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ (BUILDING LOGFRAME MATRIX)

Следующие три этапа (построение логико-структурной схемы, определение допущений и факторов риска, определение показателей и источников проверки), относящиеся к Фазе планирования, трудно разделить, поскольку единым результатом их прохождения будет являться Логико-структурная схема (матрица). Надо понимать, что действия, связанные с разработкой вопросов, которым формально посвящен каждый из этапов, тесно взаимосвязаны. Не стоит пытаться их разделить, а лучше постараться обобщить полученные в результате проведения аналитической фазы данные и получить результат – логично (как это следует из названия) построенную схему, которая в дальнейшем определит структуру (как опять же следует из названия) нашего проекта.

ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА?

Логико-структурная схема – это таблица (матрица), содержащая всю основную информацию: цели проекта и промежуточные этапы, по которым можно судить об эффективности работы; увидеть факторы, которые могут повлиять на работу участников; понять, как будет контролироваться выполнение проекта. Сама по себе схема является результатом применения ЛСП только в качестве формы представления итоговой концепции проекта. Иными словами, ЛСС – это универсальная форма представления проектной концепции, разрабатываемой в соответствии с методологией ЛСП. Настоящим результатом вашей работы является выработка стратегии или программы действий для достижения цели проекта, которая предусматривает какое-то изменение окружающего нас мира, вмешательство во внешнюю среду.

Итак, цель применения ЛСП – это стратегия вмешательства во внешнюю среду, а логикоструктурная схема – отражение этой стратегии.

ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЕ?

Логико-структурная схема представлена в Таблице 4 (стр. 70). Стрелками показаны те логические связи, которые должны прослеживаться при ее заполнении.

В этом разделе мы коротко охарактеризуем логику схемы, а подробнее о заполнении и содержании ячеек поговорим далее.

В логике действий всегда содержится только одна цель проекта – та, достижение которой мы обязаны гарантировать в результате выполнения нашего проекта. Выше ее идет одна или несколько общих целей – описание общего эффекта (или эффектов) от достижения цели проекта (во что вносит свой вклад наш проект). Ниже, как правило, находятся несколько промежуточных результатов, необходимых и достаточных для достижения цели.

Таблица 4. Логико-структурная схема


В правом нижнем углу схемы указываются предварительные условия – это также внешние факторы. Их проявление является сигналом к старту проекта, или, иными словами, мы не имеем права начинать проект до тех пор, пока не будут выполнены условия, указанные в этой ячейке.

Итак, логико-структурная схема является универсальным форматом представления концепции проекта, содержит логику целей проекта, инструменты контроля их достижения, соответствующие планы действий с оценкой ресурсов, а также задает граничные внешние условия успешности реализации проекта. Логические связи внутри ЛСС позволяют быстро понять концепцию проекта, не вникая в детали анализа, проведенного при его подготовке.

Далее мы рассмотрим процесс построения ЛСС по шагам.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ О ТЕРМИНОЛОГИИ?

Именно по этой причине в ЛСС, кроме самих формулировок, важное внимание уделяется их местоположению в таблице. В этом случае, даже при лингвистической неточности употребленного термина, носитель языка сможет догадаться о том, что имелось в виду в зависимости от места, на котором формулировка находится в таблице.

КАК ПРАВИЛЬНО ОПИСАТЬ ЦЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?

Первая колонка схемы – Логика действий. Это совокупность тех целей, которые мы должны достичь в процессе реализации проекта (за исключением общей цели). Конкретные действия с применением указанных ресурсов, осуществленные по составленному в дальнейшем плану, приводят к достижению промежуточных результатов. Собранные вместе промежуточные результаты (их обычно несколько) должны являться необходимым и достаточным условием для достижения цели проекта, ориентированной на решение основной проблемы, затрагивающей целевую группу. Цель проекта, в свою очередь, является вкладом в достижение общей цели – достаточно общей, глобальной и долгосрочной, которая показывает, почему наш проект представляет ценность для общества в целом. Достигая поставленной перед собой цели проекта, мы добиваемся определенных результатов, которые принимаются окружающим нас миром. Как следствие, нашим проектом производится некоторый эффект – это и есть общая цель. Логика должна прослеживаться от конкретных действий через промежуточные результаты к цели проекта и общей цели.

Промежуточных результатов обычно бывает несколько: при лечении больного выписывается несколько лекарств, каждое действует по-своему; кроме того, врач назначает постельный режим или наоборот – лечебную физкультуру, диету… В комплексе они вышечат больного, а применяемые по отдельности могут даже навредить.

Таблица 5. Расширенная логико-структурная схема.



Начинать заполнение ЛСС следует с помещения в соответствующую ячейку целей и промежуточных результатов. Вместе они определяют общую логику проекта, его логическую основу.

Если с целью мы уже разобрались, как мы можем обозначить промежуточные результаты?

• Во-вторых, поскольку мы зачастую ведем подготовительную работу к созданию официального документа, формулировка должна быть достаточно корректной.

• В-третьих, формулировки должны быть грамотными, слова – написанными без ошибок, предложения построены правильно – мы ведь взрослые, грамотные, образованные, отвечающие за свои поступки люди, вы с этим согласны?

Когда промежуточные результаты определены, расположите их в порядке до-

стижения слева направо: те, что необходимо достичь в первую очередь, – левее, которыми займемся позже – правее. Впоследствии во время планирования деятельности мы сможем обеспечить параллельное выполнение некоторых задач, если это окажется возможным. Тем не менее, очередность промежуточных результатов на логико-структурной схеме соответствует приоритету их достижения для цели проекта.

ЗАПОЛНЯЕМ СХЕМУ: ЦЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3. Проверяем формулировки – они должны быть корректными, ясными и грамотными.

4. Располагаем промежуточные результаты в порядке возрастания приоритетов.

5. Проверяем логику: от промежуточных результатов к общей цели. Достижение промежуточных результатов должно гарантировать достижение цели проекта (о них мы поговорим в описании следующего этапа).

Начнем строить логико-структурную схему для нашего примера. Вот как она будет выглядеть после занесения в ее матрицу целей:

Какая информация должна быть представлена на L3-схемах?
  • подсети
    • VLAN ID (все)
    • названия VLAN'ов
    • сетевые адреса и маски (префиксы)
    • маршрутизаторы, межсетевые экраны (далее МСЭ) и VPN-шлюзы (как минимум)
    • наиболее значимые серверы (например, DNS и пр.)
    • ip-адреса этих серверов
    • логические интерфейсы
    Какой информации НЕ должно быть на L3-схемах?

    Перечисленной ниже информации не должно быть на сетевых схемах, т.к. она относится к другим уровням [модели OSI, прим. пер.] и, соответственно, должна быть отражена на других схемах:

    • вся информация L2 и L1 (в общем случае)
    • L2-коммутаторы (может быть представлен только интерфейс управления)
    • физические соединения между устройствами
    Используемые обозначения

    Как правило, на логических схемах используются логические символы. Большинство из них не требуют пояснений, но т.к. я уже видел ошибки их применения, то позволю себе остановиться и привести несколько примеров:

    Какая информация необходима для создания L3-схемы?

    Для того, чтобы создать логическую схему сети, понадобится следующая информация:

    • Схема L2 (или L1) — представление физических соединений между устройствами L3 и коммутаторами
    • Конфигурации устройств L3 — текстовые файлы либо доступ к GUI, и т.д.
    • Конфигурации устройств L2 — текстовые файлы либо доступ к GUI, и т.д.
    Пример

    В данном примере мы будем использовать простую сеть. В ней будут присутствовать коммутаторы Cisco и МСЭ Juniper Netscreen. Нам предоставлена схема L2, также как и конфигурационные файлы большинства представленных устройств. Конфигурационные файлы пограничных маршрутизаторов ISP не предоставлены, т.к. в реальной жизни такую информацию ISP не передаёт. Ниже представлена L2-топология сети:


    А здесь представлены файлы конфигурации устройств. Оставлена только необходимая информация:

    !
    vlan 210
    name Servers1
    !
    vlan 220
    name Servers2
    !
    vlan 230
    name Servers3
    !
    vlan 240
    name Servers4
    !
    vlan 250
    name In-mgmt
    !
    interface GigabitEthernet0/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/2
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 250
    ip address 192.168.10.11 255.255.255.128
    !
    ip default-gateway 192.168.10.1

    !
    vlan 210
    name Servers1
    !
    vlan 220
    name Servers2
    !
    vlan 230
    name Servers3
    !
    vlan 240
    name Servers4
    !
    vlan 250
    name In-mgmt
    !
    interface GigabitEthernet0/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/2
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 250
    ip address 192.168.10.12 255.255.255.128
    !
    ip default-gateway 192.168.10.1

    !
    vlan 210
    name Servers1
    !
    vlan 220
    name Servers2
    !
    vlan 230
    name Servers3
    !
    vlan 240
    name Servers4
    !
    vlan 250
    name In-mgmt
    !
    interface GigabitEthernet0/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/2
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 250
    ip address 192.168.10.13 255.255.255.128
    !
    ip default-gateway 192.168.10.1

    !
    vlan 200
    name in-transit
    !
    vlan 210
    name Servers1
    !
    vlan 220
    name Servers2
    !
    vlan 230
    name Servers3
    !
    vlan 240
    name Servers4
    !
    vlan 250
    name In-mgmt
    !
    interface GigabitEthernet0/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/2
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet0/3
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet0/4
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/5
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/6
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface Port-channel 1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 200
    ip address 10.0.0.29 255.255.255.240
    standby 1 ip 10.0.0.28
    !
    interface vlan 210
    ip address 192.168.0.2 255.255.255.128
    standby 2 ip 192.168.0.1
    !
    interface vlan 220
    ip address 192.168.0.130 255.255.255.128
    standby 3 ip 192.168.0.129
    !
    interface vlan 230
    ip address 192.168.1.2 255.255.255.128
    standby 4 ip 192.168.1.1
    !
    interface vlan 240
    ip address 192.168.1.130 255.255.255.128
    standby 5 ip 192.168.1.129
    !
    interface vlan 250
    ip address 192.168.10.2 255.255.255.128
    standby 6 ip 192.168.10.1
    !
    ip route 0.0.0.0 0.0.0.0 10.0.0.17

    !
    vlan 200
    name in-transit
    !
    vlan 210
    name Servers1
    !
    vlan 220
    name Servers2
    !
    vlan 230
    name Servers3
    !
    vlan 240
    name Servers4
    !
    vlan 250
    name In-mgmt
    !
    interface GigabitEthernet0/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/2
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet0/3
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet0/4
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/5
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet0/6
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface Port-channel 1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 200
    ip address 10.0.0.30 255.255.255.240
    standby 1 ip 10.0.0.28
    !
    interface vlan 210
    ip address 192.168.0.3 255.255.255.128
    standby 2 ip 192.168.0.1
    !
    interface vlan 220
    ip address 192.168.0.131 255.255.255.128
    standby 3 ip 192.168.0.129
    !
    interface vlan 230
    ip address 192.168.1.3 255.255.255.128
    standby 4 ip 192.168.1.1
    !
    interface vlan 240
    ip address 192.168.1.131 255.255.255.128
    standby 5 ip 192.168.1.129
    !
    interface vlan 250
    ip address 192.168.10.3 255.255.255.128
    standby 6 ip 192.168.10.1
    !
    ip route 0.0.0.0 0.0.0.0 10.0.0.17

    set interface ethernet0/1 zone untrust
    set interface ethernet0/1.101 tag 101 zone dmz
    set interface ethernet0/1.102 tag 102 zone mgmt
    set interface ethernet0/2 zone trust
    set interface ethernet0/1 ip 10.0.0.1/28
    set interface ethernet0/1 manage-ip 10.0.0.2
    set interface ethernet0/1.101 ip 10.0.0.33/28
    set interface ethernet0/1.102 ip 10.0.0.49/28
    set interface ethernet0/2 ip 10.0.0.17/28
    set interface ethernet0/2 manage-ip 10.0.0.18
    set vrouter trust-vr route 0.0.0.0/0 interface ethernet0/1 gateway 10.0.0.12

    set interface ethernet0/1 zone untrust
    set interface ethernet0/1.101 tag 101 zone dmz
    set interface ethernet0/1.102 tag 102 zone mgmt
    set interface ethernet0/2 zone trust
    set interface ethernet0/1 ip 10.0.0.1/28
    set interface ethernet0/1 manage-ip 10.0.0.3
    set interface ethernet0/1.101 ip 10.0.0.33/28
    set interface ethernet0/1.102 ip 10.0.0.49/28
    set interface ethernet0/2 ip 10.0.0.17/28
    set interface ethernet0/2 manage-ip 10.0.0.19
    set vrouter trust-vr route 0.0.0.0/0 interface ethernet0/1 gateway 10.0.0.12

    !
    vlan 100
    name Outside
    !
    vlan 101
    name DMZ
    !
    vlan 102
    name Mgmt
    !
    interface GigabitEthernet1/0
    description To-Inet-rtr1
    switchport mode access
    switchport access vlan 100
    !
    interface GigabitEthernet1/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet1/3
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet1/4
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface Port-channel 1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 102
    ip address 10.0.0.50 255.255.255.240
    !
    ip default-gateway 10.0.0.49

    !
    vlan 100
    name Outside
    !
    vlan 101
    name DMZ
    !
    vlan 102
    name Mgmt
    !
    interface GigabitEthernet1/0
    description To-Inet-rtr2
    switchport mode access
    switchport access vlan 100
    !
    interface GigabitEthernet1/1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface GigabitEthernet1/3
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface GigabitEthernet1/4
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    channel-group 1 mode active
    !
    interface Port-channel 1
    switchport mode trunk
    switchport trunk encapsulation dot1q
    !
    interface vlan 102
    ip address 10.0.0.51 255.255.255.240
    !
    ip default-gateway 10.0.0.49

    Сбор информации и её визуализация

    Хорошо. Теперь, когда мы имеем всю необходимую информацию, можно приступать к визуализации.

    Процесс отображения шаг за шагом
    1. Сбор информации:
      1. Для начала откроем файл конфигурации (в данном случае ASW1).
      2. Возьмём оттуда каждый ip-адрес из разделов интерфейсов. В данном случае есть только один адрес (192.168.10.11) с маской 255.255.255.128. Имя интерфейса — vlan250, и имя vlan 250 — In-mgmt.
      3. Возьмём все статические маршруты из конгфигурации. В данном случае есть только один (ip default-gateway), и он указывает на 192.168.10.1.
      1. Теперь давайте отобразим информацию, которую мы собрали. Во-первых, нарисуем устройство ASW1. ASW1 является коммутатором, поэтому используем символ коммутатора.
      2. Нарисуем подсеть (трубку). Назначим ей имя In-mgmt, VLAN-ID 250 и адрес 192.168.10.0/25.
      3. Соединим ASW1 и подсеть.
      4. Вставляем текстовое поле между символами ASW1 и подсети. Отобразим в нём имя логического интерфейса и ip-адрес. В данном случае имя интерфейса будет vlan250, и последний октет ip-адреса — .11 (это является общей практикой — отображать только последний октет ip-адреса, т.к. ip-адрес сети уже присутствует на схеме).
      5. Также в сети In-mgmt есть другое устройство. Или, как минимум, должно быть. Нам ещё неизвестно имя этого устройства, но его IP-адрес 192.168.10.1. Мы узнали это потому, что ASW1 указывает на этот адрес как на шлюз по-умолчанию. Поэтому давайте отобразим это устройство на схеме и дадим ему временное имя "??". Также добавим его адрес на схему — .1 (кстати, я всегда выделяю неточную/неизвестную информацию красным цветом, чтобы глядя на схему можно было сразу понять, что на ней требует уточнения).


      Повторите этот процесс шаг за шагом для каждого сетевого устройства. Соберите всю информацию, относящуюся к IP, и отобразите на этой же схеме: каждый ip-адрес, каждый интерфейс и каждый статический маршрут. В процессе ваша схема станет очень точной. Убедитесь, что устройства, которые упомянуты, но пока неизвестны, отображены на схеме. Точно так же, как мы делали ранее с адресом 192.168.10.1. Как только вы выполните всё перечисленное для всех известных сетевых устройств, можно начать выяснение неизвестной информации. Вы можете использовать для этого таблицы MAC и ARP (интересно, стоит ли писать следующий пост, рассказывающий подробно об этом этапе?).

      В конечном счёте мы будем иметь схему наподобие этой:


      Заключение

      Нарисовать логическую схему сети можно очень просто, если вы обладаете соответствующими знаниями. Это продолжительный процесс, выполняемый вручную, но это отнюдь не волшебство. Как только у вас есть L3-схема сети, достаточно нетрудно поддерживать её в актуальном состоянии. Получаемые преимущества стоят приложенных усилий:



      Как же быть?
      Биографию автора обязательно нужно изучать, ведь без этого не откроешь таинственную дверцу в авторский художественный мир! Автор – живой человек из плоти и крови. Все его тексты – это отклик на реальные события в личной/общественной/политической жизни. И как мы обедняем своё читательское восприятие, не понимая, что проблематика произведения рождается из обстоятельств жизни писателя.
      У Н. В. Гоголя была очень религиозная мать. Это качество она в полной мере передала своему сыну-писателю. Для Гоголя представители светлых и тёмных сил незримо соседствуют с людьми, что мы наблюдаем и в его произведениях: чёрт ворует месяц и везёт на себе кузнеца Вакулу.






      Составление структурно-логической схемы по биографии автора даёт возможность получить целостное впечатление от текста произведения, понять, как и для чего он создан.

      Автор: Бобылева Маргарита Олеговна

      Организация: МБОУ школа №50

      Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

      Структурно - логически схемы– это ключевые слова и фразы, расположенные в определенной логической последовательности, отражая некоторую целостность

      Применение СЛС в учебном процессе позволяет обеспечить успешность учащихся в получении новых знаний. Изложение нового учебного материала в виде СЛС способствуют активизации и развитию психических познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

      Структурно-логическая схема полностью соответствует требованием ФГОС, значит с помощью СЛС можно обучать учащихся. Так же мы рассмотрели множество плюсов СЛС по сравнению с традиционным уроком, а это значит, что СЛС нужно использовать на уроках, т.к. с её помощью учащиеся лучше усваивают учебный материал.

      Изучение нового материала в виде структурно-логической схем имеет ряд плюсов по сравнению с традиционным изложением нового материала. Можно выделить следующие плюсы.

      Во-первых, при подачи информации в текстовом в виде бывает сложно определить структуру изучаемого материала и определить логические связи между его частями. Этих сложностей не будет если рассказывать не в виде текста, а в виде структурно-логических схемы.

      Во-вторых, такое преобразование учебного процесса позволяет у учащихся задействовать все виды мышления.

      В-третьих, было установлено, что глубокое усвоения и понимания, запоминание нового материала происходит быстрее, если данный материал представлен в СЛС.

      В-четвертых, в ряде исследований выявлено, что структурирование текстовой информации являются важнейшими компонентами памяти.

      В-пятых, представление нового учебного материала в виде структурно-логических схем является эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы учащихся.

      В-шестых, СЛС помогает быстрее сформировать у учащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

      Если учитель планирует использовать СЛС для объяснения нового материала, то ему необходимо выбрать методику применения СЛС на уроке. Применение СЛС при объяснении нового материала позволяет увеличить успеваемость учащихся при изучении естественно - научных знаний. Учит самостоятельной работе и развивает все типы мышления.

      Учитель и учащиеся могут по-разному работать на уроке со структурно-логическими схемами. Было выделено два способа применения структурно-логических схем на уроке.

      1. Структурно-логическую схему полностью составляет учитель, учащающиеся заполняют пустые блоки и устанавливают между ними связи.

      Учитель делает заготовку конспекта урока в виде структурно-логической схемы с пустыми блоками. Учащиеся в процессе урока по ходу объяснения учителем материала эти пустые блоки заполняют. Учитель в процессе объяснения использует электронную презентацию, в которой единая структурно-логическая схема дробится на структурные элементы и помещаются они на отдельные слайды. В конце урока или в конце объяснения нового материала учитель демонстрирует на последнем слайде презентации целиковую схему.

      2. Структурно-логическую схему учитель составляет частично, учащиеся заполняют ее и дописывают самостоятельно то, что не включено в заранее составленную схему.

      Учитель, как и в первой ситуации, также делает небольшую заготовку конспекта, которую учащиеся вклеивают в свои тетради, но при этом также самостоятельно конспектируют теоретический материал, который учитель поэтапно представляет письменно на доске или с помощью слайдов электронной презентации. В конце объяснения нового материала учитель, вместе с учащимися проверяет, полностью ли учащиеся законспектировали теоретический материал.

      При работе с заготовками конспекта учащиеся не только заполняют пустые блоки, но и устанавливают связи между ними.

      Каждый новый конспект имеет новую структурно-логическую схему, и начинается она с новой страницы тетради. В конце урока или в конце объяснения нового материала учитель демонстрирует на последнем слайде презентации целиковую схему.

      Рекомендации учителю по составлению презентации с использование структурно-логических схем:

      1. Структурно-логическая схема должна быть простой, и помещаться на одном слайде в электронной презентации.

      2. Элементы структурно-логической схемы должны быть выделены.

      3. Элементы структурно-логической схемы должны быть расположены так, чтобы была ясна их иерархия.

      4. Между элементами структурно-логической схемы должны быть установлены логические связи.

      5. Структурно-логическая схема должна быть наглядной, для этого можно использовать графический материал, цветовые оттенки, таблицы и рисунки.

      Список использованной литературы:

      1. Анцифиров Л.И. Структурно-логические схемы по теории и методике обучения физике [Текст] : методическая разработка / Л.И Анцифиров., В.И. Земцова – Курск, Орск, 1995. – С. 3.
      2. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов [Текст]. — М.: Педагогика, 1972. — 424 с.

      Педагогическая психология [Текст]: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 207 с.

      Читайте также: