Как сделать страховку без прав

Обновлено: 07.07.2024

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Как оформить страховку на автомобиль

Обязанность по страхованию автомобиля возлагается на его владельца при покупке транспортного средства (ФЗ № 40, ч. 2, ст. 4).

В Российской Федерации есть два вида автострахования:

ОСАГО на новый автомобиль можно приобрести прямо в автосалоне. Это возможно, если у компании есть страховые агентства-партнеры. Также пройти процедуру страхования Вы можете на портале Госуслуг или онлайн на сайте выбранной страховой компании.

Виды страхования авто

✔ КАСКО. Это основная разновидность добровольного автострахования. Имея такую страховку, Вы получите возмещение ущерба в случае хищения, порчи или полной гибели транспортного средства. Все убытки возмещаются на основании заранее установленных страховых сумм. Перечень страховых случаев определяется типом договора и условий, которые предлагает конкретная страховая компания.

КАСКО обладает следующими преимуществами:

  • Собственник авто вносит платеж один раз – страховое агентство возмещает убытки на протяжении всего срока страхования.
  • При ДТП ущерб будет компенсирован вне зависимости от того, кто был виновником аварии.
  • Полная страховка КАСКО позволяет гарантировать надежную защиту Вашего автомобиля от любых имущественных рисков.

Единственный минус КАСКО – достаточно высокая стоимость.


✔ Обязательный страховой полис ОСАГО – это документ, который подтверждает договор между водителем и страховой компанией и является основанием для возмещения ущерба при ДТП, виновником которого был признан этот водитель. Это значит, что страховая компания оплатит урон, который Вы нанесли другим автовладельцам.

ОСАГО устанавливается федеральными структурами, но агентства могут делать скидки или же взимать выплаты за дополнительные услуги в рамках договора ОСАГО.

✔ ДОСАГО – это фактически дополнение к ОСАГО. Страховка помогает покрыть расходы тогда, когда размер нанесенного ущерба больше, чем сумма, которая предусмотрена полисом ОСАГО: 400 тысяч рублей за вред, причиненный имуществу, 600 тысяч рублей за ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавшего. ДОСАГО приобретается только вместе с ОСАГО.

✔ Страхование от несчастного случая. В этом случае объектом страхования является не автомобиль, а здоровье человека. К страховым случаям относят тяжелые ранения, травмы, повреждения, которые приводят к потере трудоспособности или даже к летальному исходу (в этой ситуации выплаты предназначаются для семьи пострадавшего). Помощь Вы можете получить по полису обязательного медицинского страхования.

ГК FAVORIT MOTORS – официальный дилер KIA в России – предлагает Вам услуги автострахования на выгодных условиях. После покупки нового автомобиля в салонах компании в Москве Вы можете оформить КАСКО, ОСАГО, ДОСАГО, а также застраховать транспортное средство только от угона или от ущерба. Рассчитать страховку можно онлайн. Для этого нужно указать личные данные и характеристики авто (марка, модель, стоимость и комплектация).

Сроки оформления страхового полиса

Согласно законодательству, в течение 10 дней после приобретения машины (отсчет ведется с даты, зафиксированной в договоре купли-продажи) покупатель может легально передвигаться на ней без страховки. За это время водитель должен выбрать страховую компанию и оформить полис, если по каким-либо причинам это не удалось сделать в автосалоне.

Однако есть и некоторые нюансы:

  • При покупке нового авто из салона страхование машины ОСАГО должно быть оформлено до регистрации транспортного средства – уже при посещении ГИБДД Вам придется предъявить полис. После того как Вы получите регистрационные номера, Вам понадобится еще раз посетить страховую компанию и вписать сведения о номере в договор страхования.
  • Если купленный автомобиль без номеров нужно транспортировать к месту регистрации собственника, то владельцу следует получить транзитные номера, затем оформить транзитный полис ОСАГО (срок его действия – до 20 дней). После доставки машины к месту проживания собственника он оформляет полис ОСАГО и получает регистрационные номера.

Сроки действия полиса

Договор ОСАГО водитель и страховая компания заключают на 1 год. Однако российское законодательство разрешает физическому лицу, которое является собственником автомобиля, заключить договор ОСАГО с ограниченным сроком использования авто. В этом случае минимальный срок действия полиса составляет 3 месяца.

Если Вы приобрели транспортное средство в кредит, то в большинстве случаев банк потребует, чтобы полис ОСАГО был оформлен на срок не менее 1 года. При этом рассрочка платежа недопустима. Моментом начала действия страховки в этом случае считается дата получения кредита.

Документы, необходимые для оформления страховки

Чтобы заключить договор ОСАГО, собственник транспортного средства должен заполнить выданное сотрудником страховой компании заявление установленного образца, а также предъявить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Паспорт транспортного средства;
  • Водительское удостоверение собственника и тех лиц, которые допущены к управлению автомобилем.

Если Вы страхуете новый автомобиль, то талон техобслуживания и диагностическая карта Вам не понадобятся. Эти документы, а также предыдущий полис ОСАГО нужны лицам, которые страхуют авто с пробегом. Если оформлением полиса занимается не сам владелец ТС, а доверенное лицо, то пригодится доверенность.

После оформления полиса Вам выдадут:

  • Оригинал страхового полиса с подписями обеих сторон, печатью страховой компании и специальным знаком государственного образца;
  • Буклет с информацией о правилах ОСАГО;
  • Извещение о ДТП (2 экземпляра);
  • Памятку страхователю;
  • Квитанцию о получении денег от клиента.

Стоимость оформления страховки

Тарифы ОСАГО зависят не только от базовых ставок, но и от коэффициентов. Базовые ставки устанавливаются на основании технических характеристик автомобиля, его назначения и конструктивных особенностей. Предельные значения ставок регламентированы в пр. №1 Указания ЦБ РФ от 19.09.2014 г. № 3384-У.

Коэффициенты зависят от следующих факторов:

Возраст машины не имеет значения при формировании стоимости страховки – она равна произведению базовой ставки и коэффициентов.

Базовые тарифы, действующие в 2017 году:

Тип ТС Базовый тариф (в руб.)
Минимальный Максимальный
ТС категории B и BE:
- для юридических лиц 2573 3087
- для физических лиц 3432 4118
- используемые, как такси 5138 6166

Если Вы оформляете ОСАГО каждый год, ездите аккуратно, без нарушений и ДТП, то Вы можете претендовать на 5% скидку при заключении договора.

Отсутствие ОСАГО или истекший срок действия полиса автоматически означает невозможность использовать автомобиль. В противном случае Вы можете получить штраф (800 рублей) или даже лишиться прав. Отказ от страхования автомобиля означает, что при попадании в ДТП, виновником которого признан водитель авто без ОСАГО, ему придется самостоятельно возместить ущерб пострадавшим. Это зафиксировано гражданским законодательством РФ.

Полис ОСАГО должен все время находиться у водителя, поскольку при проверке документов сотрудником ГИБДД и отсутствии страховки на руках (потеряли или оставили дома) Вас ожидает предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Это актуально только в том случае, если у Вас есть страховка и срок ее действия не истек.

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

Нарушители заплатят больше

Доплата за некоторые автомобили

Заявка на выплаты онлайн

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Читайте также: