Как сделать статью в газету

Обновлено: 06.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Газета - не литература. Но у всего, что хорошо написано, есть общие черты. Газетных жанров достаточно много: есть материалы информационные (заметка, интервью, репортаж), аналитические (корреспонденция, статья и др.), литературно-художественные (зарисовки, очерки).

Как писать любой материал, тоже элементарно: собрать фактуру (побывать на мероприятии, если материал событийный; побеседовать с людьми, чтобы выяснить спектр мнений, если пишете проблемную статью). И, конечно, уметь подать собранный материал в читабельном виде. Помните: недостаточно просто понимать мысли – их необходимо уметь излагать.

Как писать статьи в газету (методические рекомендации)

Дорогие ребята! Газеты - не литература. Но у всего, что хорошо написано, есть общие черты. Газетных жанров достаточно много: есть материалы информационные (заметка, интервью, репортаж), аналитические (корреспонденция, статья и др.), литературно-художественные (зарисовки, очерки).

б) Следите за читабельностью текста: избегайте частых повторений (тавтологий), пользуйтесь синонимами или изменением структуры предложения, а также не злоупотребляйте словами-паразитами.

•Опишите пять вещей, которые вы видите перед собой.

•Расскажите о вашем дне с точки зрения ваших друзей (вашего классного руководителя, мамы, соседа или случайного прохожего). Умение видеть чужую точку зрения очень полезно при разрешении конфликтов.

•Опишите ваше любимое занятие в пяти-, восьмилетнем возрасте.

• Выберите наугад 5 слов из первой попавшейся книги и запишите их. Затем включите эти слова в небольшой рассказ, хотя бы из двух-трех предложений. Если результат вам понравится - расширьте эту историю.

•Опишите 5 смешных для вас моментов из жизни.

•Какие мысли и чувства вызвала у вас последняя прочитанная книга (просмотренный фильм, новостной выпуск).

Какой должна быть структура статьи. Для того чтобы научиться писать статьи, необходимо представлять себе ее структуру. Не имеет значения, что именно создается: написание научной статьи или рекламного текста — и то и другое имеют одни и те же принципы и правила написания статей. Используя всего несколько эффективных приемов написания статей, вы можете за несколько дней превратиться в человека, которого начинают читать и даже цитировать.

Итак, начнем. Основное правило: уделите пять минут созданию плана статьи. Вот несколько шагов гармоничного написания статей, которые вы сможете применить на практике прямо сегодня.

Шаг 1. Определите цель статьи и непременно ее запишите, т.к. вам в обязательном порядке необходимо указать читателю свою цель. При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя:

1. Что за материал мы пишем, какова задача?

2. Какова будет манера изложения?

3. Каким будет тип статьи?

Шаг 2. Отразите цель статьи в заголовке, изложите ее в предисловии к статье или в самом начале статьи (1 абзац). Такой прием позволяет читателю понять, стоит ли ему тратить свое время на изучение данного материала и принять решение – дочитать до конца, или нет. Сделайте читателю хорошо, и он оценит ваш профессионализм.

Шаг 3.Создайте план статьи, обычно он включает в себя 4-5 блоков. Например, если у статьи 3 блоков, прибавьте предисловие и концовку с выводами – получаем 5 блоков. Большего для газетных статей и не нужно. Вот пример плана для среднестатистической статьи:

• Тезис или вводная часть

• Описание предмета (события) статьи (1-2 блока)

• Информационная составляющая (1-2 блока)

Шаг 5. Заполните составленный план материалом. Не принципиально, с какого блока вы начнете. Это может быть информационная составляющая. А может быть, вы начнете заполнять блоки по частям. Все зависит от вашего полета мысли. Главное не опускайтесь до простого копирования – это никому не нужно. В конце обязательно перечитайте то, что вы написали, подправьте, вставьте подпись и… обязательно опубликуйте. Никого не бойтесь и не стесняйтесь. У вас может быть вагон правильных мыслей, и лучше всего их систематизировать и в правильной форме выдавать читателю. Делитесь мыслями и опытом, преуспевайте. Итак, разобравшись с тем как писать статьи и как должен выглядеть план статьи, рассмотрим более подробно составляющие статьи.
2.Как назвать статью. Немного полезной информации:

• Заголовки читают в пять раз большее число читателей, чем основной текст.

• Заголовки, содержащие новость вспоминают на 27% больше людей, чем заголовки без новостей.

•Конкретные факты работают лучше, чем что-либо неопределенное.

•Считается, что заголовок, взятый в кавычки, запоминается лучше.

•Людей больше всего интересует происходящее там, где они живут.
Именно заголовок, а вовсе не содержание, приносит статье успех в читаемости.
В большинстве, читают лишь те статьи, чьи талантливые авторы смогли придумать гениальный заголовок. Для того чтобы придумывать правильные заголовки существует всего пять простых правил - выбирайте любое. Или все сразу.

В заключение хочется сказать, что хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману. Они верны вне зависимости от языка, на котором вы пишите. Дерзайте! Пишите и наслаждайтесь своей авторской работой! Удачи.

Желание высказаться или сообщить о какой-либо проблеме может возникнуть у каждого человека. Хорошей трибуной для этого способна стать газета. Но как опубликовать написанную статью?

Как опубликовать статью в газете

Если в выбранном издании есть журналист, работающий по тематике вашей статьи, обратитесь к нему. С ним можно связаться как по электронной почте, так и встретиться лично. Как правило, журналисты заинтересованы в поиске нового материала, касающегося их тематики. Поэтому, если ему статья покажется подходящей, она может быть опубликована.

написать статью


Автор осознает, что по каждому пункту можно написать монографию, но ставит цель – осветить самые важные моменты.

Аудитория

Первое. Самое важное – это наша аудитория. Да-да, именно аудитория. Кому это действительно будет интересно? Кто будет читать этот материал? Школьники? Коллеги? Начальство? Это всё разные категории читателей, которым интересны неодинаково сформулированные и по-разному поданные темы, с разными примерами и формулировками.

Недаром существуют СМИ (средства массовой информации) для всех категорий читателей, зрителей, слушателей. Для какого издания пишете? Делового? Информационного? Методического?

В каждом СМИ нужны именно свои, отличные от других, примеры, детали, которые надо продумывать, адаптировать для данной категории читателей. А главное – стиль, который был бы понятен именно вашей аудитории. Ироничный? Строгий?

Для детей – попроще. Для начальства – совсем другой.

Так для кого же пишите вы? Определились?

Цель

Второе – цель написания материала. Возьмем направление, которое волнует всех – образование. Представить свою школу, лучший класс? Отчитаться перед директором? Рассказать об интересном опыте коллеги? Отразить суть увлекательного открытого урока? Поведать о курсах повышения квалификации? Познакомить коллег с любопытной методической литературой? Показать в самом выгодном свете свой проект?

Согласитесь, всё перечисленное – об образовании, но в каждом отдельном случае нужны самые разные акценты и примеры.

Кстати, правильно определенная цель дает нам верно выбранный жанр, а также именно то СМИ, которое с радостью примет и опубликует ваш труд.

Что это будет: газета или методический журнал? Научно-познавательный сайт или стенгазета? Информационный портал? Для всех этих перечисленных СМИ сочинять надо по-разному. В зависимости от поставленной цели.

Кстати, писать нужно только о том, что знаете очень хорошо, в чем разбираетесь лучше других.

Жанр

И третье – каков будет жанр будущего шедевра?

Любая информация может быть представлена в самой разной форме. В журналистике это называется жанр. Думается, этой непростой проблеме стоит посвятить отдельный материал, здесь же только скажу: минимум три вида жанров надо знать каждому пишущему.

Информационные жанры – заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода (конкретный=реальный случай для освещения), рассмотрением отдельного факта, лучше одного-двух.

Материал должен отвечать на вопросы:

Заметка – четкий, лаконичный рассказ о событии.

В репортаже важно присутствие автора, который увидел что-то очень значимое, о чем необходимо поведать общественности.

Отчитаться о произошедшем, написав отчет, – удел тех немногих, кто посетил данное немаловажное мероприятие, о котором и пойдет речь.

Интервью: вопрос – ответ с важной персоной, которая расскажет о преподносимом событии лучше других. Текст интервью желательно согласовать с респондентом, это обезопасит автора от ненужных разбирательств.

Там, где присутствуют анализ, рассуждения, рассмотрение данной определенной проблемы со всех сторон.

Во что выльется этот анализ-разбор? Корреспонденция, статья, рецензия, обзор, расследование. Что же выберете вы? Решать автору. Главное, чтобы материал содержал весь набор фактов, доказывающих вашу основную излагаемую мысль.

А также отвечал на такие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? (это вопросы информационного толка, игнорировать которые нельзя), а еще не забыл аналитические: Почему? Как? Зачем? Последние три особенно важны именно в аналитической публицистике, где главное – анализ произошедшего.

Почему это произошло?

Как, каким образом?

Зачем нам нужно обнародовать данные подробности?

  1. Художественно-публицистический (описательный) – художественно описать, отобразить действительность. Несомненно, надо обладать определенным талантом, чтобы написать эссе, очерк, фельетон или памфлет. Кстати, заметили, сегодня их всё меньше на страницах СМИ.

Для всех жанров важен событийный повод. Не просто так написать о чем-то, а именно по факту-поводу свершившегося.

Сбор материала

Определившись с аудиторией, целью и жанром будущей публикации, имея общественно значимый событийный повод, приступим к сбору материала. Разговариваем с людьми, узнаем мнения, выписываем яркие цитаты, проводим нужные исследования для наглядного показа обсуждаемой проблемы.

Желательно составить план, который поможет систематизировать мысли. Даже опытные журналисты не чураются набросать тезисы, план, схему будущего материала. План можно представить в том виде, какой вам больше нравится. Простой, сложный, вопросный, тезисный, назывной – видов планов множество. Главное – удобство. Примеров миллион:

1) 2) 3) …

А, Б, В…

I

1)

а) … б)… в)…

Кстати, у многих еще со школьных времен неприятие планов как таковых. Зря. План помогает отразить тему системно.

Если необходимо, озаглавьте каждый пункт. Я люблю занести на бумагу, в вордовский файл ключевые слова: они помогают логично выстроить текст. Называю это метод ассоциаций, мне кажется, так легче.

Что-то возникло в процессе написания, пришла идея – обязательно запишите. Когда мысли набегают друг на дружку, фиксация – самый верный способ их сохранить. Что пойдет в этот конкретный материал, покажет время, а зафиксированная, записанная мысль не убежит!

Далее – пронумеровать эти самые идеи и примеры. Что куда распределяем? Во введение – обоснование и завлекушку. В главную часть – суть, раскрытие проблемы, мнения авторитетов. Ну и ударное заключение.

Сбор материала предполагает, что автор заранее знает, что он будет писать заметку с этого мероприятия, проблемную статью на заданную тему. А значит, запоминайте, отмечайте в блокноте как можно больше интересных моментов. Смотрите, слушайте! Важно всё: каждый этап, любой нюанс. Держите наготове ручку и листок бумаги, заносите в блокнот самое значимое. Одна услышанная реплика может дать как заголовок, так и еще одну мысль для будущей статьи. Важно только уметь ее услышать.

И тут вышли из университета со студентами. Одна первокурсница просит:

– Лариса Павловна! А у нас растет подорожник? Покажите мне подорожник.

Изумилась: о! дитя асфальта! И тут же тыкаю зонтиком в молодые зеленые листочки. И в этом месте одна девушка-сорванец с удивлением вопрошает:

– А у тебя что, в детстве не было ран?

– И ссадин? Ну чем ты их залепляла, когда падала, ушибалась? Когда кровь текла?

Композиция

Помните: в любом материале важно соблюдать композицию: построение этого самого текста.

Введение – кратко раскрыть основную мысль, которую хочется донести. В самом начале обоснуйте выбор темы, чтобы к вам не возникало лишних вопросов: почему именно эта тема, а не другая. Тут-то и поможет событийный повод. Почему именно этот человек – герой вашего материала. Это важно. Это сразу настроит читателя и вас, автора, на нужный лад. Аргументировав тему, вы сразу покажите ее значимость.

Студентов своих учу, как натаскивали в редакциях меня. Написал текст – придумай к нему пять заголовков. Вот это учеба, скажу я вам, есть, где развернуться.

Основная часть. Самый простой способ – четко, обоснованно изобразить ситуацию, проблему. Привести примеры, доказательства. Проверьте цитаты, а также имена, фамилии героев публикации, их должности. Эти сведения лучше скопировать с визитки, предварительно уточнив их правильность.

В заключении подвести итоги, сообщить выводы, а, может быть, задать вопрос, тем самым, подтолкнув к дискуссии.

Перечитайте своё написанное. Ответили ли вы своим материалом на те самые главные вопросы, что обозначены в самом начале этой статьи?

Что конкретно произошло?

Где это было?

Когда реализовалось?

Кто совершил?

Если материал велик по объему, разбейте его на части, озаглавьте каждую. Читатель скажет за это спасибо.

Есть ударное начало? Хороша ли концовка? Соблюден ли стиль?

О языке

Перечитайте написанное. Объективен ли материал? Не стыдно ли вам будет, если его обнародуют? Все ли примеры соответствуют основной теме? Чего не хватает? Какие предложения или абзацы откровенно лишние, и, если их удалить, не изменится суть написанного? Ответьте на эти вопросы.

Скорректируйте текст. Вычитайте с бумаги. Не надейтесь на профессиональных корректоров: многие редакции экономят и не держат их в штате.

Кстати, продумайте: будет ли это единичная заметка или серия статей. Вам есть что предложить данной редакции? Сегодня, как и много лет назад, редакции СМИ ищут креативных, умеющих излагать собственные мысли.

Учитесь обобщать накопленный опыт. Читайте то, что пишут о своей работе журналисты и писатели – всякий опыт писания полезен. Множество советов содержат воспоминания, записные книжки классиков.

Сколько лет прошло, а статья в профессиональном журнале остается актуальной до сих пор, ибо отвечает на самые главные вопросы. Как искать тему? С чего начинать? Как писать? Всё ли собранное помещать в статью? Какие факты особенно притягательны? Вопросы-то не праздные. Всё это касается как каждого материала, так и всего нашего творчества.

И да! Не торопитесь отсылать материал в редакцию, вешать на сайт сразу же после того, как поставлена последняя точка.

ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте весь материал ВСЛУХ. Да-да, не торопясь, медленно, непременно вслух весь материал.

Лучше всего это сделать наутро после написания. Я всегда студентам говорю: встаньте на полчаса раньше, даже если вы легли далеко за полночь. И прочитайте вслух написанное, стараясь абстрагироваться от этого конкретного написанного вами же материала. Это необходимо, чтобы объективно отнестись к сочиненному.

Читайте не как автор, а как редактор: непредвзято, с намерением улучшить текст. И тогда вы услышите длинноты, повторы, уловите смешение всевозможных стилей в одном абзаце, обнаружите самые разнообразные ошибки – от плеоназма (упал вниз, месяц май) до тавтологии (правдивая истина, певец пел).

Зачастую именно утром, на свежую голову, видны = слышны алогизмы, отсутствие так необходимых в данном контексте примеров.

Нужны ли иллюстрации к вашему тексту? Если да, то кто их делает? В каком виде? Фотография, шарж, рисунок, таблица, схема, диаграмма, инфографика. У каждой из перечисленных – своё предназначение. Иная качественно выполненная иллюстрация заменит полноценный материал. Во избежание недоразумений эти вопросы необходимо обсудить с редакцией в период написания материала, чтобы не возникло задержки во время верстки номера с вашим материалом.

Что делать, если не пишется?

Бывает так, что мыслей, вроде бы много, а не пишется. Чай, кофе, шоколад, мед, ароматы, легкая разминка, массаж, свежий воздух – это на любителя.

У меня есть несколько советов.

Я составляю цепь ассоциаций по теме будущей статьи. Например, этой: заголовок, лид, завлекающее введение, жанры, основная часть, заключение, публикация, язык и стиль, Аграновский. Когда ассоциаций становится достаточно для материала, собираю их в блоки, которые моментально перераспределяю по частям. Вот и план готов! Роюсь в своих блокнотах, перелистываю цитатники. Начинаю писать кусочки. Абзацы. Делаю дыхательную гимнастику и…

И после очередной чашки кофе всё идет как по маслу.

Можно мысленно или реально рисовать картинку, которую хотите описать. Студентов всегда отсылаю к черновикам А. Пушкина и других классиков, чьи страницы черканы-перечерканы в поисках нужного слова. Редко кто писал чисто, сразу набело. Кстати, в тех же черновиках Пушкина полно рисунков. Думается, они тоже помогали изложению.

Подпись

И еще. Продумайте, как будете подписывать материал. У меня есть стандартная подпись, которую вы видели рядом с заголовком. Но для редакции важны и ваши контакты: адреса электронной почты, скайп, телефоны. Всё это облегчает обратную связь, а также говорит о культуре письма.

Читайте также: