Как сделать сравнительно правовой анализ

Обновлено: 07.07.2024

Метод сравнительного правоведения имеет приемы количественного, качественного, негативного (отрицающего), позитивного (подтверждающего) и нейтрального (безразличного к цели его применения) контрастирующего сравнения. В последнем случае намеренно сопоставляются (противопоставляются) нормы, институты, противоположные по социальному содержанию или форме (например, правовой институт советов как органов демократического самоопределения в условиях капитализма в Великобритании и советов как органов тоталитарной государственной власти в КНДР).

При количественном сравнении обычно определяют распространенность того или иного правового института, тенденции его развития или, напротив, исчезновения, его масштабность и т. д. При качественном сравнении акцент делается на социальных или юридических качествах явления. О социальном качестве сказано на примере советов. Юридические качества могут быть проанализированы, например, путем сопоставления роли закона и судебного прецедента, делегирования полномочий или собственной регламентированной власти, понятия юридического лица в романо-германском праве и корпорации — в англосаксонском и т. д.

Используя различные методы сравнения (особенно при контрастирующем сравнении), важно учитывать социальное качество сравниваемых явлений (при формальных сопоставлениях возможны принципиальные ошибки в выводах).

Сравнительно-правовой метод включает семь стадий: гипотетиче- ски-дефинитивную (формирование гипотезы, определение области исследования, целей), коллекторно-кумулятивную (сбор и сосредоточение правового материала для исследования), дескриптивную (создание общего научного представления об исследуемом объекте на основе первоначального знакомства с собранным материалом), критическую (научная критика собранного материала, проверка этого материала и первого сложившегося представления об объекте исследования), сопоставительную (сопоставление собранного материала и тех предварительных выводов, которые сделаны), эвристическую (формулирование основных научных выводов и новых гипотез для будущих исследований), прогнозно-практическую (определение тенденций развития изученного правового явления и возможностей его использования в практической деятельности в разных странах). Эти стадии могут включать разные частные методики изучения.

Каким бы беспристрастным ни был ученый, приступая к исследованию, он создает определенную гипотезу для своей работы, ставит исследовательскую задачу, которая определяет характер собираемого им материала, анализа законов различных стран, явлений общественной и государственной жизни. Все это способствует формированию у ученого научной гипотезы. Но уже на этой стадии возможны ошибки. Если гипотеза сформулирована неверно, необъективно, предвзято, это может привести к неудачному исходу всей работы: выводы могут оказаться ложными.

В результате критического отношения к тексту мы устанавливаем, например, что собственная власть субъектов федерации (в пределах их полномочий осуществляемая их органами) является не государственной властью, как устанавливают статьи некоторых конституций, а публичной властью иного рода, ибо субъекты федеративного государства не являются государствами, хотя иногда в конституциях используется такая терминология.

На стадии сопоставления исследователь сравнивает собранный им материал по видам правовых актов, по правовым институтам и т. д. Это уже подход к научным выводам, которые заложены в самом отборе правовых материалов. Однако он производится не ради самого отбора. Сравниваются не просто явления разного рода, а однопорядковые (по каким-либо признакам) явления, хотя эти признаки могут быть социально или юридически противоположными (например, глава государства в монархии, республике, единство государственной власти и разделение ее ветвей).

Основные выводы делаются на следующей, эвристической стадии (эвристика — от греч. heurisko — нахожу, искусство и умение находить истину). Это — осуществление главной цели работы, которая в конечном счете делается не для описания различных явлений в сравнительном измерении, а для выявления их сути, качеств, свойств. Сравнивая, например, правовые институты монарха и президента, мы приходим к формулировке: оба они представляют институт главы государства, но монарх — глава государства наследственный и пожизненный, а президент — выборный и на срок.

Завершающая стадия — прогнозно-практическая. Она включает выявление и оценку тенденций дальнейшего развития изученных правовых норм, институтов, отраслей, систем права, оценку возможностей использования полученных результатов в практической деятельности, в том числе в конкретной стране, особенно в стране исследователя, для которой он работает. Изучая, например, законодательство России об объединении некоторых автономных округов с краями и областями, в состав которых они входили (2005—2008 гг.), мы приходим к выводу, что этот процесс может продолжаться и затронуть не только автономные округа такого рода, но и другие субъекты РФ.

Учебный курс сравнительного правоведения

В России курс сравнительного правоведения до 2010 г. изучался как факультативный, стандарт 2010 г. сделал его обязательным для магистратуры.

В курсе рассматриваются темы, посвященные сравнительному изучению различных правовых систем, правовых семей, правовых институтов. Их названия содержатся в оглавлении (содержании) учебника.

Группа собственных юридических методов включает сравнительно-правовой, формально-юридический, правоинтерпретационный.

Сравнительно-правовой метод

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении государствен неправовых понятий, явлений и процессов и выяснении между ними сходства и различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем, а также их отдельных институтов и норм.

Этот метод основан на общенаучных принципах сравнения, однако в юридической науке имеет свою специфику, обусловленную особенностями предмета правовых исследований, что привело постепенно к формированию самостоятельной отрасли юридических знаний — сравнительному правоведению или компаративистике (термин получил распространение в западно-европейской традиции).

Важным требованием при проведении сравнительно-правового исследования является сравнимость объектов. Допускается сравнивать между собой правовые, государственные, политические системы, их отдельные элементы и институты. Но не могут сравниваться объекты различных уровней, содержания, объема. Например, норма права и правовая система в целом.

Сравнительно-правовой метод является по своей природе комплексным. Он основан на философии, использует формально-логические приемы, такие как сравнение, аналогию и т.д. Родоначальником данного метода считается Аристотель, который провел сравнительно-правовое исследование, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации. Он собрал, сравнил и проанализировал конституции 158 греческих и варварских городов.

Различают такие виды сравнения, как синхронное и диахронное; внутреннее и внешнее; микро- и макросравнепие; нормативное и функциональное (табл. 7.1).

Проведение сравнительно-правового исследования состоит из следующих этапов. Во-первых, сравниваемые институты изучаются по отдельности, выявляются их черты, свойства, сущностные стороны. Во-вторых, происходит сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия. В-третьих, проводится оценка результатов, выявляются закономерности развития или их отсутствие, формулируются типологии, классификации, предложения по совершенствованию законодательства.

По времени

Синхронное — сравнение явлений, существующих одновременно, в один отрезок времени

Диахронное — сравнительно-историческое исследование развития объектов во времени, дающее представление об эволюции содержания того или иного правового феномена

В зависимости от местонахождения объектов сравнения

Внутреннее — объекты сравнения независимо от уровня принадлежат правовой системе одного государства

Внешнее — объекты сравнения относятся к правовым системам разных государств

По уровню

Микросравнение — проводится в основном на уровне правовых норм и институтов

Макросравнение — затрагивает, как правило, правовые системы в целом

В зависимости от подхода

Нормативное — сравнению подвергаются сходные правовые нормы, институты, законодательные акты. Допустимо для сравнения объектов правовых систем, имеющих сходную структуру и понятийно-категориальный аппарат (например, в рамках одной правовой семьи)

Функциональное — исследование начинается с постановки проблемы и определения круга социальных норм и механизмов, направленных на ее решение. Применяется в исследовании объектов разнородных правовых систем, значительно отличающихся структурой права, юридической техникой, системой источников

Основные методы научного исследования в юриспруденции

Хорошую курсовую или диплом по юриспруденции невозможно представить без проработанной научно-исследовательской методологии. А чтобы грамотно использовать юридические методы, стоит с ними познакомиться и разобраться в нюансах.

Этим мы и займёмся в статье. Посмотрим, какие методы исследования в юриспруденции существуют и какие вопросы они помогают решать.

Ещё больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками, чтобы учиться выгодно.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы научного исследования в юриспруденции

Правоведение, как и любая наука, активно использует различные методы. Давайте дадим определение данному понятию:

Метод — это определённый набор приёмов, подходов и методик достижения поставленных целей и задач. Иначе говоря, это способ, который ведёт к познанию.

Условно все методы исследования в курсовой и дипломной работе по юриспруденции можно разделить на четыре группы:

  1. Общие методы. Они отражают мировоззренческие подходы и могут применяться не только в научных исследованиях, но и в обычной жизни.
  2. Общенаучные методы. Базируются на логических законах и могут использоваться во всех научных дисциплинах.
  3. Частнонаучные, или междисциплинарные методы. Эти методы могут применяться для изучения нескольких предметных областей.
  4. Специальные методы, или узкоспециализированные. Их разрабатывают в рамках одного научного предмета, чтобы решать специфические задачи.


Будущему юристу стоит хорошо разбираться в методах. Это полезно не только в учёбе, но и в работе

Методы исследования в юриспруденции: примеры

Общие методы Общенаучные методы Частнонаучные методы Специальные методы
обобщение; диалектологический метод: анализ, синтез; культурологический метод; сравнительно-правовой метод;
наблюдение; логический метод: дедукция, индукция, аналогия; исторический метод; формально-юридический метод;
сравнение; системный метод; социологический метод; метод юридической герменевтики;
описание; функциональный метод; статистический метод; метод социально-правового эксперимента.
эксперимент; системно-структурный метод. кибернетический метод;
моделирование. аксиологический метод;
синергетический метод.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Основная задача будущего юриста — из всего многообразия представленных методов исследования собрать методологическую базу своего курсового или дипломного проекта. А чтобы не ошибиться в выборе, стоит понять, какие методики помогут максимально полно раскрыть заявленную в работе тему и достичь указанные во введении цели и задачи.

Общие методы исследования в юриспруденции

Юриспруденция активно пользуется общими методами исследования, которые присущи разным наукам. Они необходимы для обоснования центральной теории и практических выводов.

Так, например, метод моделирования помогает создавать различные правовые и государственные явления и изучать их развитие. Метод сравнения — сопоставлять и сравнивать их между собой. А экспериментальный метод — проверять, как данные образцы будут действовать в особых условиях.

Общенаучные методы исследования в юриспруденции

Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:

  • диалектический метод;
  • логический метод;
  • системный метод;
  • функциональный метод;
  • системно-структурный метод.

Диалектический метод исследования в юриспруденции

Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.

Логический метод исследования в юриспруденции

Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.

Системный метод исследования в юриспруденции

Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.

Функциональный метод исследования в юриспруденции

В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.


Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста

Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • вначале идут общие положения;
  • потом классификация административных правонарушений;
  • далее — органы, которые рассматривают данные дела;
  • в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.

Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами.

Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.

Частнонаучные методы исследования в юриспруденции

Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:

  • культурологический метод;
  • исторический метод;
  • социологический метод;
  • статистический метод;
  • кибернетический метод;
  • аксиологический метод;
  • синергетический метод.

Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.

Культурологический метод исследования в юриспруденции

В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.

Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.

Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.


Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР

Социологический метод исследования в юриспруденции

Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.

Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.

Статистический метод исследования в юриспруденции

Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.

Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.

Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.

Кибернетический метод исследования в юриспруденции

Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.

Аксиологический метод исследования в юриспруденции

Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.

Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.

Синергетический метод исследования в юриспруденции

В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.

Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента. Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта.

Специальные методы исследования в юриспруденции

Среди методов правового исследования в юриспруденции выделяют узкоспециализированные. Их используют, чтобы разбираться в сложных юридических вопросах.

Специальными методами исследования в истории юриспруденции являются следующие:

  • сравнительно-правовой метод;
  • формально-юридический метод;
  • метод юридической герменевтики;
  • метод социально-правового эксперимента.

Сравнительно-правовой метод исследования в юриспруденции

Сравнительно-правовой метод системно и комплексно исследует правовую культуру. Для этого в его рамках могут проводить различные операции:

  • делать сравнительный анализ юридических практик, применяемых в разных государствах;
  • сопоставлять различные примеры решения правовых вопросов в отдельных странах;
  • изучать правоведческие традиции, благодаря которым возникают государственные институты и правовые нормы.

Формально-юридический метод исследования в юриспруденции

Формально-юридический метод иначе называют догматическим. С его помощью исследуют правовые факты, явления и тексты, пропуская их через призму специально разработанных конструкций и терминов.

Также среди специальных методов можно выделить социально-правовой эксперимент. Он помогает опробовать новую юридическую практику. Например, так вводили суд присяжных.


Суд присяжных появился как социально-правовой эксперимент

Метод юридической герменевтики в юриспруденции

Метод юридической герменевтики активно развивается в современной правовой науке. Это методика, которая помогает толковать древние юридические тексты, учитывая при этом множество факторов:

  • культуру и язык той эпохи, к которой относится юридический текст;
  • жизненные условия, в которых создавались описываемые законы;
  • возможные противоречия, допускаемые в тексте и другие особенности.

Описание методов исследования в юриспруденции: пример

Как описать методы исследования в курсовой или дипломной работе по юриспруденции? Кратко приведём правила и несколько примеров.

Где описывать методы исследования

Методы исследования в курсовых и дипломных по юриспруденции описываются в начале работы — во введении. Это необходимо сделать после того, как вы определили основные цели и задачи юридического исследования.

Как описывать методологию: примеры

Чтобы грамотно описать методологическую базу исследования, ориентируйтесь на следующие образцы:

Пример 1: Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений. Помимо этого, в проекте применялись: логический метод, чтобы изложить весь материал, дать рекомендации и сделать итоговые выводы; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения; исторический метод; метод моделирования; метод обращения к выводам институциональной экономической теории, налогообложения и других наук.

Пример 2: Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные методы: социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический; общелогические методы теоретического анализа и узкоспециализированные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Мы разобрали, какие методы исследования существуют в юриспруденции и какие задачи можно решать с их помощью. Надеемся, теперь у вас не будет проблем с написанием курсовых или дипломных работ. А если не хватает времени готовить проект самостоятельно, доверьте это нашему студенческому сервису.

"Все познается в сравнении", как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни.

Наука давно использует сравнение как один из основных способов получения информации о мире. Называется он сравнительный метод оценки взаимосвязей, схожести и различий между исследуемыми объектами. Этот метод - более узкое понятие, нежели сравнение в житейском понимании.

Еще Маркс и Энгельс разграничивали эти термины, поскольку метод предполагает специальную организацию, подготовку, следование принципам. Они также отводили основную роль сравнительному методу в формировании диалектического взгляда на природу.

сравнительный метод

Этому методу исследований обязаны своими достижениями практически все научные дисциплины. О том, что такое сравнительный метод, где и как он используется, - далее.

Характеристика сравнительного метода

Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.

Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он есть основой для многих прикладных исследований, поскольку позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.

Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:

    выявляет различия в природе изучаемых объектов (например, в христианской и мусульманской религиозной культуре);
  • историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития (например, родство разных языков);
  • историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния (например, развитие психики животного и человека).

сравнительный метод в психологии

Где используются сравнительные методы исследований?

Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:

  • сравнительная анатомия (отрасль биологии);
  • богословие и религиоведение;
  • история языкознания;
  • история литературы;
  • мифология;
  • политология и право, в частности, уголовное;
  • генетическая (сравнительная) психология;
  • философия.

Сравнительный метод в психологии

Широкое применение сравнительный метод исследования получил в разных отраслях психологической науки. Он позволяет сравнивать свойства личности, развитие психики, характеристики групп людей и делать выводы о механизмах генезиса и причинах появления различий в исследуемых объектах.

Так, дифференциальная психология использует сравнительный метод для выявления схожести и различий в психологических свойствах отдельных групп людей, зоопсихология - для прослеживания эволюции психики у представителей разных ступеней развития животного мира, возрастная психология - изменений психических функций человека в зависимости от его возраста.

примеры сравнительного метода

"Метод поперечных срезов" как сравнительный метод в психологии позволяет определить развитие одной и той же психической функции или свойства у разных групп людей. Например, сравнить уровень развития интеллекта у школьников разного возраста, разных социальных групп или учеников различных форм и программ обучения. Существует также "метод продольных срезов", или лонгитюдный. Он отличается от сравнительного тем, что исследуется один и тот же объект на протяжении длительного времени его существования. Это делается с целью проследить изменения, которые происходят с этим объектом со временем.

Возможности сравнительного метода в психологии

Все типологии личностей, классификации по определенному признаку людей в психологии созданы благодаря использованию сравнительного метода. Даже постановка эксперимента включает этот метод на этапе оценки эффективности влияния каких-то переменных. В этом случае сравниваются исходные данные и полученный после экспериментального влияния результат.

Наряду с другими организационными методами (лонгитюдным, комплексным), сравнительный метод в психологической науке незаменим. Без него все психологические группы были бы разрозненными единицами, не существовало бы классификаций профессий, типов личности, характеристик возрастных этапов и т. д. Поэтому данный метод можно по праву считать способом упорядочивания знаний и прогнозирования изменений.

методы сравнительного подхода

Недостатки сравнительного метода в психологии

Среди недостатков, которые, как и любой другой метод, имеет сравнительный, можно назвать:

  • зависимость результатов исследования от статичности, стабильности объекта;
  • риск устарения информации на момент обработки полученных данных;
  • необходимость использования дополнительных методов исследования для получения более полной информации.

Все преимущества и недостатки выбранного метода определяют возможности его использования. Конечно, для обширного исследования одного способа получения и систематизации информации недостаточно.

Сравнительно-правовой метод

Сравнительно-правовой метод в методологии государства и права является одним из основных способов познания. Он предполагает сравнение процессов, явлений и понятий юридического характера с целью изучения их сходства, выявления причин отличий. Такое сопоставление позволяет понять, каким образом происходило их развитие и видоизменение, в какой последовательности это совершалось, и создавать классификации таким явлениям.

Сравнительный метод позволил выделиться отдельной научной отрасли - сравнительному правоведению, что занимается изучением и сравнением различных правовых систем мировых государств.

При изучении зарубежного опыта правоведения государство может совершенствовать собственную юридическую систему, отказываться от устаревших несовершенных методов работы и использовать положительный опыт в развитии своего законодательства.

Своим появлением в юриспруденции данный метод обязан достижениям других технических и социальных наук: математике, кибернетике, психологии.

сравнительно правоввой метод

Практическое значение сравнительно-правового метода

Практическая польза сравнительного метода в правовой науке заключается в том, что он позволяет находить оптимальные способы для решения социальных проблем. Он позволяет понять, почему одно о тоже действие в правовой культуре одного государства является правомерным, а в другой - преступным.

Методы сравнительного подхода включают различные способы сравнения:

  • функциональный, позволяющий сопоставлять функции, которые выполняет тот или иной институт государства;
  • нормативный, использующий термины и категории специфических правовых систем с целью анализа норм права и законодательных решений;
  • проблемный, который сравнивает решение определенных правовых разногласий в рамках законодательной системы и анализирует возможность применения этих решений в рамках своего законодательства;
  • текстуальный, анализирующий, какое текстовое оформление наиболее продуктивно влияет на реализацию правовых норм в национальном масштабе;
  • бинарный, который сопоставляет не множество, а только две существующие политические или общественные системы.

Сравнительное правоведение и его аспекты

Сравнительное правоведение рассматривается в специализированной литературе в трех основных аспектах:

  1. Как сравнительный метод исследования.
  2. Как отрасль самостоятельной науки.
  3. Как сочетание метода и отдельной научной дисциплины.

Более современным считается третий подход, поскольку он признает, что сравнительное правоведение может быть отдельным методом всей юридической науки, который позволяет изучать перечисленные вопросы, а также может быть самостоятельной наукой, поскольку имеет свой предмет исследования, сферу применения и практическое значение.

сравнительный метод оценки

Основные принципы сравнительно-правового метода

Как и любой научный способ познания, методы сравнительного подхода реализуются благодаря соблюдению основных принципов:

  1. Сравнимости правовых норм, что регулирует функциональную сторону правовых решений, т. е. то, как они решают потенциальные социальные проблемы.
  2. Учета условий исторического времени развития правовой нормы, ее социальной обусловленности.
  3. Критического рассмотрения полученных данных.

Практическое значение сравнительных методов исследования

Значение сравнительного метода в истории наук трудно недооценивать. Историческое развитие государств и обществ, эволюционная теория появления и совершенствования физических функций органов и систем человека и животных, история языковедения, психологические типологии, - эти и многие другие достижения были бы невозможны там, где не использовался сравнительный метод.

сравнительный метод характеристика

Характеристика этого способа получения информации включает не только теоретическую, но и его практическую важность. Например, применение метода в правоведении позволяет выявлять оптимальные способы решения правовых вопросов, в психологии - делать выводы о закономерностях развития психики и создавать самые эффективные программы обучения и саморазвития для всех возрастных групп и других категорий людей. Становится понятно, что сравнительный анализ является одним из самых употребляемых практически во всех технический, естественных и социальных науках.

Читайте также: