Как сделать спасательную шлюпку

Обновлено: 08.07.2024

У многих моряков до сих пор имеются сомнения в вопросе можно или нет красить спасательные шлюпки из стеклопластика. Да окрашивать такие шлюпки можно и необходимо, потому что окрашенная в яркий оранжевый цвет шлюпка обнаруживается на большем расстоянии, чем та на которой краска выцвела.

Для окраски используется ярко оранжевая краска. На каждом судне применяется краска определенного производителя и поэтому самый простой способ — это включить требуемую краску в очередную заявку на краску. Желательно указать в примечании, что краска предназначена для покраски спасательной шлюпки из стеклопластика. Название краски звучит примерно так: Marine Boat Gloss RNLI Lifeboat Orange Paint for Fibreglass.

Когда краска будет получена необходимо ознакомиться с инструкцией по её применению и о мерах безопасности при покраске. Если краска подходит, то необходимо тщательно проработать весь процесс покраски шлюпки.

Заранее необходимо сделать фотографии всех надписей на спасательной шлюпке и вырезать соответствующие трафареты, чтобы после того, как новая краска высохнет сразу нанести такую же маркировку.

Так же необходимо измерить общую длину полос светоотражающего материала и сделать на неё заказ.

Спасательные шлюпки могут быть самосбрасываемые или спускаемые на вываливающихся шлюпбалках.

Самосбрасываемые шлюпки всегда установлены под значительным наклоном и как правило, доступ к ним для выполнения покрасочных работ значительно затруднен и опасен. Поэтому для их окраски необходимо выполнить Оценку рисков (Risk Assessment) и выписать матросам разрешение на выполнение работ на высоте и за бортом (High work permit; Overside work permit). Для работ необходимо использовать защитные и страховочные средства.

Прежде чем приступить к работам на шлюпке её необходимо закрепить, чтобы исключить любую возможность самопроизвольной отдачи или спуска. Однако любые дополнительные крепления должны быть такими, чтобы спасательную шлюпку можно было легко приготовить к спуску.

Все задействованные в работах моряки должны пройти инструктаж по технике безопасности, который проводит старший помощник капитана или лицо официально ответственное за соблюдение Правил техники безопасности на судне, и назначенное приказом.

Перед покраской шлюпки с неё необходимо удалить загрязнения типа кусочков смазки, которая может попасть с тросов или шкивов рампы, или крана, а затем тщательно вымыть шлюпку пресной водой без моющих средств.

После того как шлюпка обсохнет рекомендуется обклеить смотровые стекла, дверные петли и другие не окрашиваемые детали шлюпки бумажной липкой лентой. После этого можно приступать к её покраске.

Как правило достаточно покрасить только верхнюю часть шлюпки, расположенную выше привального бруса или кранца. Подводная часть, во-первых, меньше выгорает, а во-вторых, она имеет очень гладкую поверхность и без специальной обработки краска с неё вернее всего облезет или начнёт шелушиться. Однако если краска предназначена для нанесения на скользкие и специально не обработанные поверхности, то можно и покрасить, всё будет зависеть от материала спасательной шлюпки. Но ещё раз повторим, что в принципе достаточно покрасить только надводную часть, это уже значительно улучшит её внешний вид.

Покраску осуществляют валиками и где необходимо подкрашивают кисточками. В зависимости от типа применяемой краски, некоторые места на шлюпке может потребоваться прокрасить два, а то и три раза.

После того как краска высохнет при помощи трафаретов наносят обязательную маркировку.

Требования к маркировке спасательных шлюпок указаны в Международном Кодексе по спасательным средствам (LSA Code), Глава IV– Спасательные шлюпки и плоты, Параграф 4.4 – Общие требования к спасательным шлюпкам, пункт 4.4.9 – Маркировка спасательных шлюпок:

1) Число людей по одобренной для спасательной шлюпки вместимости, должно быть нанесено четким шрифтом несмываемой краской.

2) Название судна и порт приписки должны быть нанесены на каждом ее борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита.

3) Средства опознавания – какому судну принадлежит шлюпка и её номер – должны быть нанесены таким образом, чтобы они были видны сверху.

Нанесение всей остальной маркировки, в том числе размеры шлюпки и так далее, по желанию или в зависимости от требований Классификационного общества. На судах под флагом РФ название судна и порт приписки должны быть нанесены ещё и русскими буквами.

1. Светоотражающие материалы должны быть установлены на верхней части фальшборта, а также на борту шлюпки, насколько возможно ближе к фальшборту. Материалы должны быть достаточной ширины и длины, чтобы обеспечить минимальную площадь 150 см2 , и должны быть расположены через достаточные промежутки ( приблизительно 80 см от центра до центра).

2. В случае частично закрытых или полностью закрытых спасательных шлюпок такие материалы должны быть размещены следующим образом:

а. Для обнаружения горизонтально направленными световыми лучами — через достаточные промежутки на половине высоты между фальшбортом и верхней частью закрытия.

б. Для обнаружения вертикально направленными световыми лучами — через определенные промежутки вокруг наружной поверхности горизонтальной части верха закрытия.

После завершения всех работ спасательную шлюпку необходимо осмотреть и привести её в обычное состояние немедленной готовности.

Сделать запись в журнал технического обслуживания спасательных средств и сделать фотографии шлюпки.

Все спасательные шлюпки, за исключением спускаемых свободным падением, должны быть обору­дованы, по меньшей мере, одним спускным клапаном, расположенным вблизи самой низкой точки корпуса. Клапан должен автоматически открываться для спуска воды из спасательной шлюпки, когда она находится вне воды, и автоматически закрываться, предотвращая попа­дание в спасательную шлюпку воды, когда она нахо­дится на плаву. Каждый спускной клапан должен быть снабжен колпачком или пробкой для его закрывания, которые прикрепляются к спасательной шлюпке цепочкой или другим соответствую­щим способом. Спускные клапаны должны быть легко­доступными изнутри шлюпки, а место их расположения должно быть четко обозначено.

Все спасательные шлюпки должны иметь руль и румпель. Если имеется также штурвал или другое сред­ство дистанционного управления рулем, то в случае вы­хода из строя такого средства, должна быть предусмот­рена возможность, управлять рулем с помощью румпеля.

С наружной стороны вокруг спасательной шлюпки выше ватерлинии и в пределах досягаемости для находящегося в воде человека, за исключением района вблизи места расположения руля и гребного винта, должен быть предусмотрен подходящий поручень или закреплен с провесами плавучий спасательный леер.

Спасательная шлюпка должна иметь средства для сбора дождевой воды и, если требуется Администрацией, дополнительно опреснитель ручного действия.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением спускаемых свободным падением, предназначенная для спуска на одноточечном подвесе или с помощью талей, должна быть оборудована разобщающим механизмом, который должен быть устроен так, чтобы все гаки отдавались одновременно. Механизм разобщения должен срабатывать, автоматически при отсутствии нагрузки на гаках и под нагрузкой. Органы управления разобщающим механизмом должны быть четко обозначены цветом, кон­трастирующим с цветом окружающих пред­метов;

Конструктивные элементы крепления разобща­ющего механизма к спасательной шлюпке должны быть спроектированы с шестикрат­ным запасом прочности относительно пре­дела прочности применяемых материалов, предполагая, что масса спасательной шлюпки равномерно" распределена между талями;

Использование устройства одноточечной сис­темы подвеса для спуска спасательной или дежурной шлюпки в комбинации с соответ­ствующим фалинем не требует разобщения под нагрузкой. В данном случае достаточ­ным вариантом разобщения спасательной или дежурной шлюпки является только разобще­ние, когда они находятся полностью на плаву.

Каждая спасательная шлюпка должна быть обору­дована устройством крепления фалиня в носовой части корпуса. Это устройство должно быть таким, чтобы шлюпка могла безопасно и без нарушения харак­теристик ее остойчивости буксироваться судном со скоростью до 5 узлов на тихой воде. За исключением спасательных шлюпок, спускаемых свободным паде­нием, устройство крепления фалиня должно включать механизм, обеспечивающий разобщение фалиня изнутри шлюпки при ее буксировке судном со скоростью до 5 узлов на тихой воде.

Каждая спасательная шлюпка, оборудованная стационарно установленной УКВ аппаратурой с антенной, которая установлена отдельно, должна быть оборудована при­способлениями для установки и надежного крепления антенны в ее рабочем положении. На шлюпке оборудуется место для установки радиолокационного ответчика (РЛО).

Спасательные шлюпки, предназначенные для спуска по борту судна, должны иметь салазки и на­ружные привальные брусья, необходимые для облегчения спуска шлюпки и предотвращения ее повреждения.


На верху шлюпки должна быть установлена лампочка с ручным выключателем. Огонь должен быть белого цвета с длительностью постоянного действия не менее 12 ч и интенсивностью не менее 4,3 кд во всех направлениях верхней полусферы. В случае, если огонь является проблесковым, он должен давать не менее 50, но не более 70 проблесков в минуту в течение 12 ч экви­валентной постоянному огню интенсивности.


Внутри спасательной шлюпки должна быть установлена лампочка или другой источник света, обеспечивающие освещение в течение не менее 12 ч, достаточное для чтения инструкций по сохранению жизни и инструкций по эксплуатации. Однако использование для этих целей керосиновых ламп не должно допускаться. Каждая шлюпка должна быть устроена так, чтобы с поста управления имелся достаточный обзор по носу, корме и по обоим ее бортам в целях обеспечения безопасного спуска и маневрирования.

Даже у Алена Бомбара, пересёкшего Атлантику на резиновоё лодке длиной 4,5 метра, имелась на борту ещё одна, совсем крошечная спасательная резиновая шлюпка. Помнится, такие у лётчиков морской авиации были, да и сейчас наверняка есть. Всё же в воде бултыхаться в спасательном жилете менее предпочтительно, чем лежать или сидеть в одноместной надувной лодочке.

В старые времена на кораблях и судах специальных спасательных шлюпок не было, нет их и на современных военных кораблях. Но были шлюпки или баркасы для различных нужд, людей ли перевезти на борт или на берег, или какие-нибудь грузы. Но при необходимости они использовались и как спасательные. Мореходность этих шлюпок была весьма высокой.

Вспомним историю капитана Уильяма Блая с мятежного корабля "Баунти". Мятежники высадили его и ещё 14 лояльных ему членов команды в баркас длиною 7 метров. Я не буду углубляться в подробности, но баркас под его руководством прошёл по океану 3618 миль (6701 км). Со временем появились специальные спасательные шлюпки, основной упор в конструкции был сделан на непотопляемость.

Видите вдоль бортов шлюпки как бы широкие скамьи? Они и могут служить скамьями, но вообще-то этот объем заполнен пенопластом или чем-то подобным. Даже если шлюпка будет заполнена водой полностью, она не утонет. Ранее, когда производство полимеров ещё не существовало, а шлюпки были металлические, непотопляемость им придавали воздушные ящики, склёпанные из тонких металлических листов.

Обратите внимание на свисающие сверху шкентели с мусингами, по ним можно спуститься в шлюпку с палубы. Шлюпки обычно висят на так называемых гравитационных шлюп-балках. Гравитация тут при том, что при отдаче стопоров балка вывалится под действием веса шлюпки, никакого специального привода не надо, что очень важно в аварийных обстоятельствах.

Одну только вещь перед спуском не следует забывать. Хотя шлюпка обычно накрыта специальным тентом, однако в результате осадков, усердной помывки надстроек из шлангов после приёма пылящих грузов или банальной конденсации, в шлюпке может скапливаться вода. Чтобы этого не происходило, в её дне имеются парочка отверстий, через которые вода сливается. В суматохе при спуске не стоит забывать их заткнуть специальными пробками, в расписании по спуску шлюпки эта обязанность отдельно вменяется одному из членов её команды. А то были случаи :) Когда же вода попрёт фонтаном из этих дырок, пробки найти становится затруднительно.

На фото мы видим вёсла. Не всегда здорово грести ими во время, когда накатывает волна. Поэтому часть шлюпок снабжалась гребными винтами, приводимыми во вращение вручную. Наверно, каждый видел фильмы, где показывают железнодорожную дрезину, несущуюся по рельсам и два человека, раскачивающихся на ней, наваливаясь на рычаги привода. Вот и на таких шлюпках шесть или больше таких рычагов, ласково называемых "Разлука".

Но техничекая мысль не стояла на месте. Шлюпки превратились в спасательные боты, оснащённые дизельным двигателем, закрытые от палящего солнца и накатывающих волн и даже снабжённые орошением, чтобы пересечь разлитое горящее топливо:

А как воспользоваться шлюпкой или ботом, когда в борт лупит жестокая волна или судно дало сильный крен? Пытливая техническая мысль решила и эту проблему с помощью вот такого устройства:

Ну, это небольшое судно, а бывает высота многоэтажного дома. Команда забирается внутрь, усаживается в кресла наподобие авиационных и накрепко пристёгивается ремнями и потом отключается удерживающее устройство. И полетели! Сидят лицом к корме бота, почему - понятно из следующего снимка:

Но например на военных кораблях не навешаешь спасательных шлюпок на всю команду, а иногда и размеры не позволяют. Там в ходу спасательные плоты. Во время войны это был пустотелый вытянутый металлический бублик с площадкой в середине для размещения людей:

Теперь же и на военных, и на гражданских судах плотики надувные, хранятся в свёрнутом состоянии в пластиковых цилиндрических контейнерах:

Сбросили за борт, дёрнули пусковой линь, воздух из баллона внутри поступает в полости плота, он надувется, сбрасывет эту белую оболочку и пожалуйста, вселяйтесь. Давление там хорошее, вспомните фильм "Особенности национальной охоты", как одного из алкашей-охотников зажало таким сработавшим плотом :)

Но он может расрыться и автоматически. На снимке видны круглые гидростаты из нержавейки. Когда судно, утопая, достигнет определённой глубины, гидростат сработает, разблокирует плот, тот начнёт всплывать. Линь натянется и в итоге опять же приведёт в действие пусковое устройство раскрытия. Видов этих плотов тоже большое количество, как по вместимости, так и по конструкции, вот один из них:

Внутри, как и в боте, запасы воды, пищи, средства сигнализации и даже удочки для ловли рыбы.

Большущий текст получился, а ведь ещё есть всплывающие спасательные камеры с подводных лодок и спасательные колоколы. Это тоже коллективные средства спасениия. Может, в комментариях кто-то остановится на них. А самое главное, сколько же людей удалось спасти с их помощью.

По сигналу шлюпочной тревоги члены экипажа судна пребывают в места сбора с надетыми спасательными жилетами (гидрокостюмами) в одежде сохраняющей тепло, включая перчатки, головные уборы и плотно сидящую обувь. Пассажиры также выходят к месту сбора одетыми (по сезону) и в спасательных жилетах. Все каюты при этом должны быть открыты, осуществляется проверка, покидания помещений членами экипажа и пассажирами с докладом результатов проверки на ГКП.

Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:

1) Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:
• переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART);

• теплые вещи (одеяла);
• дополнительный запас пищи и воды;
• дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.

2) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).

3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.
• Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.
• Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.

При спуске шлюпки фалини потравливаются втугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.

4) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.

5) Подготовка штормтрапа.

6) Отдача найтовов.

7) Отдача стопора шлюпбалок.


Рис.1Место сбора экипажа у спасательной шлюпки.

Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очерёдность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.

Если обстоятельства не позволяют людям сесть в спасательные шлюпки с палубы, то члены экипажа спускаются в них по штормтрапам или по спасательным шкентелям с мусингами.

Командир шлюпки следит за тем, чтобы численность людей в шлюпке не превышала расчётной. Аналогично происходит посадка людей на надувные спасательные плоты, подтянутые за линь к борту судна.

Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).

Первый помощник капитана, первый штурман, механик и радист оставляют судно по распоряжению капитана. Капитан оставляет судно последним.

После посадки в шлюпку людей спуском командир шлюпки отдает команды "Завести двигатель" и "Приготовиться к спуску". Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро.

После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.

Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.

Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.

После подготовки к спуску мотобота, спускаемого свободным падением, все члены экипажа по команде заходят на него, садятся в кресла, плотно крепятся ремнями безопасности. Поскольку мотобот находится под уклоном (32 градуса), то безопаснее, особенно в штормовую погоду, перемещаться в нем при посадке спиной вперед и без разворота садиться в кресла, которые установлены спинками к носу. Все спасающиеся должны быть в касках.


Управляет спуском обычно сам капитан. Старший помощник обязан обеспечить доставку в мотобот аварийного радиобуя и транспондера, проконтролировать наличие всех людей и доложить об этом капитану, лично загерметизировать входной люк. После доклада о готовности всех к спуску капитан пускает двигатель и после этого дистанционно отдает крепление шлюпки.
Мотобот (капсула) скатывается по направляющим с кормы вниз, с ускорением падает в воду, погружаясь в нее под углом к вертикали до глубины 3 м, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.


3.Сбрасывание или спуск надувных спасательных плотов:

-Все операции должны выполняться в строго установленном порядке в соответствии с судовым расписанием под руководством командиров (старшин) плотов и только по их команде.
-Во всех случаях перед сбрасыванием плота в воду обязательно следует убедиться в надежности крепления пускового линя к корпусу судна. После раскрытия плота пусковой линь будет использоваться как фалинь на время посадки людей. Полагаться на его удержание в руках нельзя.
-Если плот небольшой вместимости, то два человека поднимают контейнер за торцы и сбрасывают его вручную. Плоты вместимостью 12 человек и более поднимают и сбрасывают четыре человека.
-Если же контейнеры хранятся на стелажах-сбрасывателях, то сбрасывание плотов за борт осуществляют 1-2 человека. Сбрасывают поочередно, по возможности с некоторым интервалом времени, чтобы избежать перепутывания пусковых линей.
-Как только плот достигнет воды, привести в действие систему газонаполнения. Для этого быстро выбрать слабину пускового линя, которая в соответствии с правилами комплектования плотов бывает не менее 10 м.

- Как только линь туго натянется надо резко, лучше несколько раз, дернуть его. Нагрузка, которую надо преодолеть, примерно равна 7 кг. Тем самым приведется в действие пусковая головка газового баллона, и газ начнет поступать в камеры плавучести и арки плота. В камерах создается внутреннее давление, которое разрывает шнуровку чехла и разрывные болты, скрепляющие бандажи контейнера. В результате этого половинки контейнера распадаются и освобождают быстро надувающийся плот.
-Надутый плот подтянуть к борту судна и удерживать у места посадки пусковым линем (уже стал фалинем).
-Сначала в плот спускаются по шторм-трапу командир, который проверяет, правильно ли раскрылся плот и нет ли где повреждений, и 2 человека, которые принимают дополнительное снабжение, подаваемое с палубы. Проверив плот, командир дает команду на посадку. Люди спускаются по шторм-трапу, держась за его тетивы.
-Два человека обеспечивают безопасность нахождения плота у борта судна и посадку остальных. Каждый спускающийся должен, не задерживаясь, проходить под тент с тем, чтобы освободить вход следующему. В аварийной ситуации для ускорения посадки можно прыгать на вход плота с высоты не более 4.5 метров. Чем ниже, тем, конечно, лучше. Прыгать надо без обуви или в мягкой обуви; стараться смягчать падение, опираясь на арки. Те, кто вошел в плот, располагаются по периметру, на днище лицом к центру.
-Спуск в плот раненых и больных следует производить с надетыми на них надутыми нагрудниками или жилетами. Людей в тяжелом и бессознательном состоянии лучше спускать вместе с носилками, к которым они должны быть надежно привязаны. Конечно, посадка в плот со шторм-трапа может быть только при благоприятных погодных условиях. Спасающиеся прыгают в воду с надетыми индивидуальными спасательными средствами, подплывают к плоту и влезают в него.

4. Отход от судна и маневрирование.

Отход спасательной шлюпки от борта судна.

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под-ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Моторные шлюпки при необходимости должны помочь остальным спасательным средствам отойти от борта аварийного судна. Экипажи всех шлюпок и плотов должны без промедления начать подъем из воды людей и по возможности предметов, пополняющих запасы.

Отход спасательного плота от борта судна.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня. Перевернутый палаткой вниз надувной спасательный плот восстанавливается в нормальное положение одним человеком, которому необходимо:

— ухватившись за чехол газового баллона, развернуть плот на ветер;

— держась за днищевые ручки, взобраться на баллон и рывком опрокинуть плот на себя.

Опрокидывающийся плот не нанесет травмы, но при сильном ветре он быстро дрейфует. Поэтому в таких условиях рекомендуется во избежание потери плота предварительно обвязать себя за пояс пусковым линем, конец которого закреплен со стороны баллона. При необходимости можно воспользоваться гребками-веслами и плавучим якорем, забрасывая его, а затем выбирая.


Рис.1 Действия по управлению спасательным плотом.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

осле того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:

- отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.

- выбрать плавучий якорь;

- подтянуть водяные карманы.

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

• образование воронки при погружении судна под воду;

• возможность взрыва при пожаре;

• всплытие с тонущего судна плавающих предметов;

• возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:

• равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;

• более рационально использовать средства сигнализации;

• более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);

• облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Читайте также: