Как сделать сообщение по истории 5 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Современному российскому обществу необходим человек, обладающий не только прочными, глубокими знаниями, но и способный к саморазвитию, самостоятельности, самореализации творческих возможностей.

Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.

Учеба — это сложный умственный, творческий труд. Успех ее во многом зависит от умения школьников правильно организовать свой учебный труд, умственную деятельность, чтобы с наименьшими затратами сил, энергии, времени достичь наивысших результатов. Организация непрерывного образования в РФ ставит перед каждым школьником задачу овладения навыками самостоятельной работы с источниками знаний (книгой, учебником, словарем и т. д.), общеучебными умениями: анализировать, обобщать, систематизировать изученный материал, использовать наиболее эффективные способы и приемы записи и т. п.

В настоящее время издаётся очень много учебников, научных и научно–популярных книг по истории, стремительно растёт и число исторических сайтов в Интернете. Обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения.

Самостоятельность - внешнее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но она вызывает у многих затруднения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений, переживаний.

Анализ процесса обучения, собеседование, анкетирование обучающихся показали что у них

  • недостаточно сформированы умения работать с информацией по различным источникам;
  • не могут самостоятельно выполнять практические работы по заданной теме;
  • не умеют анализировать графики, схемы и таблицы в учебниках истории;
  • недостаточно развиты мыслительные способности к синтезу цифровых показателей;
  • учащиеся не могут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;
  • не могут четко выражать свою мысль и тем более анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными.

Конечно, затруднения стимулируют активность. Но вместе с этим усиливается потребность в руководстве со стороны учителя.

Правила и рекомендации по работе с исторической информацией, а также рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности, (конференция, практикум, семинар, практическая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др. должны быть в любой момент доступны для каждого ученика и постоянно обновляться.

Материалы, представленные в данном пособии могут использоваться как непосредственно на уроке в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы обучающихся. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для обучающихся немалую практическую ценность.

Таким образом, систематизация разнообразных памяток поможет школьникам овладеть искусством чтения, развивать память, освоить умение фиксировать услышанное и прочитанное — записывать лекции, составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты и т. д.

Данное пособие особенно актуально для тех учеников, которые будут продолжать свое образование в высшей школе и совершенствоваться далее в различных видах профессиональной деятельности.

Адаптация обучающихся к условиям учебного процесса при использовании памяток проходит несравнимо в более благоприятных условиях. Усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокий исследовательский, научно-поисковый уровень.

Самостоятельная работа организованная по вышеназванным принципам, поможет формированию у обучающихся системы ценностей, которая соответствует социально-обусловленным приоритетам, способности к творчеству и саморазвитию. Также развиваются критический ум, любознательность. Данные памятки облегчат учащимся осознание сложного материала, формирование в памяти четких образов исторических событий, созданию ассоциативных связей по историческим аналогиям, систематизацию знаний.

Предлагаемые памятки могут быть использованы:

- для групповых заданий

- для индивидуальной работы

- на семинарских занятиях, собеседованиях, экзаменах

- помогут учащимся структурировать их знания и т.д

При составлении памяток активно использовались разнообразные Интернет- ресурсы.

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.


Роль искусства в годы Великой отечественной войны


Индивидуальная исследовательская работа по истории на тему "Роль искусства в годы Великой отечественной войны" посвящена изучению произведений искусства: плакатов, песен, картин - созданных в период 1941 - 1945 гг. и отражающих военную действительность.



Прошлое и настоящее: Олимпийские игры


Представленная готовая исследовательская работа по истории и проект по обществознанию на тему "Прошлое и настоящее: Олимпийские игры" раскрывает общее и разное в организации и проведении Олимпийских игр в древности и в современности.

Изобретения и открытия в жизни первобытных людей


Представленная автором исследовательская работа по истории на тему "Изобретения и открытия в жизни первобытных людей" раскрывает основные исторические данные о жизнедеятельности первобытных людей, охоте, орудии и их жилищах.

Сироты военного времени 1941-1945 г.г.


В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г." отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.

Исследовательская работа "История книги"


В своей исследовательской работе и проекте по истории об истории книги я постараюсь понять и объяснить роль и ценность книги для человечества в целом и человека в частности, показать людям как важно ценить труд создателей книги. Итог работы - самодельная книга с произведениями собственного сочинения.

Читайте также: