Как сделать сольфеджио 1 класс

Обновлено: 17.07.2024

Планы-конспекты уроков по сольфеджио в 1 классе ДПОП "Первоклассное сольфеджио". Данное пособие является обобщением опыта по преподаванию сольфеджио в 1 классе ДПОП в ДШИ. Содержит календарно -тематическое планирование по предмету, подробные конспекты уроков с теоретическими пояснениями, музыкальными примерами и упражнениями, примерные контрольные задания по четвертям.


Оценить 9075 2

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Спасибо большое за предоставленную разработку. Это огромная помощь при подборе материала и подготовке к урокам сольфеджио первого класса. И я, как преподаватель теоретических дисциплин, обязательно воспользуюсь им.

Спасибо большое за предоставленный материал, за проделанную титаническую работу при составлении сборника.Удобен при подготовки к уроку по сольфеджио .

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спортивное развлечение мне понравилось. Задания с родителями обязательно будем применять в нашем пра. Подробнее.

Публикацию скачала. Очень благодарна за размещение автору. В данный момент, исполняя обязанности инс. Подробнее.

А вот эта тема очень актуальна сейчас.Рада, что случайно зашла сегодня на сайт. Праздники, в ом числ. Подробнее.

Сценарий мне понравился. Обязательно примем на заметку при подготовке праздника День Победы в нашем . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Вспомните, что такое сильная доля и где она находится в нотной записи. Если плохо помните, прочитайте.

Сильная доля — это доля с акцентом. Это всегда первая нота в такте. Перед сильной долей ставится тактовая черта. Еще раз, сильная доля всегда приходится на первую ноту после тактовой черты. Сильную долю показывают движением руки вниз.

Теперь вспомните, что такое затакт.

Затакт — это начало мелодии со слабой доли, с неполного такта.

А теперь закрепите знания.

Задание 1. Послушайте мелодию. При помощи знака > отметьте все сильные доли. Перед каждой сильной долей поставьте тактовую черту. Запишите мелодию в тетрадь. Чтобы лучше слышать, пойте мелодию.


Посмотрите на последний такт. Он, как и первый такт, тоже неполный. Сложите вместе затакт и последний такт. Получается целый такт?

Эта мелодия записана в тональности до-мажор. Значит, тоника здесь звук до. Подпишите тонику римской цифрой везде, где она написана.

Задание 3. В учебнике сольфеджио найдите песни под номерами 136 и 137. Вот они:


Определите тональность. Для этого обратите внимание на тонику и ключевые знаки. Играйте и пойте мелодии, не забывая про ноту си-бемоль. Слушайте себя, старайтесь петь чисто. Запишите, как вы поете. Можно записать только ту мелодию, которая получается лучше.

№ 136 перепишите в нотную тетрадь, используя знак репризы. № 137 перепишите в нотную тетрадь без слов. Подпишите римской цифрой тонику везде, где она встречается в мелодии. Найдите и обведите красным карандашом трезвучие.

Для проверки присылайте фотографию страницы нотной тетради и аудиофайл с пением.


Перед вами — полный список учебников по сольфеджио для выбранного класса.

Выберите учебник нужного автора, перейдите на его страницу. Под учебником, как правило, расположена рекомендованная тетрадь к этому учебнику и выбор из универсальных тетрадей, которые подходят к этому и любому другому учебнику.









Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша.

На уроке сольфеджио


И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей. Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут — сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио — предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
— увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
— услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто. На самом деле, процесс происходит примерно так:

Изучается новое правило,
потом следуют:
— письменные упражнения на его закрепление;
— затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал;

Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ, как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты. Все!

Учим сольфеджио


Убедите ребенка и поверьте сами, что даже если ему на ушко наступил не один, а три медведя, которые еще и ревут страшными голосами, то ежедневное 5-10 минутное сольфеджирование в сочетании с ежедневной игрой на инструменте заставит этих медведей по очереди с его ушка спрыгнуть и уйти искать уши более ленивых детей . Педагог обычно недоволен не тем, что ребенок фальшивит, а тем, что он ничего не делает для улучшения слуха и голоса, то есть не работает дома. Учителя музыкальных предметов знают, что пройдет время (полгода, год, два, не более) — и голос будет звучать самым наилучшим образом, нужно только терпение и ежедневная работа.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно — поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано. И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше — 5-10 минут игры. Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам, если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом). При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио. За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль.

Лень ребенка (а более всего — ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио. В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов.

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать. Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое… и послезавтра… Потом будет новое задание — и все сначала… будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж — это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Читайте также: