Как сделать социальный паспорт семьи в доу

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Взаимодействие детского сада с семьёй является одним из важнейших направлений в организации целостного педагогического процесса. Решающими факторами социального развития личности ребёнка в дошкольном возрасте являются условия жизни и семейное воспитание. Одним из структурных компонентов родительской компетентности является социокультурная ориентация родителей. С целью её выявления в дошкольном образовательном учреждении проведён социологический опрос родителей. Цель социологического опроса: выявить социальный статус семей воспитанников. В социологическом опросе приняло участие 162 человека. Для получения достоверной и объективной информации социальным педагогом были использованы методы наблюдения и контет – анализ информации. Результаты наблюдения предоставлены в таблице №1. Социальный анализ семей воспитанников показал, что дети в основном воспитываются в полных семьях (93%), родители которых в большинстве заботятся о воспитании детей, о развитии у них разносторонних потребностей. Так, например воспитанники детского сада (18 детей) получают дополнительное образование в студии бальных танцев, спортивных секциях, и др.

Социальное неблагополучие родителей %

- нестабильные жилищные условия

- низкий материальный уровень

- неблагоприятный эмоциональный климат

Правовая необразованность родителей %

- не несут совместной ответственности за воспитание детей

- не знают положений конвенции ООН о правах ребёнка

Данные исследования показывают, что образовательный ценз родителей достаточно высокий. Его определяет большинство родителей, занятых в сфере бизнеса, образования, здравоохранения. Родители проявляют интерес и заинтересованность в вопросах лечения, образования и воспитания детей.

осуществляется через реализацию индивидуальных программ развития ребенка, где оценку деятельности педагогического коллектива в целом и деятельность микрогрупп дают специалисты базовых лечебных учреждений.

Отпала необходимость проводить тематический контроль, так как каждая микрогруппа разрабатывает план мероприятий по своему направлению, получает рецензию на деятельность базового лечебного учреждения своего профиля и оценку своей деятельности по конечному результату – уровню динамики коррекции патологи у ребенка.

При такой организации деятельности активно используем и следующие формы контроля:

творческие отчеты специалистов микрогрупп на педагогических советах, советах Центра, т.е. специалисты других микрогрупп оценивают уровень вклада данной микрогруппы в общую деятельность;

широко применяются творческие отчеты специалистов микрогрупп на попечительских советах, что дает возможность рассказывать о направлениях своей деятельности родительской общественности, привлекать ее к участию в улучшении лечебной и педагогической базы дошкольного образовательного учреждения;

разработка индивидуальных программ развития ребенка и оценка лечебным учреждением уровня развития ребенка- это оценка деятельности каждого специалиста родителями.

Деятельность специалистов становится совершенно прозрачной и понятной родителю, законному представителю ребенка.

Важной формой контроля остается предупредительный контроль, т.е. обучающий, который используется при введении нового содержания деятельности и при появлении новых сотрудников.

Одним из важных направлений работы с коллективом являются подбор и расстановка кадров.

Детский сад является пространством, открытым для родителей. Совместное сотрудничество педагогов и родителей обеспечивает права ребёнка на образование и развитие. Работа дошкольного образовательного учреждения также направлена на внимание и изучение потребностей родителей на образовательные услуги. Это позволяет педагогическому коллективу определить:

- перспективу развития дошкольного образовательного учреждения;

- содержание работы в дошкольном образовательном учреждении;

- формы и методы управления педагогическим коллективом по совершенствованию воспитательно – образовательного процесса;

- организации оздоровительно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть).

4. Если родители в разводе, сколько лет было ребенку, когда родители развелись ___________,

как ребенок пережил развод? _________________________________________

5. С кем проживает ребенок? (состав семьи): мать, отец, сестра, сестра, брат

6. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? Нет______________

7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) __________________________________________________________________

8. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) __________________________________________________________________

9. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни нет_______________________________________________________

10. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.) переезд________________________________

11. Каково материальное положение семьи, доход – ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть).

12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан к маме________________

13. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает сестра______________

водит в детский сад мама______________________________________________

ухаживает в случае болезни мама_______________________________________

разбирает конфликты мама_____________________________________________

14. Назовите основные виды игр и занятий дома компьютерные игры________

15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто

16. Имеются ли у ребенка какие-либо отрицательные привычки (впишите, какие именно) нет_____________________________________________________

17. Назовите меры наказания ребенка, которые Вы применяете не разговариваем________________________________________________________

18. Поощряете ли Вы ребенка дома (если да, то как) поощряем словами, покупаем сладости____________________________________________________

19. Как ребенок реагирует на запреты? Положительно______________________

20. Чем больше всего любит заниматься ребенок (любимые игры, игрушки)

Играть в компьютер___________________________________________________

21. Причины утомления ребенка (от общения, физических, умственных нагрузок или др.) от умственных нагрузок ________________________________

22. Каков общий эмоциональный фон Вашего ребенка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения или др.) резкие смены настроения_______________________________________________

23. Есть ли какие-либо трудности в поведении ребенка, с чем они связаны

24 Особенности ребенка, тревожащие Вас нет____________________________

25. Какие моменты в развитии ребенка Вы считаете существенными

Период обучения в школе______________________________________________

26. С какого возраста ребенок посещает ДОУ (если посещает) с 4-х лет_______

27. Как Ваш ребенок относится к посещению ДОУ (ходит с удовольствием, не любит, ему все равно) не очень любит____________________________________

28. Как ведет себя дома после посещения ДОУ (возбужден, утомлен, расстроен, рассказывает, что было в саду, др.) рассказывает, что было в саду___________

III. Состояние здоровья ребенка

1. Часто ли болеет ребенок? Нет________________________________________

2. Какими болезнями болеет чаще? ____________________________________

3. Есть ли хронические заболевания? Нет________________________________

4. Наблюдается ли ребенок у врачей-специалистов нет_____________________

5. Какие проблемы семейной педагогики вызывают у вас наибольший интерес религиозное воспитание_______________________________________________

6. Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребенка посещать бассейн, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях со специалистом о развитии ребенка; получение помощи семейного психолога и логопеда) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)

7. Пожелания работникам ДОУ по поводу взаимоотношений с Вашим ребенком

Заполнял социальный паспорт ______________

(Ф. И. О. специалиста)

Режим дня семейного детского сада

Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, занятия дома / игры, занятия, консультации со специалистами в ДОУ / подготовка к прогулке, прогулка

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Подготовка к полднику, полдник

Игры, занятия дома

Подготовка к прогулке, прогулка

Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

Подготовка к ужину, ужин

Спокойные игры, чтение взрослыми книг

Гигиенические процедуры, ночной сон

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему требуется информационная помощь воспитателя, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

Социальный паспорт включает в себя следующие разделы:

 характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

 характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

 характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

 выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;

 выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

 выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

 выделение группы детей из семей безработных;

 выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);

 выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);

 выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;

 выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

При этом главное не упустить из поля зрения семьи, которые мы можем отнести к категории неблагополучных семей.

В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Главное здесь не потерять из виду семьи, в которых существует настоящая угроза здоровью и жизни ребенка.

Работая с такими семьями, сталкиваешься с рядом проблем:

 какую документацию должен вести сам социальный педагог;

 какую работу выполняет социальный педагог и многое другое.

1. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы в этом направлении.

2. Документация: по учету правонарушений родителями, отклонений в развитии детей, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных развивающих маршрутов семей, стоящих на контроле; по контролю движения детей; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

6. Учет обращений родителей, воспитателей, детей и разрешение поставленных ими проблем;

7. Данные по изучению социального состава семей, группы, ДОУ, социальных ожиданий родителей и педагогов, как субъектов образовательного процесса;

9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для воспитателей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

10. Систематизированная информация по городским службам для родителей о возможных путях решения их проблем.

-семьи с опекаемыми детьми и приемные семьи

-семьи с детьми – инвалидами

Для правдивости сведений желательно прилагать:

По каждой категории я завожу папку, это удобно.

Эти сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе).

1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем)

2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий

3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)

4. Посещаемость ребенком ДОУ

5. Результаты наблюдения за ребенком

6. Результаты анкетирования детей и родителей

7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования

8. Социальный паспорт семьи

9. Выписки протоколов ПМПк

10. План индивидуальной работы с семьей (составляется совместно с родителями)

11. Список оказанных видов помощи данной семье

12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД

13. Сигнальные карты

14. Оказанные виды помощи данной семье

15. Ходатайство о снятии семьи с учета (указать причину снятия).

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

Составление социально-педагогического паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

во-первых, диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации.

во-вторых, она позволяет определить тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут- быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане).

в-третьих, диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности или людей, влияние которых на ребенка следует ослабить или нейтрализовать.

В процессе составления социально-педагогического паспорта семьи социальный педагог взаимодействует с различными специалистами: классными руководителями, педагогами организаторами, психологами, местными поликлиниками, органами внутренних дел, представителями общественности, соседями исследуемой семьи, непосредственно с семьей и ее членами.
Социальный паспорт семьи (1-й вариант)
В карту вносятся следующие данные:

Какое образовательно* учреждение посещает ребенок?

Домашний адрес ребенка (прописан и фактический)

Возраст родителей: мать , отец

Образование родителей: мать , отец_____________

Род занятий родителей и их профессии

Сколько лет существует семья _

Тип семьи (подробно охарактеризовать)

Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать
степень родства) Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи,

получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.)

нормальные (благоустроенная квартира, дом), неблагоустроенная

квартира, комната, общежитие, подробно описать все особенности

Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы

ее результаты?) _ ——— —

В каких видах помощи нуждается семья?_

Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной

семьей и ее отдельными членами? ___

Какова помощь образовательного учреждения ребенку?

Отношения в семье.

Знание интересов детей

Забота родителей о детях _

Суть конфликтов родителей с детьми

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении?

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование

ребенка в семье? (подробно описать)

Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение,

родственники и т.д.?

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых

требований в воспитании, другие причины)?

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям: равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и

Анализ ситуации в семье

Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы
Карту заполнил:

Ф.И.О. социального педагога

Социальный паспорт семьи (2-й вариант)
В карту вносятся следующие данные:

Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)

Ф. И. О. мужа, дата рождения _—

Ф. И. О. жены, дата рождения —. _

Имена детей, даты рождения _______ _ ——

Возрастные категории детей (указать пол и возраст):

/ до 6 лет: пол . __, возраст .

/ от 6 до 16 лет: пол , возраст _____

• от 16 до 18 лет: пол , возраст,

6. Категории семей:
Sполная семья

• неполная семья: воспитывает одна мать, воспитывает один отец,
воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из
родственников

7. Число детей в семье:

многодетные: (кол-во детей) ___

если есть опекаемые дети, то их Ф.И.О. и даты рождения
8.Категория семьи: беженцы, многодетная, безработная,

малообеспеченная, семья военнослужащих и т.д.

9.Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся

Ю.Образование родителей (опекунов): (подчеркнуть)

высшее, среднее специальное, среднее, классов и меньше: (расшифровать)

Гуманитарная, техническая, медицинская, педагогическая,
экономическая, торговля, снабжение, сельская, строительная, мастера
различных профилей: (расшифровать)
12.Место работы и должность:

13.Доход семьи (нуждается или нет)

14.Наличие приусадебного участка

15.Наличие подсобного хозяйства

16.Наличие жилья (нуждается или нет)

17.Жилищные условия: ветхое жилье (не пригодное для проживания), требуется капитальный ремонт, требуется частичный ремонт или переоборудование, требуется расширение жилплощади и т.д.

18. Состояние здоровья членов семьи: взрослые инвалиды, дети-инвалиды,
хронические заболевания

19.Награды, почетные звания, льготы

20.Состоит на учете в Центре (помощи семье и т.п.) или нет

21.Основные проблемы семьи

22. Программа помощи семье:

Ф.И.О. социального педагога
Как составить социальный паспорт

Социальный паспорт означает собой набор характеристик социального благополучия семьи, класса, той или иной организации, коллектива, области и даже страны. Но наибольшее распространение социальный паспорт получил в образовательной системе.
Вам понадобится

- опрос детей и родителей;

Составляя паспорт класса, разделите его на четыре основных раздела: семьи, в которых дети растут без отца, многодетные семьи, неблагополучные семьи, дети, которые находятся на контроле.

Существует множество анкет и тестов, которые позволяют раскрыть личностные данные человека и составить его социальный паспорт. В личностной карточке подростка напишите его интересы, успехи в учебе, активность, ответственность, инициативность, общительность, уверенность в себе, решительность, положение в коллективе, проявление агрессии, отношение к алкоголю, никотину. Обратите внимание на культуру речи: сквернословит ли он в общественных местах или воздерживается от нецензурных выражений.

В социальном паспорте группы (класса, коллектива) укажите количество человек, их возраст, наиболее предпочитаемые совместные занятия, излюбленные темы бесед, используемые жаргонные слова, клички, лидеров и аутсайдеров, конфликты в группе и их причины, увлечения и т. п.


Помимо других обязательных документов, гражданам при обращении в органы опеки и попечительства необходимо предоставить также документ, подтверждающий прохождение обязательной программы подготовки кандидатов на роль замещающих родителей. Одной из форм подготовки кандидатов на роль замещающих родителей является обучение в Школе приемных родителей.

Реализацию запланированных мероприятий в рамках деятельности Школы осуществляют специалисты различного профиля: социальный педагог, педагог-психолог, юрист, учитель-логопед.

Целью деятельности Школы является психологическая и медико-социально-правовая подготовка потенциальных замещающих родителей к приему ребенка, оставшегося без родительского попечения, и к жизнедеятельности в замещающих семьях.

Целью социально-педагогической деятель­ности с кандидатами в замещающие родители- сопровождение процесса нормального воспитания и развитие приемного ребенка в семье.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребен­ка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога. Своевременное выявление кризисных моментов семьи позволяет оказать необходимую для ее реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить нарушение прав ребенка.

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

Особое место в деятельности социального педагога занимает работа с семьей и проблемы семейного воспитания. Решение этих проблем целиком зависит от состава семьи, материальных условий, существующих ценностей, воспитательной целенаправленности, нравственной культуры.

Составление социального паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

1) диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации;

2) определение тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут- быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане);

3) диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности или людей, влияние которых на ребенка следует ослабить или нейтрализовать.

Важнейшим условием эффективности использования социальной сферы в воспитании детей, формирование их ценностных ориентации являются знание всех особенностей этой сферы и факторов, влияющих на формирование личности.

Социально-педагогическое обследование, изучение особенностей микросреды должно предшествовать, быть основой построения планов и прогнозов воспитательных воздействий.

Социально-педагогический паспорт и является тем первичным документом, в котором обобщаются данные, позволяющие делать те или иные оценки дающие представления об обстановке в социуме.
Социально-педагогический паспорт кандидата в замещающие родители включает в себя следующие аспекты.

Ф.И.О.родителей___________________________________________________
Пол родителя, заполняющего анкету________________________________
Возраст родителей 20-30, 30-40, 40-50, 50-60, старше.
Образование: начальное, среднее специальное, аспирантура, неполное среднее, неполное высшее, кандидат наук, среднее, высшее, доктор наук.

Профессия (отрасль общественного производства) каждого родителя:
машиностроение, обслуживание, легкая промышленность, образование, химия, медицина, торговля, культура.

Каков состав Вашей семьи:

мать, отец, бабушка, дедушка, другие родственники; детей: одни, двое, трое, четверо, пять и более.

Каковы жилищные условия Вашей семьи:

общежитие, коммунальная квартира, отдельная квартира, частный дом, собственная комната у ребенка.

Какие предметы культурного обихода Вы имеете дома:
радиоприемник, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, акустическая система, фотоаппарат, киноаппарат, кинопроектор, пианино, скрипка, гитара, баян, электромузыкальный инструмент, записи классической музыки, картины и репродукции, художественные коллекции (марки, открытки, монеты, значки, другое).

Чему Вы предпочитаете отдавать свое свободное время:
домашнему хозяйству, посвящаю воспитанию детей, туризму, свободное время я отдаю культурной жизни (посещение кино, театра, выставок, концертов), чтению, спорту, самодеятельному творчеству (хобби), самообразованию, общественной деятельности, телевизору или радио, неформальному общению с родственниками, друзьями, знакомыми.
Как Вы считаете, от каких причин (факторов) зависят результаты воспитания Вашего ребенка (т.е. каким он станет, человеком)
идеология общества, общественно-политический строй, уровень экономики, уровень культуры общества, трудовая деятельность в которую включен ребенок, игровая деятельность, учеба в школе, коллектив класса, учителя, коллектив учителей, классный руководитель, директор школы, отношения взрослых в семье, отношение, внимание к ребенку, педагогическая грамотность родителей, наследственность, материальная обеспеченность семьи, улица (неформальное общение), состояние досуговой сферы микрорайона, средства массовой информации.

Как Вы относитесь к учебе ребенка: считаю, что это его дело, переживаю неудачи, радуюсь его успехам, систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий, осуществляю контроль за результатами.

Как часто Ваша семья собирается вместе? ежедневно, по выходным дням, редко, никогда.
Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы, занимаетесь семейно-бытовым трудом, работаете на приусадебном участке, вместе проводите досуг, смотрите телепередачи, обсуждаете вопросы учебы, работы, делитесь впечатлениями о прожитом дне, поете, музицируете, играете в общие игры, каждый занимается своим делом.

Сколько примерно времени семья уделяет воспитанию детей (сколько времени родные находятся в контакте с детьми, гуляют, делают уроки, читают, и т. д.)? весь день, полдня, 3 часа, 2 часа, 1 час, менее часа.

Вы считает взаимоотношения в Вашей семье:

очень хорошими, хорошими, не очень хорошими, плохими.
Едины ли взрослые в Вашей семье в своих требованиях к детям? да, нет, не всегда.

Принимаете ли вы вашего ребенка как человека которого надо уважать и мнение которого учитывать в семейной жизни? да, нет, не всегда.
Какие методы воспитания Вы применяете и как часто: ласка, поощрение, убеждение, разъяснение, жесткие требования, приказы, физическое наказание.

Участвует ли Ваш ребенок в коллективном труде семьи по самообслуживанию, домашнему хозяйству? да, нет, не всегда.

Каково ваше отношение к различным предполагаемым явлениям? (не верю, нейтрален, испытываю интерес, верю): народные приметы, нечистая сила, потусторонний мир, бог, инопланетяне, гадание на картах, хиромантия (гадание по руке), астрология (гадание по звездам), телепатия (передача мыслей).

Таким образом, работа социального педагога с кандидатами в замещающие родителиначинается с установления контакта с ними и заполнения социального паспорта. Цель этого этапа - получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом.

В качестве основных задач этапа можно обозначить следующие: получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя; выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи; обогащение представлений кандидата в воспитатели о замещающей семье; побуждение кандидата в воспитатели к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации; выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе; диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей.

Статья

Целью социально-педагогической деятель­ности с приемной семьей является — нормальное воспитание и развитие ребенка в семье.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребен­ка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

В качестве приемных родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди.

Игровая комната в детском саду

Воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений следует знать, как собирать информацию о своих воспитанниках и правильно оформлять рабочую документацию. Поскольку паспорта групп и кабинетов являются одними из самых информативных документов в детском саду, их нужно уметь правильно составлять.

Роль паспорта группы в образовательном процессе в детском саду

Паспорт группы в дошкольном учреждении представляет собой документ, содержащий информацию о воспитанниках группы, технологическом оснащении, педагогическом составе, режиме дня и расписании занятий. Всё это позволяет родителям, членам коллектива и административным образовательным организациям получить наиболее точную и полную информацию о группе.

В паспорте отражены основные моменты жизни группы: кто работает с воспитанниками, в каких условиях развиваются дети, какие услуги оказываются образовательным учреждением.

Родительское собрание в детском саду

С паспортом группы можно ознакомить родителей во время собрания

Цели и задачи паспортизации группы

Основная задача паспорта группы — грамотное отображение рабочей структуры, условий и содержания группы, отдельных кружков, кабинетов, зон развития, залов в ДОУ. Главной целью является регулирование и создание обогащённой предметно-развивающей среды, индивидуально для каждой возрастной группы воспитанников.

Задачи паспортизации группы:

  • обогащение и дополнение предметно-пространственной среды в соответствии с уровнем развития воспитанников детского сада;
  • обеспечение вариативности развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
  • проектирование единого образовательного пространства ДОУ в соответствии с программами дошкольного образования.

Паспорт группы (кабинета) составляется в начале учебного года. В отдельных случаях допускается повторная паспортизация.

Виды паспортов в ДОУ

Существует несколько видов паспортов для групп:

  • Социальный (информация о детях, уровне их физического и умственного развития).
  • Образовательный (план образовательного процесса, режим дня на холодное и тёплое времена года, основные учебные задачи на текущий год).
  • Технический (информация о наличии в группе необходимой мебели, предметов для игр, различных зон для игры и занятий, учебных материалов, площади помещений и их количестве).
  • Паспорта музыкальных, физкультурных, танцевальных залов (информация об ответственном за кабинет или зал педагоге, размерах помещения, оснащении необходимым оборудованием).
  • Паспорт методического кабинета (общие сведения о помещении, информация о зонах развития и оборудовании, книгах и картотеках, план кабинета).

Также существуют общие для ДОУ паспорта, содержащие информацию о сотрудниках, по пожарной безопасности, правилам поведения на дорогах, общие сведения о детском саде, его планировке, предметном оснащении, дополнительных образовательных услугах.

Как оформить паспорт группы детского сада

Для разработки и оформления паспорта группы воспитателю следует сформулировать условия, содержание деятельности воспитанников, а также показатели результативности. Воспитатель составляет социальный и образовательный паспорт группы. Социальный паспорт включает в себя информацию о каждом воспитаннике группы, особенностях семьи, её типе (полная/неполная, благополучная/имеются проблемы), социальном статусе родителей, их материальном обеспечении, участии членов семьи в жизни детского сада.

Образовательный паспорт представляет собой документ, содержащий планы образовательной работы с детьми, расписание учебной деятельности, режим пребывания дошкольников в детском саду, перечень помещений и оборудование группы, цели каждого центра развития, их наполняемость (игры, книги, конспекты, учебный материал). Здесь же могут быть перечислены документы группы, информационные стенды и их направленность.

Как правило, в начале документа указываются цели и задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Фотогалерея: пример оформления социального паспорта группы

В социальном паспорте группы содержится информация о родителях воспитанников Для заполнения социального паспорта потребуются личные данные ребёнка Отдельная страница паспорта содержит списочный состав воспитанников группы Социальный паспорт может включать статистические данные о семьях дошкольников

Фотогалерея: пример оформления образовательного паспорта группы

Образовательный паспорт включает перечень помещений группы Книжный уголок предназначен для развития речи дошкольников В театральном уголке ребята учатся импровизировать В уголке физического развития располагается оборудование для привития малышам навыков ЗОЖ

Паспорт логопедического кабинета

Если документ нужен не для группы, а для определённого помещения, где проводятся занятия, то следует указать его площадь, количество рабочих мест, основное назначение. В случае логопедического кабинета это создание условий для обучения согласно ФГОС, доступная, безопасная и разнообразная образовательная среда для развития речи у детей дошкольного возраста.

Список необходимых пунктов для оформления паспорта логопедического кабинета:

  1. График работы.
  2. Правила пользования кабинетом (для родителей, педагогов и сотрудников ДОУ).
  3. Цель работы кабинета (диагностическое обследование речевых нарушений детей, помощь в освоении образовательной программы, проведение подгрупповых и индивидуальных занятий).
  4. Задачи коррекционной работы логопеда.
  5. Оборудование кабинета (индивидуальная зона развития, общее оснащение).
  6. Документация (нормативно-правовые документы федерального уровня по обеспечению деятельности логопеда, правовое обеспечение профессиональной деятельности как работника муниципального образовательного учреждения).
  7. Внутренняя документация (здесь могут быть журналы обследования, учёта посещаемости кабинета детьми, расписание занятий, отчёты, планы работы, тетради учащихся и т. д. по решению заведующей ДОУ и логопеда).
  8. Предметно-развивающая среда (список картотек, игр и пособий для развития различных речевых навыков, таких как: звукопроизношение, слуховое внимание, работа со словарным запасом, грамматический строй речи, развитие связной речи, правильного дыхания).
  9. Список методической литературы для работы.

Методическое оснащение кабинета психолога

По аналогии с паспортом логопедического кабинета оформляется паспорт кабинета психолога

Паспорт логопедического кабинета может содержать следующие сведения:

  • Ф. И. О. специалиста, ответственного за кабинет.
  • Год организации кабинета.
  • Место нахождения кабинета.
  • Площадь.
  • Освещение.
  • Воздушный режим.
  • Тепловой режим.
  • Наличие функциональных зон.

Паспорт логопедического кабинета содержит перечень учебных материалов и пособий.

Фотогалерея: пример оформления паспорта логопедической группы

В кабинете логопед осуществляет сопровождение детей, их родителей и воспитателей Паспорт может содержать программное и методическое обеспечение деятельности Паспорт включает перечень оборудования, необходимого для работы

Паспорт физкультурного зала

Отличается тем, что имеет разрешение на проведение физкультурных занятий, имеет договор об ответственности, которую несёт педагог за воспитанников во время обучения. Также отдельно вынесены требования СанПиНа к помещению, техника безопасности и обращения со спортивным оборудованием. При оформлении паспорта спортивного зала группы потребуется перечислить:

    Задачи, выполняемые в данном помещении, его характеристики, предназначение (для занятий физкультурой, праздничных и спортивных мероприятий).

Титульный лист паспорта физкультурного зала

На титульном листе паспорта можно разместить фото помещения

Оборудование для занятий физической культурой

В физкультурном зале должно находиться различное оборудование для спортивных упражнений

Описание спортивного зала

Необходимо описать оборудование и указать действия, выполняемые детьми в зале

Паспорт предметно-развивающей среды

Такой документ должен содержать в себе информацию о каждой зоне развития, имеющейся в группе. Если он предоставляется в электронном виде, то желательны фотографии. Указываются задачи для конкретной возрастной группы воспитанников, которые находятся в этом помещении, что предусматривает коррекционная работа (если в группе имеются дети с отклонениями от нормы развития), нормативно-правовая и методическая базы построения развивающей среды группы.

Список основных пунктов паспорта предметно-развивающей среды:

  1. Пояснительная записка (включает в себя цели и задачи работы, информацию о развивающей, консультативной, коррекционной работе).
  2. Документация, согласно которой проводится развитие и наполнение предметно-развивающей среды (ФГОС, СанПин, Конвенция о правах ребёнка, программа, по которой работает ДОУ, методическая литература).
  3. Принципы построения предметно-развивающей среды (доступность, содержательность, трансформируемость, безопасность).
  4. Требования к предметно-развивающей среде согласно возрасту воспитанников.
  5. Требования к играм, игрушкам, дидактическим материалам, книгам.
  6. Список направлений образовательных областей и задач к ним на текущий учебный год.
  7. Информационные справки о раздевалке, спальне, туалетной комнате (краткие, с описанием оборудования, его количеством, целями использования).
  8. Информационная справка о групповой комнате (подробная, с указанием основных характеристик помещения, описанием каждой из зон познания, перечислением оборудования и материалов в конкретных зонах, целей и задач там выполняемых, предметов для игр и самостоятельных занятий детей).
  9. Анализ создания условий в группе в соответствии с ФГТ и наличием необходимого материала развивающей предметно-пространственной среды (количество материалов, игрушек, книг, мебели, их состояние и соответствие возрасту детей).

Примеры паспорта предметно-развивающей среды в ДОУ:

Фотогалерея: пример оформления паспорта предметно-развивающей среды в группе

В паспорте предметно-развивающей среды группы перечислены виды активности дошкольников Предметно-развивающая среда детского сада богата и разнообразна Построение предметно-развивающей среды ДОУ опирается на ряд принципов

Паспорт музыкального зала

Этот паспорт отличается более кратким содержанием, но должен включать в себя расписание занятий для каждой группы детского сада и список проводимых мероприятий (утренняя гимнастика, концерты, утренники, занятия вокальных и танцевальных кружков, индивидуальные и групповые занятия). Можно указать основные требования к музыкальному залу, его оформление. Дополнительные пункты педагог может обговорить с заведующим ДОУ.

Пункты для оформления паспорта музыкального зала:

  1. Технические характеристики (размеры, число мест, окон, наличие осветительных приборов, системы отопления и пожарной безопасности).
  2. Оборудование зала (столы, стулья, шкафы).
  3. Музыкальные инструменты (отдельно перечисляются инструменты, используемые преподавателем, и отдельно — детские).
  4. Аудиоаппаратура (музыкальные центры, магнитофоны).
  5. Игрушки.
  6. Кукольный театр (ширмы, декорации, перчаточные куклы).
  7. Атрибуты (цветы, шарики, ленты, платки, шляпы, листочки, снежинки, колпачки, мячи и т. д.).
  8. Наглядно-демонстрационный материал (портреты музыкальных композиторов, картинки с музыкальными инструментами, видеофильмы).
  9. Список проводимых в зале мероприятий.
  10. Перечень документов музыкального руководителя.
  11. Список музыкально-дидактических игр.
  12. Методическая литература.

Фотогалерея: пример оформления паспорта музыкального зала

В паспорте обязательно содержится описание помещения В музыкальном зале можно проводить релаксационные занятия Описание зон музыкального зала может сопровождаться фотографиями В музыкальном зале проводятся и театрализованные занятия В паспорт включается перечень музыкальных инструментов

Паспорт экологической зоны

Список пунктов для паспорта экологического центра:

  1. Пояснительная записка (цели и задачи экологического центра в ДОУ для разных возрастных групп).
  2. График уборки и проветривания помещения.
  3. Расписание занятий групп в экологическом центре.
  4. Характеристика помещения (размеры, наличие окон и света).
  5. Оборудование зала (столы, стулья, аквариумы и клетки для животных).
  6. Растения.
  7. Животные.
  8. Материалы для ухода за растениями (лопатки, лейки, вёдра, тряпки, фартуки).
  9. Материалы для экспериментирования (колбы, банки, весы, разноцветные стекла, песок, камни, ракушки, перья, кусочки ткани и т. д.).
  10. Список дидактических игр.
  11. Дневники наблюдения за животными и растениями.
  12. Художественная литература о природе.
  13. Уголок с поделками воспитанников.
  14. Список методической литературы.

Подбор и размещение растений в экологической зоне ДОУ следует осуществлять в соответствии с их биологическими особенностями.

Фотогалерея: экологический центр в ДОУ

В экологическом центре располагаются материалы для ухода за растениями и проведения экспериментов При переходе от младшей группы к подготовительной трудовая деятельность ребят усложняется В экологическом центре малыши учатся ухаживать за растениями

С помощью паспорта группы, зала, кабинета, развивающего центра или всего детского сада можно предоставить подробную информацию о том, в каких условиях занимаются воспитанники, чего им не хватает, какая развивающая работа проводится в детском саду и какие образовательные направления следует развивать.

Читайте также: