Как сделать сочетательное сложение
Обновлено: 08.07.2024
Следовательно, для любых чисел a и b верно равенство:
a + b = b + a,
выражающее переместительное свойство сложения.
1 + 2 + 3 = 3 + 2 + 1 = 6.
Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к суммам, в которых более двух слагаемых.
Сочетательное свойство сложения
Результат сложения трёх и более слагаемых не изменится, если какие-нибудь из слагаемых заменить на их сумму.
Следовательно, для любых чисел a, b и c верно равенство:
a + b + c = a + (b + c) = b + (a + c),
выражающее сочетательное свойство сложения.
6 + 7 + 3 = 6 + (7 + 3) = 6 + 10 = 16;
2 + 13 + 8 + 7 = 2 + 8 + 13 + 7 = (2 + 8) + (13 + 7) = 10 + 20 = 30.
Обратите внимание, что при замене слагаемых их суммой, можно сначала поменять слагаемые местами, потом сгруппировать их и заменить группы слагаемых на суммы, или сразу сгруппировать слагаемые с помощью скобок, не делая дополнительную перестановку:
2 + 13 + 8 + 7 = (2 + 8) + (13 + 7) = 10 + 20 = 30.
Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при сложении.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект по математике
учителя начальных классов
Румянцевой Кристины Ивановны
Цель: Познакомить учащихся с сочетательным свойством сложения.
Образовательные: 1. Учить применять сочетательное
свойство сложения при нахождении
Воспитательные: 1. Воспитываю взаимопонимание и
взаимоуважение к одноклассникам и
2. Воспитывать познавательный интерес
Развивающие: 1. Развивать логическое мышление и
2. Развивать вычислительные навыки
Материал и оборудование
2. Белый лист бумаги.
3. Зеленый карандаш - отдельно.
4. Цветные карандаши.
5. Тетрадь по математике.
1. Методический материал – карточки на доску.
2. Конспект урока.
4. Белые листы 30 штук.
1 этап – Организационный момент (1 минута)
2 этап – Минутка чистописания (3 минуты)
3 этап – Устный счет (2 минуты)
4 этап – Математический диктант (2 минуты)
4 этап – Объяснение нового учебного материала (10 минут)
5 этап – Физическая минутка (1 минута)
6 этап – Первичное закрепление (5 минут)
7 этап – Повторение раннее изученного (15 минут)
8 этап – Домашнее задание (2 минуты)
9 этап – Итог урока (5 минут)
Деятельность учителя
Деятельность детей
1 этап Организационный Момент (1 минута)
-Здравствуйте, меня зовут Алексей Юрьевич, и урок математики проведу у вас сегодня я. Можете садиться.
-Посмотрите, все готово к уроку? А должно быть: ручка, учебник, тетрадь, простой карандаш и линейка.
- Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.
-Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число 23.11(ноября).16 .
-Замечательно! Под числом запишите Классная работа.
-Приветствуют учителя стоя. Садятся с разрешением учителя.
-Проверяют свою готовность к уроку: ручку, учебник, тетрадь, простой карандаш и линейку.
-Протягивают правую руку и достают удачу, протягивают левую руку и достают успех.
2 этап Минутка чистописания
-Ребята, назовите число, которое написано на доске.
-Какое это число?
-Ребята, а знаете ли вы, что это время полета первого космонавта земли. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 минут. Если перевести это время на часы получится 1 час 48 мин.
-Назовите соседей числа 108.
-Назовите количество единиц каждого разряда.
-Поменяйте цифры, обозначающие десятки и единицы. Какое число у вас получилось?
- Запишите образовавшееся число через клеточку и допишите эти числа до конца строки. Кто заканчивает, ставит руку на внимание.
-Число сто восемь
-Это число трёхзначное, нечётное, некруглое.
-Слушают интересную информацию.
Соседи числа 108 – это 107 и 109
-Восемь единиц, ноль десятков, одна сотня.
-Меняют цифры, обозначающие десятки и единицы. У нас получилось число сто восемьдесят. (180)
-Записывают образовавшееся число через клеточку и дописывают до конца строки. Кто закончил, ставит руку на локоток.
На мультимедийной доске написано число: 108.
2 этап Устный счет
Слайд № 3 Ответы появляются при решении примера.
3 этап Математический диктант
-А сейчас мы с вами проведем маленький математический диктант. Отступите вниз клетку от чистописания и в столбик запишите ответы.
-Найдите сумму чисел 57 и 13.
-Уменьшить 84 на 50.
-Я задумал число, прибавила его к 50 и получил 57. Какое число я задумал?
-Вася прочитал 15 страниц. Катя за это же время прочитала на 6 страниц больше. Сколько страниц прочитала Катя?
-Поручил учитель Коле
Сосчитать лопаты в школе. Он лопаты посчитал и об этом так сказал: В трех углах по пять лопат, Я помочь всегда вам рад! Двадцать три всего лопаты.
-Поменяйтесь теперь тетрадями с соседом по парте.
-Внимание! На доске правильные ответы, проверьте каждый своего соседа. Исправления внесите зеленым карандашом.
-На экране теперь критерий оценки. Веселая улыбка – все правильные ответы и вы молодцы. Средняя улыбка 1-2 ошибки и вам нужно быть повнимательней. Грустная улыбка, если ошибок более 3-ёх, то потренируйся и у тебя все получится.
Отступают вниз клетку от чистописания и в столбик записывают ответы. –70
-Меняются тетрадями с соседом по парте.
-Взаимопроверка. Исправления вносят зеленым карандашом.
-Рисуют улыбки в соответствии установившихся критериев.
Объяснение нового учебного материала
Послушайте задачу и решите ее.
Трем внучатам рукавицы.
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех пересчитайте.
- Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы сосчитать все каждые рукавички?
-Как называются числа при сложении?
- Прочитайте слова: слагаемое, уменьшаемое, значение разности, вычитаемое, слагаемое, значение суммы.
- Определите, пожалуйста, компоненты действия сложения.
-Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со свойствами сложения и научитесь находить значения выражений удобным путём.
-Откройте страницу 79 учебника.
-Обратите внимание на изображение, Волк и Заяц держат примеры. В чём сходства у этих примеров?
-А в чем различие этих примеров?
-Раз мы с вами определили, что числа и действия одинаковые, то какой ответ будет?
-А какое правило, мы можем здесь определить.
-Рассмотрите сумму чисел, записанную на доске: 5+3+2=?
- Как по- разному можно найти значение данной суммы?
-Какой способ показался вам более удобным?
-Попробуйте сделать вывод.
-Расскажу маленький секрет, в большинстве случаев, удобно прибавлять большее число к меньшему – это точно будет сочетательное свойство выражения.
-Числа при сложении называются слагаемыми.
-Читают слова: слагаемое, уменьшаемое, значение разности, вычитаемое, значение суммы.
-Выходит ученик к доске и определяет компоненты действия сложения – слагаемое, значение суммы, слагаемое.
-Мы сегодня будем заниматься сложением.
-Открывают страницу 79 учебника.
-У этих примеров сходство в том, что числа и действия одинаковые.
-Различие этих примерах в том, что числа стоят в различной последовательности.
-Ответ будет у этих примеров одинаковый.
-От перестановки чисел сумма не меняется.
-Рассматривают сумму чисел написанную на доске.
-Способ 1. Сначала к первому слагаемому 5 прибавим второе слагаемое 3, получим 8. Затем к числу 8 прибавим третье слагаемое 2, получим 10. (5+3)+2=10
Способ 2. Сначала ко второму слагаемому 3 прибавляем третье слагаемое 2, получим 5. Затем к полученному числу 5 прибавим к первому слагаемому 5, получим 10. 5+(3+2)=10
-Нам показался второй способ удобнее.
-Если к сумме двух чисел трудно прибавить третье число, можно первое число прибавить к сумме второго и третьего.
На доске висят карточки со словами: слагаемое, уменьшаемое, значение разности, слагаемое, вычитаемое, значение суммы.
Пример написан на листе А 4
-Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10. Цифры должны получаться максимально высокими и широкими. - Знают в мире люди все 2*2 (четыре) Руки все (пошире) 2*3 (конечно шесть) Столько раз придется сесть. Четырежды два все скажем (8) И похлопаем в ладоши. Хорошо мы все считаем и урок наш продолжаем.
Делают движения такие какие говорит учитель
Прочитайте правило на странице 79.
Теперь я вам предлагаю убедиться в этом.
Задание 2 - устно.
Теперь по цепочке я попрошу рассказать о каждом примере, каким способом легче решить его.
-Если посмотрим на сумму, то какой вывод можем сделать?
Задание 3 –письменно.
-Решите, пожалуйста, примеры у доски.
Задание 5 – письменно.
-Что нам известно?
Что нам нужно узнать?
(Учитель вызывает учащегося к доске и просит написать сперва схему)
-Хорошо! А каким способом можно еще записать решение задачи?
-Прочитайте вторую задачу.
-Что нам известно?
-Что нам нужно узнать?
-Решите задачу – учитель просит учащегося выйти к доске.
-Молодец. А теперь реши задачу с помощью сочетательного способа.
-С помощью какого способа решается быстрей и легче?
Читают правило на странице 79.
Задание 2 - устно.
По цепочки устно решают примеры:
Первый способ решения более легче, так как мы прибавляем большее к меньшему, а второй способ не удобен, так как мы прибавляем меньший результат к большому
Первый способ решения более легче, так как мы прибавляем большее к меньшему, а второй способ не удобен, так как мы прибавляем меньший результат к большому.
Первый способ решения более легче, так как мы прибавляем большее к меньшему, а второй способ не удобен, так как мы прибавляем меньший результат к большому.
слагаемых и порядка действий.
-Значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.
Задание 3 – письменно.
-По просьбе учителя выходит к доске.
Задание 5 – письменно.
-Читают задачу: в одном ящике лежат 36 красных и 25 желтых яблок, в другом ящике – 75 зеленых яблок. Сколько яблок в двух ящиках?
-Нам известно, что в одном ящике лежит 36 красных и 25 желтых яблок. Во втором ящике 75 зеленых яблок.
Сколько яблок в двух ящиках.
(Ученик по просьбе учителя выходит к доске и пишет схему к задаче)
36+25=61 (ябл) – в 1 мешке
-Решение задачи можно записать сочетательным способом:
-Читают вторую задачу: в одной клетке 13 белых и 8 серых кроликов, а в другой 22 чёрных кролика. Сколько кроликов в двух клетках? Каким способом результат получится быстрее?
-Нам известно сколько в одной клетке кроликов 13 белых и 8 серых, и во второй 22 чёрных кролика.
Данный урок проводится в 4-ом классе после уроков ознакомления с переместительным свойством сложения и умножения, где обучающиеся учились находить рациональные способы вычисления значений выражений.
На данном уроке учащиеся должны открыть новый способ вычислений.
Чтобы открыть что-то новое, нужны идеи, обмен смыслами. Это легче осуществить посредством сотрудничества.
Долгушина Елена Петровна
учитель начальных классов
Тип урока: Урок открытия нового знания
Деятельностные:
Создать условия для открытия способов построения алгоритма сочетательного свойства сложения;
сформировать способность к умению применять свойства сложения;
сформировать способность к творческому умению находить рациональные способы вычисления значений выражений.
Образовательные: обучение умению называть сочетательное свойство сложения;
обучение умению пользоваться новым алгоритмом в разных видах выражений;
обучение навыку применения свойств сложения при нахождении значения числового выражения;
обучение умению применять новый алгоритм при решении задач.
Воспитательные: Формировать систему ценностей направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.
Планируемые результаты
Предметные: научатся применять названия компонентов арифметических действий; применять полученные знания при построению алгоритма сочетательного свойства сложения; выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, приёмы решения задач; развивать внимание и мышление.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; умеют использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данный урок проводится в 4-ом классе после уроков ознакомления с переместительным свойством сложения и умножения, где обучающиеся учились находить рациональные способы вычисления значений выражений.
На данном уроке учащиеся должны открыть новый способ вычислений.
Чтобы открыть что-то новое, нужны идеи, обмен смыслами. Это легче осуществить посредством сотрудничества. Поэтому мной выбрана групповая форма деятельности на уроке.
Основные методы и приёмы: поисковый метод, создание проблемной ситуации, столкновение с противоречием, презентация алгоритма, учебный диалог.
Оборудование: раздаточный материал (приложения 1,2,3), технические средства для демонстрации презентации
Урок математики во 2 классе по теме "Сочетательное свойство сложения" разработан по программе УМК "Система развивающего обучения Л.В.Занкова". В ходе урока ребята сами выясняют цель урока, формулируют тему урока. Это первичное знакомство с сочетательным свойством. Задача урока научить самостоятельно применять это свойство на практике для быстрого устного счета.
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сафоновского района Смоленской области
Урок математики во 2 классе
Составила учитель начальных классов: Феоктистова Виктория Александровна
Предмет: математика
Тема урока: Сочетательное свойство сложения.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (сочетательного свойства сложения).
Предметные умения: знакомство с сочетательным свойством сложения и применение его на практике.
Образовательные:
изучение учащимися сочетательного свойства сложения и использование его для быстрого счёта;
развитие вычислительных навыков, умения анализировать, обобщать и делать обоснованные выводы, логически мыслить
Воспитательные:
воспитание у учащихся культуры общения при работе в парах, интереса к изучению математики;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
Развивающие
развитие умения анализировать, обобщать, доказывать;
развитие памяти, логического мышления, творческих способностей;
Формирование УУД
Познавательные УУД: переработка информации (анализ, сравнение, классификация), представление в разных формах.
Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, выступление перед классом, отстаивание своей позиции.
Личностные результаты: самооценка своей деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парами, индивидуальная.
Действия учителя
Действия учащихся
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
- Прежде чем начать урок математики, давайте настроимся на хорошую, дружную работу, улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи, успеха, новых знаний и тихо сядем за парты.
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.
2. Актуализация знаний
Проводит устный счёт:
-Разбей числа на 2 группы
6 18 15 7 4 20 5 13 7 11
- По какому принципу это делали?
- Докажи свой ответ!
- Запиши числа в порядке возрастания.
- Прибавь к каждому числу 3 и запиши ответ.
- Какой пример вызвал у вас затруднения? (18+3)
- С какой проблемой столкнулись? Почему?
- Хотите научиться считать другим способом?
Однозначные и двузначные числа
Отвечают на вопрос учителя, обсуждая ответ в паре.
3. Постановка
учебной задачи
№ 81. Давайте сравним выражения.
- Что можно сказать?
- Чем они похожи и чем различаются?
- Будут ли различаться значения этих выражений?
- Как вы думаете, что показывают скобки?
- Будет ли изменяться значение суммы слева - справа из-за скобок? Как проверить?
Предлагаю проверить. Давайте посчитаем. №81
- Чем мы сегодня будем заниматься?
- Сформулируйте тему и цель урока.
Предлагают свои версии ответа.
Верно! Скобки показывают, какое действие нужно выполнить первым.
Формулируют тему и цель урока.
Предлагает сравнить свои ответы с утверждением под 2).
(стр. 38 – чтение про себя)
- Прочитаем в учебнике, как называется это свойство сложения (учебник стр. 38) и правило (стр. 38).
- Зачем же нам знать это свойство?
- Кто догадался, как и для чего можно использовать сочетательное свойство сложения?
- Молодцы! Действительно, сочетательное свойство сложения позволяет облегчить решение.
Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения в паре, объясняют свой выбор.
Дети высказывают своё мнение, высказывают предположение о том, что так считать легче.
4.Физминутка
Цель: снятие напряжения.
Предлагает немного отдохнуть.
Обучающиеся выполняют двигательные упражнения
5. Реализация поставленных задач
№81, 3) вычислим значение выражений разными способами – для закрепления формулировки сочетательного свойства сложения
4) Разделим выражения на 2 группы.
По какому признаку мы будем это делать?
- Найдите значения сумм.
Работают в паре, выполняя задания учебника.
6. Первичное
закрепление
Предлагает поработать № 82 -задание на усвоение назначения скобок.
(При выполнении данного задания учащиеся практически применяют скобки)
(Письменно в тетрадях с комментированием)
Какие 2 слагаемых поставим в скобки и заменим их значением суммы? Почему?
Выполняют задание самостоятельно.
Взаимопроверка в паре.
6+4+20=(6+4)+20=30 и т.д.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какая проблема перед нами стояла?
- Смогли мы её решить? Вернёмся к проблеме.
- Как теперь решим пример, который вызвал у вас затруднение?
-Сделайте вывод.
- Зачем нужно знать сочетательное свойство сложения?
- Я прошу вас дома повторить ещё раз это сочетательное свойство сложения, так как оно нам очень пригодится в работе на следующем уроке математики.
Это свойство относится только к двум операциям: сложение и умножение, так как только в этих операциях каждое из слагаемых или множителей имеет одинаковое значение.
Переместительное и сочетательное свойства для сложения и умножения позволяют объединять слагаемые и множители в группы, менять их местами. Эти свойства позволяют считать быстрее и без ошибок.
Следующие свойства раcпределительные. Они показывают, как можно вычислить выражение, если в нем используются операция умножение вместе со сложением или вычитанием (распределяют порядок вычисления):
Также обрати внимание на порядок действий, если скобки не расставлены. Итак, у нас есть 4 операции, они выполняются в следующем порядке:
- Умножение и деление – в порядке следования слева направо;
- Сложение и вычитание – в порядке следования слева направо.
- При наличии скобок сначала выполняются действия в скобках в указанном выше порядке, а затем все остальные действия вне скобок опять же с соблюдением указанного выше порядка.
- Первое действие выполняем в скобках и умножение: \(2+ 7*2\)
- выполняем умножение, затем сложение и вычитание: \(2+14-56=16-56=-40.\)
Больше уроков и заданий по математике вместе с преподавателями нашей онлайн-школы "Альфа". Запишитесь на пробное занятие уже сейчас!
Репетитор по химии 5-11 классов. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Научу любить и понимать предмет, а не заучить формулы. Большой успешный опыт преподавания. Подготовка к олимпиадам (многие ученики становились победителями и призерами региональных этапов олимпиады по химии). ЕГЭ более 95 баллов.
Репетитор 1-11 классов. Считаю математику своим призванием. Имею большой опыт работы в школе, а также индивидуально с учениками разных возрастов, лично и онлайн, в России и за рубежом. Работаю по классической методике преподавания, с применением новых форм обучения.
Преподаватель для 3-9 классов. Подготовка к ОГЭ. Профессиональный репетитор по математике, тренер по ментальной арифметике и скорочтению, брейн-тренер, коуч, профориентолог. Все эти специализации, знания, помогают мотивировать ребенка на самостоятельную работу с большим объемом информации, на достижение цели. Развитие памяти, внимания и скорости мышления - дают возможность человеку поверить в себя, увидеть на что способен мозг человека, осознать, что нет слова "НЕ МОГУ", есть слова "плохо хочу". Если вы, как родитель, нацелены на воспитание самостоятельной личности, готовы работать в команде "родитель, ребенок, тренер", готовы получать и замечать результаты своего ребенка, тогда вы на правильном пути и нам есть, что обсудить.
Читайте также: