Как сделать соболезнование на аварском языке

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

О соболезновании на Кавказе. Как традиция помогает пережить стресс

Для человека с симптомами ПТСР типично общее эмоциональное оцепенение, стремление к изоляции; повышенное психологическое возбуждение.

Для недопущения развития у пострадавших хронических посттравматических реакций психологи при работе с травмой применяют специальные процедуры, которые проводятся сразу после случившегося события. Обычно это групповая терапия, которая проводится двумя психологами, и она направлена на мобилизацию внутренних и внешних ресурсов, создание атмосферы поддержки и сочувствия, подготовку к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

В ходе работы психологи поощряют участников высказывать свои чувства, мысли, тревоги, специально задают много вопросов, чтобы участники терапии давали развернутые ответы. В ходе терапии негативные впечатления перерабатываются, происходит выброс негативных эмоций.

Автор статьи обратил внимание на то, что традиционное соболезнование в Дагестане (я думаю, можно говорить о том, что в целом на Кавказе) есть не что иное как выработанная в течение столетий культурно-психологическая практика и техника психологической поддержки и помощи.

Мужское и женское соболезнование проходит раздельно. Мужское соболезнование проходит во дворе дома, женское — внутри. Мужское соболезнование проходит в разных регионах Кавказа по-разному — в Адыгее, в некоторых аулах, мужчина, заходя на женскую часть дома, должен с порога громко и ритуально плакать, где-то, как в Дагестане, каждый из приходящих на соболезнование мужчин обязательно читает положенные молитвы, по окончании которых вновь прибывшие здороваются со всеми присутствующими мужчинами за руку по кругу.


Родственники принимают соболезнования вплоть до года. На фото - глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выражает соболезнование семье погибшего Зубейра Цечоева. Сентябрь 2014 г.

Традиционное соболезнование длится семь дней, и все это время каждый день повторяется эта процедура или ее элементы с каждым вновь прибывшим. Такое ритмичное поведение создает атмосферу сочувствия, соучастия, эмоциональной поддержки.

Наиболее близкие люди присутствуют на соболезновании все семь дней, они находятся все время рядом и в конце дня, когда основная масса соболезнующих уже расходится по домам, в доверительных беседах помогают родственникам пережить горе.

В традиционных культурах Кавказа в целом тактильные контакты не приняты (вспомним, что в танцах партнеры не касаются друг друга), но в такой ситуации они допустимы — все приходящие обязательно приобнимают родственников покойного - таков невербальный язык поддержки и участия.

На седьмой день соболезнование ритуально прекращается, хотя на самом деле продолжается и до года. В доме покойного до 40 дней остаются только самые близкие родственники. После 7 дней допустимым считается прийти на соболезнование тем, кто был в отъезде, болел.

Я попросила своих друзей на фейсбуке поделиться своими впечатлениями и спросила, действительно ли участие большого количества родственников в ритуале похорон и соболезнования помогает пережить горе. Ответы были самые разные. Некоторые свидетельствуют о кризисе традиции похорон и соболезнований.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Соболезнования есть во всех религиях. Даже среди людей, которые не исповедуют никакой религии вообще, когда умирает человек, люди приходят и соболезнуют его родственникам. Они соболезнуют, они сопричастны к боли, которая постигает тех, кто потерял близкого человека. Это касается не только мусульман, это касается всех людей. В нашем Шариате пойти и выразить соболезнования — это, несомненно, праведный поступок.

Что касается того, какие формы соболезнований приходят в Сунне нашего Пророка ﷺ, то, насколько мне известно, существуют три достоверные формы.

Первую из них привел имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, в истории о том, как умер внук Пророка ﷺ, и его дочь послала за ним, чтобы пришел на похороны ее сына. Когда Пророк ﷺ услышал о смерти своего внука, он сказал:

إن للَّه مَا أَخَذَ، ولهُ مَا أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى، فَلْتَصْبِر ولْتَحْتَسِبْ

Аллах дает потомство, и Он его забирает. Напоминание об этом внушает тому, кто говорит или слушает подобное, веру в предопределение. Без сомнения, в этих словах заключена огромная польза. Аллах дал тебе детей, дал тебе родителей, дал тебе родственников, Он дал их тебе — и Он забрал их. Он сделал это, и никто иной. Все в Его власти, все по Его предопределению.

Сказал Всевышний Аллах в Коране:

ۚ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى

Есть еще две формы, которые упоминаются в достоверных сборниках Муслима. Я не буду приводить их здесь, чтобы не удлинять ответ, однако желающие без труда смогут их найти[2].

Важно отметить единогласие ученых в том, что дозволено выражать соболезнования любыми словами, принятыми в народе, если в них нет запретного. Если в вашем языке, среди вашего народа есть какие-то общепринятые формы соболезнования, в которых нет ничего запрещенного Исламом, вы можете их использовать.

Соболезнования можно выражать в любое время после смерти человека, до или после похорон, в его доме или вне его. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Если вы не смогли сделать это в первые три дня — сделайте на четвертый, сделайте тогда, когда у вас получится. Тем более сегодня перед людьми открыто много возможностей, и можно, как минимум, позвонить, если находишься далеко.

Есть четыре варианта соболезнования, других не существует:

— мусульманину по поводу смерти мусульманина;

— мусульманину по поводу смерти немусульманина;

— немусульманину по поводу смерти мусульманина;

— немусульманину по поводу смерти немусульманина.

Когда вы выражаете соболезнования, вы обращаете их либо к мусульманину, либо к немусульманину. Тот, по поводу чьей смерти вы выражаете соболезнования, тоже был либо мусульманином, либо немусульманином.

И здесь необходимо подчеркнуть один важный момент — формы соболезнования по поводу смерти немусульманина и мусульманина различаются. Когда вы выражаете соболезнования по случаю смерти немусульманина его родственнику, будь он мусульманин или немусульманин, вы не можете просить о прощении для покойного, потому что запрещено просить о прощении для неверных, многобожников, и всех тех, кто умер не на Исламе, как на это указывают ясные аяты и Сунна нашего Пророка ﷺ.

Что касается того, должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий имам, то надо делать так, как принято среди вашего народа. Если вы знаете дуа, то сделайте его сами, и это будет лучше для вас. Если принято, чтобы дуа делал имам мечети или мулла селения, то пусть делают они.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
14 Раби́ ас-сани 1441 г. (11.12.2019)

[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 1284, т. 2, с. 79; Сахих Муслима, хадис № 923, т. 3, с. 39.

[2] Сахих Муслима, хадис № 919, т. 3, с. 38; а также хадис № 920, т. 3, с. 38.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Оба были балкарцами, что указано выше. Потомки Нашхо позже окабардинились, что не делает самого Нашхо кабардинцем. Его потомки сами писали, что происходят от "горских таубиев".

САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ

САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА

Ёлген адамны жууукъларына къайгъы сёз:
Жатхан жери кенг (жумушакъ, эркин, мамукъ) болсун.
Аллах жаннет берсин.
Жаннетли болсун, харип.
Ол дуниясы жарыкъ болсун.
Жети жаннетни эшиги ачылсын.
Ахыр жолу жаннетлеге болсун.
Ол дуниясы ырахат болсун.
Аллах гюняхларын кечсин.
Жаннет чырагъы болсун (тиши-рыу ёлсе).
Жаннет чыпчыгъы болсун (къыз ёлсе).

Выражение соболезнования родственникам покойного (после рукопожатия):
Пусть место его упокоения будет широким (мягким, просторным, подстеленным ватой).
Пусть Аллах дарует ему рай.
Пусть пребудет в раю, бедный.
Пусть тот мир его будет светлым.
Пусть перед ним раскроются врата семи ярусов рая.
Пусть последний путь его будет в райские обители.
Пусть тот мир его будет миром покоя.
Пусть Аллах отпустит ему грехи.
Пусть будет светочем рая (о покойнице).
Пусть станет райской птицей (о покойной девушке).

Мёлекле санына къошулсун.
Ол дунияда шафагъатчы болсун (сабий ёлсе).

Пусть станет одним из ангелов.
Пусть будет на том свете (нашим) заступником (об умершем ребенке).

Къайгъы сёзден кете туруп, дууа тутдуруп, ёлгенни жууукъларына былай айтып кетедиле:
Уходя с соболезнования, прочитав общую заупокойную молитву, обращаясь к родственникам покойного, говорят:
Аллах сизге муну унутдурур бушуу бермесин.
Пусть Аллах не пошлет вам горя, которое заставит вас забыть об этом.

Аллах замансыз бушуу бермесин.
Пусть Аллах сохранит вас от преждевременной скорби.

Жашауу сизге къалсын.
Пусть его непрожитые годы останутся вам.

Жазыуу болур эди, Аллах сизге иги къадар жазсын.
Так, видимо, было написано ему, пусть Аллах назначит вам благую участь.

Ажалдан киши къутулмайды, ажалыгъыз сабыр болсун.
Смерти никому не избежать, пусть ваша смерть медлит.

Бек бушуу этдик, бушууугъузну къууанч унутдурсун.
Очень скорбим, пусть радость заставит вас забыть о горе.

Мобильное приложение в Google Play

Русско-аварский разговорник поможет быстро заговорить как русскоговорящим туристам, так и тем, кто просто хочет изучить данный язык.

Все слова разбиты на популярные темы и написаны русскими буквами, поэтому вам необязательно знать грамматику и фонетику.

В каждой теме вы можете пройти тест на знание слов (в выбранной теме). Тест не закончится до тех пор, пока вы не изучите все слова в теме. Слово считается изученным, когда вы правильно перевели его 3 раза подряд.

Аварский язык относится к группе нахско-дагестанской семьи языков. Он имеет официальный статус в Дагестане.

На данном языке разговаривают около 766 тысяч человек, наибольшее распространение язык получил в России (Дагестан) и Азербайджане.

Читайте также: