Как сделать собаку баскервилей

Обновлено: 03.07.2024

Мне удалось заполучить в собеседники не просто англичанина, а настоящего девонширца. Его зовут Николас Вейл, он действительно родился в Девоншире, где много диких собак Баскервилей. Какое-то время он жил в Норвуде, где, как вы помните, стоит особняк майора Шолто - героя "Знака четырех". Сейчас Николас проживает в Лондоне. Как поклонник Шерлока Холмса он не мог миновать нашей достославной экранизации "Собаки Баскервилей", а я, в свою очередь, не мог отпустить его без рецензии на этот фильм.

(с) автор: Николас ВЕЙЛ, ник - Wytch (Великобритания), август 2008 г .

Говоря о случае с русским Шерлоком Холмсом (Ленфильм, 1981), важно заметить две вещи.

Во-первых, я с большим удовольствием познакомился с ним.

Во-вторых, моя позиция свидетеля в этом деле обусловлена тем фактом, что я наблюдал за разворачивающимися событиями сидя напротив моего компьютера, а не перед телевизором, как могло бы быть.

Поскольку сейчас был упомянут Джереми Бретт, я попытаюсь провести беглое сравнение, насколько это возможно. Я большой фанат бреттовского сериала с того момента, как только впервые увидел его – в 1984-м году. Если кто-то из читающих эти строки еще не имел возможности его посмотреть, я очень надеюсь, такой шанс получит – вы, непременно, получите удовольствие. Для меня Джереми Бретт – это само воплощение Холмса, и я сомневаюсь, что по отношению к любому другому актеру я смогу испытать что-либо подобное.

Джереми Бретт, или, скорее, Шерлок Холмс, не свалился с неба. В то же самое время, когда возник Бретт, английские зрители имели возможность видеть в этой роли Тома Бейкера и Йена Ричардсона. Оба фильма были созданы с определенным тщанием и оба актера приобрели хорошую репутацию, но с ни одним из них не случилось того, что случилось с Бреттом – их фильмы о Холмсе не дали начало сериалам. Зрители и критики предпочли Бретта.

Говоря о соответствии рассказам и каноническим иллюстрациям, важно обрисовать контекст. Россия с самого начала была восхищена Шерлоком Холмсом, критики того времени приветствовали новые рассказы, основанные на детективной интриге.

Какое место западный зритель мог бы отвести Ливанову? На мой взгляд, в нем проглядывают образы самых разных Холмсов из истории кинохолмсианы. Ливанов – довольно стройный, среднего роста, - напоминает Питера Кашинга, который в свое время сделал акцент на интеллектуальных способностях Холмса, что добавило его образу значительности. Ливанов поступает точно также – и довольно легко. Сравните его прибытие в Баскервиль-холл с появлением там Ватсона. Ватсон (чей образ весьма далёк от растиражированного во многих фильмах комичного дурачка) полон нетерпения как-то проявить себя, он всё с интересом подмечает, и, оказывается связан с делом, в большей степени, эмоционально. Тем не менее, Холмс, только явившись, сразу фокусирует свой взгляд, у него уже созрела гипотеза, и он просто ищет подтверждений. Как и отмечается в рассказах Дойла, Ватсон смотрит, но Холмс (как и его прототип Джозеф Белл) видит. К примеру, портрет Сэра Хьюго.

В движениях Ливанова нет угловатости/ заламывания рук (Livanov himself has not the angular arms), у него нет длинных пальцев, как у Фрэнка Уайльда, и растиражированной манере таких исполнителей, как Артур Уонтнер, Кашинг и Бретт. Но его спокойная манера поведения, естественная харизма (natural authority) и его физические данные заставляют меня вспомнить игру, скорее, полузабытого Холмса – Дугласа Уилмера.

В русском фильме есть некоторые вынужденные изменения сюжета и персонажей – но, в целом, история оставлена нетронутой и есть кое-какие явные дополнения – с одним поразительным исключением. Это – сэр Генри Баскервиль, его внешность и характер.

Сэр Генри возникает в фильме вскоре после того, как мы имели удовольствие наблюдать на Бейкер-стрит за тонко отлаженными отношениями между Холмсом и Ватсоном, и за представленным нам доктором Мортимером, который, кстати сказать, изображен довольно достоверно.

Если седло здесь просто для смеха (и как-то не очень - and uncomfortably so), то шуба, наоборот, очень точный сюжетный прием. Даже в сумраке девонширских болот на сбежавшем бедняге и лунатике Селдена вы сразу узнаете шубу сэра Генри.

Сам Степлтон соответствует дойловскому описанию весьма грубо – более существенно то, что он передает характер своего героя, и его выражение лица, с замечательным натурализмом. Опять же, этот герой часто предстает в фильмах безнадежно театральным – и в значительной мере он такой и в самой повести. Русский актер (Олег Янковский) своей блестящей игрой спасает Степлтона от образа мелодраматического злодея.

---------------------------------------- ------------------------
Понимаю, что мой перевод не совершенен, поэтому жду ваших комментариев, поправок. и вообще соображений насчет рецензии :)

Собака Баскервилей третий из четырех криминальные романы написано сэром Артур Конан Дойл с участием детектива Шерлок Холмс. Изначально сериализованный в Журнал Strand с августа 1901 г. по апрель 1902 г. он установлен в основном на Дартмур в Девон в Англии Западная страна и рассказывает историю попытки убийства, вдохновленную легенда грозного, дьявольская гончая сверхъестественного происхождения. Шерлок Холмс и его спутник Доктор Ватсон расследовать дело. Это было первое появление Холмса после его очевидной смерти в "Последняя проблема", и успех Собака Баскервилей привело к возможному возрождению персонажа. [2]

Одна из самых известных историй, когда-либо написанных, [2] в 2003 году книга заняла 128 место из 200 на BBC Большое чтение опрос "самый любимый роман Великобритании". [3] В 1999 году он был включен в список лучших романов Холмса, получив высшую оценку от 100 ученых Шерлока. [4]

Содержание

участок


Доктор Джеймс Мортимер звонит Шерлок Холмс в Лондоне за советом после того, как его друг сэр Чарльз Баскервиль был найден мертвым в тисовой аллее своего поместья на Дартмур в Девон. Смерть была приписана острое сердечно-сосудистое заболевание, но, по словам Мортимера, лицо сэра Чарльза сохранило выражение ужаса, а недалеко от трупа были отчетливо видны следы гигантской собаки. Согласно старинной легенде, проклятие существует в семье Баскервилей со времен Английская гражданская война, когда Хьюго Баскервиль похитил и убил девушку на причалить, только чтобы быть убитым огромным демоническая собака. Предположительно то же самое существо обитает в поместье с тех пор, вызвав преждевременную смерть многих наследников Баскервилей. Сэр Чарльз верил в собачью чуму, как и Мортимер, который теперь опасается за следующего по очереди, сэра Генри Баскервиля.







Трио прибывает в Баскервиль-холл, старое и внушительное поместье посреди огромного парка, которым управляют дворецкий и его жена-экономка. Поместье окружено болотом и граничит с Гримпеном. Болото, где животные и люди могут погибнуть в зыбучие пески. Известие о том, что преступник по имени Селден, убийца, сбежал из ближайшего Тюрьма Дартмур и прячется на близлежащих холмах, добавляет бесплодный пейзаж и мрачную атмосферу.

В первую ночь происходят необъяснимые события, мешающие гостям уснуть, и только при дневном свете Уотсон и сэр Генри могут расслабиться, исследуя окрестности и встречаясь с разрозненными и своеобразными жителями района. Уотсон продолжает поиск любых улик для установления личности того, кто угрожает жизни сэра Генри, и добросовестно отправляет детали своего расследования Холмсу. Среди жителей выделяются Стэплтоны, брат и сестра: Джек слишком дружелюбен и слишком любопытен по отношению к недавно прибывшим, в то время как Берил, редкая красавица, кажется, слишком устала от этого места и пытается предупредить сэра Генри об опасности.

Во время долгих прогулок по холмам Уотсона беспокоят далекие завывания и странные явления, и его настроение не улучшается даже в Баскервиль-холле. Уотсон с подозрением относится к дворецкому Бэрримору, который ночью, кажется, подает свечой из окна дома кому-то на болоте. Тем временем сэр Генри тянется к Берил, которая, кажется, боится мнения своего брата по этому поводу. Чтобы усложнить загадку, есть Мортимер, который, возможно, слишком хочет убедить сэра Генри в реальности проклятия; старый и сварливый сосед, который любит в подзорную трубу лезть в чужие дела; его дочь Лаура, у которой были неясные связи с сэром Чарльзом; и даже бородатый мужчина, свободно бродящий по холмам и явно прячущийся на тор где Стэплтон с неясной целью раскопал древние гробницы.

Неизвестный никому, даже своему другу Ватсону, Холмс все время прятался в болотах и ​​разгадал загадку. Он показывает, что собака настоящая и принадлежит Стэплтону, который соблазнил Лору и убедил ее выманить сэра Чарльза из своего дома ночью, чтобы напугать его появлением легендарной собаки. Берил действительно законная жена Джека, которую оскорбляли и заставляли изображать из себя его сестру, чтобы соблазнить сэра Генри и подвергнуть его клыкам собаки, поскольку Стэплтон на самом деле является потомком Баскервилей, желающих потребовать их наследство. Тем временем пес пытается убить сэра Генри, но Бэрримор отдал одежду первого Селдену, своему зятю, который умирает вместо него.

К сожалению, собранных доказательств недостаточно для присяжных, чтобы осудить Стэплтона, поэтому Холмс решает использовать молодого Баскервилля в качестве приманки, чтобы поймать преступника с поличным. Сэр Генри примет приглашение в дом Стэплтона и вернется один после наступления темноты, давая своему врагу все шансы спустить на него собаку. Холмс и Ватсон делают вид, что уезжают из Дартмура на поезде, но вместо этого они прячутся возле дома Стэплтона с Инспектор Лестрейд из Скотланд-Ярд. Несмотря на темноту и густой туман, Холмс и Ватсон могут убить грозного зверя, как только оно нападает на назначенную жертву, в то время как Стэплтон в своем паническом бегстве с места происшествия тонет в болоте. [5]

Истоки и предыстория


Баскервиль-холл, формально Клайро-Корт. Считается, что этот дом вдохновил Конан Дойля на создание Собака Баскервилей




Сэр Артур Конан Дойл написал эту историю вскоре после возвращения в свой дом. Андершоу из Южная Африка, где он работал врачом-добровольцем в полевом госпитале Лангман в Блумфонтейн вовремя Вторая англо-бурская война. Он не писал о Шерлоке Холмсе восемь лет, убив персонажа в рассказе 1893 года "Последняя проблема". Несмотря на то что Собака Баскервилей действие происходит перед последними событиями, два года спустя Конан Дойл навсегда вернул Холмса, объясняя это в "Приключение в пустом доме"что у Холмса инсценировал свою смерть.

С легендой и местным колоритом ему помогал 30-летний мужчина. Daily Express журналист по имени Бертрам Флетчер Робинсон (1870–1907), с которым он исследовал Дартмур и которому была выплачена 1/3 гонорара за сериализацию, что составляет несколько сотен фунтов.

Вдохновение

Его идеи исходили из легенды о Сквайре. Ричард Кэбелл Брук Холла, в приходе Buckfastleigh, Девон, [6] это было основным источником вдохновения для рассказа Баскервиля об адской собаке и проклятом деревенском оруженосце. Могила Кабелла сохранилась в деревне Buckfastleigh. [7] [8]

Более того, фольклор Девона включает в себя рассказы об устрашающей сверхъестественной собаке, известной как Йет-хаунд что Конан Дойл, возможно, слышал.

Веллер (2002) полагает, что Баскервиль-холл основан на одном из трех возможных домов на Дартмуре или рядом с ним: [11] Фауэлскомб в приходе Угборо, место Фауэлл Баронеты; Хейфорд-холл, недалеко от Бакфастли (также принадлежит Джону Кингу (ум. 1861) из Фауэлскомба) и Brook Hall, в округе Бакфастли, примерно в двух милях к востоку от Хейфорда, настоящего дома Ричарда Кэбелла. [6] Также утверждалось, что Баскервиль-холл основан на собственности в Средний Уэльс, построенный в 1839 году неким Томасом Майнорсом Баскервилем. Дом ранее назывался Клайро-Корт, а в конце прошлого века был переименован в Баскервиль-холл. Артур Конан Дойл, по-видимому, был другом семьи, который часто останавливался там и, возможно, знал о местной легенде о собаке Баскервилей. [12]

В других рассказах утверждается, что Конан Дойля вдохновил отдых в Северный Норфолк, где сказка о Черный Шак хорошо известен. Доготика Cromer Hall, где останавливался Конан Дойл, также очень напоминает яркие описания Баскервиль-холла, сделанные Дойлом. [13]

Джеймс Линам Моллой, друг Дойла и автор книги "Старая сладкая песня любви", женился на Флоренс Баскервиль, дочери Генри Баскервилля из Crowley Park, Оксфордшир. У ворот в парк были статуи адских гончих с копьями в пасти. Над перемычкой стояла еще одна статуя адского пса.

Оригинальная рукопись

В 1902 году рукопись книги Дойла была разбита на отдельные листья в рамках рекламной кампании американского издателя Doyle's - они использовались в витринах отдельных продавцов книг. Известно, что из примерно 185-190 листов до сих пор существуют только 36, включая все листья из главы 11, принадлежащие Публичная библиотека Нью-Йорка. Остальные листы принадлежат университетским библиотекам и частным коллекционерам. [14] Недавно обнаруженный экземпляр был продан на аукционе в 2012 году за 158 500 долларов США. [15]

Техника

Публикация

В Собака Баскервилей был впервые сериализован в Журнал Strand в 1901 году. Он хорошо подходил для этого типа публикации, так как отдельные главы оканчивались на клиффхэнгеры. В следующем году он был напечатан в виде романа. [16]

Адаптации

Собака Баскервилей адаптирован для многих СМИ.

Кино и телеадаптации

Более 20 кино- и телевизионных версий Собака Баскервилей были сделаны.

Аудио

Эдит Мейзер адаптировал роман как шесть серий радиосериала Приключения Шерлока Холмса. Эпизоды вышли в эфир в феврале и марте 1932 г. Ричард Гордон в роли Шерлока Холмса и Ли Ловелл в роли доктора Ватсона. Еще одна инсценировка этой истории вышла в эфир в ноябре и декабре 1936 года с Гордоном в роли Холмса и Гарри Уэстом в роли Ватсона. [29]

История также была адаптирована Мейзером в виде шести серий Новые приключения Шерлока Холмса с Бэзил Рэтбоун как Холмс и Найджел Брюс как Ватсон. Сериалы вышли в эфир в январе и феврале 1941 года. [30]

Инсценировка романа Феликс Фелтон транслировался на Программа BBC Light в 1958 г. в рамках 1952–1969 радиосериал, с Карлтон Хоббс как Шерлок Холмс и Норман Шелли как доктор Ватсон. [31] Другое производство Собака Баскервилей, также адаптированный Фелтоном и с Хоббсом и Шелли в главных ролях с другим составом второго плана, транслировался в 1961 году на канале BBC Home Service. [32]

Роман был адаптирован как эпизод Тайный театр радио CBS. В эпизоде, вышедшем в 1977 году, снялась главная роль Кевин Маккарти как Холмс и Ллойд Баттиста как Ватсон. [33]

Собака Баскервилей адаптирован для радио BBC Берт Коулз в двух случаях. Первый снялся Роджер Рис как Холмс и Кроуфорд Логан как Уотсон и транслировался в 1988 г. BBC Radio 4. После его хорошего приема, Коулз предложил дальнейшую адаптацию к радио, что в конечном итоге привело к 1989–1998 радиосериалы драматизаций всего канона с участием Клайв Меррисон как Холмс и Майкл Уильямс как Ватсон. [34] Вторая адаптация Собака Баскервилейс участием этой пары, транслировавшейся в 1998 году, а также Джуди Денч как миссис Хадсон и Дональд Синден как сэр Чарльз Баскервиль. [35]

Собака Баскервилей был адаптирован как три эпизода американского радиосериала Классические приключения Шерлока Холмса, с Джон Патрик Лоури как Холмс и Лоуренс Альберт как Ватсон. Эпизоды впервые вышли в эфир в марте 2008 года. [36]

В 2011, Big Finish Productions выпустили свою адаптацию книги как часть второй серии драм о Холмсе. Холмса сыграл Николас Бриггс, а Уотсона сыграл Ричард Эрл. [37]

В 2014, L.A. Theater Works выпустили свою продукцию, в главных ролях Шеймус Девер как Холмс, Джеффри Аренд как Ватсон, Джеймс Марстерс как сэр Генри, Сара Дрю как Берил Стэплтон, Уилсон Бетел как Стэплтон, Анри Любатти как доктор Мортимер, Кристофер Ним как сэр Чарльз и Франкленд, Мойра Куирк как миссис Хадсон и миссис Бэрримор и Даррен Ричардсон в роли Бэрримора.

В июле 2020 года Lions Den Theater выпустила новую экранизацию романа, написанного и снятого Китом Моррисоном на YouTube-канале компании. Ранняя версия спектакля была показана в разных местах Новой Шотландии в 2018 году.

Кен Людвиг автор адаптации под названием Баскервиль: Тайна Шерлока Холмса премьера которого состоялась в совместном производстве на Арена Этап (Вашингтон, округ Колумбия.) в январе 2015 года и Театральный центр Маккартера в марте 2015 года. [39]

Видеоигры

Собака Баскервилей служит основным источником вдохновения для последнего случая в Дай Гьякутэн Сайбан: Наруходо Рюноскэ но Бокен в которой главный герой объединяется с Шерлоком Холмсом, чтобы исследовать тайны, основанные на различных записях в хронологии Холмса. [ нужна цитата ]

Шерлок Холмс и собака Баскервилей это обычная игра к Frogwares. Он отходит от оригинального сюжета, добавляя явные сверхъестественные элементы. Несмотря на неканоничность сюжета, он получил хорошие отзывы. [40]

Сопутствующие работы

Критический прием

1. Частью фольклора Норфолка, Саффолка, Кембриджшира и Эссекса является легенда о Черном Шаке — призрачном псе размером с теленка с огромными красными глазами и острыми оскаленными зубами. Чёрный Шак является одним из нескольких чёрных псов, легенды о которых существуют в Великобритании, и, вероятно, самым известным из них. Иногда он описывается как убийца или предвестник смерти, иногда просто как возникающее из тьмы животное. Одна из легенд о черных псах была известна Конан Дойлю и повлияла на его творчество.



3. Фамилия Баскервиль - подлинная, такой род действительно существует. Писатель узнал о нем от своего друга, поэта и композитора Джеймса Линэма Моллоя, который женился на некой Флоренс Баскервиль, дочери Генри Баскервиля из Кроули Парк. Но никакие легенды о собаках с этой семьей не связаны.

4. Принстаунская каторжная тюрьма, из которой бежал каторжник Селден, существует по сей день. Ныне это тюрьма категории С с облегченным режимом для лиц, не склонных к побегу.


5. Гримпенская трясина в реальности выглядит совсем не жутко: это холмистая местность с низинами между холмов, где после дождей скапливается вода. Кстати, у Конан-Дойля используется слово "moor", означающее не болото, а топи - участки, подверженные длительному затоплению, торфянистую местность.


6. Хотя повесть считают произведением Конан Дойля, она никогда не появилась бы на свет без Бертрама Флетчера Робинсона. Именно он рассказал Конан Дойлю и о Черном Шаке, и о Ричарде Кейбле. Но это не все. Автор Шерлока Холмса сообщил своей матери в письме следующее:"Тут, в Норфолке, со мной Флетчер Робинсон, и мы собираемся вместе сделать небольшую книжицу под названием "Собака Баскервилей" - такую, что у читателя волосы дыбом встанут". Кроме этого, Конан Дойль просил издателя журнала "Стрэнд" учесть, что повесть написана вместе с Бертрамом: "его имя непременно должно соседствовать на обложке с моим. И стиль, и смак, и вся писанина - полностью мои. но Робинсон дал мне главную идею, приобщил к местному колориту, и я считаю, что его имя должно быть упомянуто". Однако Флетчер Робинсон в соавторы так и не попал. Ему досталась только небольшая сноска в журнальном издании "Стрэнда".

Интересные факты о советском фильме

На роль собаки пробовался теленок

После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску.

— Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…

— А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.

Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!

Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя. Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим — почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.

Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали…

В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.

Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!

— Говорят, вы и ваши партнеры сильно выпивали на съемках?

— Пили не во время съемок, а после. В кадре все были трезвыми. Вот, когда возвращались со съемок, в поезде загудели так, что пассажиры в ту ночь явно не спали.

Интересные факты о советском фильме

О гонорарах

Заслуженные артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали 50 руб. за смену (около 15 000 руб. в переводе на сегодняшние деньги). Для сравнения: сейчас гонорар у топовых актеров — около 600 000 руб. в день.

Остальные артисты получали 30-40 руб. в день (около 9000 — 12 000 руб. на наши деньги). Массовка — 3 руб. в день (около 900 руб. на наши деньги).

Истории со съемок
Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас:

Однажды, Михалков и Крючкова подкололи Соломина.

Где снимали


© Киностудия "Ленфильм. Василий Ливанов и Никита Михалков на съёмках фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей"

"Где это всё снималось" - такой вопрос нередко можно услышать от поклонников фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Несколько лет упорных исследований позволили ответить на него


В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых серий фильма "Знакомство" и "Кровавая надпись". В третьей, четвёртой и пятой частях – второго фильма, серии "Король шантажа", "Смертельная схватка" и "Охота на тигра". Сегодня мы пройдёмся по местам съёмок фильма "Собака Баскервилей"

Неизвестный в кэбе следит за Баскервилем

001


Эстония, Таллин, ул. Хобусепеа

Эта узкая и короткая улочка находится в самом центре старого Таллина.

Ей посчастливилось быть заснятой от начала до конца. Баскервиль и Мортимер движутся по ней от улицы Пикк к улице Лай.

002

Сэр Генри и доктор Мортимер изучают витрину художественной галереи в доме 2 (всего в этом доме расположено три художественные галереи)

Тем временем, Холмс и Ватсон наблюдают за ними из-за угла улицы Пикк.

003

Круглая тёмная штуковина над плечом Холмса – не что иное, как держатель для флагов на стене дома напротив. А вторая штуковина, висящая параллельно стене – устройство для поднятия маркизы над витриной, рядом с которой Холмс и Вастон стоят, теперь его нет.

004

005

После того, как кэб уехал, Холмс и Ватсон бредут по тротуару вдоль 10-го дома с дверями, зачем-то затянутыми изнутри бумагой.

006

Дверь теперь принадлежит цветочному магазину и имеет деревянные ставни, которые открываются днём.

И ещё один ракурс, не вошедший в окончательный монтаж: Ватсон на фоне двери. Это жилой дом 12.

008


Ленинград, пер. Гривцова, д. 10, Русское Географическое общество

При просмотре эпизода видно, что Холмс открывает сначала наружную дверь, потом внутреннюю в трёх шагах от первой и перпендикулярную ей, затем делает ещё три шага и попадает в вестибюль. Но всё равно было трудно понять, сколько же там створок и как они расположены относительно друг друга. Оказывается, внутренних створок здесь не 4, как снаружи, а 6, и расположены они не параллельно улице, а полукругом.

009

Ещё 6 створок представляют собой не двери, а окна гардероба, их мы в кадре не видим. Воистину, это идеальные двери, чтобы запутать зрителя. Вдобавок, жёлтая портьера заслоняла собой простенок, где сейчас находится кнопка пожарной сигнализации.

Однако, не только двери в этом здании имеют отношение к Фильму. Была отснята, но не попала в окончательный монтаж, сцена с портье отеля, у которого Холмс выспрашивает о соседях сэра Генри. Вот здесь, возле парадной лестницы, были собраны соответствующие декорации, но до нас дошёл лишь один этот кадр.

010

011


Эстония, Таллин, ул. Пикк, д. 25 (угол ул. Хобусепеа), галерея при посольстве Российской Федерации

От улицы, где некто в кэбе выслеживал Баскервиля, до конторы Батлера – несколько шагов, надо всего лишь завернуть за угол.

В советское время здание принадлежало КГБ, сейчас в здании располагается посольство Российской Федерации. Посольство занимает целый квартал, и ему принадлежит не только это здание, но и всё, что выходит на уже известную нам ул. Хобусепеа с западной стороны.

012

013


Эстония, Таллин, ул. Вана-Мустамяэ 48, замок Глена

Баскервиль-холл изображали два таллинских замка. Первый из них фигурирует только в рассказе Мортимера. Здесь пленница Хьюго спускалась из окна по плющу, здесь же обнаружили тело сэра Чарльза.

Этот замок был построен в 1886 году бароном Николаем Гленом в таллиннском районе Нымме. Парк вокруг замка был готов к концу XIX века. Он был открыт для свободного посещения, и сюда съезжались люди со всего города.

014

Особняк был восстановлен в 1969-76 гг. как Дом художественной самодеятельности Таллинского политехнического института (инж. Ю. Тярно). С 1977 года там располагается клуб института, а ныне культурный центр Таллинского технического университета. С 1996 года охраняется государством.

015


Эстония, Таллин, Пирита теэ 56, замок графа А.В. Орлова-Давыдова (замок Маарьямяэ)

Ворота Баскервилей должны были украшать кабаньи головы, но эти орлы тоже выглядит убеди­тельно.

016

Кстати, оператору сильно повезло с погодой: как правило, под деревом, из-за которого он снимал, по весне без болотных сапог делать нечего.

Замок был построен в 1874 году, т. е. за 15 лет до приезда сэра Генри, а не за пять веков, как ему нравилось думать. В 1873 г. граф Анатолий Орлов-Давыдов выкупил у Ротерманна землю на горе и на месте бывшего фабричного здания выстроил что-то вроде средневекового замка

017

018

В 1983–1988 годах польские реставраторы восстановили главное и несколько вспомогательных зданий. Замок стал выглядеть наряднее, и мрачным его теперь не назовёшь. Виды с боковой и тыльной сторон замка сильно изменились. Полуразрушенной плитняковой ограды, вдоль которой бродил Ватсон, давно нет, остался лишь фрагмент. Лужайка возле замка так заросла, что летом дом был почти не виден за густыми зарослями – лишь к весне 2010 года эти джунгли снова расчистили, благодаря чему стало возможно снять более-менее нормальные кадры.

019

Вот этот вид на замок теперь испорчен автостоянкой. Более того, поблизости планируется строительство высотных зданий с видом на залив и на исторический центр.

Вопреки ожиданиям, главные ворота выходят не на торфяные болота, а прямо на набережную Таллин­ского залива Балтийского моря, где проходит оживлённое шоссе Пирита. А до постройки шоссе (1926 год) лестница спускалась прямо к воде

021


Эстония, волость Вихула, деревня Сагади, мыза Сагади

Мыза Сагади впервые упомянута в письменных источниках в 1469 году, когда ею владел барон Отто фон Ризебитер. В 1687 году мыза перешла в собственность шведского генерал-адъютанта Гидеона фон Фока. Он сразу же приступил к перестройке усадьбы, но отремонтированное им здание сгорело в 1703 году во время Северной войны.

022

Затем внук Гидеона, Йохан Эрнст фон Фок, начал строить каменное здание, которое было готово в 1753 г. В то же время был разбит сад и посажены аллеи парка. В 1793 г. началась очередная реконструкция поместья. Усадьба была расширена, появились ворота и вспомогательные строения – амбар и каретная.

023

Последним владельцем поместья до 1919 г., когда здание было национализировано, был Эрнст фон Фок. Большую часть угодий он успел продать, а после реформы сам вынужден был арендовать у государства центральную часть усадьбы – господский дом. Но в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, фон Фок уехал в Германию. С 1919 года в усадьбе находилась начальная школа, а в 1970-х годах здание передали под нужды Раквереского лесхоза. В 1977 г. директор предприятия организовал реставрационные работы. Усадьба стала одной из немногих, восстановленных в Эстонии.

Вот здесь, в центральной части усадьбы возле господского дома, сошли с дилижанса сэр Генри, Мортимер и Ватсон. Только пройти их путём до коляски уже не получится – столбики теперь объединены оградой, а проезд находится посередине.

024

Окно, в которое то и дело выглядывал Мортимер, расположено в торце господского дома.

026

027

Удивительно, но деревянная дверь, ведущая на почту, сохранилась до сих пор.

028

А в этом старинном деревянном здании раньше находился амбар. Но после съёмок фильма его полностью снесли и на его месте построили почти такое же здание, только в полтора раза длиннее. Новая часть пристроена к амбару со стороны почты, справа, а стоявший там раньше сарай исчез.

029

Осенью 2005 г. бывший амбар был обставлен и заполнен историческими ремесленными инструментами, станками и т. п., которые раньше обычно использовались в поместьях – их пожертвовали близлежащие деревни и фермы. В летнее время здесь проводятся экскурсии.

030

031


Эстония, уезд Ляэнемаа, волость Кулламаа, посёлок Ристи, болото Куйстлемма

Надо сказать, что подобных болот в Эстонии более чем достаточно, и все они похожи друг на друга. Изначально было известно только то, что болото снимали недалеко от посёлка Ристи, но поиски конкретного места заняли довольно много времени и сил. Пришлось сверяться по солнцу, изучать скорость роста сосен на болотистых почвах и копаться в архивах. Несмотря на кажущееся однообразие видов, были найдены и некоторые ориентиры.
Самым важным ориентиром оказалось солнце – тем более, что днём на этих болотах оно светит всегда. Его положение в кадре позволило ограничить поиски дорогами, пересекающими болота с запада на восток.
Второй ориентир – полоска леса справа от пустоши. С поправкой на давность, силуэт леса вполне узнаваем. По счастью, сосны на болоте растут довольно медленно и неохотно, так что пустошь также не претерпела больших изменений.
Место со всеми искомыми приметами нашлось. Им оказался участок шоссе Таллин–Хаапсалу возле посёлка Ристи. В 1981 году здесь была лишь просёлочная дорога, по которой и гуляли-ездили-скакали наши герои, а шоссе шло прямо через посёлок.

В том месте, где Ватсон выезжает на болота, растут более высокие деревья. Возможно, это тот же участок, где высокие деревья растут и теперь – возле развилки. Об этом же свидетельствуют две отдельно стоящие сосны и характерная лужа справа от них.

032

Что же касается камней, которыми так густо была утыкана местность – то все они были сделаны из картона и привезены сюда художником Беллой Маневич


Меррипит-хаус (дом Стэплтонов)

033


Эстония, дер. Кадарпику, волость Таэбла, уезд Ляэнемаа

Стэплтоны жили в доме-музее известного эстонского художника Антса Лайкмаа (1866-1942), примерно в 10 км от Хаапсалу. В 1917 году он купил в деревне Кадарпику половину хутора Таммику и в 1920-х годах начал там строительство своего дома. В 1932 году он переехал сюда окончательно и прожил здесь всю оставшуюся жизнь. В 1960 году открыт дом-музей Антса Лайкмаа. На первом этаже выставлены экспонаты, знакомящие с жизнью художника, там же находится столовая. На втором этаже расположились ателье-студия художника, рабочий кабинет и спальня.

Сарай, в котором Стэплтон держал собаку, находится с обратной стороны дома, а не там, где Ватсон заглядывал в окно.

034

А вот интерьеры снимались не здесь, а в павильоне, от реального дома там остались только формы окон


Лефтер-холл (дом Френкленда)

035


Эстония, волость Саку, Харьюский уезд, деревня Юулику, Юльенхоф

Пастушеская вилла Juuliku построена в 1927-29 годах по проекту эстонского архитектора Роберта Натуса. Охраняется государством с 1996 года, но пока единственная часть дома, не вызывающая опасений – это мраморная табличка у входа, говорящая о том, что дом является памятником архитектуры. Здание деревянное, оштукатуренное снаружи. Внутренняя планировка жилища проста: на первом этаже находятся большая кухня, гостиная и служебная комната. На втором этаже, куда ведёт деревянная лестница, находятся спальни и выход на балкон над главным входом, где Френкленд устроил себе наблюдательный пункт.


Жилище Холмса на болоте

036


Эстония, Раплаский уезд, волость Мярьямаа, деревня Лаукна, Кантси

Сооружение, в котором жил Холмс – не что иное, как развалины мельницы голландского типа. Время постройки мельницы – предположительно 19 век, а хутор Лайсилла поблизости от неё впервые упоминался в 1645 году. Подобных мельниц в Эстонии сохранилось довольно много, и найти нужную было непросто. Некоторые из них приведены в порядок и используются, например, как рестораны, другие продолжают медленно разрушаться. Нашу холмсо-мельницу, пожалуй, восстанавливать уже поздно.

Надо сказать, с комфортом у Холмса было туго. Мало того, что сквозняк со всех четырёх сторон, так ещё и крыши нету. Да и камнем по затылку получить недолго – на фото видно, как обрушился главный вход, а место, откуда вылезал Ватсон, завалено наполовину.

037


Гримпенская трясина и каменоломня

038


Эстония, Таллин, ул. Кадака, 191

Обрыв, вдоль которого убегает, отстреливаясь, Стэплтон, представляет собой Харкуский клиф Северо-Эстонского глинта. В этих местах была одна из главных каменоломен Таллина, а рядом с ней на 30 гектарах в течение двух веков располагался хутор Таммику, жители которого добывали там известняк.

За последние годы эти места заметно изменились. Сначала продлили бульвар Кадака, который до этого проходил только в районе Баскервиль-холла №1. Для этого пришлось достаточно широко прорезать склон обрыва. Улица Кадака и продлённый бульвар Кадака соединились как раз в районе этого пустыря

039

Тем не менее, также велика вероятность того, что в этом районе снимались и некоторые другие эпизоды, где в кадре видны обломки камней и срезы слоистых пород. Возможно, вот здесь проезжала эта коляска по пути в Баскервиль-холл. А возможно, ехали по старой дороге, что идёт в 10 метрах от новой

Этот маленький заповедник холмсоведения сохранился лишь чудом – если бы строители срыли породу на пару метров правее, то опознать это место стало бы совершенно невозможно, и оно было бы потеряно навсегда. Как раз здесь в 2004 году построили три жилых дома. Траншея была наполовину засыпана, а обрыв, на который карабкались Холмс, Ватсон и Лестрейд, почти весь сточен под автостоянку (какое варварство!). К сожалению нет гарантий, что со временем эта стоянка не будет расширена. Но пока придомовая территория обнесена оградой, а калитка по выходным закрыта. Так что заповедный островок с камнями и остатком обрыва находится под какой-никакой охраной

040

Места найдены и сфотографированы Алексеем Лешковым, alzar007, Gara, altavista, Pinguin с помощью подсказок Игоря Масленикова и Аркадия Тигая

Читайте также: