Как сделать снежный якорь

Обновлено: 07.07.2024

Хибинский горный клуб OFFsk.com

Хибинский горный клуб OFFsk.com

Завершаю эту скиальп-серию заметкой про снежные якоря.
Нормальных фото не нашел, только несколько инстаграм-сториз с прошлого скитур-курса. Извините, в эти моменты не до фото было))

Снежный якорь - это точка страховки, которая устанавливается в снегу. Используется для страховки участника скитур-группы на подъёме или на спуске по опасному склону. А также для спуска по закреплённой верёвке (дюльфер) с вершины к началу спуска, когда стартовать на лыжах мешает рельеф - снежный карниз или скальный пояс. Также снежный якорь иногда сооружают для спасработ на леднике.

Собственно, есть готовые снежные якоря (пластины с тросиковой петлёй), которые закапывают в снег и нагружают. Но я их на практике мало видел у скитурщиков. А вещь классная. Также можно закапывать в снег стандартное снаряжение: лыжи, ледоруб (именно Т-образно, а не втыкать штычком в снег) и совок снежной лопаты, которая входит в стандартный лавинный комплект.

На второй фотографии как раз тренировка со снежным якорем из лыж для спуска через карниз. Лыжи уложены в Т-образную канаву, канты обезопашены, чтобы не повредить петлю или верёвку.

При спуске возникает проблема оставленного снаряжения. То, что использовалось для создания якоря, приходится оставлять. В таких случаях я использую деревянный брус или доску, которую тащу с собой на маршрут, если подозреваю, что будет нужен спуск по верёвке. Деревяшка длиной 50-60 см должна быть прочной. Как я проверяю? Ставлю концы якоря на две табуретки (или любые другие упоры) и встаю на деревяшку посередине. Если якорь выдерживает мои прыжки на нём, он мне подходит)

На вершине выкапываю Т-образную канаву, обматываю брус петлёй или репшнуром, укладываю якорь в канаву, засыпаю снегом так, чтобы на поверхности осталась только петля, в которую можно продеть верёвку.

Как аварийный вариант я беру с собой мешок из синтетической ткани. Объёмом со свой рюкзак или чуть меньше. Мешок плотно набиваю снегом, обвязываю репшнуром и также закапываю. Это именно аварийный вариант, требует многократной тренировки и тестирования на разрушение. К счастью, на маршруте мне никогда не приходилось пользоваться таким якорем. Но тренировался много. Был даже эксперимент сделать снежный анкер из мусорного пакета и скотча, ничего, выдержал)) На третьей фотографии якорь из мешка.

Категорически рекомендую такие вещи сначала тренировать. Лучше под руководством наставника, так как в процессе много мелочей, которые здесь не описать. И обязательно в безопасном месте.

Напомню некоторые моменты:
- Сам якорь должен быть прочным.
- Канаву нужно копать до плотного снега, в рыхлом держать не будет.
- "Грузовую"стенку канавы (нижняя по склону) нужно адаптировать к форме якоря (например, сделать углубления под крепления лыж), чтобы якорь не болтался в канаве при нагрузке.
- Т-образная канава должна правильно располагаться относительно направления нагрузки. То есть, при нагрузке петля должна ложиться перпендикулярно якорю и не тянуть якорь к поверхности.
- Нагрузка должна быть плавная, без рывком.

Форма одежды — штормовой костюм, свитер, теплые брюки, рукавицы, теплые варежки, головной убор, защитные очки, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).

Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м), петля для спуска.

Снаряжение групповое — веревка основная (3 x 30 м), веревка вспомогательная ( 1x 30 м), лавинная лопата, 5 карабинов, запасные защитные очки, рюкзак на двоих, аптечка.

Повторение ранее изученных приемов индивидуальной техники передвижения по снежному рельефу. Проводится на снежном склоне до 50 м, крутизной 35 — 45°, с ровным выкатом внизу без страховки, но с соблюдением правил самостраховки. Обратить внимание на четкость выполнения приемов как основы безошибочной работы при движении в связках и на более сложном рельефе. Объяснить необходимость выполнения правил сохранения двух точек опоры. Для этого в начале занятий каждому участнику предложить выполнить индивидуальные приемы без опоры на ледоруб; это позволит понять необходимость плавных и четких движений, сохранения равновесия. Самозадержание проводить после скольжения на ногах и срыва. При этом не допускать набора большой скорости скольжения по склону и беспорядочного падения в случае срыва. Для создания большего трения в случае падения на спину, отрабатывать упражнения с небольшим рюкзаком на спине.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СНЕГУ И СТРАХОВКА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И СВЯЗКИ)

Приемы страховки и самостраховки при работе в связках. Отрабатываются на снежном склоне до 100 м, крутизной 45-50°, с ровным выкатом внизу. В нижней части, склона подготовить площадки для страховки через ледоруб и для страхующего. При страховке темляк снимается с руки. Самостраховка организуется отдельной петлей из репшнура или узлом проводника на основной веревке.

Учитывая, что на втором и последующих этапах обучения вся работа участников производится в связках по 2 человека, начиная с данной части занятий необходимо прививать навыки, с которыми они встретятся практически на любом восхождении. К таким навыкам относятся приемы передвижения связки из двух человек на снежном рельефе и взаимодействие нескольких связок. Приводится последовательность операций и команд, характерных при такой работе: А, Б, В — при движении одной связки, Г, Д — при взаимодействии двух связок:

А — 2-й в связке организует страховку через свой ледоруб и в случае необходимости -свою самостраховку.

1-й после команды 2-го о готовности страховки начинает движение вверх, тщательно выбирая или запрессовывая ступени и организуя себе самостраховку при помощи ледоруба.

2-й снимает нижнюю страховку и самостраховку и начинает подъем по готовым ступеням.

1-й до начала движения 2-го обязан выбрать всю слабину веревки в связке.

В — в момент прохождения 2-го мимо 1-го, последний должен принять положение, необходимое для страховки направляющего — 2-го.

Г — после подъема I-го в первой связке и закрепления им связочной веревки вокруг древка ледоруба и организации самостраховки 2-й в первой связке производит с веревкой туже операцию.

1-й во второй связке, организовав самостраховку и используя веревку первой связки в виде перильной, начинает подъем вверх.

2-й во второй связке подстраховывает своего напарника через ледоруб.

Д -1-й во второй связке проходит мимо I-го из первой связки, который закладывает его веревку через свой ледоруб и страхует его же веревкой.

2-й во второй связке в это время начинает подъем по веревке первой связки, используя для самостраховки схватывающий узел.

2-й в первой связке остается на месте и обеспечивает закрепление своей связочной веревки внизу.

После того как 2-й во второй связке подойдет к 1-му в первой связке, порядок работы может измениться или связки начнут автономную работу.

Проверка надежности страховки. На практических срывах страхуемого при подъеме и спуске показать уровень надежности точки страховки организованной самими участниками группы. Во время падения по склону контролировать умение страхующего быстро выбирать слабину веревки, протравливать ее, удерживать сорвавшегося, выбирать свое место при страховке, контролировать линию падения по отношению к точке страховки. Падающий должен активно помогать страховке, применяя приемы самозадержания ледорубом, тем самым, гася скорость скольжения.

При отработке приемов страховки показать ненадежность приемов страховки на рыхлом, свежем снегу и как следствие этого необходимость вытаптывания площадок для ледоруба, его затрамбовывания.

Показать преимущество страховки на таком снегу с применением специального снежного якоря. Надежность страховки при этом повышается в 1,5 — 2 раза против обычной страховки через древко ледоруба

Приемы скольжения по снегу в связках. Обычное глиссирование может быть гораздо опаснее, если кто либо из связки умеет это делать недостаточно уверенно. Для начала следует исполнять приемы прекращения скольжения: на рантах, пятках ботинок, затем при помощи ледоруба, и наконец с подстраховкой веревкой. Перед спуском, завязать на связочной веревке перед каждым по узлу проводника на расстоянии 50-60 см. от ИСС и пропустить в него древко ледоруба. Это подготовка к страховке на случай срыва кого либо из связки во время глиссирования. Спуск скольжением в связках лучше разучивать когда партнеры скользят по снегу рядом, так легче наблюдать друг за другом. Если один из партнеров связки упал, то второй без промедления должен организовать ему страховку, вбив ледоруб в склон и навалившись на него корпусом.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СНЕГУ И СТРАХОВКА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И СВЯЗКИ)

Передвижение по различным склонам в связках. Проводится на снежных склонах перевала (контрфорса, склона гребня) с бергшрундом в нижней части, отдельными снежными сбросами.

При прохождении крутых снежных склонов чаще менять направляющих в связках, отрабатывать взаимодействие связок. Преодоление бергшрунда проводить, как со спуском на дно, так и прорубаясь через его стенку. По возможности найти снежный мост и отработать его преодоление переползанием и продвижением с прощупыванием ледорубом. Страховка при этом веревкой связки или навешиванием перил.

Очередным элементом данного занятия является отработка перехода снежных желобов, коротких кулуаров, участков ледового склона с тонким снежным покрытием, переходы от одного скального острова к другому. В данном случае инструктору следует прежде всего обратить внимание на безопасность не только для связки, работающей на

конкретном участке, но и для всех остальных связок, избегая их расположения в зоне возможного схода камней, глыб снега или льда.

Эту часть занятий необходимо проводить в постоянном движении наверх, в условиях максимального приближения к реальному восхождению.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СНЕГУ И СТРАХОВКА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И СВЯЗКИ)

Преодоление снежных гребней, участков гребня с карнизами. Данную часть занятий лучше проводить во время одного из восхождений по комбинированному маршруту при наличии в его рельефе необходимых для этой цели участков. До выхода на участок гребня с карнизом визуально определить его состояние и возможность близкого расположения большого числа людей. Объяснить возникновение карнизов, их возможные размеры и особенно, их постоянную опасность для восходителей. Объяснить правила прохождения гребней с карнизами, что такое критическая линия отрыва, необходимые дополнительные меры безопасности, способ приблизительного определения линии отрыва карниза от гребня, движения в непогоду, в тумане.

СОЮЗ СОВЕТСКИХСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК 191 111 49 1)4 А 63 В 29/04 БРЕТЕНИ ИСА ВТО нов ьп ользует клонах. повышение ь содержит.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ССПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫ МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ(57) Изобретение относитснистскому снаряжению и исдля страховки на снежныхЦелью изобретения являетснадежности страховки. Яко криволинейный тормозной щиток 1,средства 2 для крепления древка 3 ледоруба и съемный узел 4 длу креплениястраховочной веревки, Последний выполнен из жестких туг. Одни концытуг закреплены на щитке со стороныего вогнутости. Другие концы тугсоединены между собой с образованиемпучка и петли 6 для карабина 5. При,рывке на якорь в любом направлениинагружаются все тяги, которые фиксируют точку крепления страховочнойверевки. 5 ил.113Изобретение относится к снаряжению для альпинизма и горного туризмаи может быть использована при васхаж -дениях по снежным склонам.Целью изобретения является повышение надежности страховкиНа Фиг. 1 схематически изображенопредлагаемое устройство, вид спереди, первый вариант исполнения; нафиг, 2 - то же, вид сбоку, "на Фиг. 3 -то же, второй вариант исполнения,вид спереди; на Фиг, 4 - то.же, видсбоку; на Фиг. 5 - узел 1 на фиг, 2.Устройство содержит криволинейныйтормозной щиток 1, представляющийсобой щиток типовой лавинной лопатки(Фиг, 1 и 2) или Ч- образную в поперечном сечении пластину со скосаминижних граней в сторону ребра (Фиг.3 и 4),На щитке предусмотрены средство 2для крепления тормаэнога щитка кдревку ледоруба или альпенштока 3 иузел 4 для крепления страховочнойверевки, выполненный в виде пучкасъемных жестких тяг, например изстальной проволоки диаметром 4-5 мм,причем один конец каждой тяги закреплен на вогнутой стороне щитка, авторой конец - в точке креплениястраховочного карабина 5 в общемузле тяг, например за общее кольца 6,образуя пучок. Через карабин 5 проходит страховочная веревка.Конструкция средства крепленияякоря-лопаты к рукоятке ледорубаможет быть различной. В первом варианте (Фиг, 1 и 2) она включает проволочную дужку , гибкую тягу 8 иззамкнутой петли тонкого троса., двацилиндрических упора 9 и 10, в которых зак 1 эеплены тяга 8 и стягивающийвинт 11, снабженный барашком, Призакреплении якоря-лопаты рукояткаледоруба 3 проходит сквозь тягу 8 идужку , Якорь Фиксируется на рукоятке затяжкой винта 11 который проходит в отверстие удара 9 до барашкаи ввинчивается в резьбу отверстияупора 10, При этом тяга 8, закрепленная в упорах 9 и 10 и охватывающая выступ тормозноюа шитка, прижимает его к рукоятке ледоруба. Вовтором варианте (Фиг, 3 и 4) щитокякоря-лопаты прижимается к рукояткеледоруба напряжением гибкой тяги 8путем поворота рычага 12 вокруг асиЕ-Г. Поворот осуществляется за счет33349 2 лопаты. 10 15 20 25 ЗО 35 40 ЬО упругой деформации планки 13 и прокладки 14. Рычаг 12 Фиксируется в верхнем положении ремешком 15,Конструкция жестких тяг 4 может оыть различной, В первом варианте тяги снабжены ушками, которые для крепления просовываются в прорези тормозного щитка и фиксируются в прорезях спицами 1 б. Каждая спица снабжена упругой защелкой, выполненной в виде петли и дуги, прижатой упругим усилием к прямолинейной части спицы. Защелка предотвращает самопроизвольное выпадение спицы из ушек тяг, Ва втором вариантетяги 4 снабжены на концах петлями, сцепляющимися через отверстия с краем тормозного щитка.Устройство рабстает следующим образом.Тормозной щиток 1 закрепляется средством 2 на древке ледоруба 3, К щитку крепится средство 4 крепления страховочной веревки, концы тяг фиксируются на щитке. В общий узел пучка тяг прощелкивается карабин 5 с пропущенной,в него страховочной веревкой, Якорь с ледорубом забивается в снег, Рывок страховочной веревки передается через карабин 5 и тяги 4 в тормозной шиток и рукоятку ледоруба 3, Если нагружается только часть тяг, возникающие силы создают момент, который разворачивает якорь таким образом, что нагружаются остальные тяги. щиток оказывает наибольшее сопротивление движению и уходит вглубь снежной массы. При этом щиток, выполненный в ниде участка одно- или двояковогнутой оболочки, работает подобно мембране на растяжение, ,что увеличивает его прочность.Указанное расположение тяг обес" печивает высокую устойчивость и прочность якоря-лопаты при движении в снежной массе". якорь работает наподобие парашюта, Жесткие тяги фиксируют точку крепления страховочной веревки, что облегчает проц .сс страховки. Благодаря выполнению тяг съемными облегчается транспортировка якоря и использование его в качестве снежной Формула изобретенияСнежный якорь-лопата, содержащийкриволинейный тормозной щиток сосредством для крепления древка ледо 133334руба и съемным узлом для крепления страховочной веревки, о т л и ч аю щ и й с я тем, что, с целью повышения надежности страховки, узел для крепления страховочной веревки вы 9полнен в виде жестких тяг, одни концы которых закреплены на щитке со стороны его вогнутости, а другие связаны между собой с образованиемпучка.1333349 оставитель Н. Во ехред Й.Попович дина .Корректор А. Иль актор Э, Слиган акаэ 3862/6 Тираж 396 ПодписноеВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам иаобретений и открытий3035, Москва, ЖРаушская наб д. 4/ ппоизводственно"полиграфическое предприятие, г. ужгор Проектная,

Читайте также: