Как сделать сложноподчиненное предложение

Обновлено: 06.07.2024

Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков . (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок , слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтиче н, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга , я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим .

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Таблица союзов

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения , а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни : эти песни пел соловей).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:


Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.


Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.);

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)

\u0427\u0442\u043e
\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430
\u041f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e
\u041a\u0430\u043a
\u0413\u0434\u0435
\u0427\u0442\u043e\u0431\u044b
\u0415\u0441\u043b\u0438.
\u042f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b, \u043a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0441\u044f \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u043a.
[\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b] \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u0442 ( \u043a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0441\u044f \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u043a)">,]" data-testid="answer_box_list">

Нюша901

Что бы составить сложноподчиненное предложение используют союзы:
Что
Когда
Потому что
Как
Где
Чтобы
Если.
Я видел, как распускался этот цветок.
[я видел] главная частью от нее зависит ( как распускался этот прекрасный цветок)

женя440

Новые вопросы в Русский язык

Произвести полный разбор предложений 1. Бумагу для обертывания книг берут прочную. 2. Воздух - парное молоко. 3. В детстве у меня не было воздушного з … мея.​

Помогите пожалуйста составить 4 предложения связанные по смыслу на тему школа, со словами : Класс, просторный, учиться, учитель, урок, объяснение, отв … ечать, интересный

Срочно. Сформулируйте что такое честь Пожалуйста ,хотя бы 6 предложений. Срочно . Дам 10 баллов. Это СРОЧНО.

СРОЧНО. ДАЮ 100 БАЛЛОВ нужно найти второстепенные члены Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные … тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря. ​

5. Выпишите наречия со словами, к которым они примыкают, укажите разряд наречий.(5б) На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и пл … ечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился. По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и всё вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом его конце. Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан. 6. Подчеркните наречия как члены предложения.(4б) 1. Идти по дороге медленно, вразвалочку. 2. Вчера к нам приехал знакомый. 3. Загадочно мерцали звезды. 4.Поразительно загадочно мерцали звезды. 5. Мальчик был в куртке нараспашку. 7. Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами однокоренными наречиями.(5б) Работать с увлечением- __________________________________ Учиться с прилежанием- __________________________________ Играть с вдохновением- __________________________________ Приближаться с осторожностью- _____________________________________ Посмотреть с огорчением- __________________________________ 8. Образуйте (где это возможно) от данных слов наречия на – О, - Е. (5б) Испуга (н,.нн)ый- _______________________________ Взволнова(н,нн)ый- ________________________________ Кожа(н,нн)ый- ______________________________ Заслуже(н,нн)ый- _______________________________ Идеаль(н,нн)ый- ______________________________ 9. Произведите морфемный разбор наречий: (5б) БЕСПОЛЕЗНО НАЧИСТО ИЗДАЛЕКА НЕОТСТУПНО НЕМИЛОСЕРДНО ДОБЕЛА В1. Выпишите словосочетания с наречиями: сделав ошибку, служил преданно, блестя на солнце, построен рабочими, говорил искренне, свидетельство выдано. (2б) В2. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.(1б) В.3 Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.(2б.) 1. Мне стало нестерпимо грустно (_____________). 2. Как грустно (_________) мне твоё явленье, весна, весна, пора любви! 3. Все сидели в темноте и грустно молчали (_____________) В4*. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием): (4б.) А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке С1.* Опишите, используя наречия, действия собаки/кошки

Сложное предложение - это какое? Части, образец и примеры. Как его составить, указать, записать, выписать? Русский язык, 5 и 9 класс, тема и конспект урока. Грамматическая основа сложного предложения. Их виды: сложносочиненное и сложноподчиненное, союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях: как ставить запятые?

Фото Сложные предложения: 5 сложных предложений, как их составить?

Предложение - это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами - сложными.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.

Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью - то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений - примеры

В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Первая грамматическая основа - река не замерзла. Вторая - волны чернели.

Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки - однородные подлежащие, играли и веселились - однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят - расспроси кто и зачем.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку - найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Сложноподчинённые предложения (СПП) - это сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами или союзными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения можно поставить вопрос к придаточному.


Придаточное предложение может находиться после главного, перед ним или в середине главного.

[ Я знаю ] , ( что ты любишь поэзию ) .

( Если завтра будет дождь ) , [ прогулку придётся отложить ] .

[ Дом, ( который стоял напротив нашего ) , выглядел мрачно ] .

Придаточные предложения бывают трёх видов:определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Придаточные определительные могут находиться только после определяемого слова, они поясняют имя существительное, отвечают на вопрос какой? и присоединяются союзными словами который, которая, которое, которые, что.

Наступили дни, о которых я давно мечтал.

Если придаточные предложения поясняют местоимение, то они называются местоименно-определительными. Такие придаточные могут находиться как после главного предложения, так и перед ним.

Всё успевает тот, кто рано встаёт.

Кто рано встаёт, тот всё успевает.

Придаточные изъяснительные поясняют глаголы, отвечают на падежные вопросы, присоединяются союзами что, чтобы, как, будто, как будто , союзом-частицей ли , союзным словами кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.

Я знаю, откуда ты приехал.

В главном предложении могут быть указательные слова, выполняющие функцию дополнения.

Путешествие началось с того , что мы чуть не опоздали на поезд.

П ридаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся.

Союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного. Это надо учитывать при постановке запятой.

Я не помню, был ли он здесь.

Придаточные обстоятельственные поясняют всё главное предложение или слово, нуждающееся в пояснении, отвечают на вопросы обстоятельства.

  • С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.


Я видел, что мальчики бросали камешки, которые не долетали и до середины реки.

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово. Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ). Сравни: Я знаю, что, если не выучить это правило, сдать экзамен очень сложно. Я знаю, что если не выучить это правило, то сдать экзамен очень сложно.

  • С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.


Отец долго объяснял, что рыба не ловится в местах с быстрым течением, что рыбаку необходимы терпение и наблюдательность.

Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить). Отец долго объяснял, что рыба не ловится в местах с быстрым течением, рыбаку необходимы терпение и наблюдательность. [глаг.], (что. ), (. ).

  • С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.


Когда мы подъезжали к дому, внимательно смотрели вперёд, чтобы увидеть встречающих.

Читайте также: