Как сделать словесный диафильм

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Искусство диафильма многие считают сегодня устаревшим и неактуальным; говорят о нем все больше с нотками ностальгии, как о явлении историческом и навсегда ушедшем. С ним остались связаны имена лучших советских художников, работавших также в мультипликации и детской книге того времени — Аврутиса , Мигунова, Шевченко, Савченко, Мазурина . Крупнейшая студия "Диафильм" , основанная в 1930 году, выпустила около 16 тысяч пленок - некоторые из них оцифровала и выложила в открытый доступ Российская Государственная Детская Библиотека.

В данный момент проект существует в формате как интерактивной части выставок, так и самостоятельных показов, на которых собирается многочисленная детская аудитория. Как показывает опыт, такие показы — один из лучших способов привлечь детей к чтению и разглядыванию иллюстраций. Светящийся в темноте прямоугольник притягивает взгляд, ребёнок с замиранием сердца ждёт следующего кадра. Это ли не то, чего хочет добиться каждый автор!

Цель нашего объединения — создание новых пленок, которые можно смотреть через старые диапроекторы, популяризация диафильма как особого, незаслуженно забытого медиажанра, а также привнесение в него современных мотивов, техник и смыслов.

Диафильм, как ни странно, может существовать и сегодня — несмотря на засилье гаджетов и бешеный ритм жизни. В нем есть живое дыхание, что-то очень ручное, настоящее и спонтанное, схожее с домашним спектаклем.

Екатерина Казанцева

Диафильм никогда не исчезал из моей жизни, являясь ключевым воспоминанием из детства, впрочем, как и у многих. Добрый, тёплый диафильм превратил несколько вечеров детства в маячки, которые до сих пор светят мне из той поры, когда деревья были большими и не было ни видеомагнитофонов, ни дисков, а по телефону можно было исключительно звонить.

Решение попробовать вернуть себе и другим это чудо возникло с рождением дочери. Мне тогда всего лишь захотелось познакомить её с классикой детской иллюстрации с помощью диафильмов. А заодно дать ей почувствовать всю прелесть процесса, в котором были и есть свои тонкости, о которых до сих с трепетом вспоминает не одно поколение. И вдруг пришла идея — а что если сделать диафильм самой? И вот тут-то началось самое интересное. Нашлись люди, готовые помочь, объяснить, поддержать мой энтузиазм. Это бесценный опыт для меня, поскольку ничто не может вдохновить больше, чем возможность осуществлять задуманное в кругу единомышленников.

Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.

Но к моему разочарованию, все диафильмы, кроме двух, настолько поблекли, что разглядеть что-либо было очень сложно. Нормальную контрастность и цветность сохранили только два диафильма - "Ёлка в Сокольниках" (про Ленина) и "Хрюн на ёлке". Фотопленка на этих диафильмах была с зеленым оттенком (а не с коричневым, как на остальных). Видимо, состав эмульсии или реактивов на "зеленой" пленке оказался более устойчивым к воздействию времени.

В коробке с диафильмами лежал еще один артефакт - самодельный диафильм про ковбоев, нарисованный синей ручкой на прозрачном целлофане. Я нарисовал его в школе, где-то во втором-третьем классе. И глядя на него, мне пришла в голову мысль - а почему бы не сделать самодельный диафильм, но с использованием современных технологий? Сейчас у каждого дома есть компьютер, а бытовой лазерный принтер способен выдавать разрешение 1200 dpi. Этого вполне достаточно, чтобы разместить на кадре размером 22x17 мм картинку размером 1050x800 точек! А фотопленку может успешно заменить пленка для черно-белых лазерных принтеров, которая продается в компьютерных магазинах.

Да, диафильм будет черно-белый, но разве это недостаток, если процесс создания - это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? И после недели размышлений "получится - не получится", я решился на эксперимент.

Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.

Размеры кадра в диафильме

Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210×297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.

Прикинув в голове сюжет, и нарисовав примерную раскадровку с подписями, я за три вечера нарисовал весь диафильм. Рисовал в программе Inkscape 0.47, так как изначально решил, что диафильм будет "открытый", чтобы каждый мог его скопировать и делать с ним что заблагорассудится. Соответсвенно, векторный формат должен быть тоже открытым - а это на сегодняшный день формат SVG, который является "родным" форматом для программы Inkscape.

После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.

Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.

Тогда я попытался распечатать растровую картинку. В Inkscape сохранил диафильм в виде PNG файла с разрешением 1200 dpi (получилась картинка размером 1654x12567 пикселей), и попытался напечатать её. Результат тоже был неудовлетворительный, так как принтер пытается передавать оттенки серого с помощью сетки точек, регулируя размер точек. Это называется линиатурой. Шаг этой сетки на моем принтере - около четверти миллиметра. То есть, принтер дает разрешение линиатуры 90-100 lpi. Таким образом, все тонкие линии, которые были на границе всех объектов просто исчезли. Это произошло потому, что в конечном итоге принтер пытается передать оттенки серого с разрешением 90-100 lpi, для чего апроксимирует оттенок серого на квадрате 0,25x0,25 мм, в который попадает область примерно в 12x12 точек растра. Учитывая, что толщина черных контурных линий была около трех точек, становится понятно, почему контуры небыло видно.

Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.

Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.

Тогда я решил переконвертировать диафильм в формат PDF, в надежде, что программа просмотра/печати PDF будет однозначно отправлять на принтер векторные данные. И оказался прав! Правда, контурные линии были раза в два-три толще, чем требуется (хотя в просмотрщике PDF отображались тонкими). Заодно, при конвертации некоторые элементы исчезли, некоторые элементы некрасиво сдвинулись, потерялась градиентная заливка. Но главное, что верный путь был нащупан. Я попробовал печать в разных просмотрщиках PDF - от Acrobat Reader до Evince, печатал в разных операционных системах - и в Windows, и в Linux. Более правильную картинку дал Acrobat Reader под Windows.

Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.

С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.

Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.


Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.

Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп "Экран", изготовленный ленинградским производственным объединением "Луч". Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.


Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.

Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.


В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.

Зачем это нужно

У многих, наверное, возникнет вопрос - зачем вообще нужно заморачиваться с пленкой и фильмоскопом, когда нет недостатка в мультиках, а показывать самодельные диафильмы можно и на плазменном телевизоре?

Отвечаю. Показ диафильмов через фильмоскоп - очень важный этап в понимании окружающего мира ребенком. Ребенок должен знать, что создать изображение на стене можно с помощью лампочки, линзы и пленки. И все эти предметы ребенок должен иметь возможность увидеть и пощупать. Если вы доверите ребенку самостоятельно зарядить фильмоскоп, навести резкозть и крутить ручку перемотки - можно гарантировать, что в будующем он будет прекрасно разбираться в оптике и фотографии, и знать, что на самом деле всё просто. И когда в школьных учебниках он будет видеть описания опытов со светом, он будет представлять себе такие опыты более предметно, чем дети, ни разу не видившие диафильмов.

Фильмоскоп может дать понимание, что окружающие предметы, сделанные людьми, в своей основе имеют простые принципы работы, и познаваемы человеком. А "как показывает" плазменный телевизор ребенок никогда не поймет, потому что не понимает главного - откуда берется изображение. То, что оно хранится на жестком диске компьютера в виде байтов, и видеоданные по проводу перебегают в телевизор, который их показывает - ни о чем не говорит, так как слишком сложно понять - что такое "видеоданные"? Как они хранятся? Эти принципы работы лежат за гранью детского понимания. А как только сложность слишком высока, ребенок перестает интересоваться предметом. И начинает использовать предмет, не думая о его устройстве - то есть, потреблять.

Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.

Диафильм "Мышка и сыр". Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны - она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.

Диафильм = картинки + текст.

Иллюстрации могут быть выполнены либо на компьютере (графические редакторы Paint, Photoshop, либо непосредственно в PowerPoint), либо сняты с помощью цифрового аппарата (постановочное фото)*. К иллюстрациям подберите небольшие текст и напечатайте на соответствующих слайдах. (Озвучивать голосом не надо!)

Пожалуйста, не используйте в своих диафильмах чужие фотографии и отсканированные из книг иллюстрации. На страницах сайта мы размещаем только работы, выполненные участниками сайта "Начальная школа".

Общие требования к оформлению диафильма:

Последний слайд:
Аня, Таня, Ваня - художники
Петя, Саша, Маша - работа с текстом
Коля - создание презентации
Мария Петровна - корректор

* Внимание! В случае, если вы решите делать фотоиллюстрации, родители должны дать разрешение на публикацию фотографий детей в Интернете, о чем на последнем кадре вашего диафильма должна быть сделана соответствующая запись: Фото детей публикуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей ребенка) на размещение фотографий в Интернете.

"Собрать" диафильм можно двумя способами:

1. Используя программу PowerPoint.

Шаг 1.

Вариант А: создайте презентацию, загрузите ее:

Вариант Б: создайте презентацию сразу в Гугл-документах. В в этом случае вы можете быть уверены, что зрители увидят вашу работу точно так, как вы ее задумали. (Инструкция)

Шаг 2. Опубликуйте презентацию, скопируйте ее код.


Шаг 3. Встройте код презентации на страницу сайта.
Для этого в редакторе страницы в правом углу найдите кнопку "Источник", вот она.
Кликните на ней.

В появившемся окне вставьте код презентации, нажмите на кнопку "Источник". Вы снова увидите редактор страницы.

Добавьте необходимый текст и нажмите кнопку "предпросмотр", чтобы увидеть, как будет выглядеть ваша страничка. Если все в порядке - нажмите на кнопку "сохранить".

2. Используя программы для создания слайд-шоу.

Диафильм должен быть доступен для просмотра непосредственно на странице сайта. Большая просьба не размещать на страницах сайта ссылки на файлохранилища. Ссылки будут удаляться.

Старый дед. Нет, фантастичный рассказ. ФАНТАСТИЧНОЕ :очутился в заколдованном месте, оказался в неизвестном поле, пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь, хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою, Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котёл, и все стало по-прежнему.

В небольшом городе жил был мальчик.Его звали Боря, а друзья называли Борюшка.
качества Характера у Борюшки были правдивость, тактичность, общительность, дружелюбие, добросовестность, ответственность, трудолюбие,
самовлюбленность, самоуверенность,
бережливость, щедрость, расточительность, аккуратность.

1. Потому, что Сервантес написал в книге о рыцаре, то есть о себе и о своей жизни. Поэтому он и есть последний рыцарь, потому что совершал великие дела, как настоящий рыцарь.
2. Роман о странствующем рыцаре. Главный герой Дон Кихот. Он был смел и безумен и делал вещи, которые не мог делать обычный человек.
3. Он во всем видел красоту.


Манилов - филантроп, прожектер, бездельник. Собакевич - мизантроп, кулак, выжига. Ноздрев - мошенник, картежник, расточитель. Коробочка - ханжа, тупица. Плюшкин - скряга, человеконенавистник, накопитель. Какие разные характеристики, не правда ли?
Характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: Манилов - Собакевич, Ноздрев - Плюшкин. Единственная помещица в поэме - Коробочка - выглядит как промежуточное звено между ними.
Было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. Но не так делает Гоголь: пустой филантропии Манилова противостоит явная мизантропия Собакевича, дикой расточительности Ноздрева - безумная страсть к накопительству Плюшкина. Каждый помещик - своего рода нравоучительная иллюстрация, "человек-страсть", то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. В этом структурное сходство персонажей "Мертвых душ". Примерно так же строились образы комедии классицизма. Например, у Мольера: Тартюф - ханжа, Журден - глупый самолюбец и т. д.
Гоголь творил во времена, когда зарождался метод критического реализма, который стал логическим продолжением классицизма просветительского. Новый художественный метод давал возможность не только детально разрабатывать характеры героев, но и делать глубокие обобщения. Однако на материале "Мертвых душ" заметно, что Гоголь не был готов сделать далеко идущие социальные выводы, как это пытались доказать советские литературоведы. Его абстрактная "Русь", к которой Гоголь не устает обращаться, представляет собой не что иное как утопию, выдуманную самим писателем в далекой Италии. При этом, что особенно любопытно, образы помещиков составляют некую антиутопию, которая мало похожа на реальную картину российской жизни той эпохи. Помещики "Мертвых душ" - это экзотические творения писательского воображения, у них могли быть лишь весьма отдаленные прототипы. Здесь становится заметна разница между образами помещиков, заключающаяся в той мере вреда, которую каждый из них способен нанести обществу. Манилов и Собакевич сами по себе безвредны. Лишь множество маниловых и собакевичей способны принести сколько-нибудь заметный ущерб: первые - своей бесхозяйственностью, вторые - жадностью.
А вот Ноздрев и Плюшкин не такие. Они представляют собой активную разрушительную силу. Ужасающий пример Плюшкина, "прорехи на человечестве", может быть заразительным в обществе, где существует эксплуатация человека человеком и нет твердых моральных устоев. Ноздрев с его патологической страстью к игре во всех ее проявлениях еще более опасен: для него нет ничего святого, а его пример гораздо более заразителен, чем пример Плюшкина. Заметим, что в России 19 века увлечение азартными играми среди дворянства приводило к разорению богатейших имений.. .

Былина относится к владимиро-суздальскому периоду (12-13 век) - после утраты могущества Киевом начали возникать княжества (Владим.-Сузд.), каждое из которых восхваляло своего героя, который пришел на смену Добрыне Никитичу. Им стал Илья Муромец.

И.М. обретает силу, слезает с печи и отправляется в Киев к князю. У реки Смородиной встречает Соловья-Разбойника. СР описан очень грозным персонажем, но ИМ не испытывает в борьбе с ним никаких трудностей, вырубает его с одного удара. Это говорит о невероятной силе Ильюши и о том, что нечисть на Руси будет бита. СМ символизирует набеги неприятелей (монголо-татар). ИМ - символ чести, доблести и несокрушимости Руси.

Добрый вечер! Обращаюсь ко всем вам, кто видит это задание. Пожалуйста, напишите список ВСЕХ героев произведения "Три мушкетера"

Прочитайте стихотворение. В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо го

Помогите составить план.Ромашка. Это тот цветок, который можно найти на любом поле или лужайке. Рома́шка — многолетнее растений

Ответьте на вопросы по рассказу "Кавказский пленник": 1)Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге? 2)Какой представилась

Читайте также: